Индивидуальный коррекционно развивающий маршрут на ребенка готовый. Мастер - класс на тему

Индивидуальный коррекционно развивающий маршрут на ребенка готовый. Мастер - класс на тему "Составление индивидуального коррекционно - образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ"

Содержание программы индивидуального сопровождения младшего школьника с ОВЗ
Цель: дать ребенку правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его
психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
умения
сравнивать, анализировать,
делать несложные самостоятельные выводы;
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;


 формирование
 формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

 формирование положительной мотивации к обучению;


воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
Планируемые результаты:
1. Формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления,
моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
4. Практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни.
5. Развитие уверенности и связанной речи. Умение вести диалог.
6. Формирование умения выполнять посильную работу, стараться доводить дело до конца.
7. Научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей.
8. Движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация
9. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т.д.).
Организация и проведение развивающих занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для проведения занятий выделяется специальное время. Обучение проводится в игровой форме,
интересно, увлекательно, не вызывая утомления.
4

Индивидуальная коррекционная программа составлялась на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом
потенциальных возможностей ребенка.
Особенности коррекционно­развивающей программы:





создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в игровой форме;
отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
на каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки
обучающегося;
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Форма проведения: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.____
Срок реализации: 2 полугодие (11.01.2016­20.05.2016)
Количество часов в неделю – 2 часа, за полугодие – 36 часов.
Продолжительность занятий ­ 20–30 мин.
Способы оценки успехов школьника: Диагностика, тестовые задания, наблюдение.
5

КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Тема
Кол­во
часов
Дата
Методики и
задания
Оборудование
Межпредмет
ные связи
Деятельность специалиста
(психолог)
Развитие восприятия (9 часов)
1
2
1
12.01
Восприятие
качеств величины.
Сопоставление
двух предметов по
высоте, длине
Игра «Карлики –
великаны»,
«Высокий
низкий»,
быстрей»,
«Длинный­
короткий»

Сопоставление
двух предметов по
ширине, толщине
1
14.01
Игра «Широкий­
узкий»,
«Кто
толще?», «Кошки
– мышки»

Картинки
изображением
предметов разной
величины. Набор
столбиков
из
цветного картона,
различных
по
высоте. Две ленты
разной длины и
разного цвета.

Каринки
изображением
предметов, разных
по
ширине.
Полоски
из
цветного картона
разной ширины.

Математика,
изо
Входная диагностика познавательных
процессов
Математика,
изо, ручной
труд
Развитие восприятия формы (Упражнение
«Выложи сам»)
6

3
Восприятие
формы.
предметов.
Форма
1
19.01
«Контрастные
фигуры».
Игра
«Почтовый ящик»
2 книги ­ толстая и
тонкая. Картинки
с изображением
толстых и тонких
предметов.
с
Рамки­вкладыши.
Картинки

изображением
предметов, разных
по
форме.
Материалы для
изготовления
аппликации
«Цыпленок»

4
Восприятие цвета.
В мире цветов.
1
21.01
1
26.01
5
Восприятие
пространства.
Ориентирование в
пространстве
справа­слева,
вверху­внизу

Игра «Радуга», «Я
найду
цвета
везде».
Упражнение
«Сделаем
матрешкам бусы»,
Аппликация
«Наклеим
матрешкам бусы»
Игра «Четвертый
лишний»,
«Что
изменилось?»,
«Калейдоскоп»,
«Путешествие»
2 рисунка: черно­
белый и цветной.
Силуэты
матрешек.
Цветные
кружочки.
Карандаши. Набор
счетных палочек.

Изображение
березы,
птиц,
облака,
зайца,
медведя, солнца.
Геометрические
фигуры.
Математика,
ручной труд.
Развитие восприятия формы. (Упражнение
«Найди похожие формы»)
Игра «Коврик для куклы» («Магазин
ковров»)
Математика,
изо, ручной
труд,
развитие
речи,
Диагностика развития восприятия цвета.
Развитие способности на слух воспринимать
различные цвета карандашей (упражнение
«Где какой цвет»)
Психогимнастика «Слушай хлопки»
Развитие восприятия цвета. (Упражнение
«Волшебная палитра»)
Математика,
изо, развитие
речи
Диагностика
пространства (Упражнение «Лабиринт»)
развития
восприятия

6
7
8
9
Ориентирование в
пространстве.
Внутри­снаружи,
впереди,
между
сзади,
Ориентировка во
времени:
утро,
день, вечер, ночь
Понятия:
сегодня, завтра
вчера,
Ориентировка во
времени. Времена
года
1
1
1
1
Изображения
вагончиков.
Карандаши.
28.01
Игры «Наведем
порядок», «Найди
свое место», «Что
изменилось?»,
Карточки­задания,
карандаши, набор
геометрических
фигур, Атрибуты
сказки «Репка»,
карандаши
Математика,
изо, ручной
труд,
развитие
речи.

Диагностика
восприятия
пространства (Упражнение «Лабиринт»,
«Угадай, кого загадали»)
развития

Развитие
(Упражнение «На. Под. Над. За.»)
восприятия пространства.

2.02
4.02
9.02
«Верно­
Игры
неверно»,
«Построй
дорожку», «Домик
для муравья»,
с
Картинка

изображением
«Режим
дня».
Счетные палочки,
карточки­задания.
Развитие
речи, изо


«Что было раньше?»)

