Моральный выбор человека добро и зло примеры. Разработка урока по обществознанию на тему

Моральный выбор человека добро и зло примеры. Разработка урока по обществознанию на тему "Моральный выбор: добро и зло" (9 класс)

Каждый человек, живущий в физическом мире, в своей повседневной жизни все время оказывается перед моральным выбором, часто даже не замечаемым им самим, – выбором .

Христианская поговорка о том, что за правым плечом у каждого человека стоит ангел, а за левым плечом – дьявол, отражает реальное положение вещей : каждый из нас окружен как светлыми, так и темными сущностями. Своими подсознательными внушениями силы тьмы стремятся каждого из нас направить к самым худшим решениям и поступкам вовлекая тем самым в свой стан.

Во Вселенной господствует закон свободы воли – никто не имеет право насильно склонить человеческую волю к добру или злу. Но темные силы яростно стараются действовать против этого закона, и в этом им противостоят силы Света. И те, и другие силы могут звать человека на свой путь, но право решать принадлежит ему самому.


У сил зла имеется целая система вербовки людей на свою сторону – подсознательными внушениями они рано или поздно начинают обрабатывать сознание каждого человека, стараясь склонить его к нарушению основ нравственных заповедей. Ведь в большинстве своем люди не знают, что эти заповеди представляют собой законы, управляющие эволюцией всего мироздания! Не солги, не укради, не прелюбодействуй, не убивай… Нарушение этих принципов ведет к отпадению воли человека от высшей воли Космического Разума. Соблазн последовать темным внушениям, нарушая тем самым основные моральные заповеди бывают у всех. По другому в нашем мире быть не может – на Земле с незапамятных времен идет война Добра и зла, и каждый человек, нравится ему это или нет, рано или поздно сталкивается с моральным выбором и должен примкнуть к какому-либо полюсу – или сил Добра, или сил зла.

Все берет свое начало с малого, каждый человек с юного возраста испытывается на подсознательном уровне многими соблазнами и искушениями. Если данное семьей воспитание и достигнутый в прошлых воплощениях нравственный уровень человека дают возможность ему не поддаваться этим темным внушениям, выбрав в жизни хоть и не самый простой, но зато прямой и честный путь, – силы зла отступают, понимая, что этот человека не сломается морально, его не заманить в свои сети.

Но если некто с юных лет не брезгует нарушением основных моральных норм, если он прибегает ко лжи, воровству, жестокости и подлости, если он позволяет появляться в своем сознании низким мыслям и чувствам – жадность, злоба, ненависть, – то он поневоле вступает на кривую дорожку служения своим низшим инстинктам. И это делает его легкой добычей сил зла! Внедряя в его сознание свой ядовитый магнетизм, будут и дальше продолжать «работать» с человеком, провоцируя его на все более и более низкие поступки и устремления, пока он не станет «своим» в рядах темных сил.

При этом порой силам тьмы начинают служить люди, вроде бы изначально неплохие, но у которых есть один существенный недостаток – безволие. Такой недостаток может сыграть роковую роль в реакции человека на разные соблазны, подбрасываемые ему тьмой. Соблазнителем может выступать как другой человек, попросивший друга совершить нечто плохое, так и собственное низшее «я» человека, или его астральное начало, которое склонно к погоне за чувственными удовольствиями и развлечениями. И если человек не может оставаться твердым и отказаться от нарушений нравственных заповедей, если его воля дрогнет и он пойдет на компромисс со своей совестью – значит, тем самым он ступит на путь сотрудничества с тьмой и предательства своего духовного начала. Не нужно быть непременно Нероном или царем Валтазаром для того, чтобы оказаться в помощниках темных сил!

Даже казалось бы небольшие – поначалу – компромиссы с совестью и совершение заведомо дурных поступков отдают человека во власть тьмы. За одним компромиссом последует другой, за другим и третий, свершение одного плохого поступка повлечет за собой последующий – и так человек, вроде бы бывший неплохим некогда, довольно скоро увязает в трясине зла и уже не может выбраться из замкнутого кармического круга зла. И… новый раб темных сил готов. Именно раб, так как, в отличие от светлых сил, никогда не посягающих на свободную человеческую волю, темные силы стремятся именно поработить его волю, чтобы сделать из него покорного исполнителя своих замыслов.

