Анализ «Сказания о белгородском киселе. Нестор летописец - сказание о белгородском киселе Пересказ сказание о белгородском киселе краткое содержание

Анализ «Сказания о белгородском киселе. Нестор летописец - сказание о белгородском киселе Пересказ сказание о белгородском киселе краткое содержание

На вопрос краткий пересказ сказки о белгородском киселе. краткий пересказ сказки о белгородском киселе заданный автором Илья Кармацкий лучший ответ это Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп) . Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй – с медовой сытой.
На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: "Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. " И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту.
Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Ответ от ¦Ег?¦ ???у?? [гуру]
Там не много, прочитайте
В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.
И собрали в городе вече1 и сказали:
- Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.
Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:
- Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.
Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им:
- Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.
Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
- Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.
Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.
И пришли они в город, и сказали им люди:
- Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.
И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».
Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.


Ответ от Даниил Карлов [активный]
А прочитать лень?


Ответ от Владислава Терехова [новичек]
Данил Карлов, да!


Ответ от Екатерина Ширинкина [новичек]
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? - сдадимся печенегам - кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода». Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли». Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.


Ответ от Кристалина Мина [новичек]
В сказании говорится о хитрости старца. Когда печенеги осадили город и стало нечего есть, жители города собрали собрание, а старцу рассказали, что жители города не протянут долго из-за осады. Старец велел взять остатки муки (зерна, отрубей) в одну кадку и меда в другую. Кадки поместили в колодцы. Затем в город позвали печенегов и сказали им, что еду дает сама земля, достали еду из колодца и накормили печенегов. Печенеги поняли, что им не взять города измором и ушли


«Сказание о белгородском киселе» – рассказ о находчивости русских людей, их любви к родине. Текст дошел до нас благодаря Нестору летописцу, автору «Повести временных лет». Нельзя забывать, что летопись появилась в 1113 г., тогда как описываемые в сказании события датируются 997 г. Таким образом, можно утверждать, что Нестор записал рассказ из уст народа. Определить, что в нем правда, а что вымысел тяжело.

Тема «Сказания о белгородском киселе» – осада Белгорода и спасение русичей. Автор доказывает, что находчивость и хитрость помогает выбраться из любой передряги. Кроме того, он утверждает, что любовь к Родине сильнее физических страданий. Жанр произведения - предание. Не смотря на то, что в нем есть место вымыслу, основой произведения стали о реальные события, кроме того, в нем упоминается деятель истории.

Сюжет предания простой, что характерно для древнерусской литературы. Последовательность сюжетных элементов правильная. Начинается предание с экспозиции: автор рассказывает об условиях, в которых происходили ключевые события. Завязка – облога города печенегами. Развитие событий – рассказ о голоде и решение жителей сдаться, совет мудрого старца. Кульминацией является рассказ о том, как горожане позвали печенег, чтобы показать им колодцы с пищей. Развязка «Сказания…» лаконичная: печенеги поверили обману русичей и отступили.

Система образов произведения не очень разветвленная. В нем есть сборные образы белгородцев и печенег, которые являются «фоном» для рассказа о мудром старце. Последний – главный герой «Сказания…». Печенеги изображены как подлый народ, нападающий на беззащитных горожан. Враги белгородцев наивные и глупые, так как их легко обвели вокруг пальца. В то же время, печенеги терпеливые, ведь дожидались, пока русичи сдадутся, изнеможенные голодом.

Русичи – народ, который может терпеть голод ради спасения родных земель. Несмотря на то, что белгородцы собирались сдаться врагу, их нельзя назвать трусами. Люди просто потеряли надежду на спасение. Нетрудно догадаться, что князь забрал сильных мужей на войну, поэтому в бой белгородцы вступать не могли. Старец – воплощение народной мудрости и силы духа. Это рассудительный человек, который умел сохранять спокойствие даже в самых безнадежных ситуациях.

В тексте «Сказания» очень мало языковых средств, что приближает его к разговорному стилю. В тексте автор использовал лишь эпитеты: «великая война», «сильный голод», «пресладкая сыта». Метафор и сравнений нет, но это не делает рассказ беднее. В предании немало историзмов, которые отображают реалии эпохи Нестора: князь, вече, сыта, латки, корчага.

