Духовенство белое и черное. Чёрное и белое духовенство

Духовенство белое и черное. Чёрное и белое духовенство

К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета - целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор - жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат - дают обет безбрачия.

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи - иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства - это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству - иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах - в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены - настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх.

Духовенство - это профессиональные служители церкви (или иной религии)

В православной церкви существует три уровня священства, и два основных типа - белое и черное духовенство.

Белое духовенство - это семейные священники, им доступны первые два уровня священства. Жениться они могут лишь единожды.

Черное духовенство - это священнослужители, монахи, которые приняли три обета: целомудрия (в это понятие входит и безбрачие), послушания и нестяжания (добровольной нищеты)

Иерархия в церкви - таблица

Уровень священства Функции Белое духовенство Черное духовенство
Первый - диаконы Помогают в богослужениях, обрядах. 1.1. Диакон

1.2. Протодиакон (старший диакон)

Партиарший протодиакон (уровень архидиакона, служит при патриархе)

1.1.Иеродиакон

1.2. Архидиакон

Второй - священники Ведут службы, совершают таинства.

Часто настоятелями храмов и церквей являются протоиереи, а настоятели в монастырях обычно игумены

2.1. Иерей (или пресвитер)

2.2. Протоиерей

2.3.Протопресвитер - высший сан для представителя белого духовенства

2.1. Иеромонах

2.2.Игумен

2.3. Архимандрит

Третий - архиереи Управляют церковной жизнью, совершают все таинства, в том числе рукоположение в сан (что не могут делать священники) Нет 3.1. Епископ

3.2. Архиепископ

3.3. Митрополит

Возглавляет церковь партриарх, он так же относится к черному духовенству. Перейти из белого духовенства в черное - можно, только при условии принятия монашеских обетов, и либо смерти супруги, либо в случае одновременного пострига ее в монахини. Из черного духовенства в белое переход невозможен - если монах или священник решает, что мирская жизнь, в том числе создание семьи, для него важнее - он должен оставить служение церкви и лишиться сана.

Структура церкви:
высшие иерархи (князья церкви) – клир (священнослужители на местах) – прихожане (миряне)

Православное духовенство объединяет священнослужителей - членов церковной иерархии всех трех ее степеней :
- епископов (архиереев) ,
- пресвитеров
- и диаконов .
Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых) и черное (состоящее из лиц священного сана, в ярое демонстративное попрание Завета Божия "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Библия, Бытие 9:1) принявших монашество и давших обет безбрачия)

Архиерей

Общее название для священнослужителей высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии: патриархов, экзархов, митрополитов, архиепископов, епископов.
Употребляется наряду с поименованием «иерарх», «архипастырь».

