Паисий святогорец о духовной брани. О семейной жизни

Паисий святогорец о духовной брани. О семейной жизни

Старец Паисий Святогорец: «Прав» и «виноват» в супружеской жизни

Однажды ко мне в каливу пришёл некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живёт с женой. В их семье дело пахло разводом. Ни он, ни его жена не хотели друг друга видеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели: муж после уроков шёл обедать в один ресторан, а жена — в другой...

Старец Паисий Святогорец будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о том, как разобраться, кто же виноват в семейных неурядицах - муж или жена.

Я обратил внимание на то, что некоторые духовники говорят мужьям, которые живут в неладах со своими женами: «Потерпи, такой уж у тебя крест. Что тут поделать? За такое терпение Бог даст тебе мзду». Потом к духовникам идут жёны, которым они говорят то самое: «Терпи, терпи, чтобы иметь мзду от Бога». То есть оба супруга могут быть виноватыми и обоих при этом духовник уговаривает терпеть. Или же виноват один из супругов, а духовник говорит ему: «Терпи, терпи» Таким образом супруг, виновный в том, что в семье нет мира, успокаивает свой помысл тем, что он якобы терпит другого супруга, тогда как на самом деле он его ежедневно терзает.

Однажды ко мне в каливу пришёл некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живёт с женой. В их семье дело пахло . Ни он, ни его жена не хотели друг друга видеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели: муж после уроков шёл обедать в один ресторан, а жена - в другой. А для детей они покупали какие-нибудь сэндвичи, и несчастные дети, когда их родители приходили домой, лезли к ним в карманы и в сумки, чтобы посмотреть, что папа и мама принесли поесть! Дети переживали большую драму! Помимо всего прочего, этот человек пел в церкви, однако в ту церковь, где он пел, его жена не ходила - она ходила в другой храм. Настолько сильной была их неприязнь друг к другу!

«Что тут поделать, отче, - говорил он мне, - я несу большой крест. Очень большой. Каждый день у нас в доме скандалы». - «А к духовнику ты ходил?» - спросил его я. «Да, - ответил он, - ходил. Духовник сказал мне: „Терпи, терпи. Ты несешь большой крест“». - «А ну-ка, - говорю я ему тогда, - сейчас посмотрим, кто несет большой крест. Давай начнем сначала. Когда вы поженились, тоже так ругались?» - «Нет, - отвечает. - Восемь лет мы прожили очень дружно. Я обожал мою жену! Я благоговел перед ней больше, чем перед Богом! Потом она стала другим человеком! Стала изводить меня своим нытьём, придирками, странностями…» Слышишь, что творится! Он благоговел перед ней больше, чем перед Богом! «А ну-ка, - говорю, - иди-ка сюда, голубчик! Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? Ну и кто же теперь виноват в том, что вы дошли до такого состояния: ты или она? Это из-за тебя Бог забрал Свою Благодать от твоей жены». Потом я его спросил: «И что же ты теперь думаешь делать?» - «Скорее всего, мы разведёмся», - сказал он.

«Может быть, - спрашиваю, - ты завёл себе роман на стороне?» - «Да, - отвечает, - я думаю уйти к одной женщине». - «Опомнись! - говорю. - Приди в себя! Неужели ты не понимаешь, что во всём виноват ты сам? И прежде всего тебе надо попросить прощения у Бога за то, что ты благоговел перед своей женой больше, чем перед Ним. Потом пойди к своей жене и попроси у неё прощения. Скажи ей: „Прости меня. Это я виноват в том, что наши дошли до такого состояния, и в том, что теперь мучаются наши дети“. Потом пойди поисповедуйся - и благоговей перед Богом как перед Богом, а жену свою люби как жену. И ты увидишь, что у вас всё наладится». Моя взбучка пошла ему на пользу. Он начал плакать и пообещал, что послушается моего совета. В скором времени он снова приехал ко мне, уже радостный: «Благодарю тебя, отче, ты спас нашу семью. Всё у нас прекрасно: и у меня с женой, и у наших детей». Видишь как? Сам во всем виноват, а при этом думает, что «несёт очень большой крест»!

И вы никогда не оправдывайте женщин, которые приходят к вам в монастырь и жалуются на мужей. Я в подобных случаях не оправдываю ни мужей, ни жён. Напротив: заставляю задуматься и тех и других. К примеру, женщина начинает жаловаться: «Мой муж пьёт, приходит домой поздно ночью, сквернословит…» - «Гляди, - советую я ей. - Когда он ночью приходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь кислой физиономией и начинаешь „пилить“: „что же ты так поздно?“, „да разве можно приходить домой в такое время?“, „да когда же ты наконец изменишься?“, „да что же это за горюшко горькое?“, „да ведь это уже не день и не два продолжается!“, „и сколько я буду всё это терпеть?“-то диавол посоветует ему: „Да совсем ты, что ли, больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и весело провести время с какой-нибудь другой?“ То есть ты, может быть, права, но диавол подловит его с другого бока. А вот если ты поведёшь себя с ним по-доброму, немножко перетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то, увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится».

А потом приходит муж и начинает своё: «Моя жена пилит меня, изводит своим нытьем…» - «Ах, ты, - говорю, - бесстыдник! Твои дети и страдалица-жена с нетерпением ждут тебя до полуночи, а ты заваливаешься домой пьяным, начинаешь сквернословить! Стыд тебе и позор! Ты что, женился для того, чтобы мучить свою семью?» Но бывают случаи, когда могут быть правы и муж и жена. Однажды ко мне пришла группа паломников, и я рассказывал им о том, насколько целомудренным человеком был Макриянис6). Он отличался и телесной, и душевной чистотой. Услышав это, один из моих слушателей подскочил и закричал: «Не бывать тому, чтобы из Макрияниса еще и святого сделали!» - «Почему, - говорю, - „не бывать“?» - «Потому, - отвечает, - что он бил свою жену». - «Послушай, - говорю, - я объясню тебе что происходило между ним и его женой. Когда у Макрияниса заводился в кармане грош и к нему приходила какая-нибудь вдова, у которой были дети, то он отдавал ей деньги. Его несчастная жена роптала и начинала его пилить. „Ведь у тебя, - говорила она ему, - есть свои дети. Зачем ты отдал деньги ей?“ Тут он давал ей затрещину и говорил: „У тебя есть муж, который тебя обеспечит. А у этой несчастной мужа нет. Кто о ней позаботится?“ То есть был прав и Макриянис, и его жена».

Кроме этого, если один из супругов живёт духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом «не имеет права» быть правым. Ведь, будучи духовным человеком, он должен отнестись к несправедливости духовно. То есть он должен относиться ко всему так, как этого требует Божественная справедливость. Он должен стремиться к тому, что доставляет покой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторым образом имеет смягчающие вину обстоятельства. Однако другой - тот, кто находится в лучшем духовном состоянии и не относится к первому с пониманием, не идёт к нему навстречу, - согрешает намного больше. Если даже духовные люди относятся ко всему по-мирски - с позиции мирской, человеческой справедливости-то к чему это приведёт? К тому, что они будут постоянно бегать по мирским судам. Вот от этого люди и мучаются.