Привлекают внимания повторение союзов в соседних предложениях и на границах сложных синтаксических конструкций. Эта стилистическая фигура называется полисиндетон. Она распространена не только в фольклорных текстах, но и в библейских.

«Сказание о белгородском киселе» было написано более тысячи лет назад, но, благодаря интересному сюжету и вечным идеям, оно остается актуальным и для современных читателей.














Новгород,Николо- Дворищенский сопор. Фрагмент фрески "Иов на гноище»




Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Монастырь был одним из культурвых центров Пскова, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частносто «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была погата.








Еще одно, последнее сказанье И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанвый от пога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердвый, безымянвый, Засветит он, как я, свою лампаду И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православвых Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро А за грехи, за темвые деянья Спасителя смиренно умоляют.
Въ л ѣ то Володимеру шедшую к Новугороду по в ѣ рхъние во ѣ на печен ѣ гы, б ѣ по рать велика бес перестук. В то же время ув ѣ даша печен ѣ з ѣ, яко князя н ѣ ту, придоша и сташа около Б ѣ лагорода. И не дадяхуть выл ѣ сто из града. Б ѣ по голодъ великъ вь град ѣ, и не лз ѣ Володимиру помочи, и не б ѣ лз ѣ пойти ему, и еще по ся бяхуть не собрали к нему вои, печен ѣ гь же б ѣ множество много. И удолжишася, стоячие вь град ѣ люди, и б ѣ глад великъ. И створила в ѣ че вь град ѣ и р ѣ ша: «Се хочешь помрете от глада, а от князя помочи н ѣ тъ. Да луче ли вы умрете? Вдадимся печен ѣ гомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвить, уже помираемь от глада». И такой св ѣ тъ створила. И б ѣ же одинъ старець не былъ в в ѣ чи томь, вьпрашаше: «Что ради створила в ѣ че людье?» И пов ѣ даша ему, яко утро хотять ся людье передачи печен ѣ гомъ.

Народным преданием в летописи является "Сказание о юноше-кожемяке" (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и "не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу". И предложил печенежский князь Владимиру: "выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И послал Владимир глашатаев со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?", но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень "велик и страшен". В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал "тужить" Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. "И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста". Автор рассказывает, как "схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их" 1 .

Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.

В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации 2 , враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.

Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. "Сказание о белгородском киселе" — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и "не давали выйти из города, и был в городе сильный голод... И затянулась осада города". Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. "И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”". Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а "собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой". На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. "Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане" 3 . И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.

Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, "чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву".

Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. "Повесть временных лет"
    • "Сказание о юноше-кожемяке". "Сказание о белгородском киселе"

Что такое летопись и о чем она нам расскажет? Как выглядели погодные записи? Киево-Печерская Лавра и ее летописцы. «Повесть временных лет». Чего ради летописец рассказывает предание о белгородском киселе?

Тема: Летописи

Урок: Летописи

«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите, и откуду Русская земля стала есть» - так по-древнерусски звучит начало одной из древнейших дошедших до нас русских летописей, которую по первым словам называют обычно «Повесть временных лет». Над этой летописью трудилось много людей. Первый свод этой летописи назывался Древнейший и был составлен еще 1037 году, его автора мы не знаем. Потом его дописывали и дорабатывали монахи Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр.

Таким представлял себе летописца скульптор Антокольский:

Рис. 1. Нестор-летописец

Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр - монахи Киево-Печерской лавры. Именно в лавре была создана «Повесть временных лет» История Киево-Печерской лавры начинается в 1051 г. Она была основана греческим монахом Антонием в пещерах близ Киева (сейчас в центре города). В 11 веке монастырь стал главным центром распространения православия на Руси, а уже в 12 веке получил почетное название Лавра (так называли только самые-самые важные мужские монастыри).

Рис. 2. Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо-татар - и центром сопротивления врагам. Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево-Печерским святыням.