Патриарх

Высший духовный сан в православии, титул главы атокефальной поместной православной церкви. Титул патриарха установлен Халкидонским церковным собором (451 г.). В конце VI в. Константинопольский патриарх получил титул «вселенского патриарха» и право высшего надзора за соблюдением церковных канонов и законов, созыва Вселенского собора и возведения епископов в сан митрополита.
В 884 г. Константинопольский патриарх Фотий составил специальные постановления о патриаршей власти, определяющие границы и привилегии патриарха. В IX-XI вв. из Константинопольского патриархата выделились православные автокефальные поместные церкви, получившие патриаршее устройство. После разделения Христианской церкви (1054 г.) на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) титул патриарха закрепился за иерархами восточной церкви.
В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первый патриарх Московский и всея Руси - Иов - был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Состоявшийся в 1590 г. в Константинополе собор восточных патриархов отвел патриарху Московскому и всея Руси пятое (тогда - последнее) место за Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами, которое он занимает и поныне (уже среди 15 православных иерархов).
Наибольшего могущества власть патриарха в России достигла при Никоне (патриарх в 1652-1666 гг.).
Постепенное подчинение патриархов светской власти завершилось при Петре I. Продержавшись немногим более 100 лет, патриаршество в России прекратило свое существование со смертью патриарха Адриана в 1700 г, В 1700-1721 гг. РПЦ возглавлял местоблюститель патриаршего престола (Стефан Яворский). В 1721-1917 гг. управление церковью существлялось Святейшим правительствующим синодом с обер-прокурором (мирянином) во главе.
Верховное управление Церкви, которое сейчас называется Московская патриархия , тогда называлось Московская митрополия (т.к. должность Патриарха Петром I была упразднена).
После упразднения в России патриаршества и до Октябрьской революции 1917 года все здания (в т.ч. храмы) и иные материальные ценности, которыми Церковь пользовалась, были государственной собственностью Российской империи, за исключением имущества и некоторых зданий, обретенных Церковью за счет дарения (в основном, от богатых дарителей) - при царях только они считались собственность самой Церкви.
Патриаршая форма правления в РПЦ была восстановлена по решению В.И.Ленина сразу после прихода большевиков к власти и принята решением поместного собора в ноябре 1917 г.
Тогда Церковь была отделена от государства, т.к. государство стало светским. После отделения отделения Церкви от государства и восстановления в России патриаршества власть большевиков передала Православной Российской Церкви (как ее тогда назвали) в бессрочное пользование церковные здания, включая храмы, и церковные ценности, до революции принадлежавшие не Церкви, а Российской империи.
В тяжелом для страны военном 1943 году Сталин, сам в свое время обучавшийся в православной семинарии и знавший управляющую силу религии, переменил с официально принятого еще при Ленине названия "Православная российская церковь" на нынешнее наименование "Русская православная церковь" (РПЦ) и сделал Церковь частью советского государственного аппарата, во всех действиях и назначениях жестко управляемой советской властью для выполнения поставленных задач. Так, в соответствии со сталинским постановлением, Церковь называется и ныне, хотя это "сталинское" название противоречит канонам христианства (см. выше).

Кроме РПЦ в России существуют и другие православные Церкви:
- Православная церковь старого обряда (староверы), с которой по указанию советской власти в 1929 году РПЦ сняла наложенную еще во времена реформ Патриарха Никона анафему, затем в Московской патриархии об этом снятии анафемы забыли и сняли ее еще раз в 1971 году;
- Катакомбная православная церковь - часть российской дореволюционной церкви, не ушедшей из России за рубеж, но не пожелавшей сотрудничать с советскими властями и их репрессивным аппаратом, всегда жестко направлявшими деятельность официальной РПЦ, в т.ч. заставлявшими ее заниматься доносительством; сейчас эта церковь весьма малочисленна, не имеет значимых богатств (имущества от советской власти она не получила, потому и не особенно интересна РПЦ), но стойко удерживает свои позиции;
- Российская автономная православная церковь (официально имеет 10 храмов в Суздале, один в Москве и нек. другие), хотя юридически и зарегистрированная ранее в СССР, затем в РФ, но дорогостоящим имуществом которой Московская патриархия ныне всячески пытается завладеть через арбитражный суд и суд общей юрисдикции, а также задействуя силы ОМОН (для достижения своих целей РПЦ всегда весьма грамотно использует все имеющиеся средства, в частности, для налаживания отношений с оппозиционным украинским населением даже сняла анафему с подлого предателя Мазепы) - нет сомнений, что РПЦ в скором времени все дорогостоящие здания у них отнимет;
- некоторые другие православные церкви , в масштабах РФ незначительныепо числу прихожан, хотя продолжающие функционировать.