Старец Паисий Святогорец будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о том, как разобраться, кто же виноват в семейных неурядицах - муж или жена.

Я обратил внимание на то, что некоторые духовники говорят мужьям, которые живут в неладах со своими женами: «Потерпи, такой уж у тебя крест. Что тут поделать? За такое терпение Бог даст тебе мзду». Потом к духовникам идут жёны, которым они говорят то самое: «Терпи, терпи, чтобы иметь мзду от Бога». То есть оба супруга могут быть виноватыми и обоих при этом духовник уговаривает терпеть. Или же виноват один из супругов, а духовник говорит ему: «Терпи, терпи» Таким образом супруг, виновный в том, что в семье нет мира, успокаивает свой помысл тем, что он якобы терпит другого супруга, тогда как на самом деле он его ежедневно терзает.

Однажды ко мне в каливу пришёл некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живёт с женой. В их семье дело пахло . Ни он, ни его жена не хотели друг друга видеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели: муж после уроков шёл обедать в один ресторан, а жена - в другой. А для детей они покупали какие-нибудь сэндвичи, и несчастные дети, когда их родители приходили домой, лезли к ним в карманы и в сумки, чтобы посмотреть, что папа и мама принесли поесть! Дети переживали большую драму! Помимо всего прочего, этот человек пел в церкви, однако в ту церковь, где он пел, его жена не ходила - она ходила в другой храм. Настолько сильной была их неприязнь друг к другу!

«Что тут поделать, отче, - говорил он мне, - я несу большой крест. Очень большой. Каждый день у нас в доме скандалы». - «А к духовнику ты ходил?» - спросил его я. «Да, - ответил он, - ходил. Духовник сказал мне: „Терпи, терпи. Ты несешь большой крест“». - «А ну-ка, - говорю я ему тогда, - сейчас посмотрим, кто несет большой крест. Давай начнем сначала. Когда вы поженились, тоже так ругались?» - «Нет, - отвечает. - Восемь лет мы прожили очень дружно. Я обожал мою жену! Я благоговел перед ней больше, чем перед Богом! Потом она стала другим человеком! Стала изводить меня своим нытьём, придирками, странностями…» Слышишь, что творится! Он благоговел перед ней больше, чем перед Богом! «А ну-ка, - говорю, - иди-ка сюда, голубчик! Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? Ну и кто же теперь виноват в том, что вы дошли до такого состояния: ты или она? Это из-за тебя Бог забрал Свою Благодать от твоей жены». Потом я его спросил: «И что же ты теперь думаешь делать?» - «Скорее всего, мы разведёмся», - сказал он.

«Может быть, - спрашиваю, - ты завёл себе роман на стороне?» - «Да, - отвечает, - я думаю уйти к одной женщине». - «Опомнись! - говорю. - Приди в себя! Неужели ты не понимаешь, что во всём виноват ты сам? И прежде всего тебе надо попросить прощения у Бога за то, что ты благоговел перед своей женой больше, чем перед Ним. Потом пойди к своей жене и попроси у неё прощения. Скажи ей: „Прости меня. Это я виноват в том, что наши дошли до такого состояния, и в том, что теперь мучаются наши дети“. Потом пойди поисповедуйся - и благоговей перед Богом как перед Богом, а жену свою люби как жену. И ты увидишь, что у вас всё наладится». Моя взбучка пошла ему на пользу. Он начал плакать и пообещал, что послушается моего совета. В скором времени он снова приехал ко мне, уже радостный: «Благодарю тебя, отче, ты спас нашу семью. Всё у нас прекрасно: и у меня с женой, и у наших детей». Видишь как? Сам во всем виноват, а при этом думает, что «несёт очень большой крест»!

И вы никогда не оправдывайте женщин, которые приходят к вам в монастырь и жалуются на мужей. Я в подобных случаях не оправдываю ни мужей, ни жён. Напротив: заставляю задуматься и тех и других. К примеру, женщина начинает жаловаться: «Мой муж пьёт, приходит домой поздно ночью, сквернословит…» - «Гляди, - советую я ей. - Когда он ночью приходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь кислой физиономией и начинаешь „пилить“: „что же ты так поздно?“, „да разве можно приходить домой в такое время?“, „да когда же ты наконец изменишься?“, „да что же это за горюшко горькое?“, „да ведь это уже не день и не два продолжается!“, „и сколько я буду всё это терпеть?“-то диавол посоветует ему: „Да совсем ты, что ли, больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и весело провести время с какой-нибудь другой?“ То есть ты, может быть, права, но диавол подловит его с другого бока. А вот если ты поведёшь себя с ним по-доброму, немножко перетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то, увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится».

А потом приходит муж и начинает своё: «Моя жена пилит меня, изводит своим нытьем…» - «Ах, ты, - говорю, - бесстыдник! Твои дети и страдалица-жена с нетерпением ждут тебя до полуночи, а ты заваливаешься домой пьяным, начинаешь сквернословить! Стыд тебе и позор! Ты что, женился для того, чтобы мучить свою семью?» Но бывают случаи, когда могут быть правы и муж и жена. Однажды ко мне пришла группа паломников, и я рассказывал им о том, насколько целомудренным человеком был Макриянис6). Он отличался и телесной, и душевной чистотой. Услышав это, один из моих слушателей подскочил и закричал: «Не бывать тому, чтобы из Макрияниса еще и святого сделали!» - «Почему, - говорю, - „не бывать“?» - «Потому, - отвечает, - что он бил свою жену». - «Послушай, - говорю, - я объясню тебе что происходило между ним и его женой. Когда у Макрияниса заводился в кармане грош и к нему приходила какая-нибудь вдова, у которой были дети, то он отдавал ей деньги. Его несчастная жена роптала и начинала его пилить. „Ведь у тебя, - говорила она ему, - есть свои дети. Зачем ты отдал деньги ей?“ Тут он давал ей затрещину и говорил: „У тебя есть муж, который тебя обеспечит. А у этой несчастной мужа нет. Кто о ней позаботится?“ То есть был прав и Макриянис, и его жена».

Кроме этого, если один из супругов живёт духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом «не имеет права» быть правым. Ведь, будучи духовным человеком, он должен отнестись к несправедливости духовно. То есть он должен относиться ко всему так, как этого требует Божественная справедливость. Он должен стремиться к тому, что доставляет покой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторым образом имеет смягчающие вину обстоятельства. Однако другой - тот, кто находится в лучшем духовном состоянии и не относится к первому с пониманием, не идёт к нему навстречу, - согрешает намного больше. Если даже духовные люди относятся ко всему по-мирски - с позиции мирской, человеческой справедливости-то к чему это приведёт? К тому, что они будут постоянно бегать по мирским судам. Вот от этого люди и мучаются.

25.03.2018

«Не постигший смысла жизни похож на исправный механизм с остывшим двигателем. Это человек без идеалов, без жертвенного духа. Сердце его скованно льдом» .

