Что значит налог на добавленный доход ндд. НДД: плюсы и минусы эксперимента

Из-за высоких рисков для бюджета и нефтяной отрасли разумнее было бы унифицировать льготы по НДПИ, нежели вводить налог на добавленный доход

В конце августа правительство поручило Минфину временно скорректировать норму Бюджетного кодекса, по которой новые налоговые законы должны быть приняты не менее чем за месяц до внесения в Думу проекта федерального бюджета (1 октября). Это позволит уже с 2018 года ввести налог на добавленный доход (НДД), который, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с количества добытой нефти, а с доходов от ее продажи за вычетом расходов на добычу и транспортировку. НДД будет действовать на западносибирских месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» с общей добычей около 7 млн т: эти компании подали заявки на участие в пилотном проекте.

Стимул для расходов

Конфигурация НДД активно обсуждалась Минфином и Минэнерго в течение последних двух лет. В апреле реформа наконец была одобрена правительством. Однако в последний момент ее чуть было не сорвала еще одна налоговая новация: в июне Минэнерго внесло в правительство законопроект, по которому «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» могут получить право платить лишь половину НДПИ с добычи на обводненных месторождениях. Категорически против выступил Минфин: по его оценке, в случае принятия законопроекта федеральный бюджет в 2018 году потеряет свыше 150 млрд руб. доходов. В итоге решение по льготам не было принято.

Впрочем, риск снижения бюджетных доходов есть и в случае внедрения НДД. Базой для его взимания станет прибыль, а потому у компаний будут стимулы ее занижать. В Великобритании, где также действует НДД, эта проблема получила название gold plating («золочение»): компании стремятся раздувать издержки, правда, там с этим борются не только налоговики, но и акционеры, дивиденды которых зависят от рентабельности добычи. В России у акционеров зачастую мало реальных рычагов воздействия на менеджмент, причем не только у миноритарных, но даже у мажоритарных. Свидетельство тому — безуспешные попытки Росимущества заставить «Роснефть» направлять на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО — по итогам 2016 года компания согласилась заплатить лишь 35%.

Внедрение НДД будет сопровождаться отменой экспортных пошлин, поэтому реформа несет с собой еще один риск — снижение рентабельности нефтепереработки. Сейчас к пошлинам привязана внутрироссийская цена на нефть: она рассчитывается как экспортная цена минус пошлины и затраты на транспортировку. В случае отмены пошлин цена на нефть автоматически вырастет, что ударит по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Обнулится и таможенная субсидия (разница между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты), за счет которой НПЗ удается экспортировать нефтепродукты с низкой глубиной переработки.

В ответ Минфин предлагает ввести отрицательный акциз на нефть: НПЗ смогут получать вычет на сумму акциза, которую добывающие компании будут выставлять при продаже нефти. Однако размер компенсации переработчикам придется ежегодно выторговывать при утверждении бюджета, и не факт, что она не будет быстро отменена. На практике Минфин не очень благосклонен к любым компенсациям: например, в 2016 году правительство пошло на повышение НДПИ, но при этом отказалось от запланированного ранее снижения пошлин с 42 до 36% — рост налоговой нагрузки компаниям ничем тогда компенсирован не был. Наконец, реформа несет с собой еще один риск — сосуществования в отрасли двух налоговых режимов, что вряд ли добавит удобства как компаниям, так и регуляторам.

Другой путь

Впрочем, это не означает, что от изменений в налогообложении нефтянки следует полностью отказаться. Решения требует вопрос бессистемной выдачи льгот по НДПИ — на это отчасти и направлена реформа. За 2007-2015 годы доля льгот в сборах НДПИ выросла с 2 до 16% (оценка VYGON Consulting). Сюда относятся льготы и для шельфа, и для высоковязкой нефти, и для истощенных месторождений, и для трудноизвлекаемых запасов. Унифицировать их выдачу поможет автоматизация сбора информации с добывающих скважин. Такая автоматизация, к примеру, была проведена в алкогольной отрасли: с 2005 года информация о каждой произведенной в стране бутылке любого алкогольного напитка фиксируется в ЕГАИС.