Игра
неверно»
«верно­
Карточки
задания,
карандаши


Развитие
речи,
математика.
Диагностика развития восприятия времени.
Развитие восприятия времени. (Упражнение
«Что было раньше?», «Сегодня и вчера»)
Упражнение
«Назови времена
года»
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
времен

Карандаши
года.
Развитие
речи, изо
Диагностика развития восприятия времени.
(Упражнение «Угадай, кого загадали»)
Развитие восприятия времени. (Упражнение
«Что было раньше?»)
Развитие внимания (6 часов)
10 Развитие объема
1
11.02
внимания
Задание
точнее нарисует»
«Кто

Таблица
нарисованными
геометрическими
фигурами,
с
Математика,
изо
Диагностика
развития внимания.
(Упражнение «Зашифрованное слово», «
Заметить всё», «Пуговицы»).
8

11 Внимание
1
16.02
(сосредоточенност
ь)
12 Развитие
концентрации
внимания
1
18.02
1
24.02
13 «Графический

с
диктант»
выявлением
закономерностей
(по зрительному
образцу)

к
с
Игровые
упражнения
звуки
«Слушай
улицы», «Угадай,
кто
говорит»,
Определение
количества
прикасаний
ребёнку
закрытыми
глазами.
Упражнения:
«Перепутанные
линии»,
«Штриховка»,
Называние
количества ударов
в ладоши, ударов
карандашом
о
стол.
Упражнения:
«Нарисуй
недостающий
предмет»,
«Графический
диктант»
карандаш,
листы
бумаги, карточки­
задания.
Запись
звуков,
карточки ­ задания

Изо, музыка

устойчивости
Развитие
внимания.
(Упражнение «Ищи безостановочно»,
«Перепутанные линии», «Зашифрованное
слово»)

Карточки­задания,
цветные
карандаши,
трафареты.
Математика,
изо
Развитие сенсорной памяти через
упражнения на развитие внимания.
(Упражнение «Исключение лишнего»,
«Найди два одинаковых предмета»).

Карточки

задания, Цветные
и
простые
карандаши

Математика.
изо
Развитие умения распределять внимание.
(Методики «Знаковый тест (круг ­ крестик,
круг ­ треугольник»,
«Ромашки ­
колокольчики»)
14 Сопоставление
1
25.02
Задание «Составь Мозаика.
Ручной труд
Развитие умения переключать внимание
9

простых узоров по
образцу. Мозаика
15 Тренировка
внимания
16 Секреты нашей
памяти
17 Память
(непосредственная
, вербальная)
18 Слуховая память.
Тренировка
слуховой памяти.
1
1
1
1
1.03
3.03
9.03
10.03
.
Карточки­задания.
Карандаши
Карточки­задания,
карандаши
Изо,
математика
узор»
Игровые
упражнения:
«Расставь
правильно»,
«Дорисуй»
Развитие памяти (6 часов)
(Упражнение «Найди пару», «Найди зайца»)
Диагностика
(Упражнение «Сравни, назови, сосчитай»)
развития
внимания

Упражнения:
«Узнай фигуру»,
«Опиши предмет»,
Игра «Снежный
ком». Называние
предметов
по
памяти.
Упражнения:
«Магнитофон»,
«Переверни
рисунок»,
Где?»
«Что?

и
Упражнения:
«Послушай
повтори»,
«Слушай
выполняй».
Повторение
ритмического
стука палочкой о
и
Игрушка, предмет
для описания
Развитие
речи.
Диагностика развития памяти. (Упражнение
«Что запомнили?», «Что находится на
картинке?»)
Карточки­задания,
карандаши
Математика.
Развитие
речи


картинке?»).
Карточки­задания,
карандаши,
картинки

группировки
для
Развитие
речи,
математика
изо,
Развитие слуховой памяти. (Методики
«Запоминание слов»,
«Испорченный
телефон», «Повтори»).
10

19 Зрительная память
1
15.03
20 Запоминание
расположения
предметов. Найди
отличия.
21 Память
двигательная
1
1
17.03
29.03
стол.
Упражнения:
«Найди
одинаковые», «Где
ошибся
Буратино»,
«Перепутанные
линии».
Упражнения:
«Цветная сказка»,
«Штриховка»,
«Запомни точно»
Упражнения:
«Телеграфисты»,
«Нарисуй
памяти»,
«Выполни
правильно»

по
Карточки­задания,
карандаши,
картинки

группировки
для
Развитие
речи, изо
Развитие зрительной памяти. (Упражнение
«Чего не хватает?», «Узнай фигуры»,
методика «Недостающие картинки»).
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
предметов,
карандаши.
Карточки­задания,
карандаши,
изображения
геометрических
фигур.
Математика,
изо
Диагностика развития памяти. (Упражнения
«Что запомнил?», «Что находится на
картинке?»).
Математика,
ручной труд
Развитие моторной памяти. (Упражнения
«Как прыгают животные», «Смешанный
лес»).
Развитие аналитико­синтетической деятельности (8 часов)
22 Мышление
(анализ)
1
31.03
Упражнения:
«Раскрась
правильно»,
«Назови детали»,
«Назови элементы
букв»
Ручной труд
Карточки­задания.
Предметы
разделенные на
части

Диагностика
мышления.
(Упражнение «Способность выделить
существенное»)
развития
23 Анализ образца
1
5.04
Упражнения:
Карточки

– Математика, Игра «Назови сходство и различие двух
11

24 Мышление
(гибкость).
Способы
применения
предмета
25 Мышление
(синтез)
26 Мышление
(сравнение).
Зрительное
восприятие формы
27 Сравнение
предметов
заданному
признаку

