История предательства христа иудой. Иуда Искариот

История предательства христа иудой. Иуда Искариот

Почему Иуда предал Иисуса?

Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, почему Иуда предал Иисуса, некоторые моменты нам известны. Во-первых, хотя Иуда был избран одним из двенадцати учеников (Иоанна 6:64), все библейские свидетельства указывают на то, что он никогда не верил в божественность Иисуса. Он даже не был уверен, что Иисус был Мессией (в его понимании). В отличие от других учеников, которые называли Иисуса «Господом», Иуда никогда не использовал это имя, вместо этого называя Его «равви», признавая Его не более чем учителем. В то время как другие ученики время от времени выражали свою веру и верность (Иоанна 6:68; 11:16), Иуда никогда не делал этого и, в основном, молчал. Этот недостаток веры в Иисуса является основой всех других размышлений, перечисленных ниже. То же самое справедливо и в отношении нас самих. Если мы не признаем Иисуса как Бога в плоти и, следовательно, единственного, Кто может дать прощение наших грехов – и вечное спасение, которое идет с ним – мы будем подвержены многочисленным проблемам, которые связаны с неправильными представлениями о Боге.

Во-вторых, Иуде не только не хватало веры во Христа, но у него также не было, или почти не было, личных отношений с Ним. Когда синоптические Евангелия перечисляли двенадцать учеников, то всегда приводили их в одном и том же порядке с незначительными изменениями (Матфея 10:2–4, Марка 3:16–19, Луки 6:14–16). Общий порядок, как кое-кто предполагает, указывает на относительную близость их личных отношений с Иисусом. Несмотря на отличия, Петр и братья Иаков и Иоанн всегда были первыми в списке, что соответствует их отношениям с Иисусом. Иуда всегда был последним в списке, что может свидетельствовать об отсутствии личных отношений со Христом. Кроме того, единственный задокументированный диалог между Иисусом и Иудой содержит в себе упреки Иисуса в адрес Иуды из-за его замечания Марии, мотивированного жадностью (Иоанна 12:1–8), отрицание Иудой своего предательства (Матфея 26:25) и само предательство (Луки 22:48).

В-третьих, Иуда был настолько поглощен жадностью, что предал доверие не только Иисуса, но и его соучеников, как мы видим в Евангелии от Иоанна 12:5–6. Иуда, возможно, желал следовать за Иисусом просто потому, что увидел Его популярность и посчитал, что сможет извлечь выгоду из пожертвований, собираемых для группы. Тот факт, что Иуда был ответственным за казну группы, свидетельствует о его интересе к деньгам (Иоанна 13:29).

Кроме того, Иуда, как и большинство людей в то время, считали, что Мессия собирается свергнуть римское иго и править народом Израиля. Поэтому Иуда, возможно, следовал за Иисусом, также надеясь извлечь выгоду от общения с Ним как новым царствующим политическим лидером. Без сомнения, он ожидал, что будет находиться среди правящей элиты после революции. Но ко времени предательства Иуды Иисус дал ясно понять, что планирует умереть, а не начинать восстание против Рима. Таким образом, Иуда, возможно, предполагал – подобно фарисеям – что поскольку Христос не свергнет римлян, то Он не может быть Мессией, которого они ожидали.

Есть несколько ветхозаветных стихов, указывающих на измену, некоторые более конкретно, чем другие. Вот два из них: «Даже тот, кто был мне другом, кому я доверял, кто ел мой хлеб – и тот готов растоптать меня» (Псалом 40:10; см. исполнение в Матфея 26:14, 48–49). «Я сказал им: «Если угодно вам, дайте мне, что я заработал, а если не угодно – не давайте». Они заплатили мне тридцать шекелей серебра, и Господь сказал мне: «Брось это литейщику!» Я взял тридцать шекелей – внушительное вознаграждение! – и бросил их литейщику в Храме Господнем» (Захарии 11:12–13; сравните с Матфея 27:3–5). Эти пророчества Ветхого Завета указывают на то, что Богу было известно о предательстве Иуды, и что оно было спланировано заранее в согласии с Его безупречной волей как средство, при помощи которого Иисус должен быть убит.

