Карл Юнг: основные направления работы. К.Юнг и аналитическая психология

Карл Юнг: основные направления работы. К.Юнг и аналитическая психология

Введение

Цель моего реферата раскрыть мнение психолога Карла Юнга об архетипах культуры. юнг культура архетипический критика

Основными задачами для описания раскрытия цели считаю: привести краткую биографию Карла Юнга, для того чтобы понять какие факторы повлияли на его теорию об архетипах, проиллюстрировать воззрения Карла Юнга на вопросы культуры его времени, описать концепцию культуры Карла Юнга, и привести некотурую критику его теории.

Актуальность темы не следует и описывать, согласно теории Юнга, которая имеет важное место в психологии и на сегодняшний день, мы можем говорить о том что архетипы будут актуальны, еще крайне долгое время.

Соверщенно очевидно что главным исследователем по теме выступает сам Карл Густав Юнг, однако помимо него, мы можем выделить многих исследователей в области культурологии, которые несомненно обращались к работе Юнга. Такими будут Е. В. Попов или Л. И. Бондаренко

Краткая биография Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -- сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая -- взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки -- зоология, антропология, палеонтология, а с другой -- гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно -- медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание -- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее -- дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

Ирина Дембо

Создатель аналитической психологии или юнгианского анализа швейцарец Карл Густав Юнг может считаться учеником Зигмунда Фрейда, хотя впоследствии их взгляды разошлись. Сын пастора, еще подростком Юнг почувствовал, что ему недостаточно обычного религиозного толкования души, мира и Бога. Ни современная наука, ни религия не удовлетворяли его духовного поиска. Когда юноша поступил на медицинский факультет и начал изучать психиатрию, открыв учебник, он прочел, что психиатрия это наука о личности и его сердце забилось. «Мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может быть психиатрия» — писал Юнг в своих воспоминаниях.

Метод словесных ассоциаций

Работая психиатром Юнг разрабатывает метод словесных ассоциаций: на слово названное терапевтом пациент должен ответить другим словом — первым, что приходит в голову. Необычная реакция, ответ, не имеющий прямой связи или слишком долгое размышление -говорят о том, что дело тут неблагополучно. С данным понятием у пациента связан комплекс. Например, тот, у кого есть подавленная агрессия, будет необычно реагировать на слово «гнев». Если человек запинается на словах «деньги», «покупать», «платить» – у него комплекс на почве денег. При этом пациент, хотя и «проговаривается» таким образом, не осознает, что у него есть этот комплекс.

«Когда нечто ускользает из сознания, оно вовсе не перестает существовать. Это как автомобиль, свернувший за угол» — пишет Юнг. Он делает вывод: у нас есть множество неосознанных, «спрятанных» от нас самих мыслей, образов и впечатлений, которые влияют на сознание и поступки.

В руки Юнгу попадает книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Юнг согласен с автором: осознанное во внутреннем мире – только верхушка айсберга. Он отправляется в Вену чтобы познакомиться с Фрейдом. Между основателем психоанализа и молодым психиатром быстро возникло взаимопонимание. Юнг получил разрешение практиковать психоанализ, а через какое-то время даже стал президентом основанного Фрейдом Психоаналитического Общества.

Но оказалось, что ученик не готов следовать за учителем — возникновение неврозов и комплексов не объясняется для него исключительно подавленными желаниями. С точки зрения Юнга, комплексы не только причиняют неприятности и вызывают депрессию, но указывают на скрытые ресурсы личности, вдохновляют на творчество.

«Депрессия — это женщина в черном, которая стучится к вам в дверь, – пишет Юнг, – если вы прогоните ее — она будет стоять у порога вашего дома вечно. Если же пригласите войти, усадите за стол, накормите, а лишь потом расспросите о цели ее визита, у вас есть шанс проститься с ней».

Пути Фрейда и его любимого ученика разошлись. Стараясь глубже изучить источники комплексов и творчества, Юнг вводит в терапию метод активного воображения. Пациент фантазирует, а потом записывает, зарисовывает и обсуждает с аналитиком свои фантазии.

