Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи план-конспект занятия на тему. Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ Индивидуальное занятие постановка звука ч

ГБОУ школа № 158 города Москвы

Структурное Подразделение

школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ

« ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] »

Учитель – логопед начальных классов

Акулова Светлана Александровна

Москва 2017 г.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Ч» в прямых слогах, в словах.

2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить звук «Ч» в словах.

3. Развивать внимание ребенка и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Выучить новые слова со звуком «Ч» и их значения.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

СЛОГИ:

ЧА-ча-ча

Ача-ача-ача

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Че-че-че

Аче-аче-аче

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

СЛОВА СО ЗВУКОМ «Ч» В ПРЯМЫХ СЛОГАХ:

Чай, чайник, кочан, куча, удача, добыча, задача, передача, мочалка, чайка, чашка, кричал, каланча.

Чурбан (большое толстое полено), плачу, мальчуган, кричу, молчу, чудо, чуб, хочу, заплачу, дочурка.

Зайчик, мальчик, пальчик, огурчик, мячик, чижик, учил, мячи, чисто, лечил, рычит, волчица, горчица, могучий, горячий, колючий, выучил, вылечил, летчик, голубчик

(Заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например: палец – паль чик , мяч – мя чик , огурец - огур чик ).

Качели, лечение, вечерний, зачем, печенье, четыре, чемодан, черемуха, черешня, течение, чепуха, черепаха, чешки, человек.

Бочок, плечо, значок, кулачок, зайчонок, волчонок, галчонок, учёба, чёрный, бичёвка, печёный, печёнка, пчёлка, копчёный.

ЧИСТОГОВОРКА

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

СТИХОТВОРЕНИЕ

ЧЕЧЁТКА

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед приносит на занятие игрушку Чебурашку:

К нам сегодня на занятие пришёл маленький зверёк с большими ушами. Давай вспомним, как его зовут?

Ребёнок отвечает.

Правильно, чебурашка! Он пришёл к нам не случайно. В его имени есть звук, который мы с тобой учимся произносить. Чебурашка очень хочет, чтобы ты правильно называл этот звук. Какой это звук?

Ребёнок отвечает.

Давай быстренько вспомним, что у нас делают губки, язычок, когда мы произносим звук «Ч»: губки слегка выдвинуты вперед, язычок наверху за верхними зубами.

Артикуляция звука «Ч».

В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних резцов, во второй – кончик языка после взрыва отходит назад к альвеолам; весь язык напряжён, приближен к нёбу; губы слегка выдвинуты вперёд; нёбная занавеска приподнята; голосовые связки разомкнуты.

Ребёнок произносит звук «Ч».

Правильно, с этого звука начинается имя у нашего друга – Чебурашки.

А теперь слоговая разминка:

Ча-ча-ча

Ача-ача-ча

Чи-чи-чи

Ачи-ачи-ачи

Чо-чо-чо

Ачо-ачо-ачо

Чу-чу-чу

Ачу-ачу-ачу

Че-че-че

Аче-аче-аче

Смотри как хорошо у нас тобой уже получается. И Чебурашка доволен. А теперь давай называть слова, выделяя звук «Ч».

Как ты думаешь, где этот звук живёт: в начале, середине или конце слова?

Повторяй за мной:

Ча-ча: дача

Ча-ча: куча

Ча-ча: удача

Ча-ча: добыча

Ча-ча: задача

Ча-ча: передача

Ча-ча: каланча; каланча – это такая высокая башня.

Ча-ча: калач

Чу-чу: чудак

Чу-чу: чурбан; чурбан - это такое большое полено, толстое.

Чу-чу: плачу

Чу-чу: мальчуган

Чи-чи: зайчик

Чи-чи: мальчик

Чи-чи: пальчик

Ты заметил, есть такой конец у слов – «чик», значит предмет маленький. Например:

Палец – пальчик, мяч – мячик, огурец – огурчик.

Чи-чи: могучий; как ты думаешь, это сильный или слабый?

Чи-чи: горячий

Чи-чи: колючий

Чи-чи: выучил

Чи-чи: вылечил

Чи-чи: лётчик

Чи-чи: голубчик

Теперь поиграем вот в такую игру:

Я буду называть тебе разные слова, а ты внимательно слушай. Если в слове есть звук «Ч» – то ты вслед за мной повторяешь его, если нет – молчишь.

Чижик, кочан, зонтик, лётчик, чешуя, кожура, работа, врач, время, веселье, качели, дождь, дочка, ложка, голубой, колючий, воробей, чайка, колесо, снежинка, часы, паровоз, машина, каланча, человек, время, строчка, Снегурочка, сынок, вишня, черешня, красит, плачет;

(После каждого слова разбирается правильная ситуация).

Устал? Ты – молодец!

Теперь мы с тобой выучим новую чистоговорку.

Я буду произносить одну строчку, а ты за мной повторяй. Какой звук мы будем с тобой голосом выделять? Правильно, звук «Ч»:

Чо-чо-чо чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Запомнил? Теперь давай потренируем память. Я называю первую строчку – а ты называешь вторую. (Повторяем второй раз чистоговорку: логопед называет строчку со слогами – ребёнок называет вторую строчку).

Молодец! А что это у нас делает Чебурашка? Смотри, да он зевает, спать хочет. Наверно мы все таки тихо говорим, как ты думаешь? Давай бодро, громко, чётко расскажем наше любимое стихотворение про Танечку. Как называется стихотворение?

Правильно - «Чечётка». Пусть Чебурашка послушает это стихотворение.

(логопед подсказывает, если ребёнок затрудняется):

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого чечётка

Не звучит так чётко.

Мы с тобой сегодня на занятии узнали новые слова со звуком Ч:

Чурбан. Что это?

Правильно, большое толстое полено.

Могучий – Это какой человек? Правильно, большой, сильный. Помнишь стихотворение про большого сильного человека, который всех спасал, ребятишки его очень любили. Как звали этого великана? Правильно, дядя Стёпа.

Каланча – Что это? Правильно, это такая высокая башня. Как ты думаешь, почему дядю Стёпу дразнили каланчой?

Кочан – Что это? Так говорят про капусту. Например: «Мама принесла из магазина кочан капусты».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Молодец! Ты сегодня справился с заданием! Я вижу, ты очень старался! Читал всё громко, чётко. Научился правильно произносить звук «Ч», выделять его в словах. Теперь Чебурашке пора идти к другим детям, которые еще не научились так хорошо говорить звук «Ч». Давай скажем ему «До свидания, Чебурашка!»

Выбирай теперь наклейки себе в домашнюю тетрадь.

(Ребёнок выбирает наклейки и логопед наклеивает их в тетрадь).

ДОМАШНЕ ЗАДАНИЕ:

Выучить новые слова со звуком Ч и их значения, учить чистоговорку, выучить наизусть стихотворение «Чечётка».


Звук [ш]

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка

Перекрестная ориентировка.

— Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

Упражнение для губ

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

Упражнения для языка

«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровые задания

«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

Упражнения для губ

«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

Упражнения для языка

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

Упражнение для губ

Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Упражнения для языка

«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

Развитие фонематического восприятия

Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )

шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Упражнение для губ

«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

Упражнения для языка

«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

«Чашечка».

— Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

— Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

Развитие фонематического восприятия

Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

Упражнение для губ

«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха

«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Упражнения для губ

Повторение упражнений предыдущих занятий.

Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

Упражнения для языка

Повторение упражнений предыдущих занятий.

«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

Развитие фонематического восприятия

Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

Постановка звука [ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

Приемы работы по постановке звука [ш]

Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

Формирование зрительного образа звука [ш]

Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

Пластическое изображение формы языка кистями рук

Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Здравствуйте, дети! Я смотрю, все ли готовы к занятию. Прошу тихо садиться на свои места. Закройте глазки, расслабьтесь, и слушая музыку, пусть каждый из вас представит себе, что он находится в летнем лесу. Целый час мы с вами будем находиться в загадочном мире нежной летней природы. Летний лес. Стоят красавцы дубы, стройные белые березки, щебечут птицы в густой зелени деревьев. На опушке леса зреет земляника. Бегут по своим делам лесные звери. В сосновом лесу сухо, воздух наполнен запахом хвои. Хорошо в лиственном лесу, особенно на опушке: там и деревья, и цветущие растения, и мягкая трава. Возле лип вьется много пчел. Из сока липовых цветов пчелы делают душистый мед. Подойдем поближе к лесному водоему. Посмотрите на белый цветок на воде, он очень красивый.

«Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда: привязан плот –

Он ни куда не поплывет».

Сегодня к нам в гости на занятие из такого удивительного летнего леса пришел зайчишка-трусишка со своими друзьями: мишкой-шалунишкой, лягушкой-квакушкой-попрыгушкой, мышкой-норушкой.

Давайте изобразим мимикой и жестами движения друзей зайчишки-трусишки.

Давайте изобразим какие они.

Какой мишка-шалунишка?

Какая лягушка-квакушка?

Какая мышка-норушка?

Какой зайчишка-трусишка?

Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гостей?

Сегодня мы еще раз вместе поработаем над этим звуком.

Какой это звук? «Ш» - согласный, глухой, твердый.

Произнесем все вместе звук «Ш» (и каждый индивидуально).

Что делали наши губы, когда мы произносили звук «Ш»?

(Губы выдвигались вперед.)

Они были похожи на бублик или на трубочку? (Они были круглые как бублик.)

Что делал язык, когда мы произносили звук «Ш»? (Язык поднимался к небу за верхние зубы.)

А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим «шшш»? Поднесем ладонь ко рту и скажем все «шшш». (Воздух теплый.)

А что делает голос, когда мы произносим «Ш»: спит или песенки поет? Приложим руку к шее, скажем «ШШШ». В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали? (В домике было тихо, голос спал, стенки домика не дрожали.)

Чтобы лучше закрепить звук «Ш», приготовимся к артикуляционной гимнастике. Постараемся все упражнения выполнять правильно.

Улыбнемся себе, глядя в зеркало.

1. «Наказать» непослушный язык (пя-пя-пя).

2. Улыбнитесь, сделайте язык широким и держите его под счет от 1 до 5.

3. «Грибок» - улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот, и прижав широкий язык всей полостью к небу, широко откройте рот.

4. «Вкусное варенье» - облизать верхнюю губу сверху вниз.

5. «Гармошка» - улыбнитесь, приоткройте рот, приклейте язык к небу и, не опуская языка, закрывайте и открывайте рот.

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши!» Зайчишка насторожился: «Шта-што-шту-шты!» Трусишка испугался. Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? («Ш», «У»)

Дополните их звуком «М». Какое слово получилось?

Сколько в сове ШУМ букв?

Сколько звуков?

Какой звук «Ш» в этом слове по счету?

(на доске размещено: Аш-ош-уш-ши!

Шта-што-шту-шты!

Шу-шу-шу!

Шум –ученик дописывает М.)

Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал.

Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

(Выставляются картинки и предметы: ромашки, ракушки, шишки, ландыши, камыши. Дети называют.)

На опушке росли (ромашки, ландыши). На речушке зайчишка увидел (ракушки, камыши). Угадайте по звукам «Ш», «М», «Э», «Л», кто сидел на ромашке. (шмель). На сосне зайчишка увидел (шишки). Какую птицу заучишка-трусишка увидел на дереве? (кукушку). А у леса он увидел (шалаш). Под кустом росли (волнушки).