Но если предательство Иуды было известно Богу, то имел ли Иуда на самом деле выбор и несет ли он ответственность за свою роль в предательстве? Для многих сложно сопоставить концепцию «свободы выбора» (согласно общему его пониманию) с Божественным предвидением будущих событий, в значительной степени из-за нашего ограниченного восприятия времени в линейном порядке. Если мы рассматриваем Бога существующим вне времени, так как Он создал все, прежде чем «время» началась, тогда можно понять, что Он видит каждый момент времени как настоящее. Мы проживаем время в линейном порядке – мы постепенно переходим от одной точки прямой к другой, помня прошлое, через которое мы уже прошли, но не в состоянии видеть будущее, к которому мы приближаемся. Тем не менее, Бог, вечный Создатель конструкции времени, находится вне времени или временной шкалы. Это может помочь нам думать о времени (по отношению к Богу) как о круге с Богом в центре и, следовательно, на одинаковом расстоянии ко всем точкам.

В любом случае, у Иуды были все возможности для личного выбора – по крайней мере до того момента, когда «вошел в него сатана» (Иоанна 13:27) – и Божье предвидение (Иоанна 13:10, 18, 21) ни в коей мере не отобрало в Иуды возможность сделать личный выбор. Скорее всего, то, что Иуда выбрал в конечном счете, Бог видел, как будто бы это было наблюдением в настоящем времени. Иисус дал понять, что Иуда был ответственен за свой выбор. «Я точно знаю: один из вас предаст Меня, один из тех, кто ест со Мною» (Марка 14:18). Обратите внимание, что Иисус характеризует участие Иуды как предательство. А что касается ответственности за это предательство, Иисус сказал: «Горе тому человеку, который предаст Сына человеческого. Лучше бы не родиться вовсе тому человеку!» (Марка 14:21). Сатана также был соучастником в этом, как мы видим из Евангелия от Иоанна 13:26–27, и он тоже будет нести ответственность за свои поступки. Бог в Своей мудрости смог, как всегда, направить даже восставшего сатану во благо человечества. Сатана помог отправить Иисуса на крест, где грех и смерть были побеждены, и теперь Божье спасение доступно всем, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя.

Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.


Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.


По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».


Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, и в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.


Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Предательство Иуды

Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:

«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.


Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами

«Согрешил я, предав кровь невинную»,

а в ответ слышит:

«Что нам до того? Смотри сам».

Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.


Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.

Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.


Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил .


В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от . В этой ленте зрители наслаждались игрой , который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Цитаты

«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».
«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».

Януш Рось, польский сатирик:

«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»

Василий Ключевский, историк:

«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».

Поль Валери, французский поэт:

«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».

Веслав Брудзиньский, польский сатирик:

«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».

Оскар Уайльд, английский писатель:

«Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда».

Как гласит Евангельская история, после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не в силах переносить тяжесть своего греха. Таким образом, возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии: распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?

Отвечает игумен Феодор Прокопов, настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с. Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса. Поэтому и разбирать их будем раздельно.

1. "Если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь?"

Все дело в том, что, по мысли всех святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение совести, начало того адского мучения, о котором нас предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских рассказа - рассказ об Иуде и об отречении Петра. Оба эти события имеют нечто общее: и предательство и отречение - грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил в возможность своего прощения, а Иуда - нет. Каждому и было дано "по его вере". Существует такой апокриф, что будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде. Но Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические повествования Церковь не рассматривает, как заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел. Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего сердца для прощения, для него не будет просто существовать возможности блаженства, то есть спасения. Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам не отверг этого прощения. Отсюда делается очень важный для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.

Альбрехт Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра

2. "Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии:распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?"

Нет, поступок Иуды не был предопределен. Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной ответственности. Очень важно понять значение двух терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу, что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к яме. Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из тех данных, которые я вижу. Примерно так следует рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и может сказать через пророков, что совершится то-то и то-то. Но Он этим не предопределяет, а только предсказывает. В этом смысле поступок Иуды был предсказан пророками. "Сын человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается" (Мф. 26:24). Именно поэтому же большинство пророчеств носят условный характер: если услышите и сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если нет, то так-то и так-то... Сказать, что было бы, если бы Иуда не совершил своего предательства, невозможно. История не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

***

Примечание МС. Что было бы, если бы Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить Господа "выстроились" десятки, если не сотни людей. Не предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.

