Христианская антропология. О трёх силах души

Христианская антропология. О трёх силах души

Тело первого человека было в совершенном согласии с душою, а душа находилась в совершенном согласии с духом, то есть с силою словества – этим высшим достоинством души человеческой. Борьба между составными частями человека – это обнаружение внутри живущей смерти – борьба, ныне непрерывающаяся и не дающая покоя человеку ни днем, ни ночью, тогда не имела места. Дух пребывал постоянно горе, при Боге; увлекал туда с собою душу; она влекла туда с собою тело. Нетрудно и естественно было телу, неспособному не только к наслаждениям греховным, но и плотским, напротив того, способному единственно к наслаждениям духовным, силою врожденного ему желания и стремления пребывать при Боге, Им питаться и наслаждаться, Им жить. Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга – недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано . Иначе: зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные? Плоть человека сотворена способною радоватися о Бозе Живе (Пс. 83, 3). Так возвышенны были непорочность и бесстрастие первозданных, что они не нуждались в одежде; и беста оба нага, – говорит Писание, – Адам и жена его, и не стыдястася (Быт. 2, 25). Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, неподверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире. “Сначала, – говорит Макарий Великий, – князем века сего и господином всех видимых человек был поставлен от Бога: ниже бо огнь силы своея над ним явити мог, ни вода потопити, ни вредити зверь, ни ядовитое что-либо действовати” . Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою. Наконец – это изящное тело было способно, по совершенству своему, для жительства в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способными взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделаются духовными. По падении и при изгнании из рая даны человеку кожаныя ризы (Быт. 3, 21); тогда, говорит Святой Иоанн Дамаскин, “он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы” .

В основание изложения нашего о душе человека мы полагаем то определение, которое делает ей вышеприведенный Учитель Церкви. “Душа, – говорит он, – есть существо живое, простое , бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностию хотеть и действовать, изменяемое, и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное” . Для полноты этого определения или описания должно сказать, следуя указанию другого Святого Отца, что душа есть существо доброе по естеству . Хотя в ней после падения добро смешалось со злом, следовательно, сделалось поврежденным; но то же можно и должно сказать о ее разуме и о ее свободе: повреждение чего-либо не есть уже его уничтожение. Очевидно, что святой Иоанн Дамаскин дал такое определение душе относительно: относительно нашему состоянию и степени способностей к познанию. Далее он объясняет это. “Бестелесное, – говорит он, – одно таково в самом естестве, а другое в сравнении с грубым веществом. По естеству бестелесен только Бог; Ангелы же, демоны и души – бестелесны по благодати, и в сравнении с грубым веществом . Еще далее святой Иоанн называет “телом то, что имеет три протяжения, т. е. в длину, ширину и глубину” . Из такого определения тела, определения, и доселе признаваемого вполне правильным и удерживаемого наукою, вытекает, как необходимейшее и точнейшее последствие, что всякое ограниченное существо неизбежно есть тело. Всякое ограниченное существо заключается в большем или меньшем пространстве; вне всяких изменений, вне всякого пространства, как превысший всякого пространства и всякой меры – Бог. Бог вполне бестелесен, то есть Существо Божие совершенно другое, нежели существа тварей, как бы эти твари ни были тонки, и различается от существа тварей неизмеримым различием. Поставлять в один разряд духовных существ Бога и сотворенных духов есть дерзостнейшее богохульство. Как Священное Писание, так и все Святые Отцы Восточной Церкви, хотя и называют Ангелов, демонов и человеческие души духами, но именно в том смысле, как объясняет святой Иоанн Дамаскин.