Отменять нужно и экспортные пошлины, поскольку они консервируют отсталость российской нефтепереработки. Однако делать это надо лишь после 2021 года: к тому моменту, по данным Минэнерго, большинство компаний закончит программу модернизации НПЗ, потому им проще будет сохранить рентабельность в новых условиях. Постепенное обнуление пошлин вкупе с систематизацией льгот по НДПИ сделает систему налогообложения отрасли более нейтральной, при этом Минфин сможет минимизировать риск выпадения бюджетных доходов. В случае же с НДД этого риска не избежать, а потому эксперимент с его внедрением вряд ли окажется для отрасли последним.

В 2019 г. для России и нефтяной отрасли предполагаются существенные изменения. В области законодательства РФ изменения коснуться системы налогообложения нефтяного бизнеса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Изменения, которые будут внесены в новом порядке системы налогообложения, направлены на снятие ряда некоторых льготных мер за некоторыми местами рождения нефти.

НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.

Что это такое

Добавленный доход - разница между доходами от реализации нефтепродуктов компании и потраченных на ее добычу ресурсов.

Тогда, налог на добавленный доход представляет из себя налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.

В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.

Налоговый сбор на 2019 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:

  • размеры вычета налога;
  • порядок его уплаты;
  • вместо НДПИ придет на смену НДД - налог на добавленный доход нефтепродукции.

Правовая база (законопроект)

Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.

Изначально планировалось его активация в 2019 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.

За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.

После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.

Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.

Что значит для бюджета

Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.

Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.

Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.

В общем получается, что государство как бы предлагает нефтяным компаниям вроде обмена, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.

Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.

Опасен ли для нефтяной отрасли

Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.

Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.

Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.

Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.

Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.

За поддержкой вице-премьера Дворковича, еще на протяжении 2019 г. за компаниями остается право выбора системы налогообложения — оставаться на старой или перейти уже на новую, отказавшись от старых льгот.

С другой стороны, если правительство отменить старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.

Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.

Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (молодых месторождений нефти).

Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата, как таковым.

Вероятные последствия

Как может отразиться нововведение в 2019 году на нефтяной бизнес? Как и многие законопроекты, НДД должен себя оправдать. Все напрямую зависит от успешности проекта.

Пока что очень сложно что-то сказать, поскольку ранее привычный всем НДПИ отличается от нового НДД, который рассчитывался от оборота добытой нефтяной продукции.

На примере, в США была такая попытка введения аналогичной программы, но в итоге она претерпела крах, вследствие чего, стоимость нефти упала в 3 раза в своей цене.

Программу нужно вводить грамотно и постепенно, присматриваясь к последствиям ее течения, как она работает в действии.

Нефтяной бизнес - серьезный бизнес, который не терпит погрешностей. Для бюджета реформа выглядит болезненно, если смотреть на все в краткосрочной перспективе.

Но если страна хочет сделать большой и серьезный шаг в данной сфере деятельности, то придется потерпеть, приложив изрядно немало усилий.

Что можно сказать в заключении темы? Все остается актуальным ряд спорных и нерешенных вопросов, такие как:

Новый проект имеет право на существование, он будет реализован на законных основаниях. Государство с помощью НДД получает дополнительный источник прибыли в бюджет.

Видео: что нужно знать

С помощью НДД можно заменить с легкостью старый порядок НДПИ, при этом, не отменяя последний полностью.

В то же время, для нефтяных компаний принятие НДД неизбежно, за словами экспертов им все равно придется это сделать.

При этом они убеждены, что компании не понесут убытков, а наоборот, все равно придется увеличить расходы на нефтяную добычу и реализацию продукции, а с помощью нового законопроекта НДД это станет проще. Компании поучают также прозрачную систему налогообложения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

p.s.

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

03.04.2018 19:14:02

Государственная Дума на пленарном заседании во вторник, 3 апреля, приняла в первом чтении правительственный законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли.

Также депутаты рассмотрели альтернативный законопроект о налоге на финансовый результат (НФР). Документ был внесен в нижнюю палату парламента Думой Ханты-Мансийского автономного округа.

По словам Председателя комитета ГД по энергетике, члена фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павла Завального , фискальная система налогообложения нефтяной отрасли, которая существовала в России на протяжении последних 20 лет, сегодня уже не соответствует задачам по поддержанию добычи нефти. «При общем ухудшении структуры запасов она не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти, не оставляет достаточных средств для инвестирования в новые технологии добычи», - отметил в ходе рассмотрения законопроекта глава думского комитета.

