Бунге Николай Христианович: краткая биография. Бунге николай християнович Что сделал н х бунге

2.2 Реформы Н.Х. Бунге

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

г) преобразовать систему налогов;

д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

Выдающиеся русские экономисты

Николай Христианович Бунге родился 23 ноября 1823 года в семье врача, специалиста по детским болезням Христиана-Геораг Бунге (1776-1857), доктора медицины Йенского университета (Германия) и Екатерины Николаевны, урожденной Гебнер...

Проработка денежной реформы впервые началась в мае 1918 г. Предполагалось менять небольшие суммы по номиналу, а все остальное возмещать держателям рублей только частью. Наркомфин И. Гуковский предлагал восстановить обеспечение денег золотом...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

На конгрессе Коминтерна В. Ленин справедливо заметил, что русский рубль можно считать знаменитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон. Борьбе с нулями были подчинены все мероприятия денежной реформы 1922-1924 гг...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Важным достоинством выбранного варианта реформы была возможность ее проведения в короткие сроки. 28 ноября 1922 г. Госбанк приступил к операциям с первой партией червонных банкнот, которые сразу же заместили некоторые функции бумажных денег...

Денежные реформы в XIX веке

Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России...

Денежные реформы в XIX веке

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г...

Денежные реформы в XIX веке

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики...

Денежные реформы в XIX веке

Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров...

Инфляция и пути её снижения

Денежная реформа? осуществляемые государством изменения в области денежного обращения, как правило, направленные на укрепление денежной системы...

Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века

В октябре 1991 г. на Пятом съезде народных депутатов Б.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое не только по форме, но и по существу, т.к...

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в...

Последствия экономических реформ в России

Неуспешными экономическими преобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа, пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита прав собственности, развитие конкуренции. Административная реформа...

Россия в эпоху Петра Великого

Период правления Петра I в отечественной истории историографии обычно рассматривается как начало новой эпохи в истории. Еще Ключевский В.О. заметил «…по упрощенной систематизации вся наша история делилась на два периода: Русь древнюю...

С.Ю. Витте - великий финансист и государственный деятель России рубежа XIX-XX вв.

В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты...

Характерные особенности современных инфляционных процессов

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы...

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

г) преобразовать систему налогов;

д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университета. С 1850 года был там профессором политической экономии и статистики, а позже – ректором.

Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.

Программа Николая Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.

Целью финансовой политики Бунге было установление равновесие бюджета, но достигнуть этого уму так и не удалось.

1881г . – Бунге становится министром финансов. Проводит «податную реформу»: необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у дворян. В 1881г . – были понижены выкупные платежи, 1885г. – полная отмена подушной подати – государство при этом потеряла доход в 55 млн.руб в год, что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные налоги. Наиболее целесообразным Бунге считал подоходный налог, но реализовать эту идею ему не удалось.

1882г . - учреждение крестьянского поземельного банка, кот. представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год в случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались.

Можно сказать что в результате реформы дворяне денег практически не получили: во-первых, государство вычло из суммы выкупа долги, а во-вторых, остальная часть выкупа была выдана в виде государственных ценных бумаг, а не деньгами (а банки принимали эти ценные бумаги по цене ниже номинала). В связи с ухудшением положения дворянства было предложено создание Дворянского банка, кот выдавал бы деньги на производственные цели дворянам (проект Бунге). 1885г . –Дворянский банк открылся, он выдавал привилегированный кредит дворянству (6,5% а затем и 4% в год) независимо от рода занятий.

Железнодорожное строительство : Бунге делает ставку на строительство ж.д. за счет преимущественно казны. Частных компаний способных эффективно работать оказалось всего 5. Остальные ж.д. стали выкупаться в казну. Такой подход Бунге обосновал необходимостью поддержания отечественной промышленности. 1884г. – Екатерининская ж.д. (сейчас Донетская), соединяла Кривой Рог и Донбасс. Это позволило создать здесь новую металлургическую базу (19000г. – 25 заводов).

1887г. – министров финансов стал Вышнеградский. Вся его финансовая политика была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то, что 1887-1889гг. в Европе были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того, был установлен ряд сборов с крестьян (кот собирались осенью). 1891-1892 гг. – неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. 1888г. – госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно. Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, кот носил строго протекционистский характер.

Публицист и государственный деятель; происходит из дворян евангелического исповедания, род. 11 ноября 1823 г. в Киеве, где отец его служил врачом и считался опытным медиком, преимущественно по детским болезням; образование получил в 1-й киевской гимназии и в университете св. Владимира, где кончил курс в 1845 г. со степенью кандидата законоведения. 31 октября того же года Б. определен был преподавателем законов казенного управления в лицей князя Безбородко, а по защите в 1847 году магистерской диссертации: "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850 г., т. LXVIII, № 1) утвержден был 19 декабря 1847 г. профессором лицея, в каковой должности и оставался до 31 октября 1850 года. В Нежине Бунге примкнул к небольшому кружку передовых людей, имевшему благотворное влияние не только на учащуюся молодежь, но и на окружающую среду, педагогическую и общественную.

В темном уездном захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Б. давал в своей квартире уроки по иностранным языкам.

Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое, Б. сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете св. Владимира, и в этом же лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. 16 июня 1852 г. Б. был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию: "Теория кредита" (Киев, 1852) и в том же 1852 г. утвержден экстраординарным профессором, а в 1854 г. - ординарным профессором по кафедре политической экономии и статистики.

В 1865 г., когда прекратил свои лекции профессор полицейского права Н. Д. Иванишев, преподавание этого предмета временно поручено было Б., который в 1869 году окончательно переменил прежнюю кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Б. цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии.

Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (5 вып., Киев, 1873-77), который остался неоконченным и в котором он успел изложить только некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения.

Но при изложении теории экономических вопросов автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов, без связи с фактами, в коих эти законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы.

Кроме начатого курса полицейского права, Б. издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2 изд., 1876) и "Основания политической экономии" (Киев, 1870). Университетская деятельность Б. не исчерпывалась одними только преподавательскими занятиями.

В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Б., в должности ректора по назначению (с 1859-1862 г.), с достоинством стоял во главе Киевского университета.

Но и по возвращении университетам избирательного права Б. дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871-1875 г. и с 1878-1880 г. В 1876 г. Б. утвержден в звании заслуженного профессора: в 1880 г. он оставил Университет.

Б. принадлежал к числу тех ученых профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета.

Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь.

Результатом такой его отзывчивости был целый ряд более или менее капитальных статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отеч. Записках", 1858 г. №8 и в "Русск. Вестнике 1859 г., №2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858 г.) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русск. Вестнике", 1858 г., т. XVII) и о банковой политике (в "Сборнике Государственных Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование: "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя его исследования о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного, между прочим, чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся следующие труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Госуд. Знаний", т. VI, 1878 и т. VIII, 1880 г. Кроме того, Б. перевел и дополнил сочин. А. Вагнера: "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). Учено-литературная деятельность даровитого финансиста рано обратила на себя внимание правительства.

Еще в 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Б. вместе с опытнейшими нашими финансистами приглашен был от Высочайшего имени к участию в финансовой комиссии, имевшей своею обязанностью приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства.

Затем, снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии покойному наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу.

В основу лекций, которые он читал своему царственному ученику с 3 сентября 1863 по 11 июня 1864 года, Б. положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока: "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865), о которой один из биографов Б. сказал, что "страна, правитель коей усвоил бы себе воззрения Гока на налоги и государственное хозяйство, могла бы быть счастливою". По возвращении своем в Киев, Б., не оставляя университетских занятий, принял предложенную ему должность управляющего Киевскою конторою государственного банка. Стоя таким образом у самого источника кредитн. операций, Б. получил возможность на практике проверять указания теории финансов.

Вступление Б. в 1880 г., в должность товарища министра финансов, а вскоре за тем, в 1881 г., и министра финансов, встречено было с полным сочувствием и большими надеждами.

Шестилетнее управление его министерством финансов (1881-86) совпало с весьма тяжелым финансовым периодом.

Некоторое оживление в промышленной жизни и в поступлении государственных доходов, замечавшееся после войны, уже в 1880 г. улеглось, и затем наступила реакция.

К тому же два года сряду - 1884-й и особенно 1885-й - ознаменовались почти повсеместным в империи неурожаем хлебов и трав, что в свою очередь вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли, закрытие многих фабрик и заводов в промышленном районе, торговые банкротства и уменьшение заграничного отпуска.