Постоянно называет их духами Макарий Великий во всех своих сочинениях; но в этих его сочинениях мы имеем его суждение о сотворенных духах, еще более определительное, нежели суждение Дамаскина. Заимствовал его Угодник Божий из своего превосходнейшего совершенства. “Высокое некое, – говорит он, – и глубокое слово, по силе ума моего предложити хощу. Неизследимый и безплотный Господь за безмерную Свою благость плоть на Себе приемлет, и умален быти является велий Сый и преестественный, да возможет с разумными Его тварьми сочислитися, душами, глаголю, святыми и Ангелами, яко да и те безсмертныя Божества Его жизни причастники будут. Зане каждое из сих по естеству своему тело есть, аще Ангел, аще душа, аще демон. Хотя бо тончайшие суть, однако в ипостасе , характире (начертании) и образе по тонкости естества своего тело суть, якоже в ипостасе своей сие наше тело дебело есть. Сим образом и душа тело сущи тончайшее, окружается и одевается членами тела сего. Надевает око, имже и смотрит; надевает ухо, имже и слышит; руки, ноздри, и просто рещи все члены тела приемлет и срастворяется со всеми душа, посредством которых и вся, елика к житию человеческому потребна суть, исправляет” . На вопрос: имеет ли душа какой- либо вид? – преподобный Макарий отвечал: “Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку” . Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: “Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными. Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тончайшее, нежели мы. Они суть тела, по изречению Апостола, который говорит так: И телеса небесная, и телеса земная (1 Кор. 15, 40); и опять: Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Из сих (слов Апостола) вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внутренние движения человеков, все тайны духа (ума). О Нем едином провозгласил Апостол: Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь неявлена пред Ним, но вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 12, 13) . Руководствуясь этими свидетельствами Святых Отцов и многочисленными другими, которые оставляем для избежания обременительного многословия , мы утверждаем о душе нижеследующее. Она дух – подобно ангелам, имеет ум, духовное чувство, свободную волю, но, как тварь, ограничена и по существу своему и по свойствам своим; по причине этой ограниченности имеет и свою степень тонкости; имея известную степень тонкости, может содержаться, и содержится, в нашем грубом теле, может быть заключена в адской темнице, может быть подвержена адским мукам, огню неугасающему, червю неусыпающему, страшной и вечной тьме, может скрежетать зубами от невыносимого адского страдания, может, если будет допущена, переменять места, может быть помещена в раю, может вкушать сладость и покой рая, как места сладости и покоя; она способна к высшему наслаждению, наслаждению внутреннему, являющемуся в сердце и распространяющемуся по всему человеку, сообщающемуся даже его телу, состоящему в общении с Богом, когда Бог соделает достойную душу по ее назначению, Своею обителию; она, наконец, имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, т. е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела . По исшествии из тела души праведных облекаются в светлые одежды, как о том повествует святой Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе (гл. 6, 11; 7, 9), как свидетельствует преподобный Макарий Великий: “(Души праведных), – говорит он, – при отшествии из сего мира, имея с собою Господа, идут с великою радостию к небесным жителям; обитающие же с Господом приемлют и отводят их в приготовленные им заблаговременно обители и вертограды и возлагают на них драгоценные и знаменитые одеяния” . Подтверждают это многие места Священного Писания; это очевидно из писаний Святых Отцов и житий их . При противоположном мнении, то есть, что душа есть дух, столько же тонкий, как и дух Божий, непременно потребуются следующие заключения: потребуется признать, что душа не может быть содержима и удержана никаким местом, никаким веществом, ни нашим телом, ни раем, ни адом, не может ощущать адских мук, должна быть превыше наслаждений рая. Мы уклоняемся от такового мнения, как бы явной нелепости, от пагубного для спасения нашего богохульства, и последуем с покорностию и убеждением вышеизложенному учению Святой Православной Церкви. Называя и признавая душу, вместе с Святыми Отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое плоти и кости не имать (Лк. 24, 39), но имеет свое вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам .

Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души

(Выписки из «Добротолюбия»)



Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы).

Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия сатаны. «Гневайтеся, сказано, и не согрешайте» (Пс. 4, 5). Это значит: гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на Диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростью и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (то есть когда будет господствовать над ними, а не им покоряться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестаем повелевать, чтобы разум правил ими (Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского О трезвении и молитве).

Разумная душа действует сообразно с своим естеством, когда пожелательная ее часть стремится к добродетели, раздражительная подвизается за нее, а мыслительная прилежит созерцанию сущего.

Душа тричастна, по словам нашего мудрого учителя (святого Григория Нисского). Когда добродетель бывает в мыслительной части, тогда называется осмотрительностью, сметливостью и мудростью; когда бывает она в пожелательной части, тогда называется целомудрием, любовью и воздержанием; когда бывает в раздражительной части, тогда называется мужеством и терпением. Дело осмотрительности есть воевать с противными нам силами, добродетелям покровительствовать, а пороки гнать. Дело сметливости есть все, способствующее нашей цели, устроять достодолжно, а дело мудрости созерцать телесные и бестелесные твари по всем отношениям. Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания; дело любви такою почти являть себя в отношении ко всякому лицу, носящему образ Божий, какою бывает она к Первообразу, хоть демоны покушаются иного унизить пред нами; дело воздержания с радостью отвергать все, услаждающее гортань. Дело терпения и мужества не бояться врагов и охотно переносить всякие неприятности (аввы Евагрия Главы о деятельной жизни).

Отцы сказали: «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную увядь воздержанием, разумную окрыли молитвою, и свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда благовременное молчание; пожеланиям неразумным умеренная еда; неудержимости помыслов единомысленная молитва» (Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставление безмолвствующим).

Все Божественные заповеди полагают законы для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают. Кто строго следует им, у того сия троечастность соделывается истинно здравою. Но против этой же троечастности души день и ночь ведет войну и диавол. Если же сатана ведет войну против троечастности, ясно, что он воюет чрез то против заповедей Христовых, ибо Христос чрез заповеди облагает законом троечастность души, то есть раздражительную, пожелательную и мыслительную силы души. И смотри: угроза, что «гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22) и следующие затем Его заповедания се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства (склонности к словопрениям, спорливости), злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится): Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божьему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (Преподобного Филофея Синайского 40 глав о трезвении).

Загадочная человеческая Душа, сколько говорится о ней, сколько пишется, но все ли представляют, что это такое?

Человеческая Душа это тот светлый луч человеческого сознания, который сопровождает каждого в его жизни. Душа - это промежуточное звено между земным сознанием и истинной, Божественной, бессмертной сущностью человека.

Это энергетическая субстанция, сопровождающая каждого, с момента его рождения и до глубокой старости.

С семилетнего возраста, когда человек уже обязан отвечать за...

Мы воспринимаем свои проблемы слишком серьезно. Если мы научимся смеяться над ними, то станет гораздо легче жить.

Чувство юмора – дар божий, которым наделен каждый человек. С возрастом люди перестают относиться к жизни с легкостью и детской непосредственностью.

Они начинают отождествлять себя со своими проблемами, чем отдаляются от Бога и лишают себя возможности наслаждаться реальностью духовного.

Польза смеха в нашей жизни

Смех – это один из самых мощных способов изменить реальность. Он...

Взаимодействие духа и души несет в себе множество возможностей для развития. Если рассматривать дух как божественную искру Жизни, то душа - это вместилище чувств, эмоций, продолжение личности духа. Душа - еще и хранилище неявленной энергии, которая на пути реализовывается в тонких телах человека и выходит в мир в виде проявлений чувств, действий, творчества.

Душа - волшебный ларец многих аспектов силы, тем не менее, "душа" как термин сегодня имеет и другие оттенки, поэтому будем называть...

Души Русских людей рождаются в процессе вечной взаимосвязи между Земными Водами и Небесным Огнём. От этой взаимосвязи рождаются новые Чистые Белые Души, которые готовятся к воплощению на земле в Явном мире. Дева Жива - Богиня Джива, в Чистой Душе создает матрицу, т.е. образную четырехсотовую энергетическую структуру русской человеческой Души. В первую соту Богиней Дживой закладываются Мудрые знания о жизни на обитаемых землях, о мерностях пространств, набор чувств, желание созидать на благо рода...