Есть любопытная притча, иллюстрирующая путь человека от добра к злу. Именно так, как описано в этой притче – под влиянием или плохих людей, или собственного низшего начала, человек и превращается в слугу темных сил.

«Хочу рассказать сказку: «Когда-то жил человек. Всем был хорош, вот только не было у него воли. Как-то приходит к нему друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать поросенка». Безвольный помог, хоть не выносил крови, помог против своего желания, потому как был слаб. Пришел снова его друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать корову». Безвольный помог, хоть и любил животных, но не мог отказаться. Пришел друг в третий раз и сказал: «Помоги, надо зарезать соседа. Уж очень он мне насолил». Безвольный помог, потому как не смог отказать по слабости воли, и (таким образом) стал сообщником убийцы и убийцей.

Потом был готов помогать уже всем. Но люди были злые, и темные были желания у них, и были они темными, и стал человек, воли лишенный, ярым помощником тьмы». Часто наше низшее «я» (…) в нас чего-то желает и хочет вопреки нашей воле. Исполняя желание его, идущее вразрез решения нашего, становимся людьми, лишенными воли, и игрушкой в руках другой воли, более сильной, но уже не нашей, а чужой. Безволие – самое великое несчастье, которое может постичь человека» («Грани Агни Йоги»).

На счет любых компромиссов со своей совестью Н.К.Рерих сказал: «Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра – большой подлец». Так что самый верный способ угодить в ряды темных сил – быть безвольным, не имеющим силы сказать решительное «нет» и своим собственным внутренним слабостям, и внешним соблазнам, приходящим через других людей.

По большей части своей люди нередко оказываются беззащитными перед силами зла. В немалой мере этому способствует то, что из-за материалистического мировоззрения, в большинстве своем современное общество попросту не верят ни в какие темные силы. Если бы люди знали о существовании сознательно действующих темных сил, они относились бы ко многим вещам серьезней, тщательней бы взвешивали следствия своих собственных мыслей, чувств и поступков, а также внимательней относились бы к окружающим людям, а тем более – выбирали себе из их числа друзей и сотрудников.

Однако в наше время мало кто верит в существование могущественной и прекрасно законспирированной организации сил зла. Человек готов поверить в рассказы о политических заговорах и вредных политических объединениях – как реально существующих, так и просто выдуманных. Но гораздо сильней, чем реакционные политические объединения, действуют на сознание человека астральные силы зла и их земные слуги.

Магия и колдовство

Классическое, традиционное оружие темных сил это черная . Не следует считать, что за действиями черных магов стоят только чьи-то бредовые идеи, а сама магия представляет из себя лишь неизжитое суеверие, и больше ничего. в действительности весьма действенна, и основной механизм ее влияния на человека это специально тренируемая колдунами и психической энергии.

Все знают и принимают такие явления, как внушение, самовнушение, гипноз. Известен результат некоторых экспериментов, проводившихся на Западе в прошлом столетии, когда силу внушения проверяли на преступниках, приговоренных к смерти. Гипнотическим внушением можно убить человека – этот факт доказан научно и даже экспериментально. Одному из преступников, приговоренному к смертной казни, внушили, что ему вскрыли вены и он умирает из за потери крови, другому внушили, что он тонет. Оба преступника скончались.

В руках невежественного или нечестного человека внушение может натворить больших бед. Но черная магия – это та же разновидность внушения, которая усилена к тому же целым рядом добавочных приемов психоэнергетического воздействия на психическое и физическое состояние человека. Причем, пытаясь навредить какому-либо одному человеку, колдуны заражают своими разрушительными ментальными программами целое пространство, сея вокруг себя болезни и несчастья.

«Колдовство недопустимо, как преступление против человечества. Не надо понимать колдовство как зло против одной личности. Следствие колдовства гораздо вредней – оно нарушает явления космические, оно вносит смятение в слои надземные» («Аум», 28).

Еще больший вред получается, когда колдуны начинают действовать не поодиночке, а целыми группами. Между тем именно к такому призывает своих последователей так называемая Церковь Сатаны и другие секты и общества, где культивируется черная магия.

