Повышение финансовой грамотности населения современной россии. Программа развития финансовой грамотности населения

Повышение финансовой грамотности населения современной россии. Программа развития финансовой грамотности населения

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка за 2008 год и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами . При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% – в Великобритании). Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту , лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах . Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов . Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся – за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Наиболее известные интернет-ресурсы в области финансовой грамотности.

1. Информационный портал - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь », в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг.» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ.

7. «Финансовая грамота » - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Финансовая грамотность в Российской Федерации»

Моисеева Ольга Евгеньевна

Научный руководитель:

Палёнова Ирина Георгиевна

Введение

5. Противоречия Конституции РФ и Закона «Об образовании в Российской Федерации»

Заключение

Введение

В международном обиходе принято представление о финансовой грамотности как о способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.

Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского Союза и Организацией экономического сотрудничества и развития актуальной задачей общественного развития.

На микроуровне экономические последствия и угрозы низкой финансовой грамотности населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.

На макроэкономическом уровне низкая финансовая грамотность сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и государственной политике по их регулированию, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, приводит к снижению темпов экономического роста.

Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание контрактных отношений, базовых основ финансов также сдерживают развитие предпринимательской деятельности и малого бизнеса: люди не знают, как начать свое дело, оформить бизнес_проект. Устойчивое развитие экономики Российской Федерации зависит не только от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но и оттого, насколько население способно их использовать.

Развитие современной рыночной экономики предполагает широкое участие населения в долгосрочных накопительных пенсионных, страховых и ипотечных схемах, помогающих решить вопросы пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, образования и жилья. Расширение и рациональное использование сбережений, характерное для среднего класса, обеспечивает более высокий уровень экономической и социальной стабильности и одновременно создает основы устойчивости финансовой системы и макроэкономической сбалансированности.

Активное сберегательное поведение населения, использование накопительных и страховых инструментов предполагает достаточно высокий уровень финансовой грамотности, который позволяет гражданам активно взаимодействовать с финансовыми институтами, широко использовать продукты банковского и страхового сектора, системы пенсионного страхования.

Повышение финансовой грамотности способствует росту качества финансовых услуг, позволяет расширить возможности граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовыми кризисами, а также ведет к постепенному снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, уменьшению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, являясь важным фактором защиты потребителей финансовых услуг. Несмотря на то, что работа посвящена финансовой грамотности, но в большей степени мы уделили внимание налоговой грамотности, ибо если с кредитами, займами, страхованием соприкасается в жизни далеко не каждый, то с налогами сталкивается каждый гражданин, каждая семья в той или иной степени.

1. Финансовая грамотность в России

Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.

Финансовая грамотность -- сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Быть финансовограмотным в современном мире важно:

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, -- лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.

Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения - важное направление государственной политики во многих развитых странах, например в США, Великобритании и Австралии. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.

По данным Всемирного банка и последующего мониторинга Национального агентства финансовых исследований, 49% россиян хранят сбережения дома, а 62% предпочитают не использовать какие-либо финансовые услуги, считая их сложными и непонятными. О системе страхования вкладов осведомлено 45% взрослого населения России, причем половина из этого количества только слышали данное название, но не могут объяснить его. Лишь 25% россиян пользуются банковскими картами. При этом у держателей кредитных карт наблюдается низкий уровень знаний о рисках, связанных с этим продуктом. Только 11% россиян имеют стратегию накоплений на период пенсионного возраста (для сравнения: 63% - в Великобритании).

Что касается потребительских кредитов и займов до зарплаты, то они не большие. Поэтому клиенты банков не слишком внимательно вчитываются в детали договоров, и при малейшей просрочке банк начисляет им большие штрафы.

Большинство наших сограждан принимают решения об управлении своими финансами не на основе анализа полученной информации, а по рекомендациям знакомых или заинтересованных сотрудников финансовых учреждений. Также следует отметить, что в России низкая информированность населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. К примеру, свыше 60% семей не знают об обязанности банков раскрывать информацию об эффективной процентной ставке по кредиту, лишь 11% осведомлены об отсутствии государственной защиты в случае потери личных средств в инвестиционных фондах. Порядка 28% населения не признает личной ответственности за свои финансовые решения, считая, что государство все должно возмещать.

Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

Впервые эту проблему в России стали обсуждать в 2006 году на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ.

Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года повышение финансовой грамотности обозначено в качестве одного из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. В Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года оно рассматривается в качестве важного фактора развития финансового рынка в России.

Министерство финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет и на первом этапе будет реализовываться в нескольких российских регионах. Она будет включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере финансовых услуг и прав потребителей. Также данный проект должен по возможности объединить, обеспечить координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере финансовой грамотности. Общий объем затрат составляет 110 млн долларов. Основная часть (80%) будет финансироваться из федерального бюджета, оставшаяся - за счет средств Всемирного банка.

На сегодняшний день по-прежнему большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Государственная программа по повышению уровня финансовой грамотности населения рассчитана на пять лет (2011-2015 годы). В нее вовлечены федеральные и региональные органы исполнительной власти, общественные организации, страховые компании, банки - все, кто в той или иной мере участвует в повышении финансовой грамотности. «Та или иная мера» равна $113 млн., из них $88 млн. выделили из бюджета Российской Федерации. Одним из обязательных условий является софинансирование - средства на реализацию программы выделяются не только из федерального, но и из региональных бюджетов.

Региональными полигонами выбраны Волгоградская, Калининградская и Тверская области.

Вдобавок к вышесказанному, Международная общественная организация "Гильдия финансистов" и некоммерческое партнерство "Сообщество профессионалов финансового рынка "САПФИР" при поддержке Министерства финансов России и Экспертной группы по финансовому просвещению при ФСФР России организуют Всероссийскую акцию "День финансовой грамотности в учебных заведениях" 7 и 8 сентября в рамках Всероссийского профессионального праздника "День финансиста".

2. День финансовой грамотности в России

Традиция отмечать День финансиста появилась больше двух столетий назад.

8 сентября 1802 года в России императором Александром I было создано Министерство финансов. До сих пор этот праздник отмечался неофициально, официальным он стал только в 2011 году - 19 августа 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ №1101 «О Дне финансиста».

В программе празднования Дня финансиста поздравления специалистов этой области, вручение профессиональных премий, проведение «Дней финансовой грамотности», открытые уроки, мастер-классы и деловые игры в школах, колледжах и вузах.

Организаторами празднования выступают различные профессиональные организации и органы власти. Например, в 2012 году организаторами «Дня финансиста 2012» являлись НК «Сообщество профессионалов финансового рынка „САПФИР“» и «Гильдия финансистов», которых поддержало Министерство финансов России и экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам, а возглавил оргкомитет праздника Министр финансов Российской Федерации.