Душа это шар духа, который формируется внутри тела. Если на физике человек живёт трёхмерно, то душа на астрале – вышестоящем плане развития по отношению к физике, живёт четырёх или пятимерно, там действуют другие законы.

Принцип астрала – сгущение материи внутри оформленного пространства. Душа собирает все атомы и молекулы, которые человек получает из окружающей среды, связывает их между собой и таким образом рождаются чувства или эмоции. Вот это движение частиц и называется душевной жизнью...

«Душа - это та часть человека, которая созерцает внутреннее „я”, видит истину и воспринимает дух и которая навечно возвышает человека над уровнем животных. Самосознание, как таковое, не есть душа. Нравственное самосознание - истинное самоосознание человека - образует основу для человеческой души, и душа является той частью человека, которая представляет собой потенциально непреходящую ценность человеческого опыта.

Характеристиками души являются нравственный выбор и духовное обретение...

Душа представляет собой внутренний мир, сознание и самосознание человека. Душа – это наши психические явления и стремления. Душа – это то, что присутствует в каждом живом организме, некоторые религии даже отождествляют душу и жизнь.

Отсюда вера в то, что душа может существовать вне тела: когда тело умирает, остается душа. Кроме того, в русском языке есть еще ряд значений слова «душа». Это и вдохновитель – «душа компании», и метонимическое обозначение индивидуума – «в помещении ни души», а в...

Всё ниженаписанное это результат небольшой охоты на самого себя. Всё ниженаписанное воспринимайте просто как гипотезу. Впрочем, как и любое чужое утверждение.

Душа – это даже не высокая частота, не так называемый тонкий план.

Частота присуща энергии, а душа это не энергия – это генератор энергии. Это то, что рождает всё. То есть душа не только не материальна, но и не энергетична и т. п. Мы не можем применить к душе ни одну из известных нам характеристик - как физических, так и духовных...

5 (2797) 3 4 6 лет

Сила души в ее качествах. Душа - это часть человека, которая чувствует, любит, заботиться. К людям с развитыми душевными качествами подсознательно тянуться, обычно к таким людям приятно в гости сходить, да и поговорить именно с ними хочется, когда что-то "наболело". Душевный человек выслушает, даст совет, да и просто находясь рядом с ним, становиться легче, стремиться поддержать другого для таких просто естественно.

Сила душ в том, что без их проявлений, было бы совсем тяжко жить. Сами понимаете, человек с развитым рациональными качествами совет дать может, но тепла не будет от него идти.

А душа есть у всех, просто может быть, что она закрыта и поэтому человек не проявляется душевно. В идеальном состоянии мы все душевные:)

    2 0

3 (928) 7 25 6 лет

многие вообще не понимают что такое душа... это не тучка что вылетает из тела... это то какой человек... ещё говорят "душевный человек" добрый, не самолюбивый и т.д. которому не наплевать на других... который редко раздражается и злится на окружающих когда даже есть за что... одним словом добрый... и не просто потому что покормил котёнка во дворе а добрый во всём и по отношению ко всем...

    2 1

6 (5578) 2 5 19 6 лет

попробую быть корректным:

Мозг человека интересный орган. все остальные органы, это способ существовать, контактировать, и тп...

Учёные констатируют что самые развитые люди в мире используют до 10% ресурса от мозга.

Что же такое оставшиеся 90% ? туда же и относиться душа.

У некоторых она в этих 10%, у других в тех 90 что больше не используются.

Теперь ответ на сам вопрос:

Сила души в её скрытых возможностях. Душа это другое понимание материи.

Людям с светлыми помыслами открываются невероятные возможности.

Ярким примером был серб, гражданин мира , Никола Тесла. Который проводил опыты в сознании, и в реальности воплощал идеи, без ошибок, без побочных эффектов.

Возможности души, зависят от силы души конкретного человека.

Душа своего рода наука, которую можно постигать и изучать.

