Степанова Е.В.
учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285
Коррекционные
1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].
2. Учить выделять звуки из состава слова.
3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.
5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
6. Знакомство с графическим обозначением буквы.
7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.
Воспитательные:
1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.
2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.
Оборудование:
Предметные картинки:
Танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.
Сигнальные фонарики: синий и зеленый;
Кармашки для букв;
Касса букв.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:
Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.
2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:
Корабль, катер, лодка, танк
Лимон, тыква, виноград, яблоко
Стол, диван, тарелка, шкаф
Шорты, платье, туфли, сарафан
Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»
Дети: «Танк – тыква – тарелка - туфли»
Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])
3. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:
Звук [т] – согласный, глухой, твердый
Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.
4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)
В слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.
В словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.
5. Работа с картинным материалом:
На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.
Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»
6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»
Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки:
телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.
Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»
Физкультминутка:
Ели на опушке
До небес макушки
Слушают, молчат
Смотрят на внучат.
А внучата елочки
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.
Та – тя ат – ать Тома – Тёма
То - … от - … тук - тюк
Ту - … ут - …
Ты - … ыт - …
Знакомство с буквой Т
ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!
1. Показать образ буквы:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.
2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.
2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.
4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:
Например: кот – танк - облако = кто
Танк – облако – пальто = топ
Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?
2. Дать характеристику звукам [т], [т’]
3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Звук (т), буква Т».
Возраст: дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет).
Интегрируемые области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.
Задачи:
Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.
Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.
Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч); буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета.
Разработала и провела:
Воспитатель Басова С.А.
Ход.
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).
Воспитатель бросает мяч и произносит фразу с одним значением, а ребенок, поймавший мяч, - с противоположным. Воспитатель может дать образец: высокий – низкий.
Влажный – сухой; полезный – вредный; сладкий – кислый; далеко – близко; зима – лето и т.д.
2. Появляются медведь и заяц. Они рассказывают историю, которая с ними приключилась.
Ребята, в нашем лесу появился новый дом. Нам захотелось все в нем рассмотреть, как вдруг услышали громкое тарахтение: «т-т-т-т-т». Это к домику подъехал трактор. Разумеется, такого интересного события мы пропустить не могли и бегом помчались к трактору. Трактором управлял строитель. Он вез в тачке кирпичи на строительство нового дома, а по пути заехал сюда по делам. Строитель был добрый и разрешил нам поиграть с его трактором.
Зайчонку так не терпелось покататься на тракторе, что он даже попытался его подтолкнуть сзади.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете ему это удалось?
Почему он не смог сдвинуть трактор с места?
Как тарахтел мотор этого трактора?
Сегодня мы познакомимся со звуком (т).
Давайте познакомимся с этим звуком поближе. Возьмите зеркала, произнесите звук и скажите, как себя ведет воздушная струя. (На ее пути встает препятствие). Какое? (Язык). Значит, какой это звук? (Согласный).
А теперь снова произнесите этот звук и скажите, где находится кончик языка. (Кончик языка опускается за нижние зубы.) При твердой позиции кончик языка опускается за нижние зубы, а спинка (серединка) языка приподнята и препятствует выходу воздушной струи.
Послушайте и произнесите за мной: т-т-т.
3. - Звук (т) обозначается буквой Т.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
На что похожа эта буква?
4. Прописывание буквы Т разными способами (написание в воздухе пальцем, локтем, носком ноги.)
Медвежонок приготовил для вас задание:
Прочитайте слоги: та – то; те – ти; ты – ту; ат – ут; ты – ыт – ит.
На ваших столах есть счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины.
Выберите понравившейся предмет и выложите из него эти слоги.
5. Работа с предметными картинками.
Внимательно рассмотрите картинки. Найдите картинку с предметом, в названии которого есть звук (т). Покажите картинку (поднимите). Назовите этот предмет. Какой звук слышится в начале слова? В середине слова? В конце слова?
Перечислите мебель, название которой начинается со звука (т); транспорт; посуду, числа, обувь; усатое насекомое, живущее на кухне.
6. «Отгадай загадку».
Пушистая вата Этот зверь живет лишь дома.
Плывет куда-то. С этим зверем все знакомы.
Чем вата ниже, У него усы, как спицы.
Тем дождик ближе. Он, мурлыча, песнь поет.
(Туча) Только мышь его боится...
Угадали? Это - ... (кот).
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет. Он носом в землю постучит.
Человек им управляет. Взмахнет крылом - и закричит.
Что такое? ... (самолет) Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)
О чем были загадки?
В каких словах звук (т) слышится в начале, в конце, в середине?
Сколько слогов в слове самолет?
Назовите первый слог, второй, третий?
7. Итог.
Что вы узнали о звуке (т) ?
В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?
Назовите слова со звуком (т).
Литература.