Пожалуйста, отметьте местоположение звука «Ш» фишками на домике в следующих словах: ландыш, шмель, ракушки, шишки. Где же спрятался звук?

  1. С другом мы играли в чашки (шашки).

Пили чай из белой шашки (чашки).

  1. Вылезла из норки шишка (мышка).

На нее упала мышка (шишка).

  1. Под кустом сидели шишки (мышки).

На сосне висели мышки (шишки).

  1. В воздухе летала кошка (мошка).

Молоко лакала мошка (кошка).

  1. На столе стояла кошка (плошка).

На полу сидела плошка (кошка).

Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к нам шел, а вы помогайте ему вести рассказ.

Я по лесу шел и волнушку (нашел). Дальше в лес (пошел), в чащу леса (зашел) и к избушке (подошел), потом в избушку (зашел), ничего там не (нашел), дальше пошел). К дереву я (подошел), там я сладкий мед (нашел). По дорожке (пошел) и к вам на занятие (пришел).

А сейчас немножко отдохнем, поиграем.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли, Дети дальше побежали и лягушку повстречали. Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

Лягушка-попрыгушка любит слушать стихи, для этого она и пришла к нам на занятие. Давайте расскажем лягушке-попрыгушке и ее друзьям по стихотворению.

1. Я согнусь в дугу,

Тише, тише, ни гу-гу

Побегу, на лугу

Петушка подстерегу.

Подкрадусь исподтишка,

Изловлю я петушка.

Петушок, петушок,

Залезай ко мне в мешок.

  1. Язык кверху – ша-ша-ша.

Наша Маша хороша.

Язык книзу – са-са-са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху – ши-ши-ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – сы-сы-сы,

У осы усы, усы.

  1. Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила,

Застонал, заохал мишка:

На носу вскочила шишка!

На кого уронила белка шишку? (На мишку). Сколько в слове мишка слогов, букв, звуков?

А теперь попробуем составить новые слова, заменяя буквы в слове «МИШКА» (мышка, мушка, мошка, кошка). Заменяем вторую букву, а затем первую и вторую (шишка).

Мышка-норушка хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком «Ш».

(Логопед читает сказку Г. Юдина «как Мыша шалил».)

«Как Мыша шалил»

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь по мышиным делам. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! – грозно спрашивает папа.

Я их съел… Нечаянно…

Как съел? Ах ты шалопай!

Ну что ты шумишь? – заступается мама. Он же пошутил.

А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: «Шур-шур-шур».

Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой – шмыг под шкаф.

Или привяжет к шлангу шпагат и тянет его через всю комнату.

Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.

Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в свое время так не шалили.

Кто запомнил слова со звуком «Ш». Назовите их.

Перед вами лежат буквы, попробуйте составить из них слова. Кто составит, должен прочитать составленное слово вслух.

Ребята! А понравилось ли вам наше занятие?

Кто приходил к нам?

Над каким звуком мы сегодня работали? (говорит каждый)

Какой это звук?

Сегодня все хорошо поработали на уроке, молодцы! И за это вам от зайчишки-трусишки и его друзей угощение, в котором тоже спрятался звук «Ш» (шоколад).

Тема: «Постановка звука [Ч]».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Ч].
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:

Попробуй отгадать загадку:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.

Ход занятия.

    Игра: «Поймай звук [Ч]».
    Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч].
    - П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
    - ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
    - ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

    Артикуляционная гимнастика:

* «Лопатка».
* «Пирожок».
*. «Качели».
* «Язык перешагивает через зубы».
* «Маляр».
* «Грибок».
* «Гармошка».
* «Вкусное варенье»
* «Чашечка».
* «Фокус».
* «Саночки»

* «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».

3. Игровой приём постановки звука [Ч]. (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука [ч]:
(при произнесении звука [Ч]:
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка).
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

4. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

5. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук [Ч].
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.

Итог занятия:
-Какой звук, ты училась произносить? (Звук [Ч]).
Молодец!

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.