    0 0

7 (35777) 5 21 159 6 лет

Сила в её наличии =)
Ведь душа - непросто что-то обобщённое.
Это наш внутренний голос, советующийся с нашей совестью и различными внешними (приобретёнными) человеческими навыками (например, терпение, трудолюбие, толерантность, чувство справедливости и ответственности).

Высшая степень, соответственно, - гармония. Гармония души и тела.

    0 0

3 (650) 2 3 6 лет

Душа и сознание - одно и тоже. Наш ограниченный мозг и авторитарное воспитание ограничевает проявление нашей души. Люди с правильным воспитанием получают все, что они хотят. В этом и есть сила души - создавать свою реальность.

    0 2

7 (25794) 3 9 38 6 лет

Не претендую на истину, но, по-моему, половина тут ерунду написали. Не надо путать душу с чувствами, эмоциями и тем более просто человеческими качествами. Имхо, у души не может быть какой-то силы. Сила - это способность что-то делать, творить дела. Душа не может что-то делать. Она составляет часть человека, но не является какой-то сокращающейся мышцой, которая сгибает конечности. Бывает вопреки разуму мы делаем нелогичные вещи - "по зову сердца". Сердце, чувства, эмоции могут быть сильными и могут быть мотивами к чему-либо. Душа "не командует" человеком, она слишком тонка для этого. Она просто есть. Или нет.

    В способности не изменить самому себе что бы ни случилось в жизни.

    лёжа человек длиннее на10-15%, но ели его ещё растянуть, то через 10-15 % от длины тела начнут рваться связки, но это ещё не смертельно. соответственно 20-30%

    Укус акулы в 20 раз мощнее человеческого

    Даздрапе́рма - имя, придуманное в СССР в послевоенные годы. Даздраперма - сокращение - расшифровывается как «Да здравствует первое Мая!».

    что копировать поведения собеседника,чтоб создовалось видимость.. что человек вдет в тебе себя.


    Это психологические приёмы не связанные с гипнозом.

    Типо как вначале копировать собеседника, а потом когда находишь с ним "контакт" начать меняться и человек меняется подстраиваясь под тебя.

    Если тебе кажется, что человек способен воспринять твою точку зрения, то почему бы и не поспорить... По крайней мере - лишняя разминка для ума лишней не будет, простите за каламбур... В споре рождается истина, как известно.
    А вот с людьми недалёкими спор будет пустым занятием.

    количество тупости ограничивается фантазией применения тупости тупостью

    за диплом...Темка,друг..Я ему диплом печатала...это было действительно искренне...А еще самое последнее пока спасибо было не так давно от моей лучшей подруги...она позвонила мне около двух ночи и попросила прийти не называя причину,но сказала,что ей плохо...я написала предкам записку,чтобы не волновались(не будить же их)и ушла из дома...чтобы было если бы спалили это все предки хз,но на тот момент мне было не до этого.воть..по-тихому ушла,вернулась домой часа в 4 вечера,когда все были на работе...никто не спалил..я рада.)

Внутри нас находятся гораздо большие богатства, чем те, которые мы можем обрести на Земле. Там находится источник знаний, откуда берут начало все знания. Любовь, гораздо более сильная, дающая большее удовлетворение, чем та, которая существует во внешнем мире, ждет нас внутри с распростертыми объятиями. Наш стержень — это сила, дающая возможность преодолеть любой страх. При разобщенности отдельных личностей существует тесная связь и единство всей жизни. Внутри нас ждут блаженство и радость, дающие такое удовлетворение, что нам уже не нужны никакие интоксиканты, которые употребляют люди, чтобы быть счастливыми. Все эти дары находятся у нас внутри — в душе, сила которой проявлена.

Душа — это источник величайшей мудрости, любви и силы, но мы ничего не знаем о ее сокровищах, если позволяем ей попасть под власть ума, чувств и физического тела. Когда ум и тело обретают силу над душой, она забывает себя. Но душа, сила которой проявлена — это наша истинная природа, и сейчас наступило время возвысить ее с тем, чтобы мы могли воспользоваться дарами, которые обогатят всю нашу жизнь.

Есть два способа рассматривать себя с учетом существования души. Первый заключается в том, что мы рассматриваем себя, в основном, как тело и ум. Если мы видим себя именно таким образом, то говорим, что мы ум и тело, у которых есть душа. Во втором случае мы видим себя как душу. Если изменить угол зрения и идентифицировать себя с душой, мы говорим, что мы — душа, обладающая умом и телом. Определить, кем мы себя считаем — одна из целей при проявлении силы своей души через медитацию. Если мы считаем, что мы — ум и тело, то нас ждет путешествие в поисках души. Если мы понимаем, что мы — душа, которой приданы ум и тело для того, чтобы маневрировать в физическом мире, тогда цель в том, чтобы и далее проявлять силу души. Проявив силу души, мы восстановим ее естественный контроль над умом и чувствами.

Цель проявления этой силы в том, чтобы помочь себе вновь познакомиться с качествами души и определить направление движения. Сила души забыта. Ум, чувства, тело и притяжение физического мира заставили ее забыть о своей силе, и ее необходимо пробудить. Когда мы проявим силу души, ее мудрость, бессмертие, любовь, бесстрашие, ее соединенность со всем и вся, а также блаженство придадут нашей жизни новые измерения.

Многие люди живут и умирают, так и не узнав об истинной силе и потенциале души, о Боге, и о цели своего существования.
Поиск смысла и цели, духовный поиск — это то, что люди осуществляют индивидуально. Некоторые ищут ответа в рукописях, другие — в местах поклонении. Кое-кто оставляет свои религии и ищет ответа в других. Независимо от того, каким образом действует человек, то направление, по которому он идет, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, известно как духовный путь. Именно духовный путь ведет к реализации внутреннего «я», к душе.

Многие люди проходят по жизни, так и не поняв, кто они такие, и ничего не зная о цели своего существования. В тяжелые времена и перед лицом смерти, они, возможно, размышляют над этими вопросами, но не доводят дело до конца, или вообще перестают этим интересоваться, как только тяжелые времена проходят. Однако те, у кого существует острое желание раскрыть тайны жизни, могут найти ответы на эти вопросы.

К счастью, в этом мире есть люди, завершившие свой духовный поиск, и они могут нас направить. Оглянувшись на историю, мы обнаружим, что в каждом поколении жили люди, познавшие себя как душу, люди, познавшие Бога. Часть их мудрости и опыта записана и существует, как часть истории; в некоторых случаях на основе их учений возникли религии. Другие реализовавшие себя души пришли и ушли, но о них ничего не известно, так как они не стали основателями религии и не оставили после себя никаких записей. Некоторых из них мы знаем благодаря другим людям, написавшим о них. Одно ясно: эти реализовавшие себя души могут научить нас, как это сделать и нам. Если мы найдем такого человека, мы сможем узнать, как познать свою душу и ее свойства. Истинные знания приходят, когда мы все видим сами, когда получаем собственный опыт. Можно читать то, что пишут другие, или слушать, что они говорят, но мы не можем быть полностью удовлетворены, пока не получим свой собственный опыт. Эта книга затрагивает два аспекта духовных знаний, которые могут помочь познать собственную душу: теоретические знания и личные, или практические знания. Теоретическая часть состоит из того, что другие, познавшие себя люди, говорили о душе (например, о ее качествах — мудрости, бессмертии, бесстрашии, любви, соединенности со всем и вся, и блаженства). Личная, или практическая сторона — это техника, которой я научился у полностью реализовавшей себя личности. Я хотел бы рассказать об этой технике с тем, чтобы помочь и другим реализовать свои души самостоятельно.

Что касается теоретической стороны, то сравнительное изучение религий показывает, что все они говорят об одном: мы не просто физическое тело, но также душа, или дух, внутри этого тела. Именно душа дает нам жизнь. Когда душа в теле — мы физически живы. Когда душа покидает тело в момент смерти, тело перестает существовать. Тело распадается, но душа, пребывающая в нем — бессмертна. Душа продолжает существовать и после физической смерти.