«Сегодня достигнутый уровень извлечения нефти составляет 26% при проектных значениях в 36%. В ХМАО - 22%, то есть каждую пятую тонну нефти мы добыли, при этом в той же Норвегии – 52%, в США – 42%», - привел данные Завальный.

С целью улучшения условий добычи нефти и разработки новых месторождений многие страны перешли на стимулирующие модели налогообложения нефтяной отрасли, отметил депутат. «Поэтому ХМАО, понимая проблемность, в ноябре 2014 года вышел с инициативой и внес законопроект о налоге на финансовый результат (одна из стимулирующих моделей налогообложения) . Налоговую ставку предлагалось установить в размере 60%, в том числе 48% в федеральный бюджет, 12% в бюджет субъекта Федерации. И в связи с этим предлагалось изменить Бюджетный кодекс», - указал Завальный.

Несмотря на общее понимание необходимости перехода к стимулирующей системе налогообложения, законопроект ХМАО вызвал замечания у Министерства финансов и у думского комитета по энергетике в части его универсальности и применимости для разных категорий месторождений, отметил парламентарий. В частности, по мнению экспертов и представителей отрасли, налог на финансовый результат больше применим для истощенных месторождений. Для новых месторождений больше подходит налог на добавленный доход, пояснил Завальный.

«В течение 4 лет Правительством вместе с нефтяными компаниями, с профильными комитетами была проведена работа. И в итоге законопроект, который предлагает Правительство, – это конвергенция двух подходов – закона о НДД и закона о НФР. Его можно применять как для разработки новых месторождений, так и для истощенных месторождений. Поэтому представляется целесообразным принятие именно законопроекта, подготовленного Правительством», - сказал глава думского комитета.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Макаров назвал законопроект о применении НДД в нефтяной отрасли революционным.

«Мы прекрасно понимаем, что доходы нефтяной отрасли еще очень долгие годы будут оставаться базой для решения многочисленных проблем, которые есть у нас в стране», - заявил Макаров в ходе выступления на пленарном заседании.

При этом действующая сегодня система налогообложения в нефтянке была сформирована в 2002 году, и по существу представляет собой фискальные изъятия путем оборотных налогов – НДПИ и таможенной пошлины. «Это обеспечивало фискальные задачи и очень хорошо работало, но мы прекрасно понимаем, что по существу это было использование тех ресурсов и тех запасов, которые были наработаны еще в советское время. Это те запасы, которые еще были легкоизвлекаемыми. Меняется ситуация, а эта система не создавала главного – она не создавала стимула для ведения геологоразведки, для добычи трудноизвлекаемой нефти», - заявил глава бюджетного комитета.

В этой связи Макаров подчеркнул необходимость перехода к новой системе налогообложения, которая будет «стимулировать геологоразведку, которая будет стимулировать компании заниматься добычей уже не легкой, а тяжелой нефти».

«Очень важно, что эта работа, абсолютно фундаментальная, начинается с эксперимента, а не с установления общих правил, - отметил депутат. - Предлагается эксперимент, который позволит определить реальные последствия на очень ограниченном объеме. И только после этого, в случае положительного решения, предлагается распространить (налоговый режим) на всю страну. Мы должны провести объективный эксперимент, который позволит нам реально понять, как сделать так, чтобы нефтяная отрасль развивалась эффективно».

Глава думского комитета также отметил, что эксперимент в налоговой сфере проводится не за счет региональных бюджетов, а за счет средств федерального бюджета. «Все потери, которые по этому эксперименту могут быть понесены, относятся к федеральному бюджету», - подчеркнул Макаров.

«Риски есть. Мы понимаем, что если завтра цена на нефть упадет, то будут реальные потери бюджета, но потери федерального бюджета. При этом доходы региональных бюджетов только вырастут, потому что (будет действовать) налог на прибыль – будет меньше вычет и регионы получат больше средств. То есть данный эксперимент – это предложение как в случае падения цены на нефть обезопасить региональные бюджеты, которые зависят от нефтяных доходов», - заявил парламентарий.

Макаров напомнил, что комитет проводил специальные парламентские слушания, а также заседания Экспертного совета, участие в которых принимали представители всех компаний и профильных ведомств. «И все говорят, что законопроект об НДД в нефтяной отрасли надо принимать», - отметил он.

«Хотелось бы сказать огромное спасибо нашим коллегам из ХМАО, именно их законопроект (о налоге на финансовый результат) позволил начать серьезную дискуссию, - добавил Макаров. – В этом законе предлагалось, что точки недр, где будет проводиться эксперимент, будут определяться Правительством. В результате парламентских слушаний нам удалось доказать, что участие в эксперименте должно определяться в законе. И уже мы видим, что все точки недр прописаны в правительственном законе. Мы впервые географические координаты включаем в Налоговый кодекс, и это является гарантией того, что этот закон не станет способом недобросовестной конкуренции компаний».

Комитет Госдумы по бюджету и налогам предлагает поддержать правительственный законопроект, заявил Макаров. По его словам, законопроект об НДД «в значительной степени вобрал в себя все то лучшее, что предлагали наши коллеги из ХМАО». «Мы сейчас предлагаем дать длительную рассылку – порядка месяца, думаю, нам понадобятся специальные парламентские слушания или Экспертный совет, чтобы посмотреть, что нужно сделать в рамках второго чтения. И мы приглашаем всех принять участие в этой работе», - обратился к коллегам глава бюджетного комитета.

Выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета ГД по бюджету и налогам Валерий Скруг отметил актуальность перехода на новую систему налогообложения в условиях экономический санкций.

«Мы с вами прекрасно понимаем, что новые разработки надо инвестировать. В нынешней ситуации, в ситуации санкций ждать инвестиций из-за рубежа не приходится. Поэтому мы должны дать возможность разрабатывать новые месторождения нашим компаниям», - заявил парламентарий.

Для этого, по его мнению, необходимо вводить для российских нефтедобывающих компаний специальные налоговые режимы.

В качестве примера эффективной законодательной поддержки отраслей отечественной экономики Скруг привел опыт принятия законов, стимулирующих развитие АПК. «Вы помните, недавно мы принимали целую серию законов, и тогда многие говорили, что сельское хозяйство убыточно. Тем не менее, мы в позапрошлом году получили 120 миллионов тонн урожая зерна в стране, а в прошлом году - 134. Это такой хороший пример, когда стимулируется отрасль, и она даёт свои результаты», - отметил депутат.

«Мы предлагаем поддержать законопроект о введении налога на добавленный доход. Он позволит простимулировать как разработку новых месторождений, так и продолжить добычу нефти на истощённых участках», - заключил Скруг.

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Налог на добавленный доход (НДД) начнет действовать с 2018 года в пилотном режиме, говорится в сообщении на сайте правительства РФ по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики, которое провел вице-премьер Аркадий Дворкович.

"Участники заседания обсудили результаты деятельности компаний ТЭКа с учетом влияния налогового и таможенно-тарифного регулирования и ситуации на товарных рынках, а также меры поддержки отечественной нефтепереработки. В частности, было отмечено, что в пилотном режиме НДД (налог на добавленный доход) начнет действовать с 2018 года", - говорится в сообщении.

На заседании было также решено, что базовая модель газового рынка с учетом развития независимых компаний будет рассмотрена в следующем году.

Кроме того, на комиссии был поднят вопрос об установлении размера тарифа на транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу Заполярье - Пурпе. "Заинтересованные стороны представили соответствующие предложения. Решение по данному вопросу должно быть утверждено Федеральной антимонопольной службой", - отмечается в сообщении.

Налог на добавленный доход

Новая система налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения, разработана в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования.

Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения. Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

Концепция развития внутреннего рынка газа содержит идею гарантирующих поставщиков газа на внутреннем рынке, сообщалось ранее.

В настоящее время "Газпром" является собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и, согласно федеральному закону о газоснабжении, несет полную ответственность в части обеспечения надежности, безопасности, бесперебойности поставок газа. Уже в трех регионах поставками газа занимаются независимые производители - "Новатэк" и "Роснефть".

Как сообщал заместитель председателя правления газового холдинга Валерий Голубев, независимые производители газа при этом вопросами газификации не занимаются, и эту проблему могло бы решить создание гарантирующих поставщиков. "Газпром" считает возможным дать пропорциональный доступ к экспорту газа его гарантирующим поставщикам на внутреннем рынке.