Уже первую свою государственную роспись (1881 г.) новый министр финансов свел с дефицитом в 50 млн. рублей, и с тех пор дефициты не прекращались во все управление его министерством - явление, почти неизвестное предшествующему десятилетию (1871-1880), когда одна только роспись 1878 г. была сведена с дефицитом в 21 млн. руб., хотя и тогда при исполнении росписей вместо ожидавшегося избытка доходов над расходами иногда оказывался недобор.

Но по тому или иному сведению росписи нельзя еще судить о деятельности министерства финансов.

Пробным камнем для этой деятельности могут служить меры по изысканию способов к достижению равномерного и справедливого обложения плательщиков, а также попечения о производительных силах народа, этого главного источника государственной силы и богатства.

В том и другом отношении управление Н. X. Бунге ознаменовалось мероприятиями первостепенной важности.

Уже в начале прошлого царствования выдвинут был вопрос о необходимости уничтожения старинного различия между податными и неподатными сословиями; но лишь Н. X. Бунге перешел наконец от проектов и предположений к действительному исполнению и провел отмену подушной подати и обращение оброчной подати в выкупные платежи.

Но главная заслуга Н. X. Бунге, как министра финансов, заключается в указании пути, которого наше финансовое законодательство должно держаться в своем дальнейшем развитии.

Этот путь - установление подоходного налога, который в настоящее время признается наиболее справедливым и целесообразным способом обложения, и на который у нас впервые официально указано было во всеподданнейшем докладе, приложенном к росписи на 1884 г. Но Н. X. Бунге, опасаясь потрясения существующих хозяйственных отношений, не решился сразу проектировать общий подоходный налог, а на первое время удовольствовался установлением ряда частных налогов, имеющих значение переходных мер, подготовляющих введение общего подоходного налога.

Сюда относятся: налог на доход с процентных бумаг, процентный и раскладочный сбор с промышленных предприятий, а отчасти и налог с имуществ, переходящих безмездными способами.

Значение подготовительной меры к введению общего подоходного налога имело и учреждение податной инспекции, которая и помимо этого значения своего в будущем оправдала свое существование, так как в первый год учреждения она с лишком в два раза окупила расходы на свое содержание одним лишь более правильным поступлением торговых сборов.

Уже одни эти первые шаги по привлечению достаточных классов к участию в податном бремени, в связи с отменою подушной подати и понижением выкупных платежей, должны были благоприятно отразиться на производительных силах народа; но Н. X. Бунге принимал и прямые меры к экономическому преуспеянию страны.

Сюда относятся учреждение Крестьянского поземельного банка, закон 1 июня 1882 г., сделавший первый и удачный шаг на пути регламентации фабричного труда в интересах рабочих, и правила 26 апр. 1883 г., положившие начало более правильному устройству городских и частных банков.

Менее благоприятные результаты дала его таможенная политика, сделавшая столько уступок протекционизму, его питейная реформа 1885 г., учреждение Дворянского поземельного банка и некоторые другие частные меры. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати (в особенности со стороны "Московских Ведомостей"), и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной административной власти и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера.

В январе 1887 г. Н. X. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров.

Н. X. Бунге был избран в почетные члены разных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, св. Владимира и Академии наук; в 1890 г. принял звание ординарного академика по политической экономии и издал книгу: "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), при составлении которой автор наряду с литературой предмета, пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему агентами нашего министерства в Париже и Лондоне. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович (дополнение к статье) - экономист и государственный деятель; умер в 1895 г. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович - русский государственный деятель (с 1887 г. председатель Комитета министров) и экономист; род. в 1823, ум. в 1895 г. Будучи министром финансов, Б. выступил в 1882 г. с резкой и обоснованной критикой выработанного гр. Игнатьевым законопроекта, направленного к ограничению евреев в некоторых весьма важных правах, и именно благодаря Бунге "Временные правила" 1882 года осуществили лишь часть репрессивных мер, предположенных гр. Игнатьевым. - Ср. Гессен, "Гр. Игнатьев и "Временные правила", "Право", 1908 № 31. {Евр. энц.} Бунге, Николай Христианович (1823-1895) - экономист, министр финансов царской России.

В 1850 начал чтение лекций в Киевском ун-те, в 1852 занял кафедру политической экономии и статистики.