Прп. Паисий Святогорец

В определенный момент в жизни каждого человека встаёт вопрос: какой выбрать жизненный путь: монашество или семейную жизнь? Каждый христианин испытывает затруднения в этом выборе. Прп. Паисий Святогорец старался помочь людям правильно выбрать свой путь.

Старец говорит: «Прежде всего, следует им понять, каково предназначение человека и в чем смысл его жизни» . Цель и смысл жизни православного христианина, по словам старца, состоит в том, чтобы достичь Царствия Божьего. Оба данных пути благословлены Богом и ведут к одной цели. Каждый человек свободен выбрать тот путь, по которому он хочет идти. Старец приводил такой пример: один человек идет по большой наезженной дороге, а другой по маленькой тропинке. Оба пути ведут в одно и то же место. Только остаётся путникам не завидовать друг другу .

Исходя из этого, семейная или монашеская жизнь не делает человека святым наследником вожделенного рая. Каждый путь имеет свои трудности и проблемы. От каждого человека требуется усердное стремление подвизаться добрым подвигом на каждом из путей, только так семьянин или монах может освятиться и достичь цели. Отец Паисий говорил: «Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим» .

Многие молодые люди в наше время хотят переложить ответственность выбора жизненного пути на своего духовника или старца. Чтобы он решил за них, какой им выбрать путь. Один юноша спросил старца Паисия, какой ему избрать жизненный путь, чего от него хочет Бог? Геронда ему ответил: «Дитя мое, Бог хочет того же, чего и ты хочешь. Бог никого не принуждает следовать тем или другим путем. Бог – это духовный начальник, Он уважает свободу человека. Он не военный, чтобы всех строить в одну шеренгу. Бог хочет вот чего: чтобы ты исполнил честно то, что выберешь. Если выберешь стать монахом – будь хорошим монахом. Если выберешь семейную жизнь – будь хорошим отцом семейства» .

По моему мнению, человек, который хочет стать монахом, должен убедиться, действительно ли он хочет послужить Богу, или его желания направлены на то, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Если человек в молодости предавался плотским утехам и не создал семью, а сейчас решил стать монахом, то, скорей всего, такой человек не преуспеет и в монашестве. Такой человек не сможет заполнить пустоту своего сердца. Старец советует тем, кто хочет стать монахом: «Собираясь принять иноческий постриг, нельзя иметь ни капли сомнений. Как жених говорит о девушке, которую любит, что жить без нее не может и не возьмет в жены никого другого, так должно быть и с монашеской жизнью. Если склоняешься к ней на 99 процентов, но на один процент сомневаешься и пребываешь в нерешительности, не достигнешь успеха. Диавол может повернуть все на 180°, и потом ты не пожелаешь монашества на 99 процентов» .

Исходя из этого, следует, что молодые люди должны делать свой выбор решительно и не иметь в себе гордости и эгоизма, потому что иногда молодежь считает себя какой-то особенной и бережет себя для чего-то исключительного, не такого, как у всех. «Можно подумать, что они золотые и боятся, что их - словно простую железку - используют в железобетонной конструкции» , - говорил старец.

Старец советует молодым: годы проходят быстро, и людям, когда они уже в возрасте, принять решение о выборе жизненного пути становится не просто. Лучше, когда человек изберет один из путей в молодости в соответствии со своим призванием, имея доверие ко Христу. После тридцати лет выбор жизненного пути сделать уже не просто. Взрослый человек начинает все мерить, руководствуясь здравым смыслом. У него характер похож на бетонную конструкцию, - такой не просто изменить. А юному легче приспособиться, будь то брак или монашество.

Девушкам важно принять решение до двадцати пяти лет. Если она затянет с решением, то потом начинает думать: «Зачем я буду подчиняться чужой воле?» Чем старше она становится, тем больше у нее капризов и прихотей. И если годы упущены, то девушка уже выходит замуж не для создания семьи, а для того, чтобы быть под чьей-то защитой, опекой. Молодым людям нужно постараться избежать поверхностной восторженности от монашества или семейной жизни. По словам старца, только духовная жизнь человека может раскрыть человеку его возможности, и благодаря ей он больше познает себя . Это является большим преимуществом в будущем. Если даже путь будет сложный, например, монашество, то человек уже будет подготовлен к этому пути, и Господь даст ему сил. Каждый из путей имеет свои скорби и трудности. Нужно понять, каковы эти пути.

Путь монашества

Монашество – это особый благодатный путь, на который человека призывает сам Бог. Прп. Паисий Святогорец много писал о монашестве, в чем заключается его смысл и призвание.

Старец особенно радовался за тех, кто выбирает путь монашества. О таком человеке он говорит, что это мудрый человек, который идет к совершенству и не попадается на диавольскую удочку, где на крючок в качестве наживки насажен мир. Но нужно быть весьма осторожными, нельзя всех равнять под одну гребенку. Христос не принуждал всех к монашеству, не дал заповедь о монашестве. А только сказал тем, кто хочет стать совершенным, что нужно следовать по Его стопам .

Старец наставлял: «Монахи суть радисты Матери-Церкви, и, следовательно, если уходят далеко от мира, то делают это из любви. Они уходят от радиопомех мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру» . Безрассудное требование, которое предъявляют некоторые, чтобы монахи шли в мир, предъявляют также некоторые несмысленные командиры. Они призывают радистов оставить рацию. Однако разумные радисты не слушают, когда их поносят, но борются, пока не выйдут на связь. Когда выйдут на связь с генеральным штабом, то прилетает воздушная авиация и всем помогает. То же самое монах, он помогает только молитвой, а не своими ничтожными силами.

Исходя из этого следует, что тому, кто выбрал путь монашества, важно до конца овладеть своим сердцем, чтобы в нем не было каких-либо чувств к какой-либо девушке (юноше). То есть, избирая монашество, молодой человек или девушка не должны иметь ни капли сомнения. При этом необходимо отличать сердечные чувства, присутствие которых закрывает вход в монастырь, от обычной плотской брани, которая не является препятствием к вступлению на монашеский путь.

Пока молодой человек еще в миру, главной задачей для него является найти хорошего монахолюбиваго духовника. Многие духовники нашего времени являются монахоборцами и выступают против монашества. Монахолюбивый духовник должен всячески помогать и наставлять вас, пока вы находитесь в миру. Можно иметь духовника женатого, главное, чтобы он любил монашество .

Молодому человеку или девушке перед вступлением в монастырь необходимо внутренне повзрослеть, потому что каждый монах (или монахиня) призывается к тому, чтобы иметь отеческую любовь к приходящим за советом из мира, а также быть внимательными к младшим монахам (монахиням). Это важно, потому как не повзрослевший монах всегда будет требовать заботы о себе, а заботиться об окружающих, как ему и полагается, не станет.

Если обратить внимание на современное монашество, то можно увидеть, как оно теряет свою духовность, не говоря уже о духовном делании и преемстве. В современном обществе пренебрежительно относятся к духовным людям. И если инок будет постоянно слышать «Что ты тут забыл?.. иди в мир работай» и при этом видеть иноков, живущих как мирские люди, то он невольно будет заражаться мирским духом. Инок должен быть иноком, а не светским человеком. Юные иноки хотят выглядеть в глазах других хорошо, руководствуются при этом светскими принципами. Сейчас многие монастыри имеют много удобств и комфорта, все это отнимает много времени. Молодые люди, уйдя в монастырь, видят тот же дух, который царит в светских офисах, и не обретают душевного покоя .

Старец Паисий говорит: «Цель монаха – превратиться во вместилище Святого Духа. Чувствительность его сердца должна быть тонкой, как листок сусального золота. Вся жизнь инока есть любовь, и на этот путь он вступил только ради любви к Богу, которая вбирает в себя и любовь к ближнему. Монах думает о страданиях людей, его сердце и душа болит за мир, и из сердца текут потоки слез и молитвы. И такая молитва склоняет Господа помиловать людей и весь мир» .

Путь семейной жизни

Тому, кто хочет выбрать семейный путь, предстоит непростое дело – выбор невесты. Отец Паисий давал ценные советы, как правильно найти невесту и на что, прежде всего, нужно обратить внимание.

Он говорил: «Единственная ценность в мире – это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество» .

Прежде всего, нужно найти хорошую девушку, которая будет по сердцу. Не стоит смотреть на красоту и богатство, а прежде всего, нужно обратить внимание на внутренний мир, который должен быть украшен простотой и смирением. Если девушка наделена мужеством и имеет страх Божий то, как говорит прп. Паисий, они вместе с будущим супругом могут, взявшись за руки, перейти на противоположный берег злой реки этого мира .

Большое внимание отец Паисий уделял разнице характеров молодых людей. Небольшая разница помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. Например, машина имеет газ и тормоз и тем самым она двигается к конечной цели. Господь устраивает так, чтобы добрый человек вступил в брак со строптивым и тогда второй супруг может получить пользу. Одной паре старец сказал: «Вы оба на одну ногу и поэтому не подходите к друг другу». Они были очень впечатлительные, когда что-то случалось дома, то оба начинали причитать «Ох, какая же с нами случилась напасть!» - причитает муж. «Ох, что ж это за горюшко горькое!» - всхлипывает жена. Таким поведением супруги впадали в еще большее отчаяние. Поэтому ни жениху, ни невесте ни в коем случае не надо ломать свой характер - просто его надо начать правильно использовать, так, чтобы он приносил пользу семье.

Старец Паисий настаивал: если молодой человек смотрит серьезно на свою будущую невесту, то ему нужно известить родителей девушки о своем намерении. Потом самому поговорить с родителями и сказать девушке о своем намерении. Когда они будут обручены, хорошо, чтобы время между свадьбой и обручением не было долгим. В это время необходимо сохранить девство и целомудренное отношение друг к другу .

Нет на земле вещи сложнее, чем человеческие взаимоотношения. А взаимоотношения между мужем и женой вдвойне сложны. Мужу и жене необходимо усвоить и явить в своей жизни все те добродетели, которые необходимы всем православным христианам. В основании жизни супругов, в сердцевине их взаимоотношений, всегда должны быть любовь и смирение, духовное благородство, жертвенность, терпение, которое начинается с любви и боли за близкого человека, постоянное возделывание добрых, кротких помыслов. Терпение нужно, чтобы терпеть причуды друг друга и хранить семью от распада. Смирение - чтобы быть снисходительными к недостаткам и немощам супруга. Хорошо, когда у супругов есть, как выражался старец, «добрая ссора», то есть когда супруги постоянно стремятся перехватить обязанности друг друга, больше потрудиться, чтобы другой мог больше отдохнуть. Когда у старца спрашивали, кто в семье должен заниматься домашними делами, он отвечал: «Кто успевает первым, тот приобретает» .

Муж должен любить жену. Это любовь должна быть такой сильной, чтобы могла переливаться через край и передаваться всем окружающим. Муж является главой семьи, который дает уверенность жене в том, что она находится под его покровом. Жена – хозяйка дома и хранительница его очага. Жене не подобает перечить мужу, потому что это развязанный нрав, недостойный истинной христианки. Супруги если будут иметь очищенную любовь, то они будут получать взаимное утешение и исполнять свои духовные обязанности. Если супруги будут иметь истинную христианскую любовь между собой, то им не будут помехой дальние расстояния. Но если нет любви между супругами, то находясь рядом, будут далеки друг от друга. Старец Паисий предостерегает всех супругов, что любить мужа или жену нельзя больше Бога. Такая любовь может привести к разводу. При этом супруги думают, что они имели сильную любовь между собой. Не понимая при этом, что они нарушают заповедь по отношению к Богу.

Причинной развода может быть измена одного из супругов. Старец, насколько возможно, уговаривал пострадавшую сторону, не доводить дело до развода. Насколько возможно нужно терпеть, молиться, и вести себя по-доброму по отношению к тому, кто изменил. Нередко такое сострадательное отношение приводит на добрый путь падшего супруга, и сохраняет семью от распада. К измене нужно относить духовно, даже когда на твоей стороне правда, ты не должен твердить «я прав». Супруги, даже будучи правыми, не имеют права быть правыми. Самое главное это не навредить своему супругу, сохранить при этом добрые отношения.

«Рождение детей – это благословение Божье». Старец советует возлагать проблему рождения детей на Бога. При этом не планировать, сколько будет детей. Некоторые пары предохраняются, в связи с трудностями жизни, хотят при этом воспитать одного ребенка. Отец Паисий был против предохранения, поскольку это является большим грехом против Бога, супруги хотят устроить свои дела лучше, чем Господь. Лучше всего, как говорит старец, положиться на Промысел Божий, а не руководствоваться своими человеческими планами. Сейчас много семей, которые страдают бесплодием, здесь могут быть разные причины, как говорил старец. Возможно из-за того, что девушка медлила с решением о браке и вышла замуж в преклонном возрасте, сейчас, она по состоянию здоровья не может родить. Но не всегда причиной может быть грех. У Господа на каждого человека свой план спасения. Кому-то Он сразу дает ребенка, а кому-то медлит дать. Супружеская пара к тому, что у нее нет детей, должна относиться с большим смирением» , «видя, что у супругов, испытывающих трудности в связи с рождением детей, есть смирение, …Господь может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными»

Ч. 3. "О грехе и покаянии"

"Настоящее покаяние состоит в том, чтобы сперва, осознав свой проступок,

человек почувствовал боль, попросил у Бога прощения и уже после этого поисповедовался.

Таким образом приходит божественное утешение.

Поэтому я всегда советую людям каяться и исповедоваться.

Только исповедоваться я не советую им никогда"

Гл. 1. «О том, что грех мучает человека»

Очищение сердца
Геронда, Христос способен вместиться в сердце любого человека?
Христос-то вместиться способен, только вот люди не способны Его вместить, потому что не стараются исправиться. Чтобы Христос в нас вместился, наше сердце должно очиститься. "Сердце чисто созижди во мне, Боже..."

Геронда, а почему дикие животные не причиняют вреда святым?
Когда люди утихомириваются, дикие животные тоже утихомириваются и признают человека своим властелином. В Раю до грехопадения Адама и Евы дикие звери их благоговейно облизывали, а после грехопадения стали на них кидаться, чтобы разорвать. Когда человек возвращается в состояние, в котором находился до грехопадения, животные снова признают его своим господином. Однако сегодня встречаются люди, которые хуже, чем животные, хуже, чем змеи. Они используют в корыстных целях беспризорных детей, забирают у них деньги, а когда видят, что над ними сгущаются тучи, вызывают полицию, сваливают на малолетних всю вину и даже сдают их дома для умалишенных. Поэтому сто сорок седьмой псалом, который преподобный Арсений Каппадокийский читал для того, чтобы дикие животные стали смирными и не делали зла людям, я читаю с той целью, чтобы стали смирными люди и не делали зла ни подобным себе людям, ни животным.

Геронда, а каким образом человек возвращается в состояние, в котором находился до грехопадения?
Должно очиститься сердце. Надо стяжать душевную чистоту? то есть искренность, честность, несвоекорыстие, смирение, доброту, незлобивость, жертвенность. Таким образом человек вступает в родство с Богом и в нем почивает Божественная Благодать. Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, Бог не почивает в нем, потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь -- один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого -- со старания стяжать душевную чистоту.

Геронда, а можно ли одним разом отсечь какую-то дурную привычку?
Прежде всего человек должен понять, что эта привычка ему вредит. Поняв это, он должен захотеть начать борьбу, чтобы избавиться от этой привычки. Для того чтобы отсечь дурную привычку одним махом, надо обладать большой силой воли. Веревка, постепенно протерев ложбинку в колодезном срубе, уже не соскальзывает ни вправо, ни влево. Так и любая привычка постепенно протирает ложбинку в сердце и потом выходит из этой ложбинки с трудом. Поэтому надо быть очень внимательным, чтобы не приобретать дурных привычек, потому что потом потребуется немалое смирение и большая сила воли, чтобы их отсечь. Как говорил батюшка Тихон: "Добрая привычка, сынок, -- это добродетель, привычка злая -- страсть".

Но, что ни говори, я убедился в том, что если, подвизаясь, человек все равно продолжает спотыкаться и не меняется, то причина в его эгоизме, себялюбии и своекорыстии. Такому человеку не хватает смирения и любви, и это препятствует божественному вмешательству. Сам человек не дает Богу ему помочь. К примеру, если Бог поможет такому человеку преодолеть какую-то страсть, то он припишет это себе и возгордится, потому что решит, что справился со своей страстью сам -- без Божией помощи.

Избавление от греховной тьмы
Геронда, если человек запачкает себя [грехами] после Святого Крещения, то это очень тяжко?
Зависит от того, насколько он себя запачкает. Один измажется весь с головы до ног, другой -- забрызгается только чуть-чуть, у кого-то -- одно грязное пятно, у кого-то два...

А какие грехи пачкают Благодать Святого Крещения - тяжкие?
Ну, естественно, смертные грехи оскверняют Святое Крещение, и тогда Божественная Благодать тоже удаляется от христианина. Конечно, Она не оставляет его [совсем], как и Ангел Хранитель его не оставляет. Помните, что сказал диавол идольскому жрецу, на дочери которого хотел жениться один монах? "Не торопись. Этот монах оставил Бога, но Бог его еще не покинул".

Геронда, а можно ли жить во тьме греха и не чувствовать этого?
Нет, чувствуют-то все, но только у людей есть равнодушие. Для того, чтобы кто- то пришел к свету Христову, он должен захотеть выйти из греховной тьмы. Давайте возьмем в пример человека, который оказался в темном погребе и по оплошности захлопнул за собой дверь. Увидев, как через какую-нибудь дырочку в погреб пробивается луч света, он идет на этот свет, потихоньку расширяет отверстие, находит дверь и выходит наружу.

Так же и человек, находящийся во тьме греха: с того момента, как он почувствует добро необходимостью и в него войдет добрая обеспокоенность, он будет прилагать усилия, чтобы выйти из этого мрака. Сказав: "То, что я делаю, -- неправильно, сбился с пути", человек смиряется, к нему приходит Благодать Божия, и в дальнейшем он живет правильно. Но если в человека не войдет добрая обеспокоенность, то исправиться ему непросто. К примеру, кто-то сидит в запертом помещении и чувствует себя плохо. Ты говоришь такому человеку: "Встань, открой дверь, выйди на свежий воздух и придешь в себя", а он в ответ начинает: "Выйти на свежий воздух я не могу. Но скажи, почему я заперт в четырех стенах и не могу вздохнуть? Почему здесь нет свежего воздуха? Почему Бог посадил меня сюда, а другим дал возможность наслаждаться свободой?". Ну разве можно помочь такому человеку? Знаете, сколько людей мучаются, потому что не слушают того, кто может оказать им духовную помощь?

Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю. У него имеется что-то ощутимо иное, чем у того, кто живет без Бога.
И окружающим это тоже заметно. Вот это и есть Божественная Благодать, которая выдает человека, даже если он стремится остаться в неизвестности.

Грехи по произволению
Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение -- это и есть то, на что обратит Свое внимание Бог [когда станет нас судить]. Грехи, которые мы совершили по невниманию, не столь тяжелы. У некоторых из грехов есть и смягчающие обстоятельства, несмотря на то, что быть грехами они все равно не перестают.

Кроме этого, если мы согрешаем, не желая этого, то Бог устраивает все так, чтобы наша ошибка была использована для чего-то доброго. Это не значит, что нам нужно было согрешить для того, чтобы это "доброе" произошло, -- просто Бог использует наше прегрешение во благо и [из него]получается что-то доброе, поскольку мы согрешили, не желая этого. Однако, если мы каемся в грехе, совершенном нами сознательно, то нам [самим] надо молиться, чтобы результатом нашего греха не стало какое-то зло.

Геронда, а как спасся тот монах, о котором говорится в "Эвергетиносе"? Он десять лет ежедневно впадал в один и тот же грех, но ежедневно приносил за него покаяние.
Монах, о котором идет речь, был некоторым образом порабощен страстью, пленен ею. У него не было дурного расположения, но он не получил помощи, его подтолкнули ко злу. Поэтому он имел право на божественную помощь. Он боролся, страдал, у него было искреннее покаяние. И в конце концов Бог его спас. Видишь как: у человека может быть доброе расположение, однако если он не получит помощи в детстве увлечется злым, то потом ему уже трудно будет подняться на ноги. Человек старается [встать], снова падает, снова поднимается... То есть он борется. Бог не оставит такого человека. Ведь несчастный прилагает собственное малое старание, он просит божественной помощи и совершает грех незлонамеренно. К примеру, человек выходит в путь, не имея цели совершить грех. Но, идя по этому пути, он подвергается какому-то искушению и впадает в грех. Потом он кается, старается [освободиться от греха], но ему опять устраивают какую-то западню, и несчастный, не будучи расположен делать что-то плохое, снова падает и снова кается. У такого человека есть смягчающие вину обстоятельства. Ведь он не хочет совершать что-то плохое, но увлекается ко злу, а затем кается. Но если кто-то говорит: "Для того чтобы добиться этой цели, мне нужно совершить такую-то несправедливость, для того чтобы добиться чего-то еще, надо пойти на такое-то лукавство" -- и тому подобное, то он согрешает умышленно, осознавая, что делает. То есть такой человек строит свой греховный план и вместе с диаволом составляет программу совершения того или иного греха. А это очень предосудительно, поскольку [грех] совершается с заранее обдуманным намерением. Такой человек не впадает в какое- то искушение, но приступает к совершению греха вместе с самим искусителем. Он никогда не получит божественной помощи, потому что не имеет на нее права. В конце концов такие люди умирают нераскаявшимися.

Но и те, кто говорят, что покаются в старости, -- как могут быть уверены в том, что успеют покаяться и смерть не застанет их врасплох? Помню одного подрядчика, проводившего греховную жизнь. "Вот состарюсь, -- говорил он, -- поеду в Иерусалим, омоюсь в Иордан-реке, и все мои грехи изгладятся". И он продолжал жить, как жил. Наконец, когда он дошел до того, что у него больше не было сил грешить -- ходил и то еле-еле, -- решил ехать в Иерусалим. "Слушай, -- сказал он одному из своих мастеров, -- решил я съездить в Иерусалим, омыться в Иордан-реке". -- "Э, хозяин, -- ответил ему тот, -- если ты чист, то доедешь, если нечист -- не доедешь". Как напророчил все равно! Только лишь подрядчик доехал до Афин, чтобы оформить необходимые документы, как умер. Какие-то люди забрали все его деньги, отвезли его в похоронное бюро и оттуда в гробу прислали назад -- в его город.

Будем делать добро от любви ко Христу
Геронда, когда я думаю о грядущих трудных годах, мной овладевает страх.
Чего ты боишься? Может быть, ты боишься попасть в ад и мучаться вместе с тангалашками? Я понимаю, если ты говоришь так: "Христе мой, помоги мне удостоиться Рая, чтобы не причинить Тебе боль. Ведь Тебе будет очень тяжело знать, что я в аду после всего того, что Ты для меня сделал". Но в желании оказаться в Раю ради того, чтобы тебе было хорошо, любочестия нет. Я говорю это не для того, чтобы мы стали жить расхлябанно, бесчинствовать и угодили в адскую муку. Но иногда у человека появляется своего рода пристрастие: "Буду делать добро ради того, чтобы не лишиться Рая".

Если же нас есть любочестие, то мы станем размышлять следующим образом: "Столько несчастных людей, не испытавших даже немного истинной радости в сей жизни, будут мучаться в аду, а я стану думать о себе?" Скажу вам откровенно: вопрос о том, буду я в Раю или в аду, меня не занимает. Я сам уже отбросил себя в сторону. Вопрос о том, буду ли я в Раю, не занимает меня не потому, что я не хочу быть рядом со Христом, нет. Но я не ставлю перед собой цели делать добро для того, чтобы таким образом заработать себе Рай. "Даже если Ты отбросишь меня в сторону, Христе мой, -- говорю я, -- я не буду в обиде: ведь Рая я недостоин".
Сегодня наша жизнь безрадостна и тяжела, потому что умалился героизм, любочестие. Даже духовные люди думают, как мелочные торговцы, и доходят до того, что живут якобы духовной жизнью. Они стремятся урвать от жизни любое удовольствие, пока оно не перешло в грех. "Это [уже] грех [или еще не грех]? -- просчитывают такие люди. Нет, [еще] не грех. Значит, я могу этим насладиться". Например, к посту относятся так: "Ага, завтра у нас что: пятница. Ну так что же, значит, сегодня до без пяти двенадцать ночи можно есть мясо. Неси, покушаем! Нет, после двенадцати уже нельзя -- начинаются новые сутки и будет грех". То есть такие люди хотят и земной жизнью насладиться и Рая не лишиться. Тем самым они относятся ко греху и к адской муке подобно мелочным торговцам. Однако если бы они мыслили любочестно, то говорили бы [себе] так: "Христос претерпел Распятие и столько выстрадал ради меня! Так как же я смогу ранить Его своим греховным поступком? Я не хочу оказаться в адском мучении ни по какой иной причине, кроме той, что я не смогу выдержать страданий Христа, Который будет видеть, что я нахожусь в аду".

Не будем делать добро с расчетом, что мы получим за него мзду, но станем подвизаться ради любви ко Христу . Постараемся, чтобы все, что мы делаем, было чистым, совершалось ради Христа. Будем внимательны, чтобы [в наших действиях] не было человеческого начала, самоугодия, своекорыстия и тому подобного. Будем помнить о том, что Христос видит нас, наблюдает за нами, и постараемся не огорчать Его. В противном случае наша вера и наша любовь расползаются по швам.

Если мы присмотримся ко всему, что делаем в духовной жизни: к подвижничеству,
посту, к бдению и тому подобному, то увидим, что все [эти средства] укрепляют и наше телесное здоровье. Кто-то [подвизаясь] спит на жесткой кровати? И врачи советуют то же самое: "Спи на жестком, потому что спать на мягком вредно". Кто-то делает поклоны? Многие занимаются гимнастикой, чтобы укрепились их мышцы. Кто-то еще довольствуется малым сном? Но долгий сон одурманивает человека. Разве не говорят: "Этот человек как сонная муха, а вон тот -- молодец, не зевает?" То есть духовные упражнения, которые делает человек, укрепляют и его телесное здравие. А кроме того, человек получает большую пользу от воздержания. Ведь и те, кто занимаются научными исследованиями и тому подобным, стараются жить целомудренно, чтобы их головы были не заморочены, а имели ясность мысли. Конечно, не в этом цель нашего [монашеского] воздержания, но одним из результатов духовных упражнений, которые мы совершаем, является как раз та польза, к которой стремятся люди мирские. Мы совершаем духовное, и через это духовное получаем и телесное здравие.

Искушения в нашей жизни
Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию. В одном случае Он попускает нам совершить некую ошибку, к примеру, проявить небольшую невнимательность в чем-то, чтобы в следующий раз мы были внимательны и избежали или, лучше сказать, предупредили большее зло, которое готовился сделать нам тангалашка. В другом случае Он позволяет диаволу искушать нас для того, чтобы нас испытать. То есть [в этом случае] мы сдаем экзамены и вместо зла диавол делает нам добро. Вспомните-ка Старца Филарета, который скорбел: "Чадо, Бог оставил меня -- сегодня не было ни одного искушения!". Старец хотел бороться с искушениями каждый день -- чтобы получать от Христа победный венец.

Человек сильный, подобный Старцу Филарету, не избегает искушений, но просит Христа: "Христе мой, пошли мне искушения и дай мне силы бороться". Однако человек слабый скажет иначе: "Христе мой, не попусти мне впасть в искушение". " Не введи нас во искушение...". Однако часто, впадая в какое-то искушение, мы начинаем роптать: "Ну нельзя же так! Ведь я тоже человек, я больше не могу!", тогда как нам бы следовало сказать: "Я не человек, я человеческое отребье. Боже мой, помоги мне стать человеком!" Я не призываю к тому, чтобы мы сами стремились к искушениям. Но, когда искушения приходят, мы должны встречать их выдержкой и молитвой.