Первые попытки использования финансовых инструментов в современной истории Российской Федерации были приурочены к началу рыночных реформ в 90-е гг. XX в. Необдуманный, неосознанный опыт участия рядовых граждан в приватизации государственных активов, первых неквалифицированных операциях с деривативами привел к тому, что с одной стороны, у населения сформировалось настороженное отношение к финансовой системе в целом и инвестиционным предложениям финансового рынка в частности. С другой, несмотря на опыт пирамиды МММ, мошеннические схемы, предлагающие «легкие деньги», ввиду все еще достаточно низкого уровня финансовой грамотности населения продолжают привлекать граждан России и в настоящее время.

В целях решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка, определенной в Стратегии развития финансового рынка на период до 2020 года, повышения уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке, Федеральной службой по финансовым рынкам утверждены основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения. Масштабность поставленной задачи, несомненно, предполагает участие учреждений высшего профессионального образования в различного рода просветительских мероприятиях. Важным условием эффективности такого участия является координация усилий самих учреждений, органов власти, общественных организаций и финансовых институтов на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.

Некоммерческое партнерство «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и Международная общественная организация «Гильдия финансистов» при поддержке Министерства финансов России и Экспертной группы по финансовому просвещению при ФСФР России организовали празднование Всероссийского профессионального праздника «День финансиста». Отличительной чертой Дня финансиста как профессионального праздника финансового сообщества стало проведение не только праздничных и торжественных мероприятий, - важным событием стала широкомасштабная акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», которая проходит 7 и 8 сентября по всей стране. Впервые «День финансовой грамотности» прошел в 2011 году в более чем 70 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре, Казани, а также и в Тверской области.

Тверская область является пилотным регионом в проекте повышения финансовой грамотности населения, и активно принимает в нём участие с 2010 года.

В рамках Всероссийской акции Государственное бюджетное учреждение «Тверской региональный ресурсный центр «Президентской программы подготовки управленческих кадров» при поддержке Министерства экономического развития Тверской области второй год подряд организовывает проведение тематических лекций по финансовой грамотности для студентов экономического факультета и преподавателей Тверского Государственного Университета.

В проведении открытых уроков, семинаров, тренингов и интеллектуальных игр для старшеклассников и студентов приняли участие более 2500 лекторов-экспертов финансового сообщества России. С презентациями и мастер-классами выступили руководители и сотрудники банков, бирж, брокерских, страховых, аудиторских, оценочных, инвестиционных и управляющих компаний, рейтинговых агентств, пенсионных фондов. Данная акция была призвана объединить теорию и практику финансов в стенах образовательных учреждений, продемонстрировать учащейся молодежи разнообразие и мощь финансового инструментария, способствовать привлечению молодых квалифицированных специалистов в финансовую сферу.

Следовательно, цель акции - формирование культуры и навыков эффективного управления личными финансами, что будет способствовать финансовой безопасности и будущему благосостоянию молодых россиян. Акция некоммерческая, ведущие уроков финансовой грамотности выступают волонтерами. В помощь ведущим Экспертная группа по финансовому просвещению при ФСФР России - куратор акции - разработала общие принципы проведения уроков и методические материалы. Тематика уроков - от налогов, страхования, инвестиций и пользования банковскими продуктами, до того как защитить свои сбережения от финансовых пирамид и «пузырей.

Российское финансовое сообщество, понимая всю важность системного воспитания грамотного частного инвестора и успешного гражданина своей страны, уже третий год подряд выступает организатором этой акции, направленной на повышение осведомленности учащихся о российском финансовом рынке, его структуре, функциях, инструментах.

3. Налоговая грамотность населения России

финансовый инвестор накопительный сберегательный

Акция «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» проводится в целях привлечения внимания молодого поколения к истории развития налоговой системы России, воспитания налогового правосознания подрастающего поколения россиян, а также формирования положительного отношения молодежи к налоговой политике государства.

Проведение подобных акций необходимо, поскольку уровень общей финансовой грамотности россиян остается крайне низким. Однако для того, что бы изменить отношение граждан к фискальной системе, надо менять стиль работы и самим налоговым органам.

Согласно недавнему исследованию, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), россияне плохо представляют, какие налоги они платят, своевременно ли они это делают и какую ответственность несут.

Около трети россиян и каждый пятый москвич не знают, какие именно налоги они вносят в бюджет (30 процентов и 20 процентов соответственно). При этом хуже всего осведомлены молодые люди от 18 до 24 лет, отмечают эксперты НАФИ.

Предполагается, что проведение подобных акций даст возможность расширить кругозор школьников. Познакомить детей с понятиями из налогообложения, экономики и права. Еще одна задача - сформировать позитивное отношение юных россиян к налоговой системе.

"Бесспорно, такие акции необходимы. С изрядной долей здорового скепсиса кподобного рода опросам, я бы в данном случае не стал говорить именно о налоговой грамотности.

Еще в начале девяностых многие оправдывали свое нежелание платить налоги тезисом о том, что они не знают, на что идут их налоги. Мол, раскройте мне все бюджетные расходы, и тогда я подумаю, платить за это или нет. Но такой подход не выдерживает никакой критики и противоречит закрепленной в статье 57 Конституции РФ обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. К тому же, если у кого-то есть желание, может ознакомиться с томами открытой части российского бюджета и составить представление, на что государство тратит деньги налогоплательщиков.

Исправить ситуацию можно со школьной скамьи говоря об азах финансовой и налоговой грамотности, ориентировать в необходимости грамотного ведения своих финансовых дел, их учете и планировании. Кроме того, необходимо предоставлять гражданам больше возможностей в обмене с налоговыми органами информацией в электронном виде. Ведь, к сожалению, до сих пор одним из основных сдерживающих факторов является нежелание людей общаться с представителями налоговых органов в очных беседах.

Отдельная тема - имущественные налоги, с которыми придется столкнуться каждому гражданину, вне зависимости от того, в какой сфере ему предстоит трудиться.

В последние годы существенно изменилась процедура рассылки налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов в адрес физических лиц.

Так, на основании данных за 2012 год более 40 процентов налогоплательщиков- физических лиц обратились в налоговые органы по вопросам предоставления налоговых льгот после получения налоговых уведомлений. Это приводит к проведению налоговыми органами перерасчетов, направлению повторных налоговых уведомлений.