***

В Православии есть понятие Промысла Божьего. Промыслом Божиим называется такое действие Бога в мире, которое проявляется в сохранении тварей, в содействии или попущении тварям и в управлении миром и тварями. Но Промысл Божий не ограничивает Богодарованную свободу человека, хотя и направляет к добру злые и греховные деяния людей. Пример из Слова Божия: история патриарха Иосифа. Он был продан братьями по злобе и зависти - разумеется, дело безусловно греховное и бесчестное. Но впоследствии, когда Иосиф прошел множество испытаний: рабством, темницей и пр., он был вознесен Промыслом Божиим до того, что стал начальствовать над всей землей Египетской и смог спасти все свое семейство от голода. Таким образом, само по себе деяние нравственно чрезвычайно низкое, благодаря Промыслу Божиему, имело важнейшие последствия для истории домостроительства нашего спасения. Так же нужно рассуждать и о предательстве Иуды. Это, безусловно, тягчайший грех, обусловленный свободным выбором Иуды, но Промысл Божий использовал это черное дело для самых важных событий в истории мира и человечества.

Андрей ДЯТЛОВ


Иуда Искариот недолго прожил после распятия Христа. Меньше суток. Это известно.

Известно даже (во всяком случае описано), как, собственно, он умер. В канонических текстах таких упоминаний два.

В Евангелии от Матфея : «...бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился», и в Деяниях апостолов : «...и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

(Есть еще в апокрифическом Евангелии от Варнавы рассказ о том, что в момент ареста Христа Господь придал Иуде черты и голос Иисуса (тому удалось бежать), и распяли на самом деле Иуду. Но это уж чистая сказка.)

Но мне кажется, Иуда не кончал жизнь самоубийством, а был убит.

Эта же мысль соблазняет и Булгакова. Он в «Мастере и Маргарите» «приговаривает» Иуду к смерти на ножах боевиков из тайной службы Афрания.

Однако в диалоге Понтия Пилата и начальника тайной службы Афрания Булгаков все-таки касается версии о «самоубийстве». Но, замечу, как о распространении некоего слуха:

«- Да, Афраний, вот что мне внезапно пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?

О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!

Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.

Тут Афраний метнул в прокуратора свой взгляд, подумал и ответил:

Это может быть, прокуратор».

Очевидно, что Пилат (пером Булгакова) запускает такой слух, чтобы опозорить Иуду: в ортодоксальных религиях есть только два абсолютно несмываемых греха - богохульство и самоубийство, - за них нет прощения. И потому слух, пущенный Пилатом, должен заклеймить Иуду в глазах людей, даже если его предательство по большому счету ложь. А для Булгакова, писавшего при Сталине, Иуда больше чем предатель. Он не был знаком с Иешуа, он однозначно провокатор, возможно, живущий этим ремеслом, а не только работой в меняльной лавке у родственника, как докладывает прокуратору Афраний. Почему же именно провокатор?

Как Булгаков доказывает, что Иуда - провокатор?

Позвольте немного отвлечься от смерти Иуды, потому что булгаковская сцена ареста Иешуа у Иуды действительно очень любопытна.

В канонических Евангелиях Иуда Искариот - просто предатель, который приводит стражников в Гефсиманский сад для ареста Христа и получает за это разовое действие разовую же плату. У Булгакова же Иуда из Кириафа не просто сдает Иешуа, а еще и выуживает из него признания, которые и ложатся в основу обвинения. Ну как агент Клаус с пастором Шлагом в «Семнадцати мгновениях весны».

Вот Пилат допрашивает Иешуа об Иуде из Кириафа:

«- Итак, - говорил он, - отвечай, знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа и что именно ты говорил ему, если говорил, о кесаре?

Дело было так, - охотно начал рассказывать арестант, - позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил...

Добрый человек? - спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах.

Очень добрый и любознательный человек, - подтвердил арестант, - он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно...

Светильники зажег... - сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали.

Да, - немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, - попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.

И что же ты сказал? - спросил Пилат...

В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

Почему Булгаков считает, что это не разовое предательство, а целая хорошо подготовленная провокация? Все дело в светильнике, о котором сквозь зубы сказал Пилат. Во времена Иисуса для обличения богохульника устраивали засады. Канонические источники описывают это так: «Приводят к нему (тому, на кого устраивается засада. - Прим. авт.) двоих молодых ученых (то есть учеников богословов. - Прим. авт.) во внешнее помещение (в соседнюю комнату с той, где идет разговор с богохульником. - Прим. авт.); а он сидит во внутреннем помещении, и зажигают для него светильник, чтобы они видели его и слышали его голос. Так поступили с Бен Стадой в Лидде: назначили в засаду для него двух молодых ученых, и они привели его в суд, и его побили камнями...»