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
Shape {behavior:url(#default#VML);}
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Образовательная деятельность «Коммуникация. Обучение грамоте»
в подготовительной к школе группе на тему: «Звук [т]. Буква Т»
Программное содержание:
Закрепить навыки четкого произношения звука [т] в слогах, словах, фразах;
Развивать фонематический слух;
Познакомить с буквой Т;
- учить писать печатнуюбукву;
Развивать мелкую моторику и познавательные процессы;
Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: плакаты№1,2; «чудесный мешочек», игрушки(туфля, тарелка, топор),картинки (танк,заяц, тарелка, индюк, топор, арбуз, туфли, табурет);картон (размером9х12), пластилин(на каждого ребенка); карточкидля печатания буквы (на каждого ребенка).
Ход занятия
I . Организационный момент.
Садится тот, кто вспомнит звуки, которые мы изучали на прошлых занятиях, и подберёт слова, начинающиеся с этих звуков.(А, у, и, п, п, э)
II. Актуализация знаний.
1) Вопросы на повторение пройденного.
1. «Назовите гласные звуки».
2. « Почему эти звуки называютгласными?»
3. «Назовите согласный твердый звук. Согласный мягкий звук».
4. « Почему эти звуки называютсогласными?»
2) Работас плакатом.
Все жители сказочного городка захотели петь в хоре. Прочти, как они поют, кого возьмут в певцы, а кого попросят ещё подучиться и почему? (Гласные и согласные)
Плакат №1
III . Знакомство с новым материалом.
1. Игра «Чудесный мешочек».
Цель упражнения : развитие тактильных ощущений, звукового анализа.
Ребята, отгадайте на ощупь, что есть сегодня в чудесном мешочке? (тарелка, туфля, топор) Назовите предметы ещё раз. Какой звук есть во всех этих словах, и какой звук мы будем сегодня изучать? (звук [т])
2. Артикуляция звука.
Языком, передним краем,
В верхнюю десну ударим,
Т!- и выдохнем сильнее.
Чтобы было всем слышнее!
3. Проговаривание звука хором и по одному.
4. Характеристика звука (согласный, твёрдый)
5.Речевая зарядка.
Та- то- ту- тыат- от- ут- ыт
Ту- то- ты- таут- ит- ат- от
6.Проговаривание чистоговорок (физкультминутка).
Та-та-та, та-та-та- у нас в доме чистота.(дети маршируют на месте)
Ты-ты-ты, ты-ты-ты- развели уже мосты.(указание рукой на сверстников)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту- дайте молока коту.(постукивание руками как «молоточком»)
То-то-то, то-то-то- стали мы играть в лото.(сжимание и разжимание пальцев рук)
7.Дидактическая игра «Какое слово я загадала?»
Словарный материал: …арелка, …апочки, …анцы,…аракан, …учи, …ыква, …аблетка.
8.Узнавание звука [т] в словах.
Ребята, я вам показываю картинки, если в слове есть звук [т] – хлопните в ладоши, если нет – топните ножкой.
IV . Физкультминутка.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
V . Знакомство с буквой.
1. Показ буквы.
2. Нахождение в алфавите.
3. «Из скольких элементов состоит буква т?»
4. Прорисовываниетв воздухе.
5. Лепка буквыт из пластилина.
Ребята, попробуйте вылепить буквут из пластилина на картон. Возьмите кусочек пластилина и разделите его на две части. Раскатайте две тонкие «колбаски» и изобразите букву.
6. Печатание буквы.
Перед вами листочки. Обведите букву т сначала по точкам, а затем попробуйте написать её самостоятельно.
7. Чтение слогов.(работа с плакатом №2)
Игра «Кто быстрее доберётся до приза».
Ребята, давайте подойдем к плакату и поможем добраться животным до призов, прочитав слоги.
Плакат №2
VI. Подведение итогов занятия.
1. «С каким звуком мы сегодня познакомились?» (со звуком [ т ] )
2. «Кто запомнил его характеристику? Какой он?»(согласный, твёрдый)
3. «Какая буква обозначает этот звук?» (букват («тэ»))
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия
Цель: повышение эффективности коррекционной работы.
Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекционно-воспитательная задача:
Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.
Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.
Предшествующая работа:
Методические приёмы:
Индивидуальная работа:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Скажи наоборот»
Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки
II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса
1. Развитие мелкой моторики. «Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)
2. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
3. Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .
Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).
5. Общее расслабление.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.
III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте
1. Объяснения темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.
Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Входит садовник.
Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети:
Здравствуйте.
Логопед:
Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети:
Садовник.
Логопед:
Правильно ребята, молодцы.
Садовник:
Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед:
Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети:
Да.
Садовник:
Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед:
До свидания, садовник.
Логопед:
Ну, тогда приступаем.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.
Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.
Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
4. Автоматизация звука в словах.
Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)
Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь
5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)
Слова: тыква, капуста, салат.
6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)
7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)
Физкультминутка.
Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).
8. Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
10. Составление буквы Т из пуговиц.
11. Прописывание буквы Т в тетрадях.
12. Работа по карточкам № 23
Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.
13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Игра «Плодовое дерево»
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
V. Итог занятия и оценка работы детей
Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.
VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).