В связи с этим физические лица, имеющие право на льготы при исчислении имущественных налогов, - законом установлен заявительный порядок предоставления льгот. Это значит, что только при поступлении от гражданина соответствующего заявления о предоставлении льготы с прилагаемой копией документа, подтверждающего право на льготу, налоговый орган имеет право учесть её при начислении налога, надо знать и о видах имущественных налогов, объектах налогообложения, сроках уплаты, категориях граждан, имеющих право на налоговые льготы, едином налоговом уведомлении, важные моменты, касающиеся налога на доходы физических лиц, с которыми они в ближайшее время столкнутся во взрослой жизни: 13 процентов, удерживаемые работодателем и перечисляемые им в бюджет; 13 процентов от продажи имущества, находящегося в собственности менее 3-х лет, которые необходимо уплатить и знать о том, что данный доход нужно декларировать, даже при условии «нулевой» декларации, ее нужно предоставить до 30 апреля, в противном случае - штраф 1000 рублей. Также это касается имущественных и социальных вычетов: за обучение, лечение, о вычете за покупку жилья,санкциях, предусмотренных законодательством, за несвоевременную уплату налогов и мерах принудительного взыскания. В случае неуплаты налогов, инспекция направляет требование об уплате. В случае неисполнения требования сотрудники инспекции вправе обратиться в судебные органы для получения судебного приказа, а далее - в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства и взыскания неуплаченных сумм уже за счет имущества должника. Нередки случаи ареста имущества физических лиц, а также ограничение выездов за границу, в связи с чем, во избежание негативных последствий налоги необходимо оплачивать в установленные законом сроки.

Очень много вопросов возникает по имущественным вычетам.

Депутаты Государственной Думы утвердили в 3-ем чтении некоторые правила получения имущественного налогового вычета и возврату НДФЛ. Они основательно переписали ст. 220 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 212-ФЗ).

Так, например, если покупатель понес расходы на покупку квартиры в 2014 году в размере 1 300 000 рублей, т.е. не воспользовался максимальным вычетом по НДФЛ в размере 2 000 000 рублей, то он сможет получить остаток позже при покупке нового жилья.

Повторным имущественным налоговым вычетом при покупке жилой недвижимости смогут воспользоваться те налогоплательщики, у которых соблюдены 2 условия:

1. Квартира куплена в 2014 году и позднее.

2. До 2014 года налогоплательщик еще ни разу не заявлял на налоговый вычет при покупке квартиры, т.е. не подавал декларацию по форме 3-НДФЛ на возврат налога из бюджета.

И очень хорошая новость для родителей:теперь в Налоговом кодексе будет прописано, что родители имеют полное право получить имущественный налоговый вычет по квартире, оформленной на имя ребенка до 18 лет.

Сам имущественный вычет работает следующим образом: сумма имущественного вычета равна стоимости купленной недвижимости. Однако максимальная сумма вычета ограничена. Вне зависимости от того сколько вы заплатили вычет при покупке квартиры (или другой недвижимости) не может превышать 2 000 000 руб. (без учета процентов по ипотечному кредиту, если таковые были).

Право на имущественный вычет возникает в том году, когда вы купили недвижимость (дом, квартиру, комнату и т. д.) и получили право собственности на нее. Причем в каком месяце года это произошло, не важно. Важно, чтобы это произошло не позднее 31 декабря. В противном случае право на вычет возникнет уже в следующем году.

Важно учитывать, что на имущественный вычет распространяется ряд ограничений:

1. Имущественный вычет не предоставляется, если недвижимость приобретена у взаимозависимого лица. Взаимозависимыми признают тех лиц, которые перечислены в статье 105.1 Налогового кодекса. Например, это близкие родственники. Поэтому, если налогоплательщик купил квартиру у жены/мужа (родителей, брата, сестры), то в вычете ему откажут.

2. Имущественный вычет не предоставляются, если недвижимость оплачивали другие лица и у вас никаких обязательств перед ними нет. Например, вы настолько понравились на работе, что ваш работодатель купил вам квартиру. Квартира есть - обязательств нет. В вычете вам откажут. Однако, если тот же работодатель вам дал деньги на покупку квартиры в долг, то вычет вы получите. Ровно также у вас сохранится на него право, если вы покупаете квартиру за счет банковского кредита. Ведь обязательства вернуть деньги у вас и в первом и во втором случае остаются.

3. В состав имущественного вычета нельзя включить расходы на покупку квартиры (другой недвижимости), которые оплачены из средств материнского (семейного) капитала или за счет выплат из федерального, регионального или местного бюджета. Соответственно если, например, квартира стоит 1 800 000 руб. и сумма в размере 250 000 руб. оплачена за счет материнского капитала вычет составит лишь 1 550 000 руб. (1 800 000 - 250 000).

Также стоит отметить, что при совместной покупке квартиры (дома), общий размер имущественного вычета остается неизменным (2 000 000 руб. плюс проценты по кредиту). При этом он распределяется между всеми покупателями в зависимости от того, в какой пропорции и на кого вычет приходится.

Существует два способа получения имущественного вычета:

1. Первый предусматривает, что сумму налога, которую с вас удержали, например, на работе, вам возвращают из бюджета. Чтобы им воспользоваться по окончании календарного года, в котором была куплена квартира (или последующие годы) вам нужно сдать в налоговую инспекцию:

· декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

· заявление на имущественный вычет и возврат налога.

2. Второй предусматривает, что с вас на работе не удерживают налог. То есть вы должны получить в налоговой инспекции специальное уведомление. Оно подтверждает тот факт, что вы купили недвижимость и имеете право на вычет. В уведомлении указывают и его сумму. Это уведомление вы передаете в бухгалтерию той компании, где вы работаете. На основании данного документа с вас просто перестают удерживать налог на доходы. За уведомлением вы можете обратиться после покупки квартиры. Для этого в инспекцию нужно предоставить:

· копии документов, которые подтверждают ваши расходы на покупку недвижимости и уплату процентов по кредиту банка - то есть размер имущественного вычета;

· заявление на выдачу вам уведомления для получения имущественного вычета по месту работы.

Право на имущественный вычет возникает в тот день, когда квартира оформлена в собственность. То есть если подписать все документы по купле-продаже в конце 2013 года, а право собственности оформить в январе, то к такой сделке будут применять новые правила.

Документы, необходимые для получения вычета по купленной недвижимости:

2. Заявление на возврат НДФЛ и перечисление денег -- с указанием банковских реквизитов получателя.

3. Справка 2-НДФЛ за год, за который заявлен имущественный вычет.

4. Договор о приобретении жилого дома (квартиры, комнаты, доли, земельного участка) или договор участия в долевом строительстве.

5. Свидетельство о праве собственности или передаточный акт (другой документ о передаче объекта долевого строительства).

6. Документы, подтверждающие расходы:

Банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца;

Платежные документы (квитанции к приходникам, чеки, расписка продавца о получении денег).

7. Договор ипотечного кредитования -- при покупке квартиры в кредит.

8. Свидетельство о рождении ребенка -- при приобретении жилья родителями в собственность своих детей младше 18 лет.

После вступления в силу комментируемых поправок процедура предъявления имущественного вычета у работодателя будет аналогична той, что действует теперь. Чтобы не ждать следующего года, налогоплательщик по-прежнему сможет получить вычет у работодателя в том налоговом периоде, когда он купил или построил жилье. Работодатель после получения всех необходимых документов просто перестанет удерживать НДФЛ с зарплаты работника.

Немало вопросов возникает и о порядке присвоения ИНН, получения свидетельства о постановке на налоговый учет, о личном кабинете налогоплательщика и т.д.

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет не только контролировать порядок начисления налогов, применения льгот и отслеживать уплату, но и дает возможность распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату имущественных налогов.

Поэтому налоговая грамотность должна начинаться со школьной скамьи. Чтобы понятия о том, насколько важны уплачиваемые гражданами налоги для бюджета, на что они идут, что налоги - это наши детские сады, школы, детские площадки, дороги, закладывались уже с детства.

Несомненно, впереди у каждого из учеников - трудовая деятельность. При устройстве на работу, необходимо заключать трудовые договора с «белой» заработной платой, что, получая заработную плату «в конвертах», граждане препятствуют поступлению налогов в бюджет.

Сегодняшние выпускники - завтрашние взрослые граждане нашей страны, имеющие как права, так и установленные законодательством обязанности, наше будущее! Хотелось бы, чтобы они вступили во взрослую жизнь образованными и профессиональными, в том числе и в налоговом праве, людьми. Поэтому уже сейчас им очень важно знать основные направления налогового законодательства в части, касающейся физических лиц.

4. Ликвидация финансовой безграмотности населения

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».

Исследование показывают, что такой целевой группе, как дети и учащаяся молодежь уделяется особое внимание. На нее сориентировано почти две трети действующих образовательных схем и информационно-образовательных продуктов. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах, подтверждаемой данными целого ряда обследований, проведенных в разных странах. Результаты обследований показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность.

Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Уроки, посвященные вопросам налоговой грамотности, проводятся по одной схеме во всех российских школах. С помощью информационных материалов и видеороликов ребятам рассказывают об истории создания налоговой системы. А также о том, какие были налоги в прошлом и какие виды налогов существуют сейчас.

Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Также для детей дошкольного возраста введение в финансовую сферу практикуется через игры и другие развлекательные мероприятия. Успешный пример интеграции знаний в области личных финансов в курс математики может служить опыт Франции:

Для 3х классов:

1. Понятия: доход (заработная плата, премии, пособия)

Практические навыки: расчет налогов по заработной плате

2. Понятия: покупки (цены и их виды), услуги и цены на них

Практические навыки: расчет скидки с цены

3. Понятия: валюта (доллар, евро и др.)

Практические навыки: расчет обменного курса валют

4. Понятия: кредит, займы, процент (различия между кредитом и займами, простые и сложные проценты)

Практические навыки: расчет процента

Для 4-5х классов:

1. Понятия: покупки (цены и их виды, издержки производства, спрос и предложение, оптовые и розничные покупки, что выгоднее - купить или арендовать, покупка в кредит).

Практические навыки: расчет экономии по покупкам.

2. Понятия: кредитная карта

Практические навыки: пользование банкоматом

Для 6х классов:

1. Понятия: польза торговли, роль денег, доходы и карманные деньги, составление бюджета

Практические навыки: расчет экономии на покупках.

2. Понятия: банкноты, монеты, чеки, кредитные карты, сбережения.

Практические навыки: понимать разницу между текущим счетом и сберегательной книжкой.

Пока еще нельзя утверждать о массовом внедрении финансовой грамотности в образование подрастающего поколения, однако большинство как международных, так и отечественных экспертов считает: чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.

Следует отметить, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран.

Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой:

1. особая финансовая уязвимость подрастающего поколения в силу несоответствия имеющейся материальной базы потребностям молодых людей и семей;

2. возрастающее значение грамотного финансового поведения родителей для воспитания детей;

3. активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском;

4. необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений;

5. возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения, как для национальной экономики, так и для будущего в целом.

Главная цель - найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в существующую национальную образовательную программу. Для этого необходимо:

доказать важность и необходимость финансового образования;

сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы;

определить стандарты и требования в области финансовых знаний для всех национальных образовательных учреждений

создать централизованный ресурс качественных аккредитованных учебных программ - позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий, отсекая риски коммерциализации учебных материалов и программ;

содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на общегосударственном и местном уровнях.

Исследование зарубежного опыта показало, первое и самое простое, что можно сделать для решения указанной проблемы, это:

обеспечить единое понимание и подход к финансовому образованию населения на всех уровнях (от правительства, департаментов образования, губернаторов до школ, педагогов);

принять финансовое образование как государственную проблему во всех ключевых структурах;

активно информировать о последствиях финансовой неграмотности;

предусмотреть льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования с учет интересов каждой ключевой структуры и территориальной единицы.

Следует заметить, что хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.

Состояние современной экономики и финансовой сферы таково, что для обеспечения собственной экономической независимости и финансовой защищенности, человек должен не просто обладать минимумом теоретических знаний по экономике, которые он выносит из курса обществознания в школе или вузовского образования, он должен хорошо ориентироваться в различных банковских продуктах и технологиях, быть подготовленным к заключению различных договорных сделок, например, займа или кредита и многому другому. То есть возникает потребность в специфических знаниях, которые не приобретаются на школьной скамье.

Разработанный и реализованный проект «Школа управления личными финансами» носит информационно-просветительский характер. В рамках проекта были созданы мобильные группы, состоящие из специалистов проекта и волонтеров, которые организовывали оперативное обеспечение представителей целевых групп (молодежь в возрасте 14-17 лет) актуальной информацией, связанной с управлением личными финансами, современными возможностями заработка, планированием личного бюджета и другими вопросами финансово-экономического характера, представляющими интерес для сельской молодежи. Мобильные группы по предварительному согласованию осуществляют выезды в сельские поселения северных и северо-западных районов Волгоградской области, где на базе образовательных учреждений или домов культуры проводят просветительскую деятельность. С целью привлечения внимания представителей целевых групп было организовано проведение конкурсов и олимпиад. В рамках проекта разрабатывались и распространялись буклеты, брошюры, листовки и другие информационные материалы. Был опубликован в местной прессе цикл статей пропедевтического характера, посвященных финансово-экономической тематике.

В результате реализации проекта отмечается повышение компетентности участников в хозяйственно-экономической сфере, осознание себя в качестве субъектов финансовой и экономической деятельности, гарантами собственного материального благополучия. Инновационность проекта заключается в разработке и апробации системы информационного обеспечения и поддержки населения в сфере финансовой грамотности, ориентированной на использование на базе образовательных учреждений, что повышает их социальную значимость.

Ожидаемые результаты проекта можно структурировать по трем направлениям:

Для участников - расширение кругозора в области экономики и финансов, повышение собственной финансовой грамотности, знание основных экономических программ, проводимых в регионе, сформированная мотивация к активной финансово-экономической деятельности с целью повышения собственного материального благополучия.

Для организации - повышение социальной значимости, авторитета в социуме; разработка и апробация новой социально-значимой образовательной технологии; привлечение внимания широкой общественности к организации.

Для региона - привлечение внимания широкой общественности к проблеме формирования ответственного финансового поведения.

5. Противоречия Конституции РФ и Закона «Об образовании в РФ»

В связи с тем, что основная цель нашей работы заключается в том, чтобы законодательно закрепить ведение уроков финансовой и (или) налоговой грамотности в школах, учебных учреждениях начального, среднего и высшего образований (непрофильных) нельзя не заострить внимание на ряде противоречий Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с Конституцией, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Мы считаем, что закон «Об образовании» по своей сути является антиконституционным, нарушающим ряд прав и свобод граждан:

Статья 15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Статья 55 пункт 2 утверждает: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Вступление в силу с 1 сентября 2013 года, не приведённого в соответствие с Конституцией РФ закона и соответствующих ему подзаконных актов (распоряжение Правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г.), приведёт к разрушению признанных во всём мире традиций отечественного образования, падению качества российского образования и ухудшению социального и материального положения граждан страны:

1. Ряд пунктов закона противоречат Конституции РФ.

2. В законе не указаны некоторые важнейшие гарантии прав и свобод человека в сфере образования, предусмотренные Конституцией РФ.

3. В законе не установлены отдельные базовые нормы, регулирующие общественные отношения (правовые, организационные и экономические) в сфере образования.

4. Ряд пунктов сформулирован нечётко и может быть неоднозначно истолкован.

5. Некоторые пункты противоречат друг другу:

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Пункт 3 статьи 5 гласит: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования». В данном пункте исключены государственные гарантии гражданам РФ на обязательность получения основного общего образования, гарантированного п.4. статьи 43 Конституции РФ. Законодательное закрепление необязательности посещения образовательных учреждений обучающимися, а также снятие с государства функции контроля за условиями реализации права на обязательное основное общее образование, приведёт к возрастанию уровня девиантного поведения и преступности среди молодёжи, увеличению количества беспризорных детей.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с основным государственным законом - Конституцией РФ, а не федеральными государственными образовательными стандартами. Содержание федеральных государственных образовательных стандартов может меняться, но оно обязательно должно соответствовать Конституции РФ. Принятие ключевых решений в области образования должно осуществляться при обязательной общественной экспертизе. Данное положение необходимо внести в закон. Пункт 2 статьи 6 гласит: «Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования». Данный пункт снимает с государства ответственность за обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование, гарантированных Конституцией РФ. В связи с этим пункт 2 статьи 6 следует переформулировать следующим образом: «Федеральные государственные органы обязаны обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях (учреждениях) организацию предоставления обязательного, общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Заключение

Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Финансовое образование может быть выгодно людям любого возраста и с любым уровнем дохода. Молодым людям оно может дать инструменты для планирования бюджета и накопления сбережений, чтобы они держали под контролем свои расходы и долги. Финансовая образованность может способствовать укреплению финансовой дисциплины в семьях, стимулировать накопление средств на образование детей. Людям старшего возраста оно помогает сохранить достаточный объем сбережений для выхода на пенсию и развить навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся пенсий и других сбережений. Благодаря финансовой образованности люди с низким уровнем дохода могут накопить максимальные в сложившейся ситуации сбережения, не выплачивая больших комиссионных за финансовые операции, которые взимают нефинансовые организации, или за овердрафт по счету или кредитной карте в финансовых организациях. Что касается граждан, располагающих средствами для осуществления инвестиций, то финансовое образование дает возможность лучшего понимания базовой финансовой информации и более специфической информации, относящейся к конкретным видам инвестиций.

Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Сюда включается недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию. Финансово грамотные потребители - это важная предпосылка для развития финансового сектора. Кроме того, повышение уровня финансовой грамотности является важной характеристикой современного эффективного режима защиты прав потребителей, который включает в себя простое и сопоставимое раскрытие информации потребителям, эффективные институты рассмотрения их жалоб, а также запрет недобросовестной рыночной практики финансовых институтов.

Финансовая грамотность оказывает сильное влияние на жизнь конкретного человека, так как формирует его способность:

* обеспечить себя и свою семью;

* инвестировать в свое будущее и будущее своих детей;

* развить и реализовать свой творческий потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.

Низкий же уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.

Подробно рассмотрев проблему финансовой грамотности молодежи в России в соотношении с ее уровнем на Западе, предлагаем:

1. Государственной Думе СФ РФ:

Устранить противоречие пункта 3 статьи 5, пункта 2 статьи 6 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» после слова «предоставления» добавить слово «обязательного» и пункта 4 статьи 43 Конституции РФ, после слова «гарантируются» добавить слово «обязательность» и читать их соответственно в следующей редакции:

«В Российской Федерации гарантируются обязательность, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования»;

«Федеральные государственные органы обязаны обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях (учреждениях) организацию предоставления обязательного, общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, обязательность основного общего образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

2. Министерству образования и науки РФ:

2.1 в части дошкольного образования:

Внести дополнения в Федеральные государственные образовательные стандарты:

В раздел II. «Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» в части парциальной программы, направленной на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках ввести в садах образовательно-развлекательную программу для ознакомления детей через игры с такими простыми понятиями, как, «деньги», «налог», «семейный бюджет», «касса».

2.2 в части среднего (полного) общего образования:

Обеспечить реализацию требований к предметным результатам освоения базового курса экономики (пункт 9.2, предмет «Экономика» подпункт 6)) «умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика)» и с целью повышения финансовой (налоговой) грамотности завтрашних взрослых граждан нашей страны, обязательно должны быть включены в Рабочую Программу предмета «Экономика» основные социально-экономические роли (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

...

Подобные документы

    Финансовая грамотность в исторической перспективе, современная ситуация в России и за рубежом. Оценка уровня финансовой грамотности студентов, конструирование социального контекста и анализ результатов. Факторы, влияющие на финансовую компетентность.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2016

    Понятие финансовой системы. Финансовая система как единая гиперсистема, охватывающая все сферы жизни общества, ее сущность и задачи. Многообразие финансовых отношений, виды, элементы финансовой системы. Особенности финансовой системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Анализ особенностей развития финансового рынка Российской Федерации, его недостатков и возможностей их решения. Создание в Москве мирового финансового центра, как одна из приоритетных задач в области финансов. Проблема финансовой безграмотности населения.

    эссе , добавлен 24.11.2014

    Характеристика основных звеньев функционирования финансовой системы Российской Федерации. Анализ состояния хозяйствующих субъектов, финансового благосостояния населения РФ. Задачи в области стабилизации финансовой системы государства в настоящий момент.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Финансовая система как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. Принципиальные составляющие финансовой системы Российской Федерации и их характеристика. Перспективы развития структуры российской финансовой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Понятие, цели и принципы финансовой политики государства, классификация ее видов. Финансовая стратегия и финансовая тактика. Анализ финансовой политики Российской Федерации в современных условиях, ее основные направления, оценка эффективности и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2013

    Финансы и финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, финансовая система и ее участники. Предмет и метод финансового права, функции финансов. Государственные и муниципальные фонды страны.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Теоретические основы финансовой политики, ее цели и задачи. Элементы финансовой политики. Характеристика финансовой политики Российской Федерации. Итоги реализации бюджетной политики в период до 2014 г. Проблемы и перспективы развития финансовой политики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Финансовая политика России на разных этапах развития экономики. Сущность и элементы финансовой политики, ее разновидности. Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность и цели финансовой политики. Содержание, элементы финансовой политики. Виды финансовой политики. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики. Финансовый контроль.

Как понимать это выражение? Финансовая грамотность населения – это необходимый каждому члену общества от ребенка до взрослого, уровень определенных знаний в денежной сфере. Нужен этот уровень для того, чтобы уметь верно, оценивать рыночную ситуацию и принимать правильные решения.

Почему важно быть экономически грамотным?

Обладая такими познаниями, человеку дается возможность грамотно использовать свои сбережения и деньги в целом. Помогает полноценно осуществлять учет своих личных средств, избегая ненужных трат и долгов, учит планированию бюджета. Планирование трат на потребности и желания очень важно в сохранении бюджета, ведь именно расход большего количества денег, чем можно себе позволить, является одной из .

Кроме того познания в финансовой области помогают жителям страны сориентироваться в различных денежных премудростях, предлагаемых сегодня в экономической среде. К тому же дает возможность накапливать и страховать свои деньги.

Надо сказать, что от всеобщего уровня образованности жителей России будет многое зависеть и на ее экономическое положение.

Проблемы безграмотности населения

К сожалению, в России имеет место . Борьба с необразованностью в данной сфере важна как для конкретного человека, так и для государства в целом.

Отсутствие знаний может привести к последствиям негативного характера, которые скажутся потом, не только для пользователей валютных услуг, но и самого государства и общества.

Потому осуществление программных разработок по достижению образованности людей стало ключевым моментом для государственной позиции, причем не только для России, но и большинства развитых стран. Образованность людей поможет снизить риск личных задолженностей людей по потребительским кредитам, также снизит риск мошеннических воздействий со стороны участников рынка. А, как известно, кредиты широко распространены среди населения, их берут как для личных потребностей, так и для .

В России финансовая образованность людей находится на очень низком уровне. Всего небольшая часть людей способна сориентироваться в денежных сферах и их продуктах, предложенных такими институтами.

Неверные действия граждан

Хранение средств в домашних условиях наблюдается у половины россиян, но очевидно, что намного выгодней делать . Вторая половина вообще не желает сталкиваться с подобным инструментарием.

Страхование собственных сбережений вообще не ведомо людям и мало кто с ним сталкивался. Только четверть населения пользуется банковскими картами и то лишь, чтобы снять заработную плату в банкоматах. Россияне совершенно не умеют принимать правильные действия по регулированию своего капитала, имея постоянные долговые обязательства.

Самое неприемлемое то, что население России не стремиться выйти на международный уровень знаний в области денег и не желает принимать никаких специализированных советов.

Люди не умеют распоряжаться своими средствами и делают бездумные растраты. Для наших граждан большой редкостью является наличие . Но его отсутствие может стать причиной серьезных последствий. Недопустимо иметь всего одну цель, а не полноценный план, в котором нужно учитывать долгосрочные цели, вплоть до выхода на пенсию.

Люди не владеют знаниями о том, какие они имеют права, в качестве потребителя финансовых услуг и как их защитить в случае нарушений. Например, многие не догадываются даже о том, что банки обязаны раскрывать информацию про эффективность процентной ставки по требуемому кредиту.

Только малая часть людей знает, что государственная защита здесь не действует и, если придется столкнуться с утратой своих средств в инвестиционных фондах или при , то это будет, лишь их проблемой. Они думают, что государство будет должно им все возместить.

Программа повышения грамотности

Такие данные пугают и указывают на срочную необходимость взяться за повышение образованности людей на высоком государственном уровне и под его контролем.

Исходя из этого, была принята программа на повышение должного уровня знаний для населения, рассчитана она на пять лет. Начальный этап уже реализовывается во многих российских регионах. В него входит: подготовка учителей и учебных программ, доработку и усовершенствование законодательной базы в области денежных услуг, а также возможных дополнительных прав потребителей. На данный проект было выделено государством порядка 110 миллионов долларов, причем большая часть выделена из федерального бюджета и лишь немного из средств Всемирного банка.

Основные источники обучения

В настоящем времени, население России получает огромную базу теоретических знаний. Которые получают из различных источников самостоятельно.

В составе источников можно назвать:

  • телевизионные передачи на важную для потребителя тематику, обучающую основам управления средствами и инструментами капитала;
  • создано большое количество специализированных интернет-сайтов, на которых размещена вся обучающая информация, а также есть форумы, где человеку могут ответить на его вопросы специалисты в данной сфере;
  • есть огромное количество открытых бесплатных курсов для прохождения людьми по финансовой грамотности;
  • бесчисленное количество познавательно-обучающей литературы в печатном варианте;
  • показ тематических телепередач, и многое другое.

Но как показывает мониторинг населения, все-таки россияне привыкли получать опыт только на собственных ошибках.

Потому основное внимание в данный момент было направлено на своевременное . В надежде на то, что им удастся добиться успехов за счет полученных знаний в раннем возрасте.

“Финансовая грамотность населения” – это проблема всей нации и чем скорее это поймут люди, тем скорее мы начнем жить лучше.

Понятие «финансовая грамотность» означает совокупность знаний и практических навыков, помогающих человеку эффективно распоряжаться своими средствами. Финансово грамотный гражданин умеет планировать личный бюджет, не тратит деньги впустую и не позволит мошенникам обмануть себя. Это качество так важно для жизни, что развивать его нужно постоянно, начиная со школьного возраста.

Что такое финансовая грамотность

Финансовой грамотностью называется совокупность теоретических знаний и практических навыков, связанных с заработком, расходованием, экономией и инвестированием средств. Это настолько важное качество для современного человека, что заложить основы финансовой грамотности необходимо ещё в школе. Чем больше человек будет знать об эффективном распоряжении деньгами, тем богаче он будет.

Некоторые люди заблуждаются, считая, что распоряжаться деньгами должны только те, у кого их много. Многие семьи живут от зарплаты до зарплаты, но годами не планируют бюджет и не следят за тем, куда уходят их финансы. В таких условиях даже рост зарплаты не поможет: люди просто начнут больше тратить, даже не поняв на что.

Напротив, грамотное планирование позволяет исключить ненужные траты, создать «подушку безопасности» и даже больше зарабатывать. Финансово грамотные люди выбирают более выгодные условия на вклады и кредиты в банках, не занимают у знакомых, не переплачивают в магазинах, им не опасны мошенники. Они могут быстро просчитать, какой тариф выгоднее и ни за что не вложат деньги в финансовую пирамиду.

Это навык, доступный каждому, вне зависимости от пола, образования или возраста. Это только вопрос желания: хочет ли человек быть состоятельным или ему нравится жить без запаса денег? К тому же, современные инструменты и интернет позволяют научиться всему совершенно бесплатно.

Только 38% россиян можно назвать финансово грамотными, остальные 62% живут под угрозой мошенников и переплат

Уровень финансовой грамотности населения в России

Проблемы с финансовой грамотностью у современных россиян растут из советского прошлого. В СССР не было рыночных отношений, цены на товары устанавливало государство на десятилетия, налоги вычитались автоматически, а понятия «кредит» и «ипотека» отсутствовали в лексиконе. Советский человек максимально доверял государству все денежные вопросы, а все инвестиции и накопления ограничивались сберегательной книжкой.

Адаптация к рыночной системе проходила тяжело и, пожалуй, сейчас ещё не закончилась. Результаты международных и отечественных исследований показывают следующую картину: только 38% россиян можно считать финансово грамотными. Это чрезвычайно печальный вывод. По факту мониторинг показал, что 62% россиян живут под угрозой мошенников, невыгодных кредитов и банальных переплат в магазинах.

Например, в США соотношение финансово грамотных и неграмотных примерно 50 на 50, а в продвинутых странах вроде Норвегии, Дании и Швеции грамотные преобладают на уровне 71%.

По словам чиновников Министерства финансов, повышение финансовой грамотности населения является одной из приоритетных задач работы. Справляется ли ведомство с ней - вопрос дискуссионный. Несмотря на регулярные дни финансовой грамотности, множество аналогичных проектов, имеющих целью научить обращению с деньгами, положительной динамики пока нет.

Как проверить свой уровень

  • вашифинансы.рф;
  • lifehacker.ru.

Определение своего уровня таким образом получится не только точным, но и интересным. С помощью тестов вы буквально за 10 минут получите объективную оценку своих знаний, а ещё увидите слабые места. Например, часто бывает, что человек в целом понимает, как важно следить за деньгами, но не может сравнить 2 кредита или быстро прикинуть, какая ставка по вкладу для него выгоднее.

Если же тест покажет слишком много ошибок, стоит немедленно задуматься про обучение, например, пройти уроки финансовой грамотности онлайн. Такие есть на портале вашифинансы.рф или dni-fg.ru. Познавательные видео легко найти на YouTube. Часть материалов там подготовлена совместно с МЦКО и ВШЭ. Даже несколько хороших статей способны быстро поднять уровень грамотности, не говоря уже регулярном самообразовании.

Способы повышения финансовой грамотности

Итак, вы осознали важность умения эффективно распоряжаться деньгами и свою недостаточную подкованность. Что делать? Во-первых, признание проблемы - первый шаг к её решению. Практика показывает, что человек, понимающий, что в вопросе финансов ему ещё есть чему поучиться, ведёт себя предусмотрительнее. Гораздо хуже, когда гражданину кажется, что он всё знает или, наоборот, не знает ничего и тратит деньги «как получится».

Во-вторых, сейчас стать подкованным в финансах гораздо проще, чем в 1990-е. Есть много видео, проект «Финансовая грамотность», отечественные и зарубежные книги, бесплатные курсы. Из такого спектра возможностей выбрать оптимальный способ учиться не проблема.

В-третьих, не стоит обходить вниманием фестиваль финансовой грамотности. Такие мероприятия регулярно проводят во всех регионах России: можно бесплатно послушать лекции, получить справочную литературу и пройти тестирование.

Простые признаки финансовой грамотности

Полезные сайты

Интернет - это лучший источник актуальной информации, в том числе о финансовой грамотности. Начать можно с сайта вашифинансы.рф. Это проект работает совместно с Минфином и Всемирным банком. Здесь можно решить тест, а также прочитать о:

  • планировании семейного бюджета (а также найти программы для его ведения в электронном виде);
  • работе и зарплате;
  • страховании от непредвиденных обстоятельств;
  • долгах и кредитах.

Материалы здесь разбиты по категориям, поэтому можно как начать с азов, так и перейти к самым интересующим вопросам. В совокупности получается полноценная программа. А ещё здесь можно задать вопрос экспертам и прочитать поучительные личные истории.

Другой отличный источник самой полезной информации - это «Т - Ж» , блог банка «Тинькофф». Слоган журнала «про ваши деньги» напрямую отражает его содержание: как экономить, как инвестировать, как сохранять, как отсудить и не переплатить. Обо всех сложных проблемах авторы журнала рассказывают максимально просто и на конкретных примерах. Обязательно добавьте «Т - Ж» в закладки и читайте 1-2 раза в неделю.

Ещё один интересный проект для финансово грамотных людей - раздел «Стать богатым» на известном сайте «Лайфхакер». Здесь так много познавательных и действительно практичных советов о распоряжении деньгами, что обучение превратится в приятное времяпрепровождение.

Лучшие книги

Источниками знаний о финансах и экономии, конечно же, могут быть и книги. Но выбрать из всего изобилия действительно содержательное издание, полноценный учебник очень не просто. К тому же, большинство книг на данную тему иностранные, поэтому не подходят в россиянам. Из них можно почерпнуть общие принципы и мотивацию:

  1. «Путь к финансовой свободе», Б. Шефер.
  2. «Думай как миллионер», Т. Харв Экер.
  3. «Самый богатый человек в Вавилоне», Д. Клейсон.
  4. «Богатый папа, бедный папа», Р. Кийосаки.
  5. «Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. Естественные законы в бизнесе», В. Савенок.
  6. «Вкус жизни», К. Бакшт.
  7. «Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи», Ч. Киндлбергер.
  8. «Твои деньги», Б. Джерри.
  9. «Личный финансовый план», А. Паранич.
  10. «Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями», Д. Конаш.
  11. «Думай и богатей», Н. Хилл.
  12. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами», Д. Годфри.
  13. «Волшебный банкомат», Т. Попова (подойдёт дошкольникам).
  14. «Экономикс», М. Гудвин (комиксы).

Неумение планировать личный бюджет приведёт к бедности, к жизни с постоянным дефицитом денег

Для пенсионеров и школьников

Обучение онлайн и чтение книг больше подходят молодёжи и людям среднего возраста. Развивать же денежную грамотность в лучше с детства. Хорошим способом научить ребёнка распоряжаться средствами является школа финансовой грамотности.

Обычно это заведения, работающие по принципу кружков ти дополнительного образования: 2-3 занятия в неделю по 1,5 часа. Игровой формат уроков, общение со сверстниками и практическая польза помогут ребёнку эффективнее распоряжаться карманными деньгами и быть более грамотными в будущем. Важно проследить, чтобы занятия действительно были содержательными, приносили ребёнку пользу. Иначе для родителей они окажутся не более чем пустой тратой денег.

Такие аналоги есть и для пенсионеров. Что-то вроде клубов по интересам: люди 1-2 раза в неделю собираются послушать лекцию и обсудить новую информацию. Совмещение приятного с полезным - общения с обучением - благоприятно для пожилых людей. Кстати, пожилые люди больше рискуют при обращении с деньгами: мошенникам проще их обмануть, в кредитном договоре они могут не заметить мелкий шрифт и т. д. Чтобы избежать этого, стоит затратить несколько часов в неделю на безопасность.

Понятие "финансовая грамотность" - это наличие нужного уровня осведомленности, который дает базу для реального восприятия рыночной ситуации, и как следствие, позволяет делать необходимые выводы.

Важность осведомленности в финансовой сфере

Человек может управлять своими средствами только в том случае, если он знаком с основными финансовыми понятиями и умеет их применять в реальных ситуациях. Таким образом, экономически грамотный человек ведет учет своих расходов и прибыли, не дает образоваться большим долгам, разрабатывает планы своего бюджета и накапливает сбережения для беспечного будущего. Также он обязан разбираться в продукции, которую предлагают финансовые предприятия, и использовать ее с выгодой для себя, основываясь на внимательном выборе и продуманном подходе. Кроме этого, экономически образованная личность пользуется накопительными услугами и страхованием.

Необходимо знать, что финансовая грамотность населения определяет путь развития экономики страны. Недостаточно большое количество таких граждан ведет к негативным рискам не только для банков, кредитных организаций и их клиентов, а и для страны и социума в общем.

Другие страны

По этой причине программы по услилению финансовой осведомленности населения активно разрабатываются и внедряются. Работа с ними занимает передовые позиции в политике прогрессивных стран, к примеру, США, Австралии и Великобритании. Высокий уровень финансовой грамотности дает всестороннюю стабильность во всех сферах государственной жизни. Усиление экономической осведомленности жителей страны ведет к уменьшению случаев возникновения просроченных задолженностей по кредитам, уменьшению количества случаев успешного мошенничества и так далее.

Статистика в России

К сожалению, в России основы финансовой грамотности низки. Только невысокий процент граждан располагает навыками свободной ориентации в сфере экономики.

Согласно сведениям, предоставленным Всемирным банком в 2008 году и дальнейшим наблюдениям Национального агентства финансовых исследований, около половины россиян хранят накопленные средства в виде наличных дома, а 62% граждан не знакомы с большинством финансовых услуг и не используют их. Система страхования вкладов известна менее чем половине совершеннолетнего населения Российской Федерации, причем 50% не могут объяснить это понятие, хотя и слышали о нем ранее. Только четверть россиян имеет банковские карты и пользуется ими. При этом владельцы кредиток не осведомлены достаточно о возникновении возможных рисков. Всего лишь 11% граждан предусмотрели накопительный план для своего пенсионного периода. Для примера, этот показатель составляет 63% в Великобритании.

В России бытует мнение, что решения, касающиеся управления средствами, следует принимать согласно рекомендациям проверенных знакомых или сотрудников финансовых институтов, а не добывая и анализируя информацию самостоятельно. Стоит принять к сведению, что население России мало проинформировано о том, что может предпринять потребитель финансовой сферы в случае правонарушения и какими правами он обладает. Можно привести в пример, что более чем 60% семей не известно о праве на необходимую информацию об эффективной процентной ставке по кредиту. Всего 11% осведомлены о том, что государство не предоставляет защиту в случае утерянных личных средств при работе с инвестиционными фондами. Около 28% граждан не берет на себя ответственность за принятые решения касательно финансовых операций, считая, что все потери должны возмещаться государством.

Улучшение нынешнего положения

Настолько печальная статистика доказывает, что повышение финансовой грамотности граждан - задача первоочередная и должна выполняться государством. Впервые эта проблема была поднята еще в 2008 году на встрече министров финансов Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге. После мероприятия меры по усилению финансовой осведомленности были отражены в некоторых документах российского правительства.

К примеру, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года осведомленность граждан в финансовых вопросах упомянута в приоритетных направлениях разработки источников экономических вливаний. Государство считает этот момент немаловажным. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года рассматривает подобную осведомленность как способ поддержать развитие экономики.

Программа от Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации вместе с некоторыми федеральными органами, а также совместно со Всемирным банком предлагает программу улучшения экономической осведомленности населения. Программа должна длиться около пяти лет, а вначале предусмотрена реализация ее в нескольких российских регионах. Она включает разработку специальных учебных продуктов, а также улучшение законодательной базы в финансовой и правовой областях. Примерный объем необходимых затрат - 110 миллионов долларов. Около 80%, то есть основная часть должна финансироваться посредством федерального бюджета, а остальные 20% покрывает Всемирный банк.

Финансовая грамотность самостоятельно

Сегодня все еще большая часть граждан Российской Федерации получает теоретическую информацию в этой области на специальных онлайн-ресурсах, из литературы, новостей и прессы, телепередач, на тренингах и курсах. А самый болезненный способ приобретения опыта - собственные промахи.

Список сайтов для обучения

Где же можно пополнить свои знания о том, как работает экономика? Каким порталам можно доверять? Внизу приведен перечень ресурсов, созданных при поддержке и одобрении правительства РФ специально для того, чтобы финансовая грамотность населения возрастала. Информация, в них предоставленная, абсолютно корректна и соответствует текущему законодательству.

Список сайтов для обучения:

  1. "Город финансов". Это портал, который был создан в пределах общероссийской программы под названием "Финансовая культура и безопасность граждан России".
  2. "Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России".
  3. "Финграм ТВ" - проект, основанный Ассоциацией российских банков. Это интернет-канал, целью которого является повышение финансовой осведомленности населения. Сайт предоставляет лекции и консультации в онлайн-режиме.
  4. "Банки.ру" - обширный сайт про основы финансовой грамотности. Среди разделов сайта размещен "Банковский словарь", который содержит основные понятия и термины экономической и финансовой сфер. На веб-странице размещены практические советы потребителям.
  5. "Финансовая грамота" - проект, основанный совместными усилиями Российской экономической школы, или РЭШ, а также Фонда Citi. Направлен на повышение финансовой грамотности населения.
  6. "Финграмота.com" - официальный веб-ресурс Союза заемщиков и вкладчиков России.
  7. "Азбука финансов" - проект, направленный на обучение в финансовой сфере. Авторство принадлежит платежной системе Visa International совместно с Министерством финансов Российской Федерации.