Во время любого духовного зимнего ненастья будем с терпением и надеждой ждать духовной весны. Самые большие искушения обычно проносятся, как ураган. И если в тот момент, когда они обрушиваются, нам удается их избежать, то бесовское полчище, пролетев [над нами], уносится дальше, а мы освобождаемся от опасности. Когда человек соединяется с Богом, у него уже не бывает искушений. Разве может диавол сделать зло Ангелу? Нет: [приближаясь к нему] он сгорает сам.

Духовная жизнь очень проста и легка. Это сами мы, подвизаясь неправильно, ее усложняем. Приложив немного старания и имея при этом многое смирение и доверие Богу, человек может очень преуспеть. Ведь там, где смирение, диаволу нет места. А там, где нет диавола, нет и диавольских искушений.

Геронда, может ли человек впасть в какой-то грех по попущению Божию?
Нет, говорить, что Бог попускает нам грешить, - это очень грубая ошибка. Бог никогда не попускает, что бы мы впадали в грех. Это сами мы попускаем себе [давать диаволу повод], а потом он приходит и начинает нас искушать. Например, имея гордость, отгоняю от себя Божественную Благодать, от меня отступает мой Ангел Хранитель, и ко мне приступает другой "ангел" -- то есть диавол. В результате я терплю полную неудачу. Но это не Божие попущение, а сам я попустил диаволу [подтолкнуть меня ко греху].

Геронда, а правильно ли говорить о каком-то своем падении: "Это искуситель меня подтолкнул?"
Мне тоже часто приходится слышать от некоторых, что в их страданиях виноват искуситель, тогда как на самом деле мы сами виноваты в том, что неправильно относимся тому, что с нами происходит. А кроме того, искуситель - он ведь и есть искуситель. Разве он станет удерживать нас от зла? Он делает свое дело. Не надо сваливать всю вину на него. Один послушник жил в каливе вместе со своим Старцем. Однажды, когда Старец ненадолго отлучился, послушник взял яйцо, положил его на кольцо ключа -- помните те старинные амбарные ключи? -- и стал поджаривать яйцо на свечке! Вдруг возвращается Старец и застает его за этим занятием. "Что это ты там делаешь?" -- "Да вот, Геронда, лукавый подбил меня испечь яичко!" -- стал оправдываться послушник. Вдруг в комнате раздался страшный голос: "Ну нет, такого рецепта я раньше не знал! От него научился!". Диавол иногда спит, но мы сами провоцируем его [нас искушать].

У грешников есть много исходного материала для смирения
Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что, когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, ее мучили мирские похоти. Однако, для того чтобы прогнать эти похоти, преподобная вступила в великую борьбу. Диавол говорил ей: "Ну что ты потеряешь, если одним глазком взглянешь на Александрию? Я ведь не подталкиваю тебя бежать туда на гулянки! Ты только немножко погляди на нее издалека!" Но Святая даже и не глядела в ту сторону. Какое же у нее было покаяние! У других преподобных жен, не живших прежде мирской жизнью, такой брани не было. А у преподобной Марии, которая мирской жизнью жила, была и брань. Это страдание [от брани] -- прижигание греховных ран. Таким вот образом и первые и вторые подходят к концу в одинаковом [духовном] состоянии.

Геронда, а в случаях, как с преподобной Марией Египетской, подвизающийся совсем не имеет божественного утешения?
Да как же не имеет! Имеет, да еще сколько! Преподобная Мария достигла такой духовной меры, что при молитве поднималась на локоть от земли.
Большие грешники, познав самих себя, естественным образом имеют много исходного материала для смирения. Конечно, любое падение остается падением. Но падение -- это еще и исходный материал, "сырье" для смирения и молитвы. Грехи, которые используются грешником для смирения, все равно что навоз, которым мы удобряем растения. Так отчего же не использовать это вещество для удобрения нивы своей души, чтобы она стала плодородной и дала урожай? То есть человек, совершивший большие грехи, прочувствовав, насколько велика его вина, и сказав: "Мне не должно поднимать главу и смотреть на человека", сильно смиряется и поэтому приемлет многую Благодать. Он устойчиво, без сбоев преуспевает и может достичь немалой [духовной] меры. А тот, кто больших грехов не делал, не расположив себя правильно, не будет говорить: "Бог сохранил меня от многих опасностей, а я настолько неблагодарен. Я грешнее самого великого грешника". Такой человек духовно уступает смиряющему себя грешнику.

Вспомните хотя бы фарисея и мытаря. У фарисея были дела, но была и гордыня. А мытаря были грехи, однако он признавал их, сокрушался, смирялся - а это и есть то главное, чего хочет от человека Христос. Поэтому -- легким способом -- мытарь спасся. Видели, как изображен фарисей на одной иконе? Он показывает на мытаря пальцем: "Я не такой, как он!" Бедный мытарь, прячась за колонной, и глаз не смеет поднять, чтобы поглядеть вокруг. А фарисей показывает Христу пальцем, где находится мытарь! Вы обратили на это внимание? Можно подумать, Христос Сам не знал, где прятался мытарь!

И вот, несмотря на то что фарисей исполнял внешние предписания закона, все это не принесло ему никакой пользы. Что творит гордость! Грешник, у которого нет смирения, обладает мытаревыми грехами и фарисеевой гордыней. Двойные "дарования"! Как говорят в Эпире, "и вшивый и паршивый".

Чтобы стать духовно здоровыми, постарайтесь, насколько возможно, очиститься от духовных токсинов -- то есть страстей.


Как действуют духовные законы

- Геронда, какие законы называются духовными?

Я тебе объясню. Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. "Вознося́йся смири́тся" (Лк. 18, 14; Мф. 23, 12.). Это закон духовный.

Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы "несердобольны" и человек не может их изменить. А вот законы духовные "сердобольны", и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем - с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как "высоко" он залетел от своей гордости, человек скажет: "Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!" - и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: "Вси́ бо прие́мшие но́ж ноже́м поги́бнут" (ср. Мф. 26, 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня "бьёт мечом" собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих - а Его суды это бездна - мы видим, что Бог "меняется" тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребёнок берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог даёт тебе по затылку - Говоришь "согреших"? Он подаёт тебе Свои благословения.

Благородные дети Бога

Некоторые люди покаялись в своём грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили, но, несмотря на это, люди своего греха не забывают. Они настоятельно просят у Бога быть наказанными за свой грех в сей жизни - чтобы за него расплатиться. И поскольку они на этом настаивают, Благий Бог исполняет их любочестные прошения. Однако в Своей Небесной сберегательной кассе, в Раю сберегает им мзду и те духовные проценты, которые по ней накапливаются. Такие люди - благородные дети Бога, Его самые любочестные дети.

