Буддизм- религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например Мара-Бог желаний).Почему так? Эссе на тему: «Почему Будда не Бог, а буддизм называют «религией без Бога»? Почему буддизм называют религией без бога.

Буддизм – древнейшая мировая религия, входит в три самые распространенные мировые религии наряду с христианством и мусульманством.

В буддизме нет конкретного личностного бога или божеств, как Иисуса Христа в христианстве, Аллаха в исламе или Ягве в иудаизме, которым поклоняются. Буддизм проповедует освобождение человека от жизненной суеты, «колеса страданий и страстей» и достижение блаженства души – нирваны . Названа религия в честь ее пророка, учителя Будды , который был человеком, но затем вознесся и достиг нирваны.

Распространен культ поклонения статуям Будды . Буддистские храмы по всему миру можно узнать по яркому разноцветью их убранства и фасада. Хотя сам Будда не только не требовал поклонения себе, статуй и молитв своей персоне, но и отрицал это, считая себя не спасителем. Но простым человеком, просто достигшим осознания великих вещей и передающим их людям. Само имя «Будда», которое взял себе Учитель, означает «прозревший» либо «просветленный».

Буддизм как минимум на половину тысячелетия старше христианства и уж точно заметно старше ислама.

Буддисты верят в переселение душ (реинкарнацию) . Эту веру они заимствовали из близкой религии – индуизма. Человеческая жизнь, как верят они, не кончается со смертью, а человек живет снова, в ином теле, возможно, не человека. Может, ему доведется родиться снова принцем, а может – нищим неходячим калекой. Может, пчелой или осой, облезлым ослом, а возможно – домашней кошкой короля.

Считается, что сам Будда, прежде чем родиться и вырасти Великим Учителем, прошел много жизней: побывал и пастухом, и каменщиком, и артистом. Испытания в этих жизнях дали ему опыт, нужный для того, чтобы просвещать людей и нести им свет.

Буддизм проповедует мирную жизнь без насилия, запрещает убийство, проповедует равенство всех людей от рождения независимо от происхождения и богатства. В отличие от другой крупной религии мира, индуизма, где люди от рождения делятся на высшие и низшие касты. Не зря очень спокойный и миролюбивый человек, «пребывающий в созерцании мира», часто заслуживает прозвище «буддист».

Искусство буддизма часто проявляется в создании статуй и статуэток Будды Просветленного. Самая высокая статуя в мире, рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса – это как раз статуя Будды.

Среди обрядов буддизма распространен институт монашества. Буддистские монахи проживают в монастырях, дают обет безбрачия. Их можно узнать по бритым головам и ярко-оранжевым одеяниям. Монастыри буддистов – это центры книжной культуры буддизма, восточной медицины, иногда даже спортивные центры и центры боевых искусств. Мировой глава буддистов, что следит за соблюдением обрядов и канонов религии – Далай-лама .

Буддизм в России исторически распространен в некоторых областях Восточной Сибири, в Республике Тыва, в Бурятии, на Алтае. Здесь это – традиционный культ религии. Известен сибирский лама Итигэлов, почитающийся буддистами святым – его мощи после смерти остаются нетленными уже несколько десятилетий. Верующие буддисты считают, что лама не умер, а на время покинул свое тело, он когда-нибудь проснется и заговорит с людьми о той мудрости, которую познал, когда пребывал вне тела.