По Булгакову, именно в таком сговоре участвовал Иуда, и это, безусловно, не просто продажа учителя за деньги! Это отменно организованная операция со свидетелями, с заранее спланированной темой разговора, однозначно подводившая Иешуа под смертную казнь. Так что недаром Булгаков называет Иуду не предателем, а одним из лучших шпионов первосвященника Каифы. Сексотом...

О рассевшемся чреве

Но оставим литературного Иуду из Кириафа и вернемся к Иуде Искариоту.

Итак, повторю. Версия смерти предателя в Евангелии от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился».

Но я уже говорил, что, как и у Булгакова, похоже, слово «удавился» здесь просто фигура речи, некое клеймо позорной смерти. Еще я не склонен держаться за версию самоубийства, так как многие исследователи считают, что Евангелие от Матфея написано не очевидцем (или не очевидцами), хотя и приписывается этому апостолу, входившему в ближайший круг Иисуса и бывшего до встречи с Христом мытарем, то есть сборщиком податей (у Булгакова он и есть Левий Матфей). Многое в Евангелии от Матфея заимствовано из Евангелия от Марка. Марк же о судьбе Иуды вообще ничего не сообщает. Я, конечно, пишу «Марк не сообщает» или «Как говорит Матфей», хотя надо понимать, что именное авторство всех канонических Евангелий - чистая гипотеза, не подтвержденная пока ничем. Имена авторов - лишь предположения.

Истиннее мне кажется версия из Деяний апостолов: «...и когда низринулся (Иуда. - Прим. авт.), расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Слово «низринулся» можно толковать по-разному. Некоторые считают, что Иуда все-таки повесился, но веревка оборвалась, и он упал и оттого живот его разорвался. Есть переводы этого фрагмента, толкующие это слово как «упал головой вниз», то есть, мол, Иуда упал с какой-то высоты, с обрыва.

Но фишка в том (я специально консультировался у судебных патологоанатомов), что даже при падении с самолета у человека лопается череп, ломаются кости, но случаи, когда бы «расселось чрево», им неизвестны! Для этого, как мне терпеливо объяснили, должна быть как минимум рана в животе. От пули, осколка, ножа или острого предмета. Ну может быть еще, что у Иуды была водянка, и живот при ударе лопнул, но это совсем маловероятно...

Зато «рассевшееся чрево» - это уже не общая формула, не страшилка, это четкая деталь. Так мог описать смерть Иуды только тот, кто сам видел труп.

Или тот, кто принимал участие в убийстве!

Чьих рук дело?

В Деяниях апостолов эту четкую деталь сообщает апостол Петр: «...Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предсказал Святой Дух устами Давида об Иуде, бывшем вождем тех, которые взяли Иисуса; он... приобрел землю неправедной платой, и, когда низринулся, расселось его чрево, и выпали все его внутренности; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что та земля на их отечественном наречии названа Акелдама, то есть земля крови».

Петр словно отчитывается о проделанной работе. И очень любопытно, что он говорит, например, не о разбитой голове Иуды (а это самая вероятная травма, если бы Иуда «низвергнулся» со скалы на камни), а именно о «рассевшемся» - вспоротом - чреве.

Так, может быть, он и был тем, кто казнил Иуду?

Чем не версия?

И многое, кроме этой речи Петра, указывает на то, что это очень вероятно...

Кому выгодно?

Для осознанного убийства нужен мотив. Кому выгодно было, чтобы Иуда умер?

Самому Иуде? Вряд ли. Он был крайне скупой человек. Хранитель ящика с деньгами общины, позволявший себе ворчать даже на Христа за слишком необоснованные, на взгляд Иуды, траты. Обычно такие люди (а психология человека даже с веками меняется мало) берегут и любят себя, наделены здоровым цинизмом и до последнего держатся за жизнь без сантиментов и угрызений совести. Мне кажется, раскаяние Иуде, скорее всего, приписывается. И вряд ли он полез бы в петлю.

Может быть, в смерти Иуды были заинтересованы Каифа и священники? Тоже сомнительно. Следы им заметать незачем, процесс над Иисусом был официальным, а вознаграждение за предательство богохульника - дело редкое, но тоже узаконенное. К тому же они с Иудой были в расчете: дело сделано, гонорар заплачен, контракт закрыт.

Может, грабители прирезали Иуду, позарившись на деньги? Нет. Сребреники не пропали, а были каким-то образом возвращены (по Евангелию - брошены Иудой) священникам, и после смерти апостола на них купили землю у стен Иерусалима, известную до сих пор как Земля Крови. Там сейчас монастырь.

Пилат отомстил? Это уже вовсе из области домыслов: суд прошел, руки умыты - что римлянину, ненавидевшему иудеев, один из них?

А вот апостолы... У них как раз мотивов хоть отбавляй! Поступок их собрата повлек казнь главы общины, учителя. Да еще - за деньги от врагов Христа...

И любопытно, что как раз Петр мог сыграть в деле мести Иуде свою роль, возможно, главную! Петр вообще фигура прелюбопытная. Рыбак и сын рыбака, он был братом апостола Андрея, которого позже назовут Первозванным. То есть первым, кого призвал Иисус в апостолы. Но это не совсем так: Иисус призвал не Андрея, а Андрея с Петром вкупе. Встретив братьев, Христос сказал: «Идите (то есть оба! - Прим. авт.) за Мной, и Я вас (то есть обоих! - Прим. авт.) сделаю ловцами человеков». Так что Кормильцев был не совсем прав в знаменитой песне про апостола Андрея и Христа «Прогулки по воде...».

А первые ученики - самые верные и близкие. Недаром, отправляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял Петра в качестве одного из трех телохранителей. Да, именно телохранителей. Это понятно, потому что из всех апостолов только Петр и сыновья Заведеевы - братья Иаков и Иоанн - имели черты характера, которые должны быть у настоящих бойцов. Все трое энергичны, агрессивны, вспыльчивы (за что, кстати, Иисус прозвал братьев «Воанергес» - «Сыны грома»). Они были еще и при мечах, правда, всего двое, и один из мечей был у Петра.

Петр - явно старший в этой команде телохранителей. Он превосходил братьев отвагой. Именно он (что для нас важно!) в Гефсиманском саду при аресте Иисуса выхватил меч и отсек ухо рабу первосвященника Малху на глазах у римских солдат! А ведь ношение любого оружия иудеями римляне запрещали под страхом немедленной смерти. А он отважился!

И, отмечу особо, Петр явно владел мечом хорошо, если ринулся в бой посреди легионеров и стражников.

Если уж он был готов на это, то настичь Иуду и вспороть ему брюхо вспыльчивому Петру - возможно, совместно с братьями Иоанном и Иаковом - было делом пустяшным. Так что версия о Петре-мстителе выглядит более чем реально.

А вдруг слова Петра - выдумка?

Да, есть нюанс: истинность канонических текстов, как известно, подтвердить очень трудно. В Евангелиях и Деяниях апостолов явно есть чисто литературные куски, фантазии, не имеющие ничего общего с хрониками. Так, кто гарантирует, что автор Деяний не приписал Петру его заявление? Тем более что, согласно преданиям, Деяния приписываются евангелисту Луке, который, похоже, вообще с Петром не встречался.

Но тут есть любопытная цепочка - очень короткая, - по которой до Луки могли дойти точные слова фактически из первых рук.

Она такова.

В 49-м году Петр познакомился с новым апостолом - Павлом. Они сотрудничали очень тесно, и, например, Антиохийская православная церковь ведет патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом является ее основателем. А вот вернейшим учеником Павла был как раз евангелист Лука! Так что вполне возможно, что слова Петра на «закрытом собрании» были Луке переданы Павлом.

И последнее...

Земля, которую купили на тридцать сребреников (по версии Петра, купил Иуда), была глинистым полем, где брали сырье для своих изделий гончары (оно так и звалось «землей горшечника»). После смерти Иуды там решено было сделать кладбище для странников. Но, напомню, уже Петр говорит, что это место стали называть Акелдама, то есть «земля крови». Я мало верю, что жители Иерусалима разом мгновенно прониклись трагедией Христа и новое название возникло оттого, что пустошь была куплена на «кровавые предательские деньги». Это как-то излишне символично, даже пафосно...

Проще и оттого, мне кажется, реальнее такое объяснение. Поле, питавшее многих гончаров, было полито кровью Иуды, а, раз «чрево расселось», крови было изрядно (как у Булгакова сказал Афраний: «Кровь хлынула волной, прокуратор!»). И глину там брать перестали, ибо место было осквернено и стало нечисто. Настолько, что его смогли отдать лишь под такое же нечистое дело - кладбище.

Так что, возможно, мы теперь знаем не только кто убил Иуду, но и где именно он был убит...


Иллюстрация - Самоубийство Иуды, барельеф ХII века, Франция