по
28 Выделение общего
признака
1
1
1
1
1
7.04
12.04
14.04
19.04
«Назови фигуры»,
«Путаница»
задания.
Карандаши
изо
предметов», «Придумай загадку».
Упражнения:
«Дорисуй»,
«Штриховка»
Элементы
предметов.
Карточки­задания.
Карандаши.
Ручной труд,
изо,
математика

логического
Развитие
мышления
(логические категории: меньше­больше,
выше­ниже). (Упражнения «Найди самый
низкий забор», «Покажи девочку, у которой
самое короткое платье» и т.д.).
Таблица
со
слогами и словами

Письмо,
развитие
речи
Игры и упражнения на развитие мышления:
«Летает ­ не летает»; «Я знаю пять...»;
Карточки­задания,
карандаши,
картинки
Изо, развитие
речи
Развитие умения сравнивать. (Методики
«Четвёртый лишний», «Найди лишнее
слово»).
Карточки­задания.
Картинки
Развитие
речи, изо
Развитие умения находить предметы по
заданным признакам. Отгадывание загадок.
Упражнения:
«Найди слоги»,
«Говори
правильно», «Всё
ли ты увидел»
Упражнения:
«Найди

одинаковые
отличающиеся»,
«Запомни
картинки»,
«Назови предмет»
и
Упражнения:
«Сравни
предметы»,
«Образец
правило»,
«Загадочные
контуры»

и
21.04
Упражнения: «Что
общего», «Отгадай
Карточки­задания,
карандаши, парные
Ручной труд,
развитие
Упражнение:
вопросы».
«Четвертый лишний»; «Доскажи словечко»,
«Хитрые

29 Поиск
закономерностей
30 Умеем ли мы
общаться?
31 Знакомство

с
понятием «хочу»,
«надо», «нельзя»,
«можно»
1
1
1
26.04
28.04
4.05
32 Смешной

грустный человек
и
1
5.05
слова»
картинки, наборы
букв
речи
«Скажи наоборот».
с
Работа

презентацией
«Запомни
последовательност
ь»
Карточки­задания,
картинки
с

изображением
животных,
карандаши
Математика,
изо, развитие
речи
Развитие личностно­мотивационной сферы (6 часов)

Диагностика
мышления.
Упражнения: «Продолжи ряд», «Подумай и
нарисуй»
развития
Игра «Как можно
общаться». Беседы
на темы:
«Мы
здороваемся»;
«Как обратиться с
просьбой»..
Чтение
художественной
литературы.
Просмотр
мультфильмов с
последующим
обсуждением.
Обыгрывание
проблемных
ситуаций.
Упражнения:
«Найди отличия»,
«Что изменилось»,
«Узнай меня»,
Развитие
речи
с
Карточки

нарисованными
ситуациям
общения. Тетради,
ручки, карандаши.
Игра – тренинг «Пойти меня»
игры:
«Магазин»,
Сюжетно­ролевые
«Школа», «Больница»…
Диалоги по лексическим темам. Усвоение
речевых образцов во взаимодействии со
взрослым, смена ролей.
Карточки
задания.
карандаши


Ручки,
Карточки
задания.
карандаши


Ручки,
Развитие
речи.
Формирование представлений у учащегося
что нельзя, а что можно с использованием
карточек
Обучение по соотнесению карточек
(«Нельзя», «Можно», «Что делать») в
совместной деятельности с педагогом,
психологом.
Развитие
речи
использованием зеркала

13

«Шифровка»
(упражнение «Повторяй»)
Развитие способности понимать и выражать
с помощью карточек эмоциональные
состояний (упражнение «Азбука
настроений»)
Упражнения: «Угадай,
взрослый»;
взрослому».Мимическая
(выражение эмоциональных состояний).
что чувствует
что понравится
зарядка
«Угадай,

33 Знакомство

с
1
10.05
понятием
«Радость»
Игры «Солнечный
зайчик», «Доброе
животное»
Развитие
речи
Пиктограмма
«радость».
Картинки

изображением
веселых людей.
Бумага,
карандаши
с
Этюд «Встреча с другом». Создание
аппликации
­ ромашка «Я радуюсь
когда…» в совместной деятельности с
педагогом. Развитие умения использовать
эмоцию радости при выполнении задания
Развитие умения показывать свои эмоции с
использованием зеркала
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Мимическая
зарядка
эмоциональных состояний).
(выражение

34 Знакомство

с
1
12.05
понятием «страх»
Игры «Солнечный
зайчик», «Доброе
животное»
Пиктограмма
«страх»,
карандаши
бумага,
Развитие
речи
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Мимическая
зарядка
эмоциональных
Психогимнастика

эмоционального состояния.
(выражение
состояний).
выражение
Игры с
на

35 Знакомство
с
понятием «злость»

Игра
животное»
«Доброе
Пиктограмма
«злость», бумага,
карандаши
зеркалом.
Развитие
речи
Развитие умения снимать эмоциональное
напряжение и успокаиваться
Развитие умения показывать свои эмоции с
использованием зеркала
Тренировка умения выражать свои эмоции в
мимике, используя прием подражания
(упражнение «Повторяй»)
Игры и театрализация сказок (с диалогами).
Мимическая
(выражение
зарядка
эмоциональных состояний).

