Елена Литвиненко
Предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте сможет правильно организованная речевая среда , которая стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.
Центр речевой активности , созданный в ДОУ, соединяет в себе 2 центра : центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем правильно говорить» . Ключевым персонажем центра является мягкая игрушка – попугай Кеша со встроенным диктофоном. Попугай двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает все для того, чтобы вызвать у детей большой интерес и побудить к речевой активности . У Кеши свой дом, в «окне» которого отражается тема недели. Здесь же на ниточках висят фигурки (в соответствии с темой недели, благодаря им дети могут проверить развитие своей воздушной струи. Главным украшением уголка является дидактическое дерево , меняющее окраску листьев в соответствии со временем года. На крючки подвешиваются яблоки, отображающие тему дня. Обращение к дидактическому дереву в начале недели с целью знакомства с новой темой, стало ритуалом. На ствол дерева закреплено зеркало. На столе игровизор – смоделированный из магнитной доски компьютер, он необходим при обучении чтению – дети составляют слова.
Игровой и дидактический материал располагается в шкафу, он помещен в папки с соответствующей маркировкой и располагается на самой верхней полке – это материал для воспитателя. Следующую полку занимает художественная литература. На доступной для ребят высоте - «Полочка умных книг» , на которой выставляется дидактический материал и художественная литературы по теме. Эта и следующая полка отражают интеграцию областей.
Центр речевой активности интегрируется с образовательными областями : «Социализация» , «Безопасность» , «Чтение художественной литературы» , «Познание» , «Труд» , «Физическая культура» , «Здоровье» .
Оборудование и материалы центра :
Книжный фонд
Детские книги по программе «Детство» и другие (книги детей по возрасту, «на вырост» , сезонная литература, книги-самоделки): сказки, загадки, потешки, рассказы, стихи, научно-познавательная литература и краеведческая, детские журналы
Картинный словарь русского языка Азнабаевой Ф. Г., Гасановой Р. Х, Хисматуллиной Р. Р.
Методическая литература по развитию речи дошкольников
Сценарии к сказкам
Папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём»
Методическая копилка по темам неделей -1
Методическая копилка к сюжетно-ролевой игре «Пасека»
Картотеки
Артикуляционная гимнастика «Смешарики»
Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком и его домиком»
Пальчиковая гимнастика по темам неделей
Пальчиковая гимнастика в карточках
Гимнастика для глаз
Развитие речи дошкольников в играх (сборник игр) : слуховое внимание, высота и сила голоса, речевые дыхание и слух
Консультации для родителей
Как сказка помогла (4 стр.)
Домашние задания для родителей (по темам неделей)
Игры на кухне (1 стр.)
Артикуляционные упражнения
Логопедические задания
Как заучивать стихотворение наизусть
Демонстрационный материал для фронтальных занятий
Сказочные герои
Любимые герои (лоскутная мозаика)
Профессии детского сада
Профессии
Всероссийский день библиотек
В деревне
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт наземный, воздушный, водный Ч. 1.
Времена года
Правила дорожного движения
Зимние сказки
Летние сказки
Маша и медведи
Пословицы и поговорки в иллюстрациях
Все профессии нужны, все профессии важны (со стихами)
Животные Африки (серия Вохринцевой и др., с рассказами о некоторых животных)
Чистоговорки в картинках
Календарь праздничных событий
Тематическая папка «Детские писатели» (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)
Набор открыток «Стерлитамак – золотой город» и «Стерлитамак»
Моя семья + Что такое хорошо и что такое плохо (социально-нравственное развитие)
Детские писатели
Лото «Сказочные герои»
Мягкие кубики «Составь сказку»
Прочитай по первым буквам
Я учу буквы
Фонетическое лото «Звонкий - глухой»
Познавательная игра – лото «Мир вокруг нас»
Сам себе сказочник (5-8 лет)
Игры - шнуровки
Звуковая азбука
Лото «Азбука»
Логопедическое лото (5-7 лет)
Лото «Заколдованные картинки» (5-7 лет)
Краеведческая игра «Экскурсия по Стерлитамаку»
Аналогии (от 3-х лет)
Четвёртый лишний (5-7 лет)
Профессии (от 3-х лет)
Так как мы работаем в логопедической группе, мы не могли оставить без внимания наш центр речевого развития.
В нашем центре собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические и кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, катушками от ниток, грецкими орехами, теннисными мячиками.
Мы старались, чтобы весь наш речевой центр был связан единством подхода к целеполаганию и объединены следующими задачами
:
Большое внимание мы уделяем играм с пальчиками : даже самый примитивный массаж – сгибание и разгибание пальцев – вдвое ускоряет процесс овладения речью, а если ещё использовать потешки, различные массажёры, то это вызывает у детей большой интерес в разучивании и использовании игр с пальчиками.
В совместной и самостоятельной деятельности с детьми мы используем механическую гимнастику для рук (иначе пассивный массаж). Пассивный массаж мы выполняем с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких зубных щёточек, кисточек, мягких и колючих шариков. Ребёнок проводит зубной щёткой вперёд-назад по внутренней стороне его руки от кисти до локтевого сгиба, затем берёт мягкую кисточку и делает то же самое. Так, на контрасте, оптимизируется чувствительность рук. Дети играют в такие игры: «Угадай, что я нарисовал у тебя на руке?», «Чем я дотронулся?»
Также в совместной и самостоятельной деятельности широко используются «Волшебные коврики», «Сухой бассейн» набор разных пуговиц, (или пробок) собранных в пластмассовых тазиках – можно предложить ребёнку в любое время: когда у него плохое настроение, или наоборот, когда он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться.
Ребята играют в такие игры: «Купание», «Лишний предмет», «Разложи по цвету», «Собери по размеру», «Чьи бусы длиннее», «Кто соберёт самую длинную змейку красного цвета» и т.д. Все эти игры снимают напряжение, усталость, расслабляют мышцы спины, плечевого пояса, развивается восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
С этой же целью мы используем игровое упражнение «Золушка». В разных баночках находятся крупы, например: греча, рис, горох, фасоль. Всё высыпается в одну ёмкость и дети всё раскладывают по своим баночкам.
Для умения употреблять предлоги в речи, составление предложений с предлогами, а также при ознакомлении с окружающим, ориентировка в пространстве мы используем веточку с птицами.
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. И в нашем речевом центре находятся такие пособия как звуковые часы, логопедические кубики, звуковые модели, буквенные крышечки.
При помощи звуковой модели «Ёжика» или «Кактуса» ребятки учатся составлять звуковой анализ разных слов, например, «мак», «лиса», «лук», «домик» или любое другое слово, используя прищепки зелёных, красных, синих цветов, учатся определять заданный звук в словах. С этой же целью используем и схемы слов, пробки от бутылочек, пуговицы.
С помощью буквенных крышечек и логопедических кубиков дети учатся придумывать слова с заданным звуком, составлять слоги и слова.
Для составления описательных рассказов широко применяются алгоритмы, карточки-опоры.
Главное, используя все эти игры, не забывать, что задания должны выполняться легко, без лишнего напряжения, игры должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.
Крит Лариса Юрьевна, воспитатель логопедической группы,
Фролова Ирина Анатольевна, учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад №139» ОАО «РЖД», г. Пермь
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Доклад
Подготовила:
Воспитатель Иванова
Светлана Анатольевна
г. Пыть-Ях
«Центр речевого развития в ДОУ»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Возрастная группа
Оснащение уголка
1 младшая
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами
2 младшая, средняя
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
книги с обычной листовой структурой;
эстампы на темы русских народных сказок.
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Средняя
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
Открытки для рассматривания по произведениям;
Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
Материал для ремонта книг
Старшая
Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;
Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
Энциклопедии («умные» книжки), словари;
«Толстые» книжки;
Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
Подготовительная к школе
Количество книг в уголке не регламентировано.
книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
2-3 сказочных произведения;
стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
книги, которые дети приносят из дома;
добавляются книги на школьную тематику;
портреты известных детских писателей, поэтов.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
Игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
Предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
Различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
Альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Младший дошкольный возраст
Материалы по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)
Средний дошкольный возраст
Материал по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
«Назови ласково»
«Один - много, много-один»
«Составь слово из двух»
«Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
«Мяч бросай животных называй»
«Кто чем занимается»
«Горячий – холодный»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Дидактическая игра «Буква за буквой»,
Дидактическая игра «33 богатыря»,
Дидактическая игра «Умный телефон»,
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
Звуковые линейки.
Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово”
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь - инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.
Уделять внимание развитию речи необходимо с раннего возраста ребёнка
Процесс овладения речью - сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область - «Речевое развитие» - и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков - книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевое развитие воспитанников осуществляется на типовых занятиях
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития - оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Материалы и оформление речевого уголка привлекательны для детей и вызывают интерес
Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Возраст детей | Задачи | |
1,5–3 года |
|
|
3–4 года |
|
|
4–5 лет |
|
|
5–6 лет |
|
|
6–7 лет |
|
Цель речевых упражнений - развитие мимических и артикуляционных умений
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики - место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками.
В речевом уголке младшей группы можно оформить столик с играми на развитие сенсорного восприятия
Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.
Забавные изображения на коврике привлекают детей и побуждают к активному сенсорному восприятию текстильных образов
Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды - доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.
Развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики способствует изучение т. н. «бизибордов»
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
Для создания игры использованы простые материалы: картон, цветная бумага и ватные шарики
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:
Такие игры учат детей складывать слоги и слова, а также развивать речевые способности в коллективной игре
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку - это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукл на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Куклы и декорации стимулируют самостоятельное речевое творчество детей
Паспорт уголка в детском саду - это информационный документ, в котором описывает состояние центра активности, оборудование и предметное содержание. Паспорт составляется воспитателем и заверяется администрацией ДОУ, хранится в папке документов педагога или в специальной ячейке уголка. С информацией о содержании уголка могут ознакомиться коллеги, молодые специалисты, родители воспитанников. Паспорт необходим для выдвижения уголка на конкурс педагогических проектов по организации предметно-развивающей среды для детей.
Примерный шаблон паспорта речевого уголка:
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
Традиционное название отражает направление развития детских способностей в уголке
Уголок назван по имени одушевлённого персонажа - зайца Говоруши
Смешные названия привлекают детей к изучению уголка
Уголок организуется в помещении группы с целью развития речевых способностей детей и своим оформлением побуждает воспитанников к высказыванию мнений, совместному обсуждению, беседам. К рисованию плакатов, стенгазет и картинок привлекаются и дети, и их родители.
Таблички для всех уголков группы могут быть выполнены по единому шаблону На табличке для привлечения внимания детей может быть изображён любимый персонаж Табличка привлекательна и вызывает положительный настрой к деятельности в уголке Табличка содержит оригинальное название уголка и изображение его хозяина
Таблички и эмблемы с названием уголка являются обязательным элементом оформления: они обозначают направление образовательной деятельности, содержат название и иногда изображение любимого детьми персонажа. Эстетически грамотно сделать для всех зон активности в группе табличке в одном стиле либо сохранить единообразие в эмблемах центров речевого развития.
Рисунки могут представлять собой одушевлённых персонажей, которые задают детям речевые упражнения Изображения сказочных персонажей украшают стены уголка Картинки по любимой детьми сказке служат одновременно и украшением уголка, и материалам для построения рассказа Картинки указывают на одно из направлений работы речевого уголка - знакомство с буквами и звуками
Картинки и рисунки украшают стены и мебель в помещении группы. Для оформления уголка развития речи используются изображения героев сказок и мультфильмов, животных, букв. При этом картинки в речевом уголке функциональны, детям можно задать по ним вопрос или придумать задание, направленные на развитие устной речи: «Кто изображён на картинке? Опиши, какой он», «Поздоровайся с Незнайкой. Расскажи ему, как прошёл твой день», «Придумай небольшой рассказ по этой картинке» и т. д.
Стенд с пластиковыми ячейками подходит для размещения информации для родителей и схем-картинок для детей На стенде воспитатель размещает дидактические материалы по теме текущих занятий Стенд в речевом уголке может содержать описание игр и схемы артикуляционных упражнений
Стенды в речевом уголке удобны для размещения наглядных материалов: картинок, карточек-схем, мнемотабличек, фотоматериалов и рисунков воспитанников. Поскольку содержание стенда постоянно обновляется, рекомендуется сделать пластиковые ячейки или использовать магнитную доску в качестве стенда (закрепление информационных листов и картинок канцелярскими кнопками небезопасно, особенно, в младших группах).
Кукла размеров с рост ребёнка удобна в демонстрации двигательных упражнений Одушевлённый персонаж представлен в виде плаката на стене Плюшевая игрушка может быть хозяином в уголке развития речи
Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.
Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:
Мебель для уголка выбирается экологически безопасная и удобная для детей
Оборудование в уголке развития речи:
Большое зеркало дополняет рабочее место в уголке и необходимо для самоконтроля выполнения артикуляционных упражнений воспитанниками
В речевом уголке дети просматривают видеоматериалы с целью обсуждениях показанной темы, сюжета
Магнитная доска используется для выполнения заданий воспитанниками и демонстрации педагогом иллюстраций
Наглядные материалы, пособия |
|
Материалы для сенсорного развития |
|
Предметы для развития дыхания |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для игр-драматизаций |
|
Для разыгрывания диалогов в речевом уголке пригодятся наборы сказочных персонажей
Стеллаж в речевом уголке младшей группы наполняется материалами, доступ к которым открыт воспитанникам. Зона сенсорики содержит безопасные элементы.
Расположение материалов для самостоятельного изучения должно быть удобно для малышей
В средней группе речевой уголок дополняется местом (столиком или полкой) для временных тематических выставок книг, иллюстраций, образцов письменного общения: «Иллюстрации скороговорок/поговорок/загадок (лубок)», «Азбука и букварь - первые учебники», «Поздравительные открытки», «Письма и телеграммы» и др. Игровые и развивающие материалы (в том числе по сенсорике) хранятся в шкафу.
Выставка для побуждения к речевой деятельности занимает центральное место в уголке
В речевом уголке для старших дошкольников в открытом доступе должна быть большая коллекция настольных игр. Пространство развивающего центра дополняется демонстрационным материалом (стенгазеты, стенд, плакаты, картотеки упражнений) и магнитной доской для выполнения заданий.
Детям 5–7 лет интересно работать с магнитной доской, играть в настольные игры
Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников - игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.).
Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию. Уголок задействуется во время проведения фронтального речевого занятия (со всей группой). Но чаще здесь проводятся занятия индивидуальные и в подгруппе, поскольку наблюдается тенденция сокращения логопедических групп и на воспитателя налагается обязанность осуществлять преемственность с работой логопеда.
Вид деятельности | Форма деятельности |
Занятие в подгруппе |
|
Индивидуальное | Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта.
|
Самостоятельная деятельность |
|
Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выученные наизусть стихотворения, знание пословиц и поговорок, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Оснащение центра речевого развития в группе ДОУ Учитель-логопед Валуева Т.В.
В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Критерии оснащения центра речевого развития Наполняемость; Разнообразие материала; Соответствие возрасту; Доступность; Системность; Эстетика оформления; Ведущая игрушка «хозяйка речевого уголка
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; фразовой речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов
Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. То же время не следует перегружать уголок оборудованием, тк это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи регулируется взрослыми в соответствии с разделами программы и решаемыми задачами.
Содержание речевого уголка: 1. Картотека артикуляционных упражнений. 2. Комплект зеркал (с ручкой) . 3. Картотека дыхательных упражнений. 4. Картотека пальчиковых игр. 5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) . 6. Предметы для поддувания. 7. Дидактические игры на обогащение словаря. 8. Дидактические игры на развитие ГСР. 9. Дидактические игры на развитие СР. 10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. 11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР. 12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия. 13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) 14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.
Цветовое отображение разделов речевого уголка: дыхание – голубой; ЗКР – оранжевый; лексика – жёлтый; грамматика – синий; СР – красный; мелкая моторика – чёрный.
Примеры речевых уголков
Спасибо за внимание
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст).
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст)По направл...
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст).
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст)По направлениям:1...