Буддизм. Религия без Бога. М.Ф. Альбедиль

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Буддизм: Религия без Бога М.Ф. Альбедиль. ПРЕДИСЛОВИЕ. Буддизм - древнейшая мировая религия, названная по имени ее основателя Будды Шакьямуни. Сами буддисты ведут отсчет времени ее существования с момента кончины Будды, однако мнения о годах его жизни расходятся. Согласно школам южного буддизма, он жил в 624–544 гг. до н. э. - таким образом, буддизм старше христианства на пять, а ислама - на двенадцать столетий. Мировой эта религия называется потому, что она не привязана к какому-то одному народу и легко преодолевает национальные и государственные границы. Ее может исповедовать любой вне зависимости от расы, национальности, пола и возраста: главное, чтобы человек стремился работать с собственным сознанием. Буддизму чужда всякая ограниченность, поскольку его стержнем является движение к духовному совершенствованию, находящееся поверх всех барьеров. Вероятно, именно поэтому, как писал отечественный буддолог Ф. И. Щербатской, эта религия «ярким пламенем живой веры горит в сердцах миллионов своих последователей… воплощает в себе высочайшие идеалы добра, любви к ближнему, духовной свободы и нравственного совершенства». Буддизму принадлежит особая роль в истории всего Евразийского континента, духовное пространство которого в течение последних двух тысячелетий складывалось под его влиянием. Его духом пропитаны многие культуры Востока - индийская, китайская, японская, тибетская, монгольская и др. Ученые спорят: можно ли считать буддизм религией? Ведь в нем нет бога, подобного христианскому или исламскому; нет и столь многочисленных богов, как в индуизме, главной религии Индии, где зародился и буддизм. Нет в нем и церкви, посредницы между Богом и людьми, как нет и представлений о душе и ее бессмертии, свойственных большинству религий. Буддизм никогда не нуждался в инквизиции. В его контексте невозможно представить себе ситуацию отречения Галилея, отлучения Спинозы или сожжения Джордано Бруно. Наконец, эта религия не грозит вечными адскими муками, но и не сулит райского блаженства или спасения на небесах, а обещает нирвану - ничто, небытие, или, иными словами, осуществление высшего духовного потенциала человека. Неудивительно, что многим на Западе буддизм кажется странным отклонением от самого понятия религии, образцом которой часто служит христианство. Этот взгляд выразил буддо-лог XIX в. Ж. Бартелеми-Сент-Илер: «Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, состоит в том, чтобы своим грустным контрастом подать нам повод еще более ценить неоценимое достоинство нашей веры». Однако сейчас взгляд на буддизм изменился. Многие его черты оказались созвучны современной культуре Запада. Идеями дзэн-буддизма увлекались писатели Дж. Дэвид Сэлинджер и Дж. Керуак, художники Винсент Ван Гог и Анри Матисс, композиторы Густав Малер и Джон Кейдж. Признаки его влияния заметны и в спорте, и в искусстве составления букетов, и в церемонии чаепития. Некоторые западные ученые вообще считают, что дзэн-буддизм - символ культуры нашего времени и что в нем можно обнаружить истоки таких важнейших идей современности, как теория относительности, теория вероятности, понятие моделирования, физико-математические категории функции и поля. Пожалуй, современному человеку ближе всего восприятие буддизма как науки, причем самой настоящей науки о человеке. Вероятно, именно в таком качестве он и возник, вся религиозная атрибутика появилась позже. В самом деле, Будда действовал и вел себя как ученый-экспериментатор, без всяких скидок на те далекие времена. Но материалом, объектом и инструментом его исследования служили не внешние предметы и не абстрактные интеллектуальные построения, а наблюдающий и исследующий сам себя ум. Основатель нового учения обрел истинную, не показную и не книжную мудрость не при штудировании пыльных научных фолиантов, не в беседах с учеными мужами и не в самоистязании. Нет, он достиг ее в простой тишине погруженности в себя, в свои собственные глубины - путь вовсе не сверхъестественный и доступный каждому из нас. Результатом оказалось великое чудо прозрения, обновления сознания, осмысленность каждого мгновения жизни, духовное благородство, гармония с окружающим миром. Таким образом, Будда не навязывал догм, принципов, ритуалов, духовных практик. Он учил нас смотреть на мир чистыми глазами и верить самим себе, своему собственному опыту. Это и составляет главное ядро его учения, его открытие и подвиг его жизни. По преданию, жители одного из селений спросили однажды у Будды, как среди множества религиозных учителей выделить тех, кто достоин доверия. Будда ответил, что никому нельзя слепо верить - ни родителям, ни книгам, ни учителям, ни традициям, ни ему, Будде. Нужно пристально всматриваться в собственный опыт и наблюдать, какие вещи ведут к большей ненависти, алчности, гневу. От этих вещей нужно уходить, а культивировать те, которые ведут к большей любви и мудрости. В буддизме не играет особенной роли и вера в самого Будду. С точки зрения буддистов, в прошлом уже было множество будд и будет их также немало. В некоторых течениях буддисты больше чтят не Шакьямуни, а других будд, например, в Японии для амидаистов самым главным является культ Будды Амиды. Этика буддизма также не уникальна, хотя заповедь «Не убий!» была сформулирована в ней задолго до современных религий. В своих главных принципах она созвучна многим философским этикам, религиям и, наконец, обычной гуманности отношений между людьми. Но буддизм не ограничивается этикой; он идет дальше, дополняя благие абстрактные призывы, редко работающие в реальной жизни, конкретными и вполне действенными практиками духовного самосовершенствования. Медитационный метод, предлагаемый им, естественен, как