36 Комплексное
занятие
1
19.05
Проверочная
работа
Итоговое занятие (1 час)
Карандаши. Ручки Математика,
изо, развитие
речи
Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы
научимся». Выставки достижений ребенка.
Игры: «Люблю - не люблю»; «Кем я
стану».
Беседы о реальных и возможных
достижениях ребенка. Игры: «Я умею»;
«Мое будущее»; «Если бы я был звездой».
Рисование

«Ладошка
достижений»; «Цветок качеств».
темы:
на

Мастер – класс

«Составление индивидуального коррекционно – образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ»

Цель:

    Познакомить педагогов с технологией составления ИКОМ

Задачи:

    Повысить компетентность педагогов в сфере коррекционного образования;

    Познакомить с методикой составления ИКОМ по программе «ДОРОГА ЗНАНИЙ»;

    Формировать желание повышать свою педагогическую компетентность.

Ход проведения:

    Эмоциональный настрой.

Здравствуйте! Рады приветствовать Вас на нашем мастер – классе, где мы продемонстрируем опыт работы школьного медико – психолого – педагогического консилиума.

Надеемся, что наши наработки станут для вас интересными и полезными, и пригодятся в вашей педагогической практике.

Игра с мячом «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ»

Давайте начнём со знакомства. Меня зовут Мещерякова Марина Сергеевна. Я представляю службу сопровождения МОУ СОШ №13, являюсь учителем – логопедом и руководителем службы сопровождения нашего учреждения.

Представьтесь пожалуйста…

    Определение темы.

Не секрет, что с каждым днём количество детей с ОВЗ, или детей с особыми педагогическими потребностями увеличивается. Увеличивается также и количество детей со сложными дефектами. Вы согласитесь со мной, что наши учителя отмечают тенденцию к снижению общего интеллектуального уровня у своих учеников от набора к набору, от выпуска к выпуску.

И, к сожалению, сложившаяся десятилетиями система преподавания не работает с такой группой детей, требуется формирование новой системы педагогического воздействия.

Перестроиться, конечно, очень сложно, но необходимо в первую очередь для того, чтобы упростить свою работу, повысить уровень своей «Я – концепции».

Предлагаем вашему вниманию познакомиться со сложившейся в нашей школе системой оформления индивидуального коррекционно – образовательного маршрута.

    Основная часть.

СЛАЙД 2

Индивидуальный, дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными возможностями и потребностями требует формирования индивидуальной коррекционно – образовательной программы.

Материализацией индивидуальной образовательной программы является индивидуальная карта развития и обучения. Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является индивидуальный коррекционно – образовательный маршрут.

СЛАЙД 3

Структура индивидуальной программы включает в себя:

    комплексную диагностику;

    индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут;

    характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

СЛАЙД 4

Структура карты развития ребёнка с ОВЗ:

    анкетные данные ребёнка;

    договор между школой и родителями;

    заключения специалистов (психолог, педагог, логопед, соц.педагог, медицинское представление)с рекомендациями по коррекционно – развивающему обучению,

    индивидуальный учебно-коррекционный режим (ИУКР)

    заключение ПМПк предварительное, итоговое по результатам коррекционной работы;

    заключение специалистов ЦДиК

    индивидуальный коррекционно – образовательный маршрут

    динамика коррекционной работы с рекомендациями.

СЛАЙД 5

В основе построения индивидуального коррекционно - образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь учебный год).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

    Ступенчатая диагностика.

    Индивидуальный подбор педагогических технологий.

    Систематический контроль и корректировка.

СЛАЙД 6

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

    повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов

предшествующего воспитания и обучения,

    индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,

    социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.

    коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,

    направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

СЛАЙД 7

ИКОМ является продуктом деятельности ШПМПк.

В начальной школе у нас функционирует 2 коррекционных класса по 14 человек, интегрировано обучается __ количество детей.

Новые требования, которые предъявляет нам система инклюзивного образования неизбежно привела к необходимости создания такой службы в школе.

За два года практической деятельности мы попытались сформировать удобную, в первую очередь для учителя, систему коррекционной работы.

Проштудировав великое количество специальной литературы, воспользовавшись опытом коллег, как из нашего региона, так и из соседних областей, мы остановились на двух методических рекомендациях, и одной компьютерной программе, разработанной инициативной группой школы № 14 г. Челябинска.

Мы позволили себе облегчить работу, воспользовавшись зацепкой из методических рекомендаций Национального исследовательского университета при ЮУРГУ: «…что термин «Индивидуальная» не отождествляется со словом «Персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования для группы учащихся, имеющих сходные нарушения».

Я бы хотела продемонстрировать вам проект ИКОМ для учащихся коррекционного класса, составленного с помощью программы «ДОРОГА ЗНАНИЙ»

СЛАЙД 8

В данной программе разработана замечательная система диагностики интеллектуальных нарушений, с причинами их формирования и великолепной системой рекомендаций для каждого специалиста школы.

Выполнив несложный анализ, учителю не составило никакого труда оформить планирование для коррекционных часов, сформировать группы учеников, с которыми он именно сегодня будет заниматься.

Работать с этой программой элементарно. Давайте сейчас попробуем

СЛАЙД 9 – 13

Пошаговая инструкция.

СЛАЙД 14

Конечно – же тех материалов, что представлены в этой программе недостаточно, хочется разнообразить свой урок интересными развивающими занятиями, играми и упражнениями. Для этого нам на помощь приходит интернет.

Пробороздив просторы всевозможных сайтов, для себя я открыла ряд замечательных страниц, с которыми предлагаю познакомиться и вам.

СЛАЙД 15

Удивительным открытием для меня стало потрясающее удобство электронных книг. С помощью них чрезвычайно просто подготовить любое занятие буквально за несколько минут.

СЛАЙД 16

Давайте познакомимся с их возможностями.

СЛАЙД 17, 18, 19

В рамках нашего педагогического консилиума мы разработали систему целостного подхода к коррекционному обучению ребёнка, где учитывается преемственность в работе, общие подходы, скоординированность в отработке навыков и умений ребёнка учителем, логопедом и психологом.

    Практическая часть.

СЛАЙД 20

Все это замечательно, но возникает вопрос, а как же, и самое главное – чем наполнить каждый этап занятия?

На самом деле это очень просто, и все вы это умеете превосходно делать.

Давайте проведём с вами небольшое интеллектуальное соревнование, и назовем его следуя современной молодёжной моде - «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАТЛ»

Планировкой моего кабинета, я позволила себе невольно разбить вас на две произвольные команды.

На столиках перед вами находятся специальные коррекционные упражнения. Попробуйте сейчас определить, на развитие какой психической функции они направлены, и прикрепите их к соответствующей колонке на нашей импровизированной интерактивной доске.

Какие мы молодцы! Похвалите себя обязательно!

СЛАЙД 21

А теперь давайте извлечём наши знания из своих методических копилок, и попробуем придумать как можно больше разнообразнейших инструкций вот к такому упражнению.

Какие мы молодцы! Теперь мы действительно убедились в своём профессионализме, в своей готовности к инновациям.

    Итог.

СЛАЙД 22

Всем нам хочется, что бы наши ученики были самыми умными, талантливыми, что бы на уроке у них горели глаза, что бы все запланированное нами – получалось.

Искренне надеюсь, что представленный нами опыт поможет вам в реализации своих целей.

Попрошу оценить наш труд. Отметьте на листочках, был ли полезен Вам наш мастер – класс, воспользуетесь ли вы нашими методическими наработками.

Спасибо за внимание.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с СДВ(Г)

№ Группы______

Возраст_________

Примечания________________

Компоненты комплексного развития :

Результаты обследования ребенка :

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи

Приложение1

Первичное обследование .

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

(по результатам первичного обследования)

Социально-личностное развитие

1. Эмоциональное состояние:

веселое – грустное – спокойное;

тревожность;

плаксивость – агрессия.

2. Особенности общения со сверстниками:

общительный – замкнутый;

конфликтный – спокойный;

социальный статус: лидер, принятый, отвергаемый.

3. Особенности общения со взрослыми:

легко – с трудом идет на контакт;

проявляет – не проявляет инициативу в процессе общения;

позитивное – негативное отношение к взрослому.

4. Особенности поведения:

активность – пассивность,

произвольность – непроизвольность поведения,

сформированность – несформированность саморегуляции,

медлительность – гипердинамичность.

5. Личностные особенности:

уверенный – неуверенный,

высокая – низкая самооценка,

уравновешенный – вспыльчивый,

доброжелательный – агрессивный.

Познавательная сфера

1. Восприятие : эталонный тип, смешанный тип, синкретический тип.

2. Мышление:

классифицирует по существенным – несущественным признакам;

использует – не использует обобщающие понятия;

устанавливает причинно-следственные связи верно – неверно;

при сравнении объектов называет отличительные – сходные признаки;

умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до; в обратном порядке до; совершает вычислительные операции

3. Память:

зрительная (в %), что соответствует уровню;

слуховая (в %), что соответствует уровню.

4. Внимание:

устойчивость: длительная, кратковременная, нестабильная;

концентрация (в %)

5. Тип работоспособности:

медленный неточный;

быстрый точный;

импульсивный;

рефлексивный.

6. Мелкая моторика:

праворукость – леворукость;

сильный – слабый нажим;

штрихует в одном – разных направлениях.

7.Речевое развитие :

Соответствует норме;

Не соответствует норме.

Приложение 2

Диагностика СДВГ

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью базируется на ряде критериев.

Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7 признаков:

1. Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

2. Часто переспрашивает.

3. Легко отвлекается на внешние раздражители.

4. Путает детали.

5. Не заканчивает то, что начинает.

6. Слушает, но кажется, что не слышит.

7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация "один на один".

Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

1. Выкрикивает во время занятий.

2. Чрезвычайно возбудим.

3. Трудно переносит время, когда ждет свою очередь.

4. Чрезмерно разговорчив.

5. Задевает других детей.

Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5:

1. Карабкается на шкафы и мебель.

2. Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.

3. Суетлив, извивается и корчится.

4. Если что-нибудь делает, то с шумом.

5. Должен всегда что-нибудь делать.

Другие диагностические критерии включают:

1. Проявление симптомов до 7 лет.

2. Продолжительность симптоматики, по крайней мере 6 месяцев.

Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать критерии Американской Психиатрической Ассоциации (1987), представленные в нашей модификации.

По крайней мере 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и длительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.

1. Производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5. Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

6. С трудом исполняет инструкции других.

7. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

9. Во время игр беспокоен.

10. Часто чрезмерно разговорчив.

11. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью".

12. Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

13. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14. Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки").

Приложение3

Для родителей.

Критерии гиперактивности

(схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1 .Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3 . Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

5. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.


Приложение 4

Беседа с родителями

История развития ребенка____________________________________________

______

Ситуация в детском саду_____________________________________________

__________________________________________________________________

Социальное развитие_______________________________________________ речевое развитие___________________________________________________ интеллектуальное развитие___________________________________________ сильные стороны ребенка____________________________________________ слабые стороны ребенка_____________________________________________

увлечения _________________________________________________________

стиль воспитания в семье____________________________________________ типичные реакции родителей на нарушение поведения___________________

Отличия во взаимодействии ребенка с матерью и отцом___________________

__________________________________________________________________

уровень стресса у родителей__________________________________________

__________________________________________________________________

наличие других детей в семье_________________________________________

__________________________________________________________________


Индивидуальный

коррекционно-развивающий маршрут

Цель: Преодоление чрезмерной двигательной активности, мышечного напряжения

Адресат : ребенок группы №

Задачи:

1. Снять напряжение, мышечные зажимы, развивать чувственное восприятие излишнюю двигательную активность.