В книге "Луг духовный" [Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный] рассказывается об Авве Пимене, который был пастухом. Однажды его посетил человек и попросил, чтобы Авва принял его на ночлег в своей келье. Не имея особого места для гостей, Авва поместил посетителя там, где проводил ночи, а сам пошёл ночевать в одну из пещер. Утром, когда он возвратился в келью, посетитель спросил его: "Как ты провёл ночь, Авва, не замёрз ли ты?" - "Нет, - ответил Авва Пимен, - я провел ночь хорошо. Я залез в одну пещеру и увидел в ней спящего льва Я тоже прилёг и спиной прислонился к его гриве. От львиного дыхания в пещере было жарко, как в печке, и я не замёрз". - "Ты не испугался, что лев тебя съест?" - "Нет, - ответил Авва, - не испугался, но знай, что меня сожрут дикие звери". - "Откуда ты это знаешь?" - "В миру я был пастухом, - ответил Авва. - Однажды я пас свое стадо, и мои псы растерзали одного человека, который проходил мимо. Я мог спасти этого человека, но проявил равнодушие. С того времени я постоянно прошу Бога, чтобы меня сожрали дикие звери. И я верю, что Бог окажет мне эту милость". Действительно, этого Авву сожрали звери. Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте.

Геронда, в комментариях к одной святоотеческой книге я читала, что когда человек совершает грех, он должен быть наказан, для того чтобы расплатиться за соделанное им зло.

Нет, это не так. Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос. К комментариям святоотеческих текстов надо быть очень внимательным, потому что какой-нибудь "комментатор" может быть неплохим человеком, но его толкования могут быть неправильными. Если ты не уверен, что составитель комментариев толкует всё правильно, то лучше читать только святоотеческий текст. Мне один человек сказал, что Пророка Исайю распилили деревянной пилой, потому что он должен был быть распилен за грехи людей. Тогда как на самом деле Пророк сам просил Бога, чтобы его распилили за грехи народа, и эта великая любовь Пророка к людям приклонила Бога на просимое. Но сколько раз провели пилой по телу Пророка, столько венцов и дал ему Бог. Для того чтобы понимать какие-то вещи, необходимо иметь определённые предпосылки, что-то знать. Вот Авва Пимен, о котором я рассказывал, мог бы понять Пророка Исаию, хотя с ними произошло не одно и то же, потому что в случае с Пророком Исайей присутствовала жертва за людей.

Геронда, а в нашу эпоху встречаются подобные случаи?

Да, конечно. Помню один случай, происшедший, когда я жил в монастыре Филофей. Один человек сжёг в печи турка, который зарезал его отца. Потом он покаялся, пришел на Святую Гору, стал монахом и с усердием принялся за исполнение монашеских подвигов. Однако денно и нощно он просил Бога, чтобы Тот попустил ему сгореть. Однажды в монастыре вспыхнул пожар. Я в то время был келарем. Я наполнил водой вёдра, другие ёмкости, и все мы побежали тушить пожар. А когда мы потушили пожар, то нашли этого монаха сгоревшим. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами... Что же произошло? Монаху, о котором идёт речь, исполнилось тогда восемьдесят пять лет. За ним ухаживал другой монах, тому было семьдесят пять. В тот день монах, ухаживавший за больным, желая хоть немножко облегчить его боль от ревматизма, натёр его ноги керосином и, укутав, уложил старика возле горящего очага. От каштановых дров выскочил горящий уголек. Он попал на ноги укутанного монаха, они загорелись, он сгорел сам, и в монастыре случился пожар. Я очень расстроился из-за происшедшего и не мог успокоиться! Потом духовник сказал мне: "Не расстраивайся. Он сам просил у Бога этого, чтобы загладить свой грех. Происшедшее было даром Божиим".

Духовные законы и любовь Божия

- Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается [ - неудачное движение] - и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

- Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек - ребёнок, удалившийся от своего Отца - Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени - до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: "Лука́вии же челове́цы и чароде́е преуспе́ют на го́ршее, прельща́юще и прелъща́еми" (2 Тим. 3, 13).

Геронда, а может ли творение человеческих рук портиться от того, что им любуется тот, кто его создал?

Да, потому что вступают в действие духовные законы. Бог забирает от кого-то Свою благодать и человек портит эту вещь, произведение искусства или тому подобное. Это происходит для того, чтобы пришел в чувство и разумение тот, кто возгордился творением собственных рук.

Геронда, то есть если кто-то портит нечто, сделанное другим, это значит, что вступили в действие духовные законы?

Да, конечно.

А разве не может быть такого, что человек портит что-то просто по неаккуратности или неумению?

Такие случаи редки. Поэтому, насколько возможно, живите смиренно. Думайте о том, что у нас нет ничего своего. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Всё, что у нас - Божие. Наши - только грехи. Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм. И пусть - пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть.

Геронда, а может ли человек не понимать того, что по отношению к нему вступили в действие духовные законы?

Если человек не следит за собой, то он не понимает ничего и ни от чего не получает помощь. Ничто не идёт ему на пользу.

Геронда, то есть духовные законы прекращают действовать только в том случае, когда человек смирится?

Да, главным образом, они прекращают действовать от смирения или в том случае, когда с человека нечего спросить. Я приведу тебе пример. Одна женщина постоянно била своего мужа, и он никому ничего не говорил, потому что был учителем и боялся потерять свою репутацию. Однако в его случае вступили в действие духовные законы. Будучи маленьким, он потерял отца, и его мать-вдова на свою маленькую пенсию старалась выучить его, чтобы он стал учителем. А он вместо благодарности её бил. Что же перенесла эта несчастная мать! И вот, когда он вырос и женился, Бог попустил, что его стала бить жена. Бог попустил это для того, чтобы он расплатился за свой грех. Но знаете, что произошло после? Этот человек умер, и его сын начал бить его вдову - свою мать. Таким образом и она расплатилась за свой грех. Потом их сын тоже вырос и женился. У девушки, а которой он женился, было не всё в порядке с головой. Она не просто била его, но при этом ещё и пела "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ"! Видите, как всё устроил Бог, чтобы этот человек тоже расплатился за свои грехи? Однако на этом духовные законы своё действие прекратили, потому что с его несчастной [сумасшедшей] жены было нечего спрашивать.

- Геронда, а если человек совершает падение и скорбит об этом, то расплачивается ли он подобным образом за свои духовные долги?

Он осознает свой долг [Богу] или скорбит эгоистично? Если он осознает свой долг, то платить за своё падение уже не будет. Однако если он своего долга не осознает, то Бог попустит и расплату. К примеру, христианин должен подавать другим милостыню. Если жестокосердный человек милостыню не даёт, но копит и копит деньги, то к нему забираются грабители, избивают его, забирают его деньги и таким образом он расплачивается за свою ошибку. Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит - Бог нас оставил. А если человек не несёт никаких наказаний и принимает лишь благословения, то, видимо, он совершил что-то доброе и за это доброе Христос платит ему в сей жизни - вдвойне и втройне. Однако за свои ошибки такой человек не расплачивается. И это тоже плохо. Предположим, я совершил что-то доброе на десять процентов, а Христос воздаёт мне за это на двадцать процентов, и я не имею ни скорбей, ни расстройства. Но в этом случае я не расплачиваюсь за свои грехи.

Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку [