Коллекционер игорь борков об иконах и тайнах, которые они хранят. Из деревни в музей

Коллекционер игорь борков об иконах и тайнах, которые они хранят. Из деревни в музей

Наиболее загадочное, глубокое, мистическое, духовное и философское направление в искусстве – иконография. Иконы начали писать еще на заре становления христианства, а наиболее широкое распространение иконопись получила именно в католической и православной церкви. Несмотря на чудесные свойства, приписываемые многим иконам, все-таки в первую очередь подобные изображения являются предметами искусства, подчас уникальными и очень ценными.

Купля икон – приоритетное направление для многих известных коллекционеров, кроме того, выкупом икон активно занимаются как частные (более охотно), так и государственные (менее охотно) музеи. Иконы – традиционный лот престижных аукционов, причем для подобных мероприятий осуществляют ведущие искусствоведы и эксперты. Продать старинную икону в Москве или любом другом городе РФ максимально дорого и не потерять свои деньги вы сможете только с профессиональным дилером являющимся компетентным экспертом, в противном случае вы рискуете быть обманутыми непрофессиональными перекупщиками. В нашей коллегии работают исключительно опытные профессионалы с профильным образованием и большим опытом работы. Мы контактируем со всеми основными коллекционными домами и частными коллекционерами в связи с этим мы с полной уверенностью можем заявить о том, что мы на 100% в курсе потребностей коллекционного рынка и без труда определим для вас реальную оценочную стоимость той или иной иконописной работы. В случае если авторство иконы не ясно или является спорным мы поможем вам разобраться и с этим вопросом.

Критерии

Разумеется, осуществить покупку иконы, особенно если она относится к категории раритетных образцов иконографии, может далеко не каждый коллекционер и даже не каждый музей. Однако подобных образцов немного, а на стоимость более или менее традиционных и распространенных форм иконописи серьезно влияют следующие факторы:

      • Датировка. Имеется в виду возраст иконы. Стоит учитывать, что датировка некоторых образцов возможна только после экспертизы.
      • Состояние иконы. То есть насколько хорошо икона сохранилась, требуется ли реставрация, и так далее. Скупка старинных икон не подлежащих потенциальной реставрации для последующей перепродажи представляет довольно сложную задача даже для опытного специалиста.
      • Автор. В случае с иконографией авторство не имеет ключевого значения, так как зачастую иконописцы не подписывали свои работы, а информация об этом не документировалась. Отчасти на отсутствие авторства влияет и мистический ореол иконы, что исключает ее рукотворность. Так или иначе, но если у вас на стене есть икона, которую вы считаете авторской, не спишите с выводами. Подчас иконописца можно определить только по стилю и эпохе, а это весьма размытые критерии.
      • Дополнительные ценности, которыми украшена икона. Часто иконы обрамлялись золотыми или серебряными «рамками», в том числе инкрустированными драгоценными камнями. Естественно, наличие подобных украшений влияет на стоимость самой иконы.
      • Икона в окладе или без оклада. Так называемая «комплектность» иконы, то есть наличие оклада, так же влияет на ее стоимость.

в день обращения

Предлагаем Вам кратко ознакомится какие старинные иконы составляют материальную ценность, а какие только духовную. Смело утверждать, что стоимость иконы не большая или наоборот слишком дорогая цена - практически не возможно. Так как это больше вопрос коллекционеров и восприятия.

Но есть такие факторы, которые критично влияют на цену старинной иконы:

Размер. Ту все просто, при сравнение двух максимально похожих икон (век написания, школа написания, состояние, материал), то чем икона меньше, тем икона дешевле при продаже.

Материал. Сейчас достаточно часто встречаются: иконы на дереве, икона на металле, икона на дереве но с металлическим окладом, икона на холсте, икона из глины (слоновой кости и другого подобного материала). Какие же иконы при продаже будут дороже:

Иконы на дереве

Это самые популярные иконы. Иконы могут быть написаны маслом, специальными красками. Самые великие мастера (Рублев, Семенов и д.р.) писали именно такие иконы. Но при этом есть еще не известные мастера (их часто называют деревенскими), работы таких мастеров как правило дорого не стоят. Зато продать икону на дереве известного мастера очень легко и просто.