Прочитайте фрагмент летописи:

В лето 6534. Ӕрославъ сьвокупи воӕ многы. и приде 3 Кыєву. и створи миръ с братомъ своимъ. Мьстиславомъ. оу Городьца А. и раздѣлиста и Б 4 по Днѣпръ. Рускую землю 5 . Ӕрославъ приӕсу 6 Вперёд. а Мьстиславъ ѡну. и начаста жити. мирио. и вь братолюбьи 7 . и преста В оусобича Г и мѧтежь. и бы с̑ тишина. велика в земли Д

В лѣ т̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е. Родисѧ третии сн҃ъ. Ӕрославу. и нарече имѧ єму Ст҃ославъ.

В лето 6537 мирно 8 лѣ т̑ 9

В лѣ т̑ . ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и. сего лѣта. иде Ӕрославъ на Чюдь. и побѣди ӕ . и постави городъ Юрьєвъ 12 . в се же времѧ . оумре А Болеславу 13 Великому 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и бы с̑ мѧтежь великъ 17 в Лѧдьскои земли. и вьставше людьє . избиша єп с̑ пы. и попы и боӕры 18 своӕ . и бы с̑ мѧтежь. вь нихъ ❙

Каждая летописная статья начинается словами «В лето…» , после которых излагаются события, случившиеся в этот год.

Только год называется странный 6534, 6535. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь считает время от рождества Христова.

До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». Этот расчет был принят при простом погодовом пересчете событий священной истории от Адама до нашего времени. Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. 19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира".В Европе это летоисчисление - от рождества Христова (года Господня Anno Domini) введено римским монахом Дионисием Малым в 525 г.

В 1582 году по распоряжению римского папы Григория 13 был разработан Григорианский календарь, к 18 веку на летоисчисление по григорианскому календарю переходят большинство европейских стран. А Россия до 1918 года жила по юлианском календарю, введенному еще до нашей эры Гаем Юлием Цезарем. К 1918 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 13 дней и все увеличивалась. Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1918 год начался с 13 января. Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 13 на 14, хотя правильнее было бы уже с 14 на 15 праздновать.

Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии.

Почему же каждому летописцу было так важно начать с начала? Почему было просто не продолжить рассказ?

В Древней Руси человек не мог оторвать событие настоящее тех, что ему предшествовали, настоящее - это только звено в цепи, связывающей прошедшее и будущее. «Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории»

«Развивается своеобразное «панорамное» зрение. Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, сразу и легко переходит от событий в одном княжестве к событиям в другом - на противоположном конце Руси» Д.С.Лихачев

Панорама - от греческого «видеть все»

«Повесть временных лет» заканчивается 6621 годом (по современному летоисчислению 1113 годом), оригинал ее был утрачен, и она сохранилась только как часть других летописей: Лаврентьевской и Ипатьевской.

Поэтому летопись - это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу).

Прочитайте одно из таких преданий «Сказание о белгородском киселе», включенных Нестором в летопись. Как вы думаете, с какой целью он это сделал?

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов () так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом . И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: "Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода". И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: "О чем было вече?". И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: "Слышал, что хотите сдаться печенегам". Они же ответили: "Не стерпят люди голода". И сказал им: "Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: "Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей". Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: "Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем". Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: "Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами". И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки . И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: "Не поверят нам князи наши, если не отведают сами". Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

Даже из самой безвыходной ситуации можно выйти победителем. Враг может быть сильнее, но его можно победить хитростью.

Есть пословица «Хитрость силу берет», она очень кратко и точно формулирует основную мысль сказания.

В драме «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина летописец Пимен говорит о молодому монаху о смысле своей работы, смысле своей жизни так:

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

Получается, самое главное в труде летописца - правдивость. Именно летописи дают возможность нам, далеким потомкам, узнать о предках, их деяниях, подвигах и преступлениях, представлениях о добре и зле, а значит, летописи, рассказывающие о прошлом, в большой степени определяют наше настоящее и даже будущее.

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 48 -52.

Прочитайте еще один отрывок из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока киевлянина». В чем сходство и в чем различие этих сказаний, включенных в летописный свод.