НОД Образовательная деятельность «Коммуникация. Обучение грамоте» в подготовительной к школе группе на тему: «Звук

Степанова Е.В.
учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285

Коррекционные

1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].

2. Учить выделять звуки из состава слова.

3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.

4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.

6. Знакомство с графическим обозначением буквы.

7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.

Воспитательные:

1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.

2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.

Оборудование:

Предметные картинки:

Танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.

Сигнальные фонарики: синий и зеленый;

Кармашки для букв;

Касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.

2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:

Корабль, катер, лодка, танк

Лимон, тыква, виноград, яблоко

Стол, диван, тарелка, шкаф

Шорты, платье, туфли, сарафан

Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»

Дети: «Танк – тыква – тарелка - туфли»

Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.

4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)

В слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.

В словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.

5. Работа с картинным материалом:

На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.

Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»

6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки:

телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.

Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»

Физкультминутка:

Ели на опушке

До небес макушки

Слушают, молчат

Смотрят на внучат.

А внучата елочки

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя ат – ать Тома – Тёма

То - … от - … тук - тюк

Ту - … ут - …

Ты - … ыт - …

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.

4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:

Например: кот – танк - облако = кто

Танк – облако – пальто = топ

Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?

2. Дать характеристику звукам [т], [т’]

3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Звук (т), буква Т».

Возраст: дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет).

Интегрируемые области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.

Задачи:

Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч); буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета.

Разработала и провела:

Воспитатель Басова С.А.

Ход.

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Воспитатель бросает мяч и произносит фразу с одним значением, а ребенок, поймавший мяч, - с противоположным. Воспитатель может дать образец: высокий – низкий.

Влажный – сухой; полезный – вредный; сладкий – кислый; далеко – близко; зима – лето и т.д.

2. Появляются медведь и заяц. Они рассказывают историю, которая с ними приключилась.

Ребята, в нашем лесу появился новый дом. Нам захотелось все в нем рассмотреть, как вдруг услышали громкое тарахтение: «т-т-т-т-т». Это к домику подъехал трактор. Разумеется, такого интересного события мы пропустить не могли и бегом помчались к трактору. Трактором управлял строитель. Он вез в тачке кирпичи на строительство нового дома, а по пути заехал сюда по делам. Строитель был добрый и разрешил нам поиграть с его трактором.

Зайчонку так не терпелось покататься на тракторе, что он даже попытался его подтолкнуть сзади.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете ему это удалось?

Почему он не смог сдвинуть трактор с места?

Как тарахтел мотор этого трактора?

Сегодня мы познакомимся со звуком (т).

  1. Анализ артикуляции. Работа с зеркалами.

Давайте познакомимся с этим звуком поближе. Возьмите зеркала, произнесите звук и скажите, как себя ведет воздушная струя. (На ее пути встает препятствие). Какое? (Язык). Значит, какой это звук? (Согласный).

А теперь снова произнесите этот звук и скажите, где находится кончик языка. (Кончик языка опускается за нижние зубы.) При твердой позиции кончик языка опускается за нижние зубы, а спинка (серединка) языка приподнята и препятствует выходу воздушной струи.

Послушайте и произнесите за мной: т-т-т.

3. - Звук (т) обозначается буквой Т.

Т на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

На что похожа эта буква?

4. Прописывание буквы Т разными способами (написание в воздухе пальцем, локтем, носком ноги.)

Медвежонок приготовил для вас задание:

Прочитайте слоги: та – то; те – ти; ты – ту; ат – ут; ты – ыт – ит.

На ваших столах есть счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины.

Выберите понравившейся предмет и выложите из него эти слоги.

5. Работа с предметными картинками.

Внимательно рассмотрите картинки. Найдите картинку с предметом, в названии которого есть звук (т). Покажите картинку (поднимите). Назовите этот предмет. Какой звук слышится в начале слова? В середине слова? В конце слова?

Перечислите мебель, название которой начинается со звука (т); транспорт; посуду, числа, обувь; усатое насекомое, живущее на кухне.

6. «Отгадай загадку».

Пушистая вата Этот зверь живет лишь дома.

Плывет куда-то. С этим зверем все знакомы.

Чем вата ниже, У него усы, как спицы.

Тем дождик ближе. Он, мурлыча, песнь поет.

(Туча) Только мышь его боится...

Угадали? Это - ... (кот).

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет. Он носом в землю постучит.
Человек им управляет. Взмахнет крылом - и закричит.

Что такое? ... (самолет) Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

О чем были загадки?

В каких словах звук (т) слышится в начале, в конце, в середине?

Сколько слогов в слове самолет?

Назовите первый слог, второй, третий?

7. Итог.

Что вы узнали о звуке (т) ?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

Назовите слова со звуком (т).

Литература.

  1. Аджи А.В. – Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 г.
  2. Бондаренко Т.М. – Комплексные занятия в старшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
  3. Варенцова Н.С. – Обучение дошкольников грамоте. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. – Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007г.
  5. Новоторцева Н.В. – Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: «Академия развития», 1998г.