само дыхание, и полезен всем хотя бы потому, что приносит по меньшей мере здоровье и счастье, а в конечном итоге - жизнь на другом, более высоком духовном уровне. Он затрагивает глубинные психофизиологические механизмы человека, что, конечно, менее заметно, но более действенно, чем политические, социальные или даже иные религиозные акции, имеющие дело с большими массами людей. Наконец, буддизм заставляет признать, что мир существует не только снаружи. Совершенно особый, захватывающе бездонный мир таится и у каждого из нас внутри, и нет более интересного путешествия, чем погружаться в его глубины и переживать чудо этого таинственного мира и своего существования. Мудрость, Сила, Любовь - вот что может стать итогом подобных внутренних путешествий и занятий. Разве это не настоящий прогресс человечества? Не считать же проявлениями такового технологические достижения и сугубо количественное наращивание грязных энергий, то и дело приводящих наш мир к катастрофам! Случайно ли буддизм стал всеазиатской религией? Он достиг пика своего развития в IX в., когда под его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих островов. Тогда буддизм оказывал весьма заметное влияние на другие религии этого субконтиента: индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии, бон в Тибете, шаманство в Центральной Азии. Влияние было взаимным: все эти национальные религии не только воспринимали многие буддийские идеи, но и сами изменяли буддизм. Однако после IX в. он пережил упадок в Индии. К XII в. буддизм был вытеснен за ее пределы, но продолжалось его победное шествие по странам Азии, которое началось еще до новой эры. И сейчас большинство народов Азии исповедует буддизм и воспринимает его как истинную религию. Большая часть его приверженцев живет в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Тибете, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе. В конце XIX - начале XX в. буддизм перешагнул за пределы Азии; его последователи появились в странах Европы и Америки. Во Франции и в Германии он стал третьей по распространению религией после христианства и ислама. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют в Бурятии, Калмыкии, Туве, а также в Забайкальском округе и Иркутской области; буддийские общины существуют также в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах. Удивительно пластичный, буддизм принимает разные формы в зависимости от того, в какой стране он распространен: в Японии он соединяется с национальными синтоистскими верованиями, в Китае говорит со своими приверженцами на языке китайской культуры, а в Шри-Ланке пронизывает сингальскую культуру. Кстати, точное количество буддистов назвать невозможно, поскольку Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям почитать их. Нет, он только предупреждал, что почитание богов может принести временное облегчение, но мало помогает в деле полного духовного освобождения от мучительных тягот мирской жизни. Поэтому приводимое обычно число сторонников буддизма - около четырехсот миллионов - весьма условно. Большинство из нас воспринимают буддизм как религию экзотическую, чужую и далекую. Между тем это совсем не так. Со времени императрицы Елизаветы Петровны вплоть до сталинской эпохи он был официально признанной религией Российского государства. В 1991 г. скромно и почти незаметно отмечался юбилей - двухсотпятидесятилетие установления буддизма в восточных пределах нашего Отечества. Однако отсчет времени велся от его официального признания, реальное же проникновение буддизма в Россию началось гораздо раньше. Связи России с буддийским Востоком старинные, их истоки уходят в глубь веков. С древних времен тянулись на Восток русские миссионеры и купцы, а путешественники искали пути - по морю и по суше, - которые вели в страны Востока, в том числе и на родину буддизма, в Индию. Не будем забывать и о геополитических факторах: российские территории расширялись преимущественно за счет восточных, а не западных направлений. Как отмечал академик В. П. Васильев, русских толкал в Азию сам ход исторических событий, и предел этого движения заранее установить было невозможно. На протяжении всей нашей истории Восток в силу различных обстоятельств был близок, и потому неизбежным оказывался активный обмен духовными ценностями. Вспомним, что сама принадлежность России к западному миру далеко не всегда считалась окончательно установленной и что Восток для нас был и остается понятием не только географическим: с ним связываются также представления об иных культурных и духовных ценностях. Отечественный ориентализм проявлялся не только в науке, но и в поэзии, живописи, архитектуре и, наконец, в философии русского космизма. Первая волна буддизма подступила к южным границам нашего Отечества на рубеже новой эры, хотя достоверно об этом стало известно сравнительно недавно. Сообщения древних путешественников уже давно заставляли ученых предполагать, что на территории современной Средней Азии до победоносного вторжения в ее пределы «всадников Аллаха» и утверждения там в VII–IX вв. ислама существовал буддизм. Буддийские паломники сами писали о распространении своей религии в тех краях. Буддизм исповедовало тогда большинство местного населения, и хотя он не был там господствующей религией, он сыграл в истории и культуре домусульманской Средней Азии весьма значительную роль. Это предположение в полной мере подтвердили археологические исследования, начатые в Средней Азии в 20-х гг. XX столетия. Сейчас известно около трех десятков буддийских памятников, обнаруженных в этом регионе: храмы, ступы, монастыри и иные постройки, относящиеся ко П-Х вв. н. э. Они открывают нам неизвестный буддийский мир Средней Азии. Распространение буддизма началось здесь в первые века новой эры, когда