Архетипы

Изучая образы снов и фантазий, рисунки своих пациентов, занимаясь параллельно самоанализом, Юнг заметил: в подсознании европейцев всплывают фигуры похожие на те, что действуют в сказаниях разных, живущих далеко друг от друга, нецивилизованных племен. А так же в мифах древних народов. Бог Солнца, бог-громовержец, богиня-мать всех богов – действующие лица многих легенд. И из сказки в сказку путешествуют убивающий змея герой, похищенная красавица, старичок, дающий в трудную минуту совет, дурачок, который оказывается умнее всех и другие персонажи.

Юнг называл эти общие для всех людей, кочующие из легенды в легенду образы, архетипами (от греч. arche — начало и typos — первичный образ, оригинал). Он предположил, что архетипические представления не приобретаются с культурой, а изначально присутствуют в психике каждого человека. Это «коллективное бессознательное» – память поколений, опыт человечества, который мы наследуем при рождении. Образы мифов и сказок потому и похожи у разных народов, что в них есть нечто архетипическое, волнующее любого из нас.

Юнг пишет: «Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой… Которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».

В коллективном бессознательном Юнгом выделены такие архетипические фигуры, как «Маска» — то каким человек стремится выглядеть и «Тень» –скрытые черты характера, которые не хочется демонстрировать. В представлениях мужчины живет образ женщины, «Анима» — это интуитивная часть мужской души. «Анимус» – наоборот, мужское в женщине, образ мужчины в ее душе. Важны и образы совершающего подвиги «Героя», «Великой Матери», «Мудрого Старца» — советчика и целителя, «Трикстера» – шута и ловкача. И, наконец, образ «Мандалы» — круга с квадратом внутри. Это — знак Солнца. Юнг называет его символом индивидуации – обретения человеком себя.

Действие архетипов может быть как положительным, так и негативным. Архетип матери является источником материнской любви и заботы, символом животворящей природы. Но под его влиянием может сформироваться материнский комплекс. Тогда любящая и заботливая женщина делается властной: с одной стороны она всю себя отдает детям, с другой – не дает развиваться, жестко контролируя их жизнь.

Бессознательное может быть источником многих комплексов, депрессий и тревоги. Но в результате терапии, пациент осознает и принимает свое бессознательное. И тогда у него есть возможность достичь высшей цели: осуществить процесс индивидуации и обрести истинное «Я».

«Наше «я», — писал Юнг в своей последней книге «Воспоминания, сновидения, размышления» — проявляется, как правило, в ситуациях непредвиденных, непостижимых. Это «я», способное терпеть и принять правду, в состоянии справиться с миром и судьбой. Только в этом случае наши поражения превращаются в победы. И тогда ничто — ни извне, ни изнутри — не может противостоять нам. Тогда наше «я» способно выстоять в потоке жизни, в потоке времени».

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии , в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа , несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись. В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.
В 1921 году Карл Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.
Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).

Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.
«Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).
«Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).
Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах. Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.
Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.
Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного, оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни (термин импринтинг был предложен ). Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.


По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста. Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:
Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.
Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.
Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).
Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе»
, – писал Карл Юнг (3, ч. 1).

Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами. Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).
«Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).



В своей работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» Карл Юнг дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.
«Так называемый "научный взгляд на мир" вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

Литература:
1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.
2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.
3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.
4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие коллективного бессознательного, архетипов, которые, по его мнению, были источниками сновидений, древних мифов и единой для всего человечества символики.

Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного. Все, что есть в бессознательном, стремится к реализации, и человеческая личность, ощущая себя единым целым, хочет развиваться из своих бессознательных источников. Прослеживая это на себе, я не могу использовать язык науки, поскольку не рассматриваю себя как научную проблему. Карл Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии. Он - основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей. Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества - 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали. Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде. В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Синхронность - причинно не объяснимый параллелизм, как это бывает, например, в случаях одновременного появления идентичных мыслей, символов или психических состояний у разных людей. К.Г. Юнг

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично. Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна. В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Был этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана не долго ждал реванша,
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше.