С 1869 читал преимущественно курс полицейского права; с 1890 - академик.

За время с 1859 по 1880 неоднократно занимал должность ректора в Киевском ун-те. В 1863 принимал участие в выработке университетского устава.

Был управляющим Киевским отделением Государственного банка. В придворных кругах стал известен со времени занятий по финансам и политической экономии со старшим сыном Александра II; впоследствии (1886-89) он читал лекции и Николаю II, в бытность его наследником.

В 1880 назначен товарищем министра финансов при министре Абазе (см.). После убийства Александра II и решительного поворота самодержавия в сторону крайней реакции, вместо ушедшего в отставку Абазы, министром финансов был назначен в мае 1881 Б., как человек ученый и аполитичный; должность министра Б. занимал до 1886. В 1887-1895 состоял председателем комитета министров.

Будучи министром, Б. проводил умеренную буржуазную политику, лавируя между более передовой петербургско-польской металлургической и железоделательной промышленностью, отсталой текстильной промышленностью Московско-Владимирского района и торговым капиталом.

Основной своей задачей, как министра финансов, Б. считал упорядочение совершенно расстроенной - особенно после Русско-турецкой войны (1877-78) - денежной системы, что однако не дало сколько-нибудь серьезных результатов.

Б. проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения.

При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету буржуазных государств.

Он пытается отменить ряд крепостнических и полукрепостнических налогов и вводит ряд прямых налогов; при нем были понижены выкупные платежи (на 12 млн. рублей), отменена подушная, преобразована оброчная подать.

Снятие с крестьян некоторых повинностей в момент аграрного кризиса 80-х гг. означало уничтожение фактически невыполнимых налогов, а с другой стороны - раскрепощало денежную верхушку деревни от общины, от круговой поруки и т. д. Тем не менее эти попытки Б. встречали сильное противодействие, преимущественно со стороны Победоносцева.

В интересах промышленной буржуазии, Б. проводит протекционистскую таможенную политику.

В связи с развивающимся рабочим движением, Б. провел ряд мероприятий в области рабочего законодательства, поскольку это не шло в разрез с интересами передовой промышленной буржуазии. 1 июня 1882 был издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Кризис, охвативший промышленность с начала 80-х гг., поставил вопрос о сокращении производства; поэтому Б., вследствие ходатайства петербургских фабрикантов, провел уничтожение ночных работ подростков и женщин в текстильных производствах (закон 3 июня 1885). При Б. же был создан институт фабричной инспекции.

Стачечное движение середины 80-х гг., особенно морозовская стачка 1885, напугало самодержавие, которое в лице министра внутренних дел, вернее - департамента полиции, руководимого Плеве (см.), стремится взять дело регулирования взаимоотношений между рабочими и предпринимателями в свои руки, и действительно очень скоро инициативу в области рабочего законодательства Б. вынужден был под напором справа уступить министерству внутренних дел (закон 3 июня 1886). Указанные первые попытки рабочего законодательства, при всей их убогости, восстановили однако против Б. фабрикантов Московского и Владимирского районов.

С усилением курса "национальной" политики Победоносцева и Толстого, опиравшихся на блок помещиков с буржуазией центральных губерний, Б. принужден был уйти со своего поста, уступив место И. А. Вышнеградскому.

Как теоретик-экономист Б. ничего выдающегося собой не представлял, примыкая по своим теоретическим взглядам к так называемой "исторической" школе. Главные научные работы В.: Курс статистики, Киев, 1865; Основания политической экономии;

Теория кредита, Киев, 1852; Исторический очерк экономических учений и обозрение различных отраслей хозяйственной деятельности (несколько изданий).

Товарные склады и варранты, Киев, 1871; Банковые законы и банковая политика (Сборник государственных знаний, т. I, СПб, 1874); О восстановлении металлического обращения в России, Киев, 1877; О восстановлении постоянной денежной единицы в России, Киев, 1878; Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии, СПб, 1890; Очерки политико-экономической литературы, СПб, 1805. Кроме того Б. перевел и снабдил примечаниями книгу Ал. Вагнера, Русские бумажные деньги, Киев, 1871. Лит.: "Замечательная эпоха в истории русских финансов", СПб, 1895; Кованько П., Главные реформы, проведенные Бунге в финансовой системе России, Киев, 1901. И. Татаров.