2. Развивать умение концентрировать внимание на деталях

3. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию

4. Развивать умение контролировать импульсивные действия

5. Обучение приемам релаксации

Формы и методы работы:

§ Упражнения для снятия мышечного напряжения

§ Игры на развитие произвольности

§ Упражнения для релаксации

Организация занятий:

Всего будет проведено 10 занятий. Занятия проводятся индивидуально не менее 2-х раз в неделю, в кабинете психолога. Длительность занятия до 30 минут.

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР)

МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара.

Составили:

Учитель-логопед Митина Елена Алексеевна

Воспитатель Сергеева Евгения Евгеньевна

г. Сыктывкар

2016 - 2017 уч. год

ИКР маршрут на воспитанника МБДОУ «Детский сад №60» с ОНР

октябрь – декабрь 2016 г.

1. Общие сведения о ребенке

Ф.И. ребенка. Михаил

Дата рождения. 05.06.2012 г.

Зрительный диагноз . Ретинопатия недоношенных 3 степени OD, рубцовая фаза, врожденная миопия средней степени, сходящееся периодическое косоглазие; ретинопатия недоношенных 3 степени OS, врожденная миопия средней степени, отслойка сетчатки.

Речевое заключение. Общее недоразвитие речи III ур. МДР.

Сопутствующие заболевания . ПЭП ЦНС, ЗПРР, МАРС (ООО).

Группа здоровья . 3 (инвалидность)

Психолого-педагогическая характеристика .

Миша посещает среднюю группу № 2 МБДОУ «Детский сад № 60 компенсирующего вида» с сентября 2016года.

Уровень физического развития средний, уровень общего развития ниже среднего, группа здоровья третья, физкультурная группа – специальная.

Адаптация проходила долго, мальчик тяжело привыкал к группе, подолгу плакал в течение дня.

Культурно-гигиенические навыки сформированы не достаточно в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно не одевается, не раздевается, не умеет и не пытается складывать свою одежду, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).

Общение со взрослыми носит ситуативный характер, сам Миша в активный диалог не вступает, но на вопросы взрослых отвечает, не всегда выполняет просьбы взрослого. У Миши проявляется выраженное отсутствие желания и интереса к занятиям. На групповых и подгрупповых занятиях может сидеть с детьми, но задания не выполняет, информацию воспринимает с трудом, в процессе деятельности участия не принимает, часто отвлекается, быстро утомляется. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.

В связи со сложным нарушением зрения Миша испытывает трудности в ориентировке в окружающем пространстве, в оценке глубины пространства, в узнавании предметов, представленных для восприятия в различных модальностях, в составлении целого по образцу, в конструировании. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на уровне ниже среднего социально-бытовая ориентировка и развитие зрительного внимания и памяти.

Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. Мальчик не может правильно держать карандаш, кисточку, закрашивать простые раскраски, рисовать, лепить, нуждается в помощи взрослого при выполнении микродинамических действий руки. Слабо развита общая моторика, Мише трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается.

Словарный запас ниже возрастной нормы. Фраза в основном простая, аграмматичная. Связная речь ситуативная. Самостоятельного рассказа нет, беседа в вопросно-ответной форме, причинно-следственные связи самостоятельно на устанавливает.

Фонематический слух сформирован недостаточно. Аппозиционные звуки дифференцирует с многочисленными ошибками. Фонематические анализ, синтез и представления не сформированы.

Артикуляционные пробы выполняет не в полном объеме. Затруднен верхний подъем языка, нарушена переключаемость. При статической нагрузке саливация и девиация языка. Нарушено звукопроизношение ротовых соноров [Р][Р’] [Л] [Л’].

Игровые действия бедны и однообразны. Мальчик может в одиночку катать молча машину, на предложение использовать конструктор или еще какие-нибудь игрушки отвечает отказом. С нежеланием играет со взрослым в настольные игры. С большим интересом играет в хороводные и подвижные игры.

2. Цель и задачи маршрута.

Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи.

1. Формирование системы сенсорных эталонов и развитие навыков ориентировки в пространстве и во времени.

2. Обогащение знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.

3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.

4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

5. Развитие психических процессов.

6. Развитие навыков коммуникации.

7. Обогащение словарного запаса.

8. Развитие связной речи.

9. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.

10. Формирование фонематических представлений, подготовка к обучению грамоте.

11. Формирование элементарных математических представлений.

12.Формирование интереса к занятием изобразительной деятельности. Обучать в рисовании, лепки, аппликации.

Изображать простые предметы. Развивать мелкую моторику.

3. Условия успешной реализации маршрута.

1. Соблюдение режима дня дома и в детском саду.

2. Регулярное посещение ребенком ДОУ.

3. Ежедневное проведение индивидуальных или подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.

4. Совместная работа всех специалистов ДОУ (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК) над реализацией ИКР.

Раздел программы

Программное содержание

Развитие зрительного восприятия

Учитель-дефектолог

Формирование системы сенсорных эталонов:

3) величина

Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, оранжевый и коричневый, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

Учить зрительным способом узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (в силуэтном и контурном изображении) с подключением мануальных обследовательских действий. Узнавать объемные формы (куб, кирпичик, шар). Учить дифференцировать и называть круг - овал, квадрат- прямоугольник.