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль. После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей. А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение - в нем как будто живут два человека. Один - мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой - вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина - небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,
и вот вы кричите сотнями голосов,
погибшие, но живые,
во мне: последнем, бедном,
но имеющем язык за вас,
и каждая капля крови
близка вам, слышит вас,
любит вас...

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг - доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра - тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед - Самуэль Прайсверк - был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом - это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Все более сознавая яркую красоту наполненного светом дневного мира, где есть «золотистый солнечный свет» и «зеленая листва», я в то же время чувствовал власть над собой неясного мира теней, полного неразрешимых вопросов. Из воспоминаний К. Юнга.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Из воспоминаний К. Юнга.

Такая интенсивная внутренняя жизнь отделяла Юнга от сверстников и отчасти служила причиной длительной депрессии. Но в 16 лет этот туман, как позже писал сам ученый, стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра:

Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле - обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

Не раз Карл Юнг писал, что в юности он особенно сильно ощущал свою связь с далекими предками, ему казалось, что на него оказывают влияние проблемы или обстоятельства, так и не разрешенные его дедами и прадедами. Это касалось также выбора будущей профессии. Франц Риклин писал, что в стремлении Юнга к изучению медицины решающую роль сыграла память о его деде - профессоре медицины в Базельском университете. В возрасте 20 лет он поступает на факультет медицины в Базельский университет. Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении, умирает отец и семья остается почти без средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, Юнг стал работать младшим ассистентом в университете - так им удалось поддержать довольно скромное существование и оплатить учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:

Я не жалею о тех днях нищеты - я научился ценить простые вещи… Оглядываясь назад я могу сказать лишь одно - время учебы было для меня чудесным временем. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

В университете помимо чтения обязательной литературы Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Карла де Преля, Сведенборга, Эшенмайера. Эта литература нужна ему для диссертации по медицине, которая называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Близиться окончание университета, будущему великому психиатру нужно выбирать специализацию, определение которой произошло вполне в духе Юнга. Ему в руки попался «Учебник психиатрии» Крафта-Эбинга, юноша понял, что именно это направление позволит ему объединить увлечение философией и медициной.

И тогда я сразу решил стать психиатром, так как я, наконец, увидел возможность соединить мой интерес к философии, к естественным наукам и медицине, что для меня было главной задачей. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Работа в психиатрической клинике

Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей - это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.

В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.

Из встреч с моими пациентами и занятий психологическими явлениями, которые проходили передо мной в неисчерпаемой череде образов, я узнал бесконечно много, и не только о том, что относилось к науке, но прежде всего о себе самом. - и, в немалой степени, я пришел к этому через ошибки и поражения. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» - термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» - извечном стремлении человечества к саморазрушению.

Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» - подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик - Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.

Юнг и Фрейд

Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа - З. Фрейда и К. Юнга - широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй - учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:

Даже беглый взгляд на страницы моей работы показывает, сколь многим я обязан гениальным концепциям Фрейда. Я могу заверить, что у меня, конечно, с самого начала были те же возражения, которые выдвигались против Фрейда в литературе. Справедливость к Фрейду не означает, как опасаются многие, безусловного подчинении догме, при этом вполне можно сохранить свое независимое суждение. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд

Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает - признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом - образ души, верхние этажи - события и впечатления повседневной жизни, подвал - бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого. Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо. Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.

Каждый, кто имеет доступ к бессознательному является провидцем

Карлу Юнгу все больше времени требуется на научную и педагогическую работу, частную практику, в конце первого десятилетия ХХ века он приобретает участок земли, расположенный на берегу живописного озера и строит трехэтажный дом. Из клиники уходит в 1913 году, поскольку не успевает охватить в полной мере все направления своей деятельности. Тем более, что его слава, как врача-психотерапевта, становится все более распространенной. Помимо действительно успешного излечения больных, популярности Юнга способствовала довольно забавная история. Однажды к нему на прием пришла пожилая женщина, которая страдала от паралича ног уже 17 лет. На врачебных приемах присутствовали студенты. Женщине предложили расположиться в кресле и рассказать о своей болезни, но рассказ её длился так долго, что Юнг попросил её прерваться и предупредил, что сейчас введет её состояние гипноза. Больная быстро впала в транс и стала рассказывать свои видения еще до того, как была введена в гипнотическое состояние. Ситуация была неловкой, к тому же Юнг не мог истолковать её сны и найти причины психосоматического заболевания, видения пациентки все более стали походить на бред, её необходимо было вывести из транса. Врача могло ожидать фиаско перед студентами. Вдруг женщина очнулась и сказала, что она исцелилась, благодаря гипнозу Юнга, который сказал студентам: «Вот видите, какова сила гипноза». Хотя сам в глубине души недоумевал и не понимал, что же случилось. Исцеленная женщина хвалила замечательного врача, слава о нем распространилась по всей округе. А причина внезапного выздоровления пациентки заключалась в том, что её сын страдал слабоумием. Он за несколько лет до описываемых событий лечился в клинике у Юнга. Тогда совсем еще молодой врач Карл Густав Юнг воплощал в себе все то, что хотела бы видеть в сыне несчастная женщина. И она воспринимала его как сына, даже не осознавая этого. В её воображении Юнг занял место сына, тайная боль за судьбу родного ребенка ушла, поэтому исчезла и болезнь. Ну а Юнг после этой истории больше не использовал гипноз.

Жизнь Юнга заполнена работой, исследованиями, педагогической деятельностью. Но его не оставляют странные сны и видения.

Во мне поселился некий демон, с самого начала внушавший, что я должен добраться до смысла своих фантазий. Я чувствовал, что некая высшая воля направляла и поддерживала меня в этом разрушительном потоке бессознательного. И она же в итоге дала мне силы выстоять. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Двойственность натуры Юнга опять давала о себе знать: первый - прекрасный врач, талантливый ученый, рациональный и собранный отец семейства. Второй - задумчивый, погруженный в ночные видения, медитирующий у озера человек. Перед Первой мировой войной у него было видение, которое длилось около часа. Он видел трупы людей и обломки строений, которые неслись в бесконечность по волнам желтого моря, затем море окрасилось в кровавый цвет. Видение было в октябре 1913 года и затем повторилось еще несколько раз, война началась в августе 1914.

Свои фантазии Юнг записал и позже издал в так называемой «Красной книге». Этот кризисный период был, в то же время, очень плодотворным для исследований Юнга. В 1919 году он заканчивает работу над книгой «Инстинкт и бессознательное», в ней он впервые использует понятие архетипа.

В последующие годы Юнг много путешествует, посещает страны Северной Африки, индейцев пуэбло в штате Нью-Мехико. В 1920 году выходит в свет одна из основных работ Юнга - «Психологические типы».

В середине 20-х годов совершает путешествие в Уганду и Кению. После возвращение из Африки один за другим выходят его труды: «Духовные проблемы современного человека», «Структура души», «Отношения между Эго и бессознательным». Идеи Юнга становятся известными во всем мире, популярности трудов ученого способствует активный перевод их на английский язык. Юнга избирают президентом Международного психотерапевтического общества.

А что же двойственность и видения? Они не оставляют ученого до конца его жизни. Юнг объясняет эти явления возможностью контакта с коллективным бессознательным, он считает, что каждый, кто имеет доступ к бессознательному - этому бездонному хранилищу всех судеб и идей, тот является настоящим провидцем.

Карл Густав Юнг прожил большую, насыщенную событиями и удивительную жизнь. Его идеи оказала огромное влияние на развитие психологической, философской, антропологической мысли.