Буддизм является одной из мировых религий и имеет более миллиарда последователей. Появился буддизм еще в V веке до нашей эры на территории Индии и назван так по имени основателя Будды, который был царевичем. Он был окружен роскошью и удобствами, но реальная жизнь все-таки проникала за стены дворца, что заставляло Будду задуматься о ее неприглядной стороне. В двадцать девять лет он ушел из дворца и стал отшельником. Сначала он практиковал аскетизм, но вскоре понял, что от этого больше вреда, чем пользы. В 35 лет он благодаря медитациям достиг Пробуждения и стал Буддой (санкср. буддха – Просветленный). Осмыслив свое открытие, он начал проповедовать новое знание другим. У Будды появилось множество последователей.

Буддизм является не просто религией, но философским учением о духовном пробуждении. Есть множество определений этого термина, потому что буддизм не может объяснятся только как религия, потому что это учение об этике, культура, наука. Буддизм крепко связан с историей Востока, с нравами и обычаями людей, являясь важной частью культуры. Сам термин «буддизм» был введен европейцами в XIX веке, последователи же называли учение «Дхарма» (закон) или «Буддхадхарма» (учение Будды).

В основе учения лежит то, что весь мир - это страдания, а причиной этих страданий являются сами люди из-за своей привязанности к материальному. Люди не хотели видеть мир таким, какой он есть, создавая себе иллюзии. Будда же говорил, что необходимо выйти из этого состояние вечных реинкарнаций, достигнуть нирваны, состояния пробуждения. Все это можно совершить, если следовать пяти заповедям, устранить привязанности, а также путем медитаций.

Будда утверждал, что его учение не дано ему никаким божеством, что он пришел к нему сам. Его учение не является чем-то обязательным для строго следования, результаты зависят от самого человека. «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет - чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Для нас, людей, привыкших к монотеистическим религиям, непонятно, почему буддизм вообще называется религией, ведь религия - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации . Что касается буддизма, то он сильно отличается от этих характеристик определения «религия». Во-первых, в буддизме нет всемогущего Бога-творца, во-вторых, нет ответа на вопрос о сотворения мира, в-третьих, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению), в-четвертых, религиозной организации, аналогичной церкви. Все эти различия подталкивают к ответу на первоначально поставленный вопрос.

Сам Будда никогда не считал себя божеством или посредником между божественным миром и миром людей, а лишь говорил, что пережил опыт, который передает другим. Он выступал резко против собственного культа, хотя после его смерти культ все-таки появился, но нельзя сказать, что Будда является богом или неким сверхъестественным существом, вера в которое поддерживает буддизм. Однако есть некоторые школы, которые придают Будде божественные характеристики, сверхъестественные способности. Сарвепалли Радхакришнан говорил, что «религиозный инстинкт человека требует бога, и поэтому в практической религии буддистов был обожествлен сам Будда, несмотря на его же предупреждения». Но это скорее исключение. Самое главное в буддизме это достижение нирваны, буддизм - это больше философия, которая ставит себе эту цель. Будда не бог, потому что достиг нирваны человеческими усилиями, то есть у каждого человека есть возможность достигнуть этой высшей цели.

Будда считал веру в Бога вредоносной, потому что бог является препятствием на пути к достижению нирваны, однако нигде позиция Будды не является атеистической. Что же касается других возможных божеств, то в буддизме присутствует несколько типов Брахм, но они не воспринимаются как божества, а другие боги из индуизма с буддисткой точки зрения выглядят как некие существа, которые являются пленниками сансары.

Буддизм не отрицает существования сверхъестественных существ, но при этом не придает им никаких божественных характеристик и сил, дающих способность на творение или спасение/наказание. Все эти существа могут влиять на жизнь не более чем люди или животные, то есть боги фактически приравняются к людям, страдающих в сансаре, и именно поэтому в буддизме и нет классического для нас понимания бога, потому что боги и люди равны. А если все равны, если и боги, и люди пытаются достичь нирваны, если обычный человек способен ее достичь, то боги не воспринимаются как могущественные существа, способные решать человеческую судьбу и творить мир, то есть не являются центром религии, поэтому буддизм «религия без бога».

Многие ученные отмечают, что буддизм самая рациональная религия, которая не отрицает многие научные теории, в отличии от других мировых религий. Все, что научно доказано, принимается в буддизме, даже если это противоречит основам. В некоторых моментах возникает вопрос, возможно ли объяснять буддизм как религию в западном понимании? И если нет, то первоначально заданный вопрос этого эссе исчезает сам собой.

Использованная литература:

1. Индийская философия древности и средневековья / Под общ. ред.: Н. А. Канаева. М. : Институт философии РАН, 2008.

2. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. - 2007.

3. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

4. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М.: ИФ РАН, 2003.

5. Dr. Martin J. Verhoeven. Buddhism and Science: Probing the Boundaries of Faith and Reason. // Religion East and West, Issue 1, June 2001.

6. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009.

7. Hayes, Richard P., "Principled Atheism in the Buddhist Scholastic Tradition, " Journal of Indian Philosophy.

8. Сарвепалли Радхакришнан. Индийская философия. Том первый. М., 1956.


Толковый словарь русского языка

Все ниже приведенное я счел нужным написать, так как многие пишушие о религиях или атеизме (посмотрите, какие разгорелись страсти на сайте гайдпарка между верующими и атеистами!) забывают или не знают, что существует религия без Бога – буддизм (правда, этот настоящий буддизм, по уверению Ошо, умер вместе с Гаутамой Буддой, так как в дальнейшем священнослужители пошли на компромисс с желаниями народа: дали народу то, что он хотел, то есть то же, что и остальные религии - в конечном счете утешение через идеи Бога, совершенства, бесконечности, которые вместо того, чтобы дискредитировать идею человеческого эго, еще больше ее приукрашивают).

Как писал в своей книге Ошо (Ошо "Будда: его жизнь и учение. - М.: ООО "Издательство АСТ". : ООО "Издательство "Астрель"; 2004. - 144 с. : ил.), "...все системы, основанные на вере, ядовиты, все эти системы - препятствия.
Он не верующий. Но он и не атеист, потому что он говорит, что некоторые люди верят в Бога, другие не верят, но все они верующие. Его неверие так глубоко, что даже те, кто говорит, что Бога не существует, и верят в это, неприемлемы для него. Он говорит, что недостаточно утверждать, что Бога нет. Если вы мыслите как ребенок, вы найдете себе другой источник Бога" (стр. 123) (т.е. другого утешителя).
"Первое - он отрицает Бога.
Второе - он отрицает рай, небеса. Он говорит: рай - ничто
и ное, как неудовлетворенные сексуальные желания, неудовлетворенное желание перен е стись в другую жизнь, жизнь вовне, жизнь после смерти. И, кажется, он а б солютно прав. Если вы найдете описание рая в исламе, христианстве, иудаизме, вы совершенно четко поймете, что он имеет в виду. То, что остается невыполненным здесь, вы переносите на другую жизнь. Но желания остаются те же!" (стр. 122).

"Христианский, мусульманский, иудейский или индуистский рай - все они ничто иное, как неосуществленные, перенесенные желания, подавленные желания, разбитые мечты. Конечно, в этом человек находит утешение:"Вам не удалось осуществить их здесь или там. Рано или поздно вы придете к Богу. Все, что вам нужно будет делать, - продолжать молиться ему, кланяться перед каким-то образом или идеей, или идеалом и продолжать радовать его." (стр. 123).
"Награда, естественно, ожидает вас после смерти, потому что даже самые хитрые священники не могут обмануть вас в этой жизни - даже они не могут. Они знают, что желание остается неосуществленным, поэтому им нужно было изобрести загробную жизнь. Никто не знает, есть ли она, но люди продолжают очень легко обманываться"(стр. 123).
"Будда не обещает вам никакого рая, он не верит в рай. Так же как не верит в вечное блаженство на небесах. Точнее, в блаженство он верит, но это не вера как таковая. Когда потеряны все эдемы и оставлены все желания, вдруг выясняется, что блаженство заложено внутри нас. И для того, чтобы достичь этого блаженства, не нужно абсолю т но ничего: никаких добродетелей и аскетических условий жизни, никаких жертв" .

"Единственное, что требуется, - осознание истинного положения вещей. Путь Будды - есть путь осознания" (стр. 128).
"Будда не верит нив Бога, ни в душу, ни в рай. В чем же состоит его учение? Его учение - это жизненный путь, а не вера. Его учение очень научно, очень эмпирично, очень практично. Он - не философ и не метафизик... Будда говорит: ты можешь изменить свою жизнь - тебе не нужна для этого вера. На самом деле вера - препятствие на пути к серьезным изменениям. Начни свой путь с избавления от верований и суеверий, от метафизики и от различных догм. Начни свой путь абсолютно обнаженным и чистым. Никакой теологии, никакой идеологии. Начни его с пустоты! Только так ты сможешь приблизиться к истине" (стр. 129).

Сам Будда говорил, что все его учение можно свести к одной фразе: ни при каких обстоятельствах ни к чему не привязывайся.
Будда открыл 4 "благородные истины": 1 ) жизнь есть страдание, 2 ) существует причина страдания - желание, 3 ) возможно прекращение страданий, 4 ) существует путь (так называемый восьмеричный путь), ведущий к окончанию страданий.
Т.о., путь Будды - это не путь слепо верующего (в Бога) или слепо неверующего (т.е. слепого атеиста), это путь сомневающегося, проверяющего все на своем опыте, т.е. это есть научный путь познания истины.
"Самый надежный путь к непривязанности лежит через изучение, наблюдение и понимание с
о бственных привязанностей. В стремлении отпустить привязанности есть некая фальш ь . Часто такое стремление отражает желание человека закрыть глаза на реальное положение вещей. Задача же нашей практики - непредвзято наблюдать за происходящим" (стр. 134 книги Розенберга Ларри Секреты медитативного дыхания. - М.: Издательский дом "София", 2006. - 256 с.)