«Напрасно думают, что черная магия в особенности развита сейчас в Тибете. Конечно, она там очень усилилась, но это является только частью общемирового ее развития. Невозможно себе представить, до какой степени развивается черная паутина. Невозможно вообразить все разнообразие участников ее. Нельзя открыть все неожиданные сочетания, которые поддерживают друг друга. Можно ли примириться, что и явление глав государств, и прелаты, и масоны, и повстанцы, и судьи, и преступники, и врачи, и больные, и здоровые работают на том же черном поле? Трудность распознания их также в том, что нельзя указать какую-то цельную организацию, но все построено на отдельных личностях, вкрапленных в самые разные дела» («Мир Огненный»).

Ситуация усугубляется еще и тем, что в большинстве своем люди не верит в реальность черной магии как таковой. Многие считают что магия это суеверие и не верят в то, что она способна реально наносить вред здоровью человека и даже убить его.

«А враги Света все те же, как и тысячи лет тому назад. Очень сильны и организованны. Они знают приемы колдовства и черной магии. Многое им известно из области Сокровенного Знания. Отрицатели, неверы и все прочие невежды не признают ни психическую энергию, ни возможности пользоваться ею во зло, и поэтому бессильны они против оккультно-психических махинаций врагов. А союзников у темных много, и сознательных и бессознательных. Смотрите, как извращают и искажают они каждое доброе начинание» («Грани Агни Йоги»).

Главная опасность черной магии в том, что она нарушает равновесие природных стихий и порождает в астральном пространстве планеты хаотические вихри негативных энергий, оказывающих отрицательное воздействие как на психическое и физическое здоровье человека, так и на природу. А между тем, именно распространение в Атлантиде черной магии поставило на грань опаснейшего глобального катаклизма всю планету и в итоге ускорило гибель этого континента в результате восстания природных стихий.

«… величайшим позором будет, что человечество до сих пор занимается колдовством. Именно самым черным колдовством, направленным на зло. (…) Не стал бы говорить о черной опасности, если бы она не достигла сейчас ужасающих размеров. Самые невозможные ритуалы возобновлены, чтобы наносить вред людям Толпы по невежеству вовлечены в массовую магию. Невозможно допустить такое разложение планеты! Нельзя, чтобы уничтожение всего эволюционного удавалось темным силам. Колдовство недопустимо, как противоестественное нагнетание пространства. Твердите везде об опасности колдовства» («Сердце», 620).

Борьба добра и зла проявляется в поступках человека, его вы-боре, отношении к себе и другим. «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» — это утверждение называют «золотым правилом нравственности». Оно является ключом к пониманию того, как выбирать между добром и злом. Именно способность к такому выбору дает основания для вывода, каким является тот или иной человек: добрым или злым.

Мораль возникла из необходимости регу-лировать отношения между людьми. Трудно даже представить, что будет, если каждый будет жить, думая лишь о собственных проблемах и желаниях. Однако, за долгую историю человечест-ва произошло так много трагического, что необходимость посто-янного выбора между добром и злом является очевидной. Материал с сайта

Понятия добра и зла с течением времени приобретают новый смысл. Было время, когда считали, что природа, окружающая среда, — неисчерпаемая сокровищница для удовлетворения чело-веческих потребностей. Люди безоглядно вырубали леса, рас-пахивали целинные земли, охотились, рыбачили. Но в конце прошлого века стало понятно, если люди и дальше будут лишь ис-пользовать природу, то окончательно уничтожат ее и себя вместе с ней, так как загрязненные химическими веществами вода, воз-дух и земля превратятся в источник смертельных болезней.

На этой странице материал по темам:

  • Доклад что такое этика

  • Бесплатно как в кино делают выбор между добром и злом

  • История о выборе между добром и злом что выберешь

  • Этика доклад

  • Почему людям часто нужно выбирать между добром и злом

Вопросы по этому материалу:

Моральный выбор: добро и зло

Цель: раскрыть смысл основных понятий - добра и зла; объяснить понятие морального выбора; уяснить необходимость преодоления зла в себе.

Посмотрите эти кадры, что вы почувствовали, когда их увидели?

О чем они говорят?

Так какова же тема нашего часа общения?

Вы правильно сказали, она звучит так: «Моральный выбор: добро и зло». Сегодня мы с вами рассмотрим, что такое добро, зло, моральный выбор и как можно преодолеть зло в себе. Давайте с вами разберемся, что же такое добро, а что такое зло.