Иконы на металле

Самый массовый период изготовления таких икон был в 19 (XIX) веке. Основная задача была обеспечить людей красивыми иконами с дорогим сюжетом, но дешевой стоимостью. Такой вид икон считается не дорогим, но востребованным. Дом антиквара занимается скупкой старинных икон на металле.


Иконы на холсте

Старинная икона написанная на холсте стоит у истоков иконописи, только потом уже стали писать иконы на обработанных деревянных дощечках. На холсте можно встретить написания таких образов как Божья Матерь, Иисуса, Богородицы, Николая Чудотворца, Праздники и много других. К сожалению сейчас иконы на холсте ценятся все меньше и не пользуются популярностью среди коллекционеров, но они СТОЯТ ДЕНЕГ и их можно продать в наш антикварный салон.


Иконы из глины (слоновой кости и другого подобного материала)

Редкие иконы, встречаются очень редко и практически не пользуются популярностью, если только это не работа известного мастера.

Нашла интересную статью про то, как в СССР подпольно торговали иконами, и как этот рынок потом эволюционировал.

Кто в Советском Союзе мог позволить себе собирать частную коллекцию произведений искусства музейного уровня? Можно очертить круг этих людей, упрощенно назвав их представителями советской творческой и научно-технической интеллигенции: артисты, художники, писатели, известные врачи, юристы, ученые. Они не только располагали средствами для пополнения коллекций — на них распространялось негласное разрешение (и власти, и общества) иметь в собственности вещи, которые советский человек мог увидеть только в музее. С коллекционированием икон дело обстояло сложнее.


Директор Музея русской иконы Николай Задорожный вспоминает, что в 1960-х годах (когда заложили основу своих собраний многие современные коллекционеры) официальный рынок икон в СССР отсутствовал в принципе. Те отдельные магазины, в которых продавался антиквариат, не имели права торговать произведениями, связанными с религиозной тематикой. Возможности пополнения коллекций были ограничены обменом; продажа икон за деньги, безусловно, существовала, но сопровождалась высоким риском и реальной опасностью уголовного преследования за спекуляцию. Необходимость соблюдать осторожность породила специфический сленг продавцов икон, откуда появилось и слово «доски», обозначающее иконы.

Кадр из фильма "Меченый атом" (1972)

После выхода в 1969 году книги Владимира Солоухина "Черные доски (Записки начинающего коллекционера)" собирание икон в несколько большей степени стало восприниматься как «допустимое». Немало энергичных читателей с авантюрной жилкой сами отправились в деревни на поиски икон, которые впоследствии поступали в коллекции или на продажу. Однако непрофессиональные попытки повторить «раскрытие» икон, описанное автором книги, случалось, губили найденные произведения.

Кадр из фильма "Кража" (1970)

Икона по цене дачи

Николай Задорожный вспоминает примеры рыночных цен на редкие иконы: в начале 1970-х годов Чудо Георгия о змие XVI века была продана за 25 тыс. руб., икона с изображением Богоматери начала XVI века — за 5 тыс. руб. Для сравнения — средняя ежемесячная зарплата инженера в то время составляла 80-120 руб.

Кадр из фильма "Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом" (1979)

Важным этапом в процессе легализации коллекционирования икон стала выставка "Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний)", организованная в 1974 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева с помощью Савелия Ямщикова. Эта выставка стала первой в СССР (с 1913 года), на которой были представлены частные собрания икон. В экспозицию вошли иконы, принадлежавшие Георгию Костаки, Павлу Корину, Владимиру Солоухину, Никодиму Гиппиусу, Николаю и Сергею Воробьевым, Вячеславу Момоту, Николаю Задорожному и другим коллекционерам.

Комната в доме Павла Корина (ныне филиал Третьяковской галереи)

Однако выставка не изменила общей ситуации — официального рынка икон в стране по-прежнему не было; пополнять свои коллекции (и то с немалыми трудностями) мог лишь ограниченный круг коллекционеров. В СССР только организация «Новоэкспорт» в течение нескольких лет располагала правом принимать иконы от населения и реализовывать их. По воспоминаниям коллекционера Александра Липницкого, с середины 1970-х годов достаточно долго оставались стабильными цены (около 50 руб.) на популярные у иностранцев «сусалки» (иконы XIX века, написанные с использованием сусального золота, часто с тисненым узором и имитацией эмали). Уникальная икона Святого Георгия с житием в клеймах рубежа XV-XVI веков оценивалась в 50 тыс. руб. (около $15 тыс., если вспомнить, что курс доллара на черном рынке в СССР тогда составлял 3-3,5 руб. за $1). Для справки: дача с гектаром земли на Николиной Горе тогда стоила около 30 тыс. руб.

Поскольку русские иконы имели высокую международную художественную репутацию, а зарубежные цены на иконы значительно превышали цены советского черного рынка, в 1970-е годы были налажены каналы нелегального вывоза икон из страны (для чего использовались возможности сотрудников дипломатических представительств и экипажей морских судов, совершавших заграничные плавания).

Основными центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия. В 1980 году аукционный дом Christie’s с успехом провел торги, . По воспоминаниям Александра Липницкого, в СССР в 1980-е годы, особенно после прихода к власти Юрия Андропова, рынок икон загонялся еще глубже в подполье, многие участники торговли были арестованы или отошли от дел.

Павел Корин и его коллекция. Фото Берта Глинна , 1963 год

Иконы выходят из подполья

Ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева Наталья Комашко вспоминает, что в определенной степени отношение общества и к самой иконе, и к коллекционерам икон стало меняться после государственного празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году: религия, религиозное искусство переставали быть запретной темой, собирание икон постепенно приобретало статус изучения исторического наследия. Но легальный рынок икон появился только в начале 1990-х: иконы уже можно было найти в каждом антикварном магазине; одним из самых популярных мест среди покупателей икон становится «Вернисаж» около станции метро «Измайловский парк».

Иконы на выставке "Исторические сокровища Советского Союза" в Цюрихе, 1966

По словам участников рынка, в начале 2000-х годов цены на качественные, но «рядовые» иконы составляли до $10 тыс. Однако стоимость значительных работ XIV-XV веков могла достигать и $200 тыс.

Выставка «И по плодам узнается древо». Русская иконопись XV-XX веков из собрания Виктора Бондаренко», прошедшая в Третьяковской галерее в 2003 году, стала этапным событием для русского рынка икон. Это было не просто публичное представление частного собрания — выставка стала демонстрацией нового общественного статуса представителя сообщества коллекционеров икон, демонстрацией возможностей коллекционера и его полноценного сотрудничества с музейными специалистами.

Коллекционер Виктор Бондаренко

В это время на рынок икон стали выходить люди, обладающие серьезными финансовыми возможностями, которых в предыдущее десятилетие интересовали другие сферы коллекционирования искусства. Кто-то перерос свои первые художественные увлечения; кого-то привлекало новое место, которое теперь занимал владелец коллекции икон в своеобразной социальной иерархии. Не последнюю роль сыграли и рост цен на иконы внутри страны, и, соответственно, инвестиционная составляющая коллекционирования икон. Активность собирателей икон подтвердила устойчивость тренда: в 2004 году с помощью Александра Липницкого в Музее им. Андрея Рублева была организована выставка "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века" ; коллекция Михаила Елизаветина выставлялась в 2008-2009 годах в музее-заповеднике «Царицыно».

Иконы из коллекции Zeiner-Henriksen на предаукционной выставке, 2017 ()

Продолжал показывать свои новые приобретения Виктор Бондаренко (2008 год — Иконопись эпохи династии Романовых , ГТГ; 2010 год — Все остается людям. Русская иконопись XVII-XX веков, Музей им. Андрея Рублева), уделяя большое внимание работам XIX века (которые в прошлые годы считались не заслуживающими внимания серьезных коллекционеров) и способствуя росту цен в этом сегменте. В 2009 году в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина прошла выставка "Шедевры русской иконописи из частных собраний", объединившая новых собирателей и коллекционеров, участвовавших в легендарной выставке 1974 года.

Евгений Ройзман и Музей невьянской иконы

В последнее десятилетие активность коллекционеров икон не ограничивалась организацией временных проектов: в 1999 году в Екатеринбурге Евгений Ройзман создает Музей невьянской иконы, в 2006 году в Москве Михаилом Абрамовым был основан Музей русской иконы, в 2009 году Игорь Возяков открывает «Дом иконы» на Спиридоновке. Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, в иконное собрание которого вошла значительная часть коллекции Виктора Бондаренко, также рассматривает возможность открытия музея.

Старообрядческая часовня (реконструкция), перемещенная в Частный музей русской иконы (Москва)

Спрос, как обычно, рождает предложение: с восстановлением легального рынка, с ростом числа отечественных собирателей икон в Россию стали возвращаться работы, вывезенные в предыдущие десятилетия. Если во времена Советского Союза цены на рынке икон диктовали западные покупатели, то сейчас ситуацию определяют вкусы, активность и деньги российских коллекционеров. Аукционные дома Christie’s и Sotheby’s постоянно включают иконы в коллекции русских торгов. Аукционный дом MacDougall’s в 2009 и 2010 годах трижды проводил торги, посвященные исключительно иконам.

Frederik Bruun Rasmussen sets the World auction record on Russian icons with a hammer price of DKK 4.6 million ()

Однако основную часть предложения на открытых торгах представляют иконы XIX — начала XX века в окладах производства известных российских ювелирных фирм. Цены на такие работы редко преодолевают барьер в $50 тыс. Исключением стал летний аукцион Christie’s 2008 года, когда икона Святого Владимира (в окладе работы фирмы Фаберже) была продана более чем за $420 тыс., а цена за Апокалипсис второй половины XVII века превысила $710 тыс. Иконы присутствуют и в коллекциях русских аукционных домов. Если говорить об иконах уникальных, то цены на работы лучших мастеров Оружейной палаты достигают $1-2 млн.

Было бы неверно судить о процессах, разворачивающихся на рынке икон, по результатам аукционных торгов. Большинство сделок с иконами не афишируется. Наиболее значимые произведения и собрания нечасто выходят на рынок, но их судьба отслеживается коллекционерами и дилерами. Рынок икон сменил покупателей, стал активным и более респектабельным, но сохранил свою репутацию одного из самых закрытых сегментов антикварной торговли.

Еще в девятнадцатом столетии впервые возник интерес к русской иконе, а зачинателями научного исследования такого антиквариата были торговцы предметами старины сороковых годов. Среди них – Иванчин-Писарев, Сахаров, Снегирев и Шевырев. Так как в девятнадцатом веке хранителями старинных русских икон считались старообрядцы, коллекционеры пользовались их советами и беспрекословно перенимали все сведения, предоставленные этими «знатоками» русской иконы.

Однако на самом деле старообрядцы не имели необходимых сведений о дониконовской художественной культуре, а их коллекции были переполнены поздними иконами семнадцатого – девятнадцатого столетий. В редких случаях моленные, часовни и старообрядческие церкви были обладателями древних московских или новгородских икон. В это время знания об особенностях древнерусской живописи только начинали накапливаться.

Серьезное изучение старинных русских икон началось с Кондакова, Айналова, Буслаева и Кирпичникова. Однако даже эти ученые не могли узнать , поэтому в их коллекции нередко попадали произведения шестнадцатого и семнадцатого столетий. исследовался достаточно однобоко, поэтому до начала прошлого столетия древнерусское искусство изучалось в плане формирования и развития разных иконографических типов, либо в его связи с общественной мыслью и древнерусской литературой, или как археологическая старина.

При этом старинная икона, как феномен художественного характера, существовавший в эпоху русского средневековья, для многих исследователей оставалась неведомой. В двадцатом столетии ситуация изменилась, ведь в это время были предприняты первые шаги в процессе расчистки древних икон от записей, более поздних покрытий, а также свечной копоти, скапливавшейся векам и искажавшей первоначальную уникальную живопись.

Частные коллекционеры, начавшие собирать древнерусские иконы, очень скоро смогли добиться существенных результатов в изучении этого антиквариата. На помощь собирателям пришли обладавшие опытом реставраторы-старинщики, без работы которых невозможно было раскрыть ни одну старинную икону. Некоторые реставраторы также начинали коллекционировать старинные иконы. Хотя их собрания, как правило, были небольшими, но в них попадал на самом деле ценный антиквариат.

Одним из известнейших коллекционеров греческих и русских икон в переходной период был академик Лихачев, обладавший крупным состоянием. Ему удавалось , недоступные большинству коллекционеров. Однако для него иконы были только частью коллекции, ведь в основном его интересы сосредотачивались на собирательстве разных исторических документов.