Литература:
  1. Бабосов, Е. М. Карл Густав Юнг [Текст] / Евгений Михайлович Бабосов. - Мн. : Книжный Дом, 2009. - 254 с. - (Мыслители ХХ столетия). - Библиогр.: с. 251-254.
  2. Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни / пер. с нем. - М.: Урал LTD, 1996. - 208 с.
  3. Гиндилис, Н. Л. Научное знание и глубинная психология К.Г. Юнга [Текст] / Наталия Львовна Гиндилис. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 158 с. - Библиогр.: с. 156-158.
  4. Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Психоаналитический вестник. 1992. № 2.
  5. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Юнг К. Г. Собрание сочинений: Дух Меркурий. М., 1996. - 339 с.
  6. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления // Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.

Прочитано 17864 раз

Карл Густав Юнг родился в Швейцарии 26 июля 1875 года. До 9 лет, т. е. до рождения его сестры, Юнг приобрел опыт детства отчасти изолированного, которое он заполнял уединенной игрой и богатым внутренним миром: «Я не хотел, чтобы меня беспокоили (во время игры). Я был глубоко поглощен игрой и терпеть не мог, когда на меня смотрели». Его отец был пастором Швейцарской реформатской церкви и знатоком азиатских языков. Уже в детстве Юнг живо интересовался религиозными и духовными проблемами.

В своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг рассказывает о двух ярких опытах, оказавших сильное влияние на его отношение к религии. В возрасте между тремя и четырьмя годами он увидел во сне ужасающий фаллический образ, стоящий на троне в подземелье. Сон преследовал Юнга спустя годы. Через несколько лет он понял, что образ был ритуальным фаллосом; он представлял собой скрытого, «подземного Бога», еще более страшного, еще более реального и еще более значительного для Юнга, чем традиционные церковные образы Иисуса. Второй опыт случился, когда Юнгу было 11 лет. Он пришел из школы в полдень и увидел солнце, сверкающее на крыше Базельской церкви. Он размышлял о красоте мира, великолепии церкви и могуществе Бога, сидящего на небе на золотом троне. И вот внезапно Юнгу пришла на ум мысль настолько кощунственная, что он пришел в ужас. Он отчаянно боролся несколько дней, чтобы подавить запретную мысль. Наконец Юнг сдался: он видел красивый кафедральный собор, и Бог восседал на своем троне над миром, и из-под трона валились экскременты и падали на крышу собора, заваливая ее и разрушая стены.

Размышляя об этом опыте, Юнг писал:

«Очень многие вещи раньше не были мне понятны. В Его испытании человеческого мужества Бог отказывается придерживаться традиции, и, несмотря ни на что, он священен… Нужно быть целиком преданным Богу: никаких вопросов, лишь только выполнение Его воли… В противном случае все есть безрассудство и бессмысленность».

«Никто не мог лишить меня уверенности, и мне доставляло радость делать то, что хотел Бог, а не то, что хотел я… Часто у меня возникало чувство, что во всех решающих вопросах я был не более значимым, чем другие люди, но был один с Богом».

Сегодня нам трудно уяснить ужасающую власть видения Юнга. При традиционной набожности и недостатке психологических знаний в обществе в 1887 году такие мысли были не то что непроизносимыми — они были невероятными. Тем не менее, следуя за своим видением, Юнг вместо ожидаемой вины чувствовал странное облегчение и ощущение передышки. Он интерпретировал это как видение знака, данного Богом. На то была воля Бога, чтобы Юнг шел против традиций церкви. С того времени Юнг чувствовал, что совсем отмежевался от традиционной набожности своего отца и его родственников. Он видел, как большинство людей отсекают себя от непосредственного религиозного опыта, следуя предписаниям традиционной церкви вместо того, чтобы всерьез прикоснуться к духу Бога как к живой реальности.

Отчасти вследствие своих внутренних опытов Юнг чувствовал себя изолированным от остальных людей; иногда он ощущал почти нестерпимое одиночество. Школа надоела ему; тем не менее он страстно читал, испытывая «абсолютное желание… читать каждый кусочек печатного материала, попадавший мне в руки».