"Просветление никак не связано с понятиями "я" и "мое"; оно выше иллюзии, будто тебе известно, кто ты. В нашем мире поз и титивный самообраз считается преимуществом, но с буддийской точки зрения мудрость заключается в том, чтобы вообще отказаться от любых образов. Самооценка становится источником многих страданий... Медитативная практика состоит в том, чтобы освободиться от любых представлений о себе. Тогда можно делать то же самое, что все остальные люди: есть рис, пить чай и при этом оставаться поистине свободным, искренним и непринужденным" (стр. 80-81 книги Розенберг Ларри. Секреты медитативного дыхания. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 256 с.).

Буддизм не отрицает богов, а понимает их немного иначе. По отношению к Маре, в данном случае, можно использовать как слово "бог", так и "демон". Это проблема перевода и тождества понятий. История искушения Иисуса в пустыне чем-то похожа на историю искушения Будды Марой (Будда жил раньше Иисуса) и здесь важнее ролевое значение, чем то, какой статус имел искуситель. Боги-демоны в буддизме могут быть олицетворением разных человеческих страстей, страхов и пороков. Жизнеописание одного из почитаемых тибетцами будд - Падмасамбхавы, содержит много историй о том, как он обращал в буддизм разных грозных демонов, после чего они стали защитниками дхармы (они называются дхармапалы).

Дхарма (дхамма), буддийское учение рассматривает мир не как сущности, а как процессы и их проявления.

Любое слово и наименование, стоящие за ними психические процессы, любое явление или принцип, воспринимаемое разумом как сущность - рассматривается как обусловленная причинами динамика (для восприятия Бога требуется как минимум ум, развитый мозг, образ в уме, вобравший в себя ряд воспринятых человеком качеств или явлений, и сам язык со всей его историей и структурой, подобранное имя..)

Дхамма учит грамотности и глубине понимания психических процессов самим исследователем. То есть как химия или физкультура не может отрицать или опровергать существование Б., так Божественное не предмет буддийского исследования. Буддийское учение - о качестве инструментария разума, и ваше дело, насколько качественно вы его применяете.

Буддизм сам по себе не отрицает богов, он как бы "не об этом". Помимо предыдущих верных ответов хочется добавить, что, так как буддизм зародился в Индии, то он в какой то мере принял в себя пантеон индуистских богов - буддисты верили что эти боги существуют, но скорее не считали нужным им поклонятся, ежели кто желал поклонятся богам и быть буддистом - противоречия тут не было. Придя в тибет, буддизм принял пантеон местных богов и демонов, то же было в Китае и Японии. С точки зрения дхармы боги - такие же пребывающие в сансаре существа, которые живут долго но тоже смертны и когда нибудь переводятся в людей или даже животных, ну либо достигнут нирваны. Кстати, будда - тот кто фактически мог уйти в нирвану но остался прожить человеческую жизнь, дабы помочь другим живым существам, то есть в какой то мере он стоит выше богов, хоть и не обладает сверхъестественной силой.

Буддизм- религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например Мара-Бог желаний).Почему так?

Буддизм это религия. Ей свойственны легенды, культ личности, массовость. Будда был философом и не был буддистом. Мара, о нем рассказал Будда, люди не видевшие его и не понимающие слова Будды, сделали его Богом в своих легендах о Будде. Этот вопрос имеет два ответа:

1. Мара-Бог, это попытка объяснить "нечто" с пересказанного.

2. Хотите узнать кто такой Мара, повторите путь Будды. Опуститесь в глубь своего сознания, разберитесь в себе, пропускайте все испытываемые чувства через фильтр сознания и вы обязательно повстречаетесь с Мара. После встречи с ним, вы ответите на вопрос кто такой Мара, Бог или демон, является ли он ими.

Буддизм очень много перенял из брахманизма. Да и сам буддизм зародился уже после смерти Будды. Философия Будды сильно отличается от буддийского фольклора.

Ответить