Формировать обобщающее понятие «форма»; активизировать речь, упражняя в применении этого понятия в практической деятельности.

Учить соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения.

Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета в малом и большом пространстве, учить выбирать одинаковые предметы по величине из множества разно расположенных в пространстве.

«Найди пару», «Цвета и краски»,

«Дорисуй коврик», «Волшебные цвета», «Разноцветные клубочки».

«Геометрическое лото»,

«Составь узор», «Часть и целое»,

Домино «Геометрические фигуры»,

«На что похоже?», «Найди отличие», «Узнай фигуру».

«Разные макарошки»,

«Сравни и подбери фигуры»,

дид. панно «Гусеничка»,

«Цветная геометрия»

«Лесенки-ступеньки»,

«Друг за другом»

Формирование навыков ориентировки в пространстве и во времени

Закреплять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела.

Учить определять и словесно обозначать направления в ближнем пространстве с точкой отсчета от себя: вперед- назад, вверх- вниз, направо- налево.

«Где что находится?»,

«Лево-право»,

«Куда показывает стрелка?»,

«Расставь игрушки как на картинке»

Развитие предметных представлений, предметности восприятия

Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов. Учить понимать назначение предметов, различать и называть существенные детали предметов.

«Назови одним словом»,

«Узнай на ощупь», «Целое или часть», «Что получится?»,

«Кто где живет»,

«Найди все деревянные предметы»

Коррекция нарушений речи

Учитель-логопед

Развитие слухового внимания

Расширить рамки слухового восприятия;

Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

Сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи;

Развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Привлечение внимания к звучащему предмету («Что звучало»);

Определение направления звука («Откуда звук?»);

Различение звучания шумов, муз, инструментов, голосов («Кто пришел, что принес?»);

Запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

Узнавание и различение отдельных звуков.

Развитие моторной координации, мелкой моторики рук

Развивать манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, тактильную память;

Развитие тактильных ощущений.

Массажные активизирующие движения кистей и пальцев рук;

Узнавание на ощупь различных фактур предметов;

Пальчиковая гимнастика;

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

Упражнения с волчками, мозаикой, Су-Джоком, сухом бассейне и т.д.

Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения

Активизация мимических мышц;

Формировать умение пользоваться неречевыми средствами общения;

Развивать мышечный аппарат, участвующий в жестовых и пантомимических движениях;

Формирование артикуляционных укладов и движений;

Выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения;

Формирование артикуляционных укладов отсутствующих и искажаемых звуков [л], [л’] с помощью кинестетических ощущений;

Автоматизация вызванного звука.

Последовательное формирование произвольных жестовых и мимических движений бровей, губ, щек, языка;

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Задания на имитацию положения рта, губ, языка

Развитие статики арт-х движений;

Развитие динамической координации артикуляторных движений;

Упражнения на преодоление сопротивления;

Массаж лица, губ, языка;

Уточнение правильного произнесения имеющихся звуков;

Постановка искаженных звуков;

Закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах (различной слоговой структуры), словосочетаниях

Улучшение качества речевого выдоха: сила, напор, экономный длительный выдох;

Активизировать целенаправленный ротовой выдох;

Дифференциация ротового и речевого выдоха.

«Сдуй ватку», «Дудочки», «Самолетики», «Гонщики», «Карусель», «Погреем ладошки».

Развитие чувства ритма, темпа речи

Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, тактильного).

Ритмические упражнения для рук и ног;

Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием («Повтори за мной»);

Развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности («Веселый дождик», «Домик для зайчат», «Барабанщики»);

Ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

Дифференциация ритмических цепочек.

Развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи

Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам:

«Наше тело», «Предметы туалета», «Овощи», «Фрукты», «Сад. Огород», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Дикие животные», «Зима»; уточнить и закрепить обобщающие понятия;

Учить различать и выделять признаки предметов по их назначению (какой? какая? какое? какие?);

Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование существительных с прилагательными;

Учить различать пространственное отношение предметов, выраженных предлогами: в, на, под;

- формирование навыка построения двух-трехсловных предложений.

«Отгадай, что это», «Назови детеныша»

«Один – много», «Большой – маленький», «Скажи какие», «Жадина»

«Прятки»

Формирование фонематических представлений

Развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;

Научить слышать отдельные звуки в составе слова.

Определение направления звука;

Дифференциация неречевых и речевых звуков;

Выделение заданного звука на фоне звукового, слогового ряда на фоне слова («Поймай звук», «Повтори не ошибись»); - называние слов на заданный звук («Найди игрушку с заданным звуком»);

Интонационное выделение звуков.

Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог

Эмоционально-личностное развитие

Формировать навыки уверенного поведения (учить владеть собой в травматических ситуациях), повышать самооценку;

Учить способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

«Песочная терапия»

«Сказкотерапия»

«Музыкотерапия» (релаксация, рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пластическая драматизация под музыку)

Развитие психических процессов

Формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

Развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

Развивать умение понимать инструкцию, устойчивость, концентрацию и объем внимания.

«Найди окошко для фигуры» («Коробка форм»)

«Разбери матрешку», «Собери матрешку», «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 4-составная)

«Покажи и назови»

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром:

1) ребенку о самом себе и окружающих людях;

2) ребенок и окружающий мир

Закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте;

Продолжать знакомить с собственным телом, называть части тела, знать их назначение, функциональные возможности; учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды

Расширить кругозор на тему «осень», труд взрослых осенью; расширять представления о диких животных и их детенышах (особенности их поведения, передвижения; питание);

Давать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания;

«Волшебное зеркало»

«Овощи», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи детки», «Животные»

«Угадай когда это бывает.»

«Времена года» лото

«Времена года» разрезные картинки

Учить находить один несколько, мало и много предметов, использовать в речи.

Учить согласовывать числительное «один» и наречие «много» «мало» «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

Учить сравнивать предметы по величине (широкий- узкий высокий- низкий, большой-маленький) _

Учить различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить понимать смысл обозначений: вверху-внизу; впереди –сзади; слева-справа; на, над, под; перед, за, между, верхняя, нижняя полоска.

Временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)

«Один – много»

«Найди в комнате много одинаковых предметов»

«Принеси несколько предметов»

«Покажи несколько предметов»

«Блоки Дьенеша»

«Цвет и форма»

«Геометрическое лото»

«Сравни и подбери»

«Палочки Кюизенер»

«Сравниваем противоположности»

«Куда укатился мяч»

«Куда спрятался мишка»

«Режим дня»

«Чудесный мешочек» с гео метрически фигурами, мелким раздаточным матерьялом.

Сюжетно- ролевая игра «Магазин»

Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация

Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования,

Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю краску о край баночки.

Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные) в разных направлениях, предметы разной формы (округлая, прямоугольная).

Активизировать и уточнить свойства глины и пластилина;

Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обоих рук;

Учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя прижимая друг к другу;

Формировать интерес к искусству аппликации.

Учить предварительно выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска);

Учить аккуратно пользоваться клеем;

Формировать умение называть формы предметов и их цвета.

«В гостях у кисточки и карандаша»

«Идет дождь» «Листопад»

«Ягодки» «Банка варенья»

«Украшение платочка»

«Конфетки» «Красивый полосатый коврик» «Заборчик»

«Цветные карандаши»

«Мячики большие и маленькие»

«Сказочный домик»

«В гостях у господина пластилина»

«Овощи» «Сладкие яблочки»

«Ягодки»

«Лепешки большие и маленькие»

«Неваляшка» «Цыпленок»

«Зайчонок» «Снеговик»

«Красивый коврик»

«Узор на квадрате»

«Тарелочка»

Конструктивно – модельная деятельность.

Развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок)

Совершенствовать конструктивные умения;

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу;

Изменять постройки двумя способами (заменяя их или надстраивая);

Обучать элементарным способам конструирования из бумаги.

«Чудесный мешочек» с строительными деталями.

«Построй домик, как у меня»

«Построй такой же домик, но высокий» Заборчик»

Игра «Отбери детали»

«Длинный мост» «Флажок»

Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук.

Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Освоение разных видов движения, как прием рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, отрывочные), не поворачивая лист бумаги.

Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.

Пальчиковые игры на тему: «Наше тело» «Овощи» «Фрукты» «Осень».

«Сортировка пуговиц», «Собери бусы», «Цветная мозайка», «Умная шнуровка», «Цветные камешки», «Моталки», «Прищепки», «Кистевые эспандеры», Коврик «Травка», Упражнения с рефленным мячиком. «Сухой бассейин» «Волшебный мешочек с мелкими предметами»

Пальчиковый театр по сказке «Колобок», «Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальный руководитель

Развитие ритма и ритмического слуха

Вызвать интерес к разным вида музыкальной деятельности;

Формировать культуру слушания музыка;

Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

«Солнышко и дождик», «Высоко и низко», «Сколько нас поет», «Что за звук?» и т.д.

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракас, металлофон, колокольчик, треугольник и т.д.

Логоритмика

Воспитывать чувство ритма;

Вырабатывать точность и четкость движений;

Нормализация мышечного тонуса;

Координировать речь с движениями и музыкой.

Ходьба со сменой ритма;

Работа над координацией и переключаемостью движений.

Инструктор по физ. воспитанию

Развитие основных движений

Формировать правильную осанку;

Развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;

Учить ползать, подлезать, перелезать через предметы.

Корригирующая ходьба;

«Перешагни грибы», «Проползи по мостиком», «Полоса препятствий» и т.д.

Развитие физических качеств

Развивать активность, быстроту, выносливость, ловкость;

Развивать пространственную ориентировку.

Подвижные игры и упражнения.

5. Ожидаемые результаты.

1. Ребенок знает и называет, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.

2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает и называет парнопротивоположные части своего тела. Ориентируется относительно собственного тела, называет направления окружающего пространства (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).

3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина, материал, назначение), устанавливает связи между назначением предмета и его строением или материалом, из которого он сделан.

4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.

5. Ребенок называет свою фамилию и имя, возраст, домашний адрес.

6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого или детей снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.

7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов, дифференцировать сходные по звучанию звуки.

8. Ребенок владеет активным словарем и правильным произношением слов.

9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.

10. Владеет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками.

11. Проявляет активность в разных видах деятельности.

6. Работа с родителями

1. Вовлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними сотрудничество.

2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.

3. Оказывать семье информационную поддержку в виде литературы и интернет ресурсов.

4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка.

5. Активное участие в мероприятиях группы и ДОУ.

6. Консультации: «Воспитание и обучение ребенка с ТНР (ОНР) в домашних условиях», «Как и что читать детям с ОНР».

7. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

8. Выставка дидактических игр и упражнений развивающих мелкую моторику; игры на развитие слухового внимания.

9. Мастер-класс «Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с нарушениями зрения».