«В конечном итоге, большинство наших трудностей происходит от потери контакта с нашими инстинктами, со старой незабытой мудростью, накопленной в нас».

Юнг с детства осознавал, что в нем совмещаются две личности. Одной из них был сын приходского священника — хрупкий и неуверенный. Другой был мудрым стариком, «скептическим, недоверчивым, отдаленным от мира людей, но связанным с природой, землей, солнцем, луной, погодой, всеми живущими созданиями, и при всем при этом стремившимся к ночи, сновидениям и к какому бы то ни было „Богу“, который работал прямо в нем». Сын приходского священника жил обыкновенной повседневной жизнью ребенка, растущего в определенное время в определенном месте. Мудрый старик жил во вневременном и внеграничном мире мудрости, смысла и исторического континуума. Взаимодействие этих двух личностей, говорил Юнг, происходит в каждом человеке, только большинство людей не знают о второй фигуре. Эта фигура имела основное значение в его жизни. Во многих отношениях теория личности Юнга, особенно его понятия индивидуации и самости, происходит от его рано появившегося знания об этой внутренней мудрости.

Когда пришло время поступать в университет, Юнг решил изучать медицину — компромисс между его интересами к науке и гуманитарным дисциплинам. Он увлекся психиатрией как изучением «болезней личности», хотя в те дни психиатрия была относительно неразвитой и непримечательной. Он представлял себе, что психиатрия, в частности, включает в себя и научные, и гуманистические перспективы. Юнг также развивал интерес к психическим феноменам и начал исследование сообщений, полученных от своего кузена, местного медиума. Это исследование стало основой его диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений».

В 1900 году Юнга приняли в интернатуру Бюрцгольского медицинского госпиталя в Цюрихе — одного из наиболее прогрессивных психиатрических центров Европы. Цюрих стал его постоянным домом.

Четыре года спустя Юнг возглавил экспериментальную лабораторию в психиатрической клинике и разработал словесный ассоциативный тест в целях психиатрической диагностики. В этом тесте испытуемого просили ответить на стандартный список стимульных слов; любое необычное промедление между стимулом и ответом берется в качестве индикатора эмоционального стресса и связывается со стимульным словом. Юнг также стал мастером интерпретации психологических смыслов, стоящих за различными ассоциациями, продуцируемыми испытуемыми. В 1905 году, в возрасте 30 лет, он начал читать лекции по психиатрии в Цюрихском университете и занял должность главного врача в психиатрической клинике. В это время Юнг уже открыл для себя произведения человека, который станет его учителем и наставником, — Зигмунда Фрейда.

«Фрейд был первым, по-настоящему важным человеком, которого я встретил».

Несмотря на сильный критицизм, направленный на Фрейда в научных и академических кругах, Юнг был убежден в ценности его работы. Он послал Фрейду копии своих статей и своей первой книги «The Psychology of Dementia Praecox» (1907). Фрейд ответил, пригласив его в Вену. В первую встречу эти двое проговорили практически без перерыва около 13 часов. После этого они еженедельно переписывались, и Фрейд считал Юнга своим научным преемником.

Несмотря на тесную дружбу, ученые имели фундаментальные разногласия. Юнг никогда не был способен принять настойчивого требования Фрейда, что случаи подавления всегда являются сексуальной травмой. Фрейд, со своей стороны, был обеспокоен интересом Юнга к мифологическим, спиритическим и оккультным феноменам. Между ними произошел философский и личный разрыв, когда Юнг опубликовал «Символы трансформации» (1912), где оспаривались некоторые из основных идей Фрейда. Например, Юнг считал либидо генерализованной психической энергией, тогда как Фрейд был тверд в убеждении, что либидо — энергия сексуальная.

В своем предисловии к книге Юнг писал: «То, что обрушилось на меня подобно обвалу, который невозможно остановить… Это было взрывом всех тех психических содержаний, которые не могли найти ни комнаты, ни жизненного пространства в давящей атмосфере фрейдовской психологии и ее ограниченного кругозора». Для Юнга было непросто потерять своего друга и наставника. «В течение двух месяцев я был неспособен прикоснуться к перу, так я был измучен этим конфликтом». Разрыв с Фрейдом был болезненным, травматичным для Юнга, но он решил преодолеть чувство вины.

«Сны выводят на свет материал, который не может быть порожден жизнью взрослого сновидца или его детским опытом. Мы склонны считать его частью архаического наследия, которое ребенок приносит с собой в мир прежде любого своего собственного опыта и прежде, чем на него повлияет опыт его предков. Мы находим дубликат этого филогенетического материала в самых ранних человеческих легендах и в ныне живущих обычаях».

Для Юнга разрыв с Фрейдом ускорил сильную конфронтацию с бессознательным. Чтобы вместить в себя эти яркие опыты и вырасти благодаря им, Юнг начал записывать их в свои личные дневники с целью самоанализа.

Юнг постепенно развивал свои собственные теории бессознательных процессов и анализа сновидений. Он пришел к выводу, что методы, при помощи которых он анализирует символы сновидений пациентов, могут быть также приложимы к анализу и других форм символизма, то есть он подобрал ключ к интерпретации мифов, народных сказок, религиозных символов и искусства.

Интерес к фундаментальным психологическим процессам привел Юнга к изучению старых западных традиций алхимии и гностицизма (эллинистическая религия и философская традиция) и к исследованию неевропейских культур.

Он также серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль. Юнг совершил два путешествия в Африку, побывал в Индии, приезжал в Нью-Мехико, чтобы посетить индейцев пуэбло.

В 1949 году, в возрасте 69 лет, Юнг чуть не умер от нескольких сердечных приступов. В больнице у него был опыт яркого видения, в котором ему казалось, что он парит высоко в космосе, 1000 миль над землей, под ногами у него Цейлон, под головой Индия и слева — Аравийская пустыня. Затем Юнг вошел в черную каменную глыбу которая тоже парила в космосе. Направившись к входу, Юнг почувствовал что-то слева от себя. Все, что осталось от его земного существования, было его опытом, историей его жизни. Он видел свою жизнь как часть огромной исторической матрицы, в существовании которой он прежде не отдавал себе отчета. Прежде чем он смог войти в храм, Юнгу преградил путь доктор, который сказал ему, что он не имеет права покинуть землю сейчас. И тут видение прекратилось.

Несколькими неделями позже Юнг постепенно оправился от болезни, он был слаб и подавлен целыми днями, но каждую ночь около полуночи ощущал прилив бодрости с чувством восторга. Он ощущал себя парящим в блаженном мире. Его ночное видение длилось около часа, а затем он снова проваливался в сон.

По выздоровлении у Юнга начался очень продуктивный период, в течение которого он написал наиболее важные работы. Его видения дали ему мужество сформулировать некоторые из своих наиболее оригинальных идей. Эти опыты также сместили его личную точку зрения в сторону более глубокого принятия своего собственного предназначения.

«Я мог формулировать это как принятие вещей такими, какие они есть: безоговорочное „да“ тому, что есть, без субъективного протеста — принятие условий существования, как я их вижу и понимаю, принятие моей собственной природы; как я счастлив, что живу.. Таким образом, мы выковываем эго и не прекращаем работу, когда происходят непостижимые вещи; эго, которое выдерживает правду и способно к воспроизведению мира и судьбы„.

“За несколько дней до смерти Юнг видел сон. Он видел огромный круглый камень на возвышении, совершенно бесплодном, и на нем были выгравированы слова: „И это будет для тебя знаком Целостности и Единства“. Затем он увидел множество сосудов… и четырехугольник деревьев, корни которых тянулись вокруг земли и огибали его, и среди корней блестели золотые нити» (Франц, 1975).

Юнг умер 6 июня 1961 года в возрасте 86 лет. В течение всей его жизни, клинической практики, исследований работа Юнга оказывала неоспоримое влияние на психологию, антропологию, историю и религиозные труды.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.