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

Shape {behavior:url(#default#VML);}

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Образовательная деятельность «Коммуникация. Обучение грамоте»

в подготовительной к школе группе на тему: «Звук [т]. Буква Т»

Программное содержание:

Закрепить навыки четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах;

Развивать фонематический слух;

Познакомить с буквой Т;

- учить писать печатнуюбукву;

Развивать мелкую моторику и познавательные процессы;

Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: плакаты№1,2; «чудесный мешочек», игрушки(туфля, тарелка, топор),картинки (танк,заяц, тарелка, индюк, топор, арбуз, туфли, табурет);картон (размером9х12), пластилин(на каждого ребенка); карточкидля печатания буквы (на каждого ребенка).

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(А, у, и, п, п, э)

II. Актуализация знаний.

1) Вопросы на повторение пройденного.

1. «Назовите гласные звуки».

2. « Почему эти звуки называютгласными?»

3. «Назовите согласный твердый звук. Согласный мягкий звук».

4. « Почему эти звуки называютсогласными?»

2) Работас плакатом.

Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)

Плакат №1

III . Знакомство с новым материалом.

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель упражнения : развитие тактильных ощущений, звукового анализа.

Ребята, отгадайте на ощупь, что есть сегодня в чудесном мешочке? (тарелка, туфля, топор) Назовите предметы ещё раз. Какой звук есть во всех этих словах, и какой звук мы будем сегодня изучать? (звук [т])

2. Артикуляция звука.

Языком, передним краем,

В верхнюю десну ударим,

Т!- и выдохнем сильнее.

Чтобы было всем слышнее!

3. Проговаривание звука хором и по одному.

4. Характеристика звука (согласный, твёрдый)

5.Речевая зарядка.

Та- то- ту- тыат- от- ут- ыт

Ту- то- ты- таут- ит- ат- от

6.Проговаривание чистоговорок (физкультминутка).

Та-та-та, та-та-та- у нас в доме чистота.(дети маршируют на месте)

Ты-ты-ты, ты-ты-ты- развели уже мосты.(указание рукой на сверстников)

Ту-ту-ту, ту-ту-ту- дайте молока коту.(постукивание руками как «молоточком»)

То-то-то, то-то-то- стали мы играть в лото.(сжимание и разжимание пальцев рук)

7.Дидактическая игра «Какое слово я загадала?»

Словарный материал: …арелка, …апочки, …анцы,…аракан, …учи, …ыква, …аблетка.

8.Узнавание звука [т] в словах.

Ребята, я вам показываю картинки, если в слове есть звук [т] – хлопните в ладоши, если нет – топните ножкой.

IV . Физкультминутка.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

V . Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в алфавите.

3. «Из скольких элементов состоит буква т?»

4. Прорисовываниетв воздухе.

5. Лепка буквыт из пластилина.

Ребята, попробуйте вылепить буквут из пластилина на картон. Возьмите кусочек пластилина и разделите его на две части. Раскатайте две тонкие «колбаски» и изобразите букву.

6. Печатание буквы.

Перед вами листочки. Обведите букву т сначала по точкам, а затем попробуйте написать её самостоятельно.

7. Чтение слогов.(работа с плакатом №2)

Игра «Кто быстрее доберётся до приза».

Ребята, давайте подойдем к плакату и поможем добраться животным до призов, прочитав слоги.

Плакат №2

VI. Подведение итогов занятия.

1. «С каким звуком мы сегодня познакомились?» (со звуком [ т ] )

2. «Кто запомнил его характеристику? Какой он?»(согласный, твёрдый)

3. «Какая буква обозначает этот звук?» (букват («тэ»))

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цель: повышение эффективности коррекционной работы.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);

Коррекционно-развивающие задачи:

  • содействовать развитию навыка звукового анализа;
  • содействовать развитию фонематического слуха;
  • содействовать развитию общей, мелкой моторики;
  • содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
  • способствовать формированию умения делить предложения на слова;
  • содействовать развитию навыка чтения;
  • содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.

Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.

Предшествующая работа:

  • обучение чтению;
  • деление слов на слоги;
  • составление предложений, деление предложений на слова.

Методические приёмы:

  • сюрпризный момент;
  • дидактические игры;
  • использование наглядности.

Индивидуальная работа:

  • Рувим, Валерия, Настя - звуковой анализ;
  • Айзат, Таня, Руслан - чтение слогов;
  • Таня, Руслан, Вероника - произношение слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Игра «Скажи наоборот»

Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки

II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса

1. Развитие мелкой моторики. «Компот»

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)

2. Массаж лица.

По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).

3. Развитие мимических мышц.

Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .

Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).

5. Общее расслабление.

Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.

III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте

1. Объяснения темы.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.

Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Входит садовник.

Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети: Садовник.
Логопед: Правильно ребята, молодцы.
Садовник: Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед: Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети: Да.
Садовник: Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед: До свидания, садовник.
Логопед: Ну, тогда приступаем.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.

Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.

Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)

Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.

4. Автоматизация звука в словах.

Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)

Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь

5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)

Слова: тыква, капуста, салат.

6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)

7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)

Физкультминутка.

Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).

8. Связь звуков и буквы.

Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)

Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.

9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.

10. Составление буквы Т из пуговиц.

11. Прописывание буквы Т в тетрадях.

12. Работа по карточкам № 23

Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.

13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

Игра «Плодовое дерево»

Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.

V. Итог занятия и оценка работы детей

Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.

VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).