К. Боуви писал: «Доброта - язык, на котором, немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Как вы понимаете это высказывание?

Какие поступки людей мы можем назвать добрыми?

А совершали ли вы добрые дела?

Таким образом давайте сделаем вывод, так что же такое добро?

Обратите внимание на экран, и давайте прочтем, как в словаре Ожегова дается трактовка этого понятия.

Да добро это прекрасно, но в мире есть еще и зло.

Кто является источником зла?

Приведите мне примеры каким образом человек может выступать как источник зла?

А наказуемо ли зло в нашем обществе?

Какой документ регулирует взаимоотношения между людьми? Вашему вниманию представлена одна из статей уголовного кодекса РФ. Ст. 117.

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

2. То деяние, совершенное:

Д) с применением пытки;

Б) группой лиц

Ж) по найму, наказывается лишением свободы на срок до семи лет. На основании этой статьи можем ли мы делать вывод, что государство регулирует взаимоотношения между людьми? Докажите это на примере статьи.

Является ли аморальное поведение человека, пьянство/, курение, наркомания, злом? Почему?

Давайте сделаем вывод, что такое зло?

Зло это все то, что губит человека, способствует нравственной деградации. Зло - это война и предательство, зависть и жадность. Зло - это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. И очень часто в жизни чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша с добром. Так и в жизни капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реки, а реки в море добрых дел.

Послушайте стихотворение Т. Кузовлева.

Твори добро -

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй, И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суды.

Поверь - действительно,

Все станет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных - доброта.

Подумай. Почему это стихотворение можно назвать эпиграфом к данному уроку?

У Вас на рабочих столах есть текст этого стихотворения, найдите те ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока. Можем ли мы их воспринимать как призыв к действию? Почему?

Психологи сформулировали правила доброты:

1. Помогай слабым, маленьким, больным. Старым, попавшим в беду.

2. Прощай другим ошибки.

3. Не завидуй.

Будь внимателен к окружающим: может быть. Кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

Разрешите вас познакомить с древнекитайской притчей. Подумайте над смыслом притчи и прокомментируйте ее.

« Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец?

Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

А убивать?

Так иди и познай все это, а познав, не делай.

В чем смысл этой притчи?

Конечно же учитель не призывал юношу убивать. Лгать. Он отправлял его ощутить. Что все это присутствует в жизни.

Добро и зло переплетены в нашей жизни. О.Бальзак французский писатель говорил: «Ткань нашей жизни соткана из переплетенных нитей: добро и зло соседствуют в ней». Как вы понимаете это высказывание?

Существует прекрасное произведение Роберта Стивенса «Вересковый мед», послушайте его содержание и ответьте на вопросы. В пещерах под землей жил народ пиктов и варил из вереска мед. Шотландский король решил узнать секрет этого напитка. Но уничтожив всех так его и не узнал.

На вересковом поле,

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

Однажды его вассалы схватили двоих оставшихся в живых медоваров старика и юношу, они их пытали, выведывали секрет, но не кто из них так и не произнес не слова. Тогда старик испугавшись, что юноша не выдержит пыток и раскроется решил обмануть шотландского короля и сказал:

Старость боится смерти

Жизнь я изменой куплю

Выдам заветную тайну

Карлик сказал королю

При условии, что мальчика свяжут и бросят в море. Так как ему стыдно продавать свою совесть при нем. И когда сын утонул. Он пролизнес:

Правду сказал я шотландцы

От сына я ждал беды

Не верил я в стойкость юных

Не бреющих бороды

А мне костер не страшен

Пускай со мной умрет

Моя святая тайна

Мой вересковый мед.

Скажите почему он так поступил?

Так какой же выбор стоял пред стариком?

Это яркий пример выбора, который возникает в жизни каждого из нас, и вы видите как тяжело иногда разобраться где проходит грань добра и зла. Когда я впервые прочитала это произведение, то была поражена какой великой силой духа обладал старик, встав перед выбором он решает любой ценой сохранить тайну своего народа.

Это был пример литературного произведения. А сейчас, я вас хотела бы познакомить с ситуацией из жизни, которая произошла с моими знакомыми.

Семейная пара в возрасте берет ребенка на воспитание - мальчика. Они вложили в него всю свою душу, этот ребенок стал для них смыслом жизни. Но чем взрослее он становился, тем все чаще за ним стали замечать жестокость, грубость, эгоизм. И в один из дней, когда отец находился на работе, а мать была тяжело больна и практически не ходила, он ее жестоко избил, только из-за того, что та посмела поинтересоваться как у него дела в школе. После этого случая родители отказались от мальчика.

Как бы вы поступили в этой ситуации? Должны быть разные мнения подтверждающие принцип морального выбора. А я считаю, следует вспомнить о словах С. Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Я не берусь выступать в качестве судьи и вас не призываю, я только хотела показать, как порой тяжело делать выбор.

Теперь давайте подведем итог нашего часа общения, что такое моральный выбор? Чем мы должны руководствоваться. Когда он возникает перед нами? И все- таки давайте вернемся к нашему стихотворению, там мы можем найти ответ на этот вопрос.

А на последок даывайте вместе с вами составим памятку. Которая в сложные минуты выбора вам поможет принять правильное решение. Я вам буду говорить начало фразы, а ваша задача ее продолжить.

Попробуйте не наступать , а уступать

Не захватывать , а отдавать,

не кричать , а выслушать,

не разорвать , а склеить.

Попробуйте и вы увидите, каким теплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайтесь ради самого себя не причинять вреда другому человеку.

И еще помните:

Добро -это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасает его душу.

Зло - это то, что способствует моральной деградации человека, толкает его к дурным поступкам и, соблазняет к совершению греха, губит душу.

Так давайте же будем следовать советам психологам и прежде, чем приступим к изменению окружающего мира, постараемся измениться сами. Если добро и зло есть порождения, духовного мира человека, значит, борьба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут проходить только путем внутренних усилий. Человек остается «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе


Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

Этика – теория морали.

Понятие добра и зла.

Моральный выбор человека.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет:

место морали в системе других общественных отношений;

анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Добро и зло:

положительное, т.е. благо;

отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

добро – веление бога;

зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

хвалим, соглашаемся, одобряем;

порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

«Свобода, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), - это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего метафизического содержания, свобода является неоценимым даром Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение. Бог дает человеку свободу в его собственность как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек благодаря свободе не подчинен ему окончательно. Он - виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования... Свобода - самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар». Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Св. Писание говорится: отвращайтесь зла (Рим 12:9). Как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла? Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой. Нравственный выбор человека между добром и злом можно рассматривать по -- разному. Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. Мы видим, что зло творится - и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос - об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении.

Рассмотрим теперь собственно механизм возникновения греха, так как грех есть то, в чем воплощается зло в мире, в жизни и в человеке. Грех - это нарушение христианского нравственного закона - такое его содержание отражено в Послании апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие (1 Ин.3; 4)».

Святые подвижники свидетельствуют, что все грехопадения человеческие совершаются не иначе, как с постепенностью.

Святитель Феофан Затворник по данному вопросу говорит: «Скажу вам, когда начинается грешность. Вот как идет искушение: 1) представляется в мыслях худое или глаз что увидит, и виденное пробуждает мысли недобрые! Это есть прилог или приражение. Тут нет грешного, ибо и то и другое невольно нападает. Если вы тотчас, как только сознаете, что это худое, воспротивитесь ему и к Господу обратитесь, вы сделаете должное -- подвиг духовный. Но если вы не воспротивитесь, а станете думать и думать, не сопротивляясь и не ненавидя, не отвращаясь, то это уже не доброе. Душа пошатнулась. Тут нет еще греха, но шаг ко греху сделан...

Но если кто займется помыслом этим и станет думать о нем и думать, то он сделает второй акт грехопадения: 2) внимание к злому помыслу или собеседование с ним. Тут нет еще греха, как я сказал, а полагается ему начало; 3) третий момент в грехопадении --сочувствие худому помыслу: приятно думать и самое дело приятно. Тут больше греха (ближе к греху -- а. к.), но еще нет его. Это нечистота. И бывает, сочувствие вырывается вдруг -- непроизвольно; 4) четвертый момент в грехопадении есть склонение воли, пожелание дурного, хотя еще не решительное. Тут грех есть, ибо есть дело произвольное. Чувствами не всегда можно владеть, но пожелания в нашей власти. Однако ж все это не настоящий грех, а только преддверие к нему; 5) пятый момент -- согласие на грех или решение согрешить. Тут грех настоящий, только внутренний. За этим не замедлит явиться и 6) грех делом... И се настоящее падение, пагуба души, потеря благодати, подпадение под власть врага. Так вот... гоните помыслы, не вступая с ними в разговоры, подавляйте тотчас сочувствие, уничтожайте пожелания... Тут вся борьба... И бывает, что помысел, сочувствие и пожелание -- все в один момент произойдут... Ничего... В таком случае они все стоят будто прилог... И борьба всё удобно прогонит их.

Чувство грешно, когда соизволяют на него, удерживают и разжигают его; а когда оно невольно врывается в душу, душа не хочет его и напрягается вытеснить его -- тут греха нет, а есть борьба добрая... Грешное дело так идет: мысль, чувство и сочувствие, соизволение, решение или избрание и дело. Кто прогонит мысль... чист остается. С чувства и сочувствия начинается грешность по мере соизволения. Где нет соизволения, там нет греха». Здесь мы наглядно из слов свт. Феофана Затворника видим, как зло проявляет себя в человеке. Так же это дает нам ориентир к правильному руководству своей свободой в отношении добра и зла.

Те существа, которым Сам Творец дал возможность, свободы выбора относиться к Богозданному миру - к миру, дарованному Богом Своим творениям.

  • 1. Гордость.
  • 2. Чревоугодие.
  • 3. Блуд.
  • 4. Гнев.
  • 5. Сребролюбие.
  • 6. Печаль.
  • 7. Уныние.

Такой выбор ведет к постепенному ослаблению способности выбирать свободно.

Такая свобода приводит к тому, что человек свою богообразность начинает использовать самоубийственным образом. Преступая границы нравственно недозволенного, человек становится не свободным, но рабом страстей. Поэтому свобода является тем свойством, утрата которого приводит к деградации личности. Можно сказать, что свобода дана человеку одновременно и как путь, и как задача. Здесь надо поставить акцент на то, что есть образ Божий в человеке. «Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества....Поэтому образ - это и есть само стремление стать подобием. Образ - не столько определенное качество бытия, сколько способность выйти за рамки своих наличных качеств».Блаженный Диадох, епископ Фотики, в своем подвижническом слове разъясняет, когда и как достигает человек того, чтобы быть по подобию Божию: «Все мы люди по образу Божию есьмы: быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу». Святой Максим Исповедник обращают особое внимание на физическую сторону греха, вместо того, чтобы следовать своей естественной расположенности к Богу, человеческий ум обратился к миру; вместо того, чтобы одухотворять тело, он сам отдался течению животной и чувственной жизни, подчинился материальному. По воле человека зло становится силою, заражающей тварь. Итак человек должен совершать некие действия для преодоления от рабства греха, прилагать усилия для изменения своего состояния. И под грехом подразумевают такие деяния или намерения человека, которые противоречат заповедям Божиим, совести, законам общественной и государственной жизни. Архимадрит Платон очень хорошо описал, что есть истинно - нравственная свобода: «Стремление человека к нравственному самоопределению означает выбор одного из двух возможных путей: либо погружение в стихию страстей, беспечности и безответственности, порабощающих, опустошающих, томящих и разрушающих личность, либо обращение к вере во Христа, преображающей и обновляющей человека, дающей оправдание и смысл процессу его свободного формирования. Любая ошибка в нравственном выборе, осуществляемом на протяжении всей человеческой жизни, ведет к утрате духовной свободы. При этом ошибка в выборе должна пониматься в собственном смысле как грех, а утрата духовной свободы должна расцениваться как его следствие». Истинно -- нравственная свобода не пресудствует в человеке изначально, а она достигается воспитанием и самоконтролем. Это способность контролировать свои наклонности, желания и мотивации. Одним из главных элементов является испытания во втором послании апостола Павла к Коринфянам пишется: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?». Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Именно когда человек испытывает себя или подвергается испытаниям, то ему приходится страдать. Но именно в страданиях человек приобретает жизненный опыт.