Мы знаем о своем физическом теле, так как мы видим и ощущаем его, слышим звуки, которые оно издает. Но где находится душа, и что это такое? Как о ней узнать? Каковы ее характеристики и качества? Эта книга дает возможность выполнить две задачи: теоретически понять, что такое истинное «я» как душа, и проявить ее силу, чтобы верно направить свою жизнь.

С самого начала нам следует определить терминологию, с тем, чтобы не было путаницы при использовании слов. Термин «душа» употребляется для обозначения нашей истинной сущности, или духовной стороны — той нашей части, которая продолжает жизнь и при наступлении смерти физического тела. Душа существует независимо от того, есть ли у нее тело и ум или нет. Когда она приходит в этот мир, ей придается тело и ум. Как люди, мы, таким образом, «души, которым придано тело», или души с телом и умом. Термины «мы» и «нас» относятся к нам, как к людям, или имеющим тела душам. Процесс поиска души — это «проникновение внутрь», когда мы пытаемся обнаружить внутри себя душу. Когда, наконец, мы ее находим и идентифицируем себя с ней, как со своей истинной сущностью, тогда о душе говорят, что «сила ее проявлена», что она познала себя и знает, что она наша истинная сущность и сила, направляющая тело и ум.

Некоторые из нас, возможно, проводят свою жизнь в поисках знаний во внешнем мире. Вряд ли мы знаем, что ответы на все вопросы, вся вселенская мудрость находятся у нас внутри. Вселенская мудрость — это синоним состояния всесознания. Некоторые замечают, что временами в нашу жизнь входят страх и беспокойство, безнадежность и депрессия; однако, у нас внутри существует источник бесстрашия, который может помочь преодолеть все внутренние проблемы. Мы боимся смерти и ухода тех, кого мы любим; но мы не понимаем, что у нас есть вечность. Мы стремимся к любви и ищем ее во многих местах, а внутри нас живет любовь, которая не зависит ни от каких условий, и она ждет нас с распростертыми объятиями. Мы ощущаем одиночество и разобщенность в этом мире, однако внутри существует место, где есть единство и соединенность, и если мы достигнем этого места, то наши отношения с другими, с природой и со всей жизнью значительно улучшатся.

Истинная радость не столь недостижима, как нам кажется. Мы можем найти продолжительное счастье, если будем искать в нужном месте. Внутри нас пребывает безграничная сила и энергия проявленной души. Ее богатейшие качества включают мудрость, бесстрашие, бессмертие, любовь вне всяких условий, соединенность и блаженство. Если мы проникнем внутрь и соединимся с душой, обретя ее силу, то это обогатит и изменит всю нашу жизнь.

Мы ничего не знаем об этих внутренних дарах, поскольку мы блокированы и не можем к ним подключиться. Как же избавиться от того, что нам мешает? Что нам нужно для того, чтобы найти искомое?

Существуют простые техники, помогающие достичь богатств души. Не стоит искать по всему свету. Не надо путешествовать во внешнем космосе. Мы можем практиковать их у себя дома, со всеми удобствами.

Как только мы научимся подключаться к своим внутренним ресурсам, с нами произойдет значительная трансформация, которая обогатит все сферы жизни, личные взаимоотношения; улучшит физическое, умственное и эмоциональное здоровье, профессиональную деятельность; повлияет на духовный рост, поможет достижению цели жизни. Эта трансформация не только принесет мир и радость в нашу жизнь, но и весь мир сделает более гармоничным, наполнив его любовью.

Задача этой книги в том, чтобы дать нам средства, с помощью которых можно идентифицировать себя с душой (то есть познать, что ум и тело — это лишь внешние оболочки души, с их помощью она живет и работает в этом физическом мире) и проявить ее силу, чтобы дать верное направление своей жизни.