Митрополит

Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, первый по старшинству частный черного духовенства. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Митрополиты на Русь направлялись Константинопольским патриархом, как правило, из греков. Первым митрополитом из русских стал Иларион (1051-1062 гг.).
Главными городами митрополии последовательно были Киев (до 1299 г.), Владимир на Клязьме (до XIV в.), Москва.
В 1448 г. собор русских епископов провозгласил Русскую церковь автокефальной (независимой), после чего глава церкви - митрополит всея Руси - стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 г. русская митрополия окончательно раэделилась на две - Киевскую и Московскую. После учреждения в России патриаршества (1589 г.) были выделены четыре митрополии - Новгородская, Казанская, Ростовская, Крутицкая. Возглавлявшие их архиереи получили титул митрополита.
Со времени учреждения Петром I Святейшего правительствующего синода возведение архиереев в сан митрополита прекратилось. Эта традиция была восстановлена при императрице Елизавете Петровне (1741-1761 гг.). Также Елизавета, для увеличения доходов российской казны, ввела разбавление традиционной русской водки, до того всегда имевшей крепость 48 градусов, до 40 градусов, а цену сохранила прежнюю. 40-градусный стандарт сохраняется и ныне - доход важнее соблюдения исконных русских традиций.

Архиепископ

Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917г. второй по старшинству частный титул черного духовенства, глава административно-территориального церковного округа - епархии.
В России титул архиепископа первым получил епископ Новгородский в 1165 г. В последующем это звание как почетный титул присваивалось епископам в качестве награды.

Епископ

Священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Архимандрит

Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. четвертый по старшинству частный титул черного духовенства; высший монашеский чин; почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей, В России чин архимандрита присваивался лишь одному из игуменов монастырей в епархии. Впервые это наименование встречается в летописи 1174 г. как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа. В XIX-XX вв. в РПЦ чин архимандрита давался уже не только настоятелям монастырей, но и другим монашествующим лицам, занимавшим высокие административные должности (ректор учебного заведения, глава духовной миссии). Чин присваивался также как высшая награда священнослужителям из черного духовенства.
В белом духовенстве чину архимандрита соответствовал чин протоиерея и протопресвитера.

Игумен

Духовный чин, присваиваемый настоятелю православного мужского монастыря или настоятельнице женского монастыря (игуменья). Мог также присваиваться и настоятелю храма, если он монах.

Иеромонах

Священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, принявший монашество. В РПЦ введение иеромонашества относится к временам Феодосия Печерского (XI в.).

Протопресвитер

Высшее звание (частный титул) белого духовенства в православных церквах, даваемое в качестве церковной награды за выслугу лет и заслуги перед церковью.
В РПЦ до 1917 г. было четыре протопресвитера: Большого придворного собора в Санкт-Петербурге (являлся главой придворного духовенства; он же возглавлял Благовещенский собор Московского Кремля и, как правило, был духовником императорской семьи); глава военного и морского духовенства; настоятели Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.

Протоиерей

До 1917 г. первый по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии, выполнявший обязанности старшего священника (настоятеля) храма. Звание протоиерея давалось и как церковная награда.

Иерей

До 1917 г. второй по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель средней (второй) степени христианской церковной иерархии; официальное название православного священника. Это наименование употреблялось наряду с «пресвитер», «священник».

Архидиакон

Главный (старший) диакон в епархии, обыкновенно состоявший при кафедральном соборе правящего епископа. В России архидиаконат не получил широкого распространения, сохраняясь в основном в больших монастырях и некоторых соборах.

Протодиакон

Частный титул белого духовенства; первый или главный диакон в епархии, обычно при кафедральном соборе. Титул давался также диаконам придворного ведомства. Иногда жаловался в виде награды диаконам церквей за особые заслуги.

Диакон

До 1917 г. третий по старшинству частный титул белого духовенства; священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Диакон, принявший монашество, назывался иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве назывался протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве - архидиаконом (старшим диаконом; состоял при архиерее).

Первые представители духовенства на Руси появились во время ее крещения при князе Владимире. И за более чем 1000-летнюю историю православное духовенство стало довольно заметным сословием, особенно до революции. Ведь в годы советской власти очень большое количество священнослужителей погибло в лагерях.
В конце прошлого века стали открываться храмы, монастыри, семинарии, число духовенства вновь стало увеличиваться.
Духовенство в Русской православной церкви разделяется на белое (священники, не принимавшие монашеских обетов) и черное (монашествующие). Монахи при пострижении принимают обеты. Перед тем, как человек примет духовный сан, он должен определиться: станет ли он монахом или женатым священником. Ведь согласно правилам после рукоположения иерей жениться уже не может. Возможен еще целибат – обет безбрачия. В православии диаконы и священники могут быть и женатыми, и монашествующими, иерархи же – только монашествующими.
Православие имеет три чина иерархии: диаконат, священство, архиерейство.
Диаконы – помощники священников и архиереев при совершении богослужений. Но сами они без священников не вправе осуществлять ни одно таинство.
Священники – священнослужители, имеющие право самостоятельно совершать почти все таинства (кроме рукоположения в священный сан – это прерогатива архиерея).
Архиереи - священнослужители высшей степени священства, обладающие полнотой власти в Церкви.
Иерархическая лестница выглядит следующим образом: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Чины белого духовенства

Представители белого духовенства более приближены к мирянам, и поколичеству они составляют примерно три четверти всего духовенства. Практически в каждом селе действует или возрождается православный храм, в городах же несколько десятков приходских храмов. Если приход небольшой, то служит один священник. В больших приходах пасторское служение несут протоиерей, иерей, диакон. Духовенству помогают миряне.
Алтарник – мужчина, который помогает священнику в алтаре (другое наименование -пономарь, послушник) В наше время его обязанности могут исполнять или монахини, или пожилые одинокие женщины в связи с тем, что не всегда находятся верующие мужчины, желающие таким образом послужить Господу. Алтарники не проходят через таинство, просто настоятель благословляет их прислуживать: вовремя возжигать свечи и лампады в алтаре и у иконостаса, подготавливать облачения, приносить просфоры, вино, ладан, возжигать кадило, подавать плат для утирания губ по Причастию, прибираться в алтаре.
Псаломщик (или чтец) – чин церковнослужителей, не имеющий степени священства. Чтецы во время службы читают вслух Священное Писание и молитвы. При необходимости настоятели могут давать чтецам и другие послушания. В православии мирянин, перед тем как стать чтецом, проходит хиротесию – обряд посвящения его архиереем. Без этого первого посвящения нельзя стать иподиаконом, рукополагаться в диаконы, а затем и в священника.
Иподиакон - церковнослужитель, обычно прислуживающий архиерею при его священнодействии: носит свечи, постилает орлец, омывает архиерею руки, облачает. У иподиакона нет священной степени, хотя он одевает стихарь и носит орарь – принадлежность диаконского сана, символизирующий ангельские крыла.
Диакон – первая степень священства. Диаконы помогают священникам при богослужении, но сами не вправе совершать службу. В настоящее время далеко не во всех храмах есть диаконы, маленькому приходу сложно содержать большой клир.
Протодиакон – главный диакон в кафедральном соборе. Титул может даваться после 20лет служения в священном сане.
Иерей – первый титул священнослужителя, иерей получил власть научать паству православию, совершать Таинства (кроме рукоположения священников), вести службы, в том числе Литургию (кроме освящения антиминса).
Протоиерей – титул, даваемый иерею как награда. Посвящение в протоиерея проводит архиерей во время хиротесии.
Протопресвитер – высшее звание белого духовенства. В РПЦ этот сан присваивается за особые заслуги по решению Патриарха.

Чины черного духовенства

Перед тем, как стать монахом, пройти пострижение, человек, решивший посвятить жизнь Богу, проходит послушничество, то есть подготовку к пострижению, привыкание к монашеской жизни. У послушника нет еще никаких обетов.
После пострига человек носит другое имя, становится рясофором, или иноком, приносит обет послушания.
Инок, после принятия малой схимы, становится монахом, вновь сменив имя и приняв соответствующие обеты.
Далее монах, приняв великую схиму, становится схимонахом, получает другое имя, берет иные, более строгие обеты, чаще проживает отдельно от братии монастыря. Из схимонахов и выходят отшельники, затворники, пустынники и другие совершатели монашеских подвигов, великие молитвенники.
Иеродиакон - монах в диаконском сане. Иеромонах – монах, который имеет сан священника. Иеромонахом монах может стать только через хиротонию, а белый священник – приняв монашеский постриг.
Игумен – настоятель монастыря, он избирается из иеромонахов.
Архимандрит – монашеский чин, один из высших в Русской православной церкви, обычно он настоятель крупного монастыря.
Епископ – первый сан архиерея, он возглавляет епархию,
Архиепископ – возглавляет крупную епархию, иногда этот почетный титул присваивается за большие заслуги перед Церковью.
Митрополит - глава большой области или округа, в которую входят две-три епархии.
Патриарх – высший архиерейский сан, которого удостаивается предстоятель автокефальной церкви. Предстоятель Русской Православной церкви - патриарх Кирилл.
Не взирая на сан, представители как белого, так и черного духовенства в своем служении Богу научают духовных детей православной вере и жизни по заповедям Божиим,несут Благую весть в мир, просвещая всех, кто способен их услышать, а услышав, следовать заповедям в жизни.

В православии и католицизме в духовенство (клир) входят только мужчины. Протодиакон - титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диаконы, напомним, низшая степень священнослужителя в православии. В таблице показаны звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного. В причт входят священники, диакон, псаломщик, пономарь и т.д.

Миряне сегодня нередко путаются в том, чем епископ отличается от митрополита, а иерей от протоиерея. Ну а уж кто такие пономарь или иподиакон — для большинства вообще «темный лес», поэтому они плохо ориентируясь в чинах священнослужителей, даже не знают, как к ним правильно обращаться. В ветхозаветные времена (примерно за 1500 лет до Рождества Христова) основоположник иудаизма пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц — первосвященников, священников и левитов.

В Новом Завете Иисус Христос из множества своих последователей избрал двенадцать апостолов и наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими. Со временем апостолы передали свою власть другим избранным лицам, учредив так же, как и в Ветхом Завете, три степени иерархии. Служение первых диаконов (с греческого «диаконос» значит «служитель») состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении таинств.

Православие в России

Таким образом, со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: высшая — епископ, средняя — священник и низшая — диакон. Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы — только монашествующими. Трудник – человек, который живет и трудится в монастыре во время отпусков, чтобы испытать свое желание стать монахом.

В чём разница между епископами, священниками и другими священнослужителями?

Послушник в постриге – все так же, но над этим человеком совершено таинство пострига и он имеет право носить подрясник. В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

Монашество в миру

Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде.

что такое «белые» и «черные» монахи?

Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

Православие для начинающих

Он может иметь помощников в лице викарных епископов. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

В отличие от католичества (где папа Римский считается наместником Христа на земле, а потому непогрешимым), православный патриарх не наделен статусом непогрешимости. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом, в который на постоянной основе входят архиереи. Священник может совершать шесть таинств Церкви, кроме таинства рукоположения, то есть возведения в одну из степеней церковной иерархии, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Римско-католические монастыри в пределах России

Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах, а принявший схиму — схииеромонахом. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы. В христианской общине также существуют должности: помощника настоятеля (церковного старосты) и казначея.

Он имеет право непосредственно участвовать в совершении таинств, но не может отправлять их самостоятельно (кроме крещения, которое в случае крайней необходимости могут совершать и миряне). Титул протодиакона жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане. Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

Кроме лиц священного сана (священнослужителей), в церковных службах принимают участие и миряне, занимающие низшие служебные должности, — иподиаконы, псаломщики и пономари. Алта́рник - именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях и в Русской Православной Церкви.

Со знаком минус. Как ухаживать за кожей и волосами в холода?

В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.

В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея).

Употребляются в церковном обиходе и некоторые другие термины. В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство».