Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»: жанр произведения. А

Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»: жанр произведения. А

(1 вариант)

А.С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».

Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных художественно-выразительных средств: эпитетов («вещий Олег», «грозной броней», «на светлом челе» и др.), метафор («не ведаешь ран», «годы

Таятся во мгле» и др.), сравнений («гробовая змия …как черная лента»), олицетворений («лукавый кинжал», «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.). Для передачи колорита эпохи, создания атмосферы того времени употребляются устаревшие синтаксические и стилистические конструкции:

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят – на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости…

В тексте множество архаизмов, старославянизмов: «на тризне плачевной», «ты под секирой ковыль обагришь», «и холод и сеча ему ничего» и др.

Изображая персонажей песни, А.С. Пушкин особое внимание уделяет

Какой-то определенной черте героя. Например, князь Олег – «вещий», так как с одной стороны его судьба известна, оповещена, с другой стороны – предопределена, и действительно, не во власти князя ее изменить.

Кудесник играет в произведении роль мудрого старца, независимого от мирской жизни, поэтому он – «покорный Перуну …одному, заветов грядущего вестник». Конь Олега является одновременно и его лучшим товарищам во время нелегких битв, и символом смерти, от которого суждено умереть князю:

Твой конь не боится опасных трудов…

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина написана амфибрахием. Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.

(2 вариант)

Летопись не дает представления о характере описываемых людей. Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя. В тексте может не быть прямой авторской характеристики персонажа, но те средства, которые выбирает автор для создания своего произведения, уже о многом говорят внимательному читателю.

Погрузиться в мир описываемой эпохи нам помогает лексика, которую использует Пушкин: «ныне», «сбирается», «волхвы», «владыка», «врата», «глава», «недруг», «сеча», «почил», «тризна». Историческую достоверность происходящему придают общеизвестные факты из жизни Олега (борьба с «неразумными хозарами», «щит на вратах Цареграда»). Торжественность создается с помощью ритма, выбранного автором песни: «Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам…». Пространства князя-воина и кудесника противопоставлены: один всегда на открытом месте, другой выходит к князю из темного леса, причем Олег сам идет навстречу своей судьбе: «И к мудрому старцу подъехал Олег».

Четвертую часть текста занимает текст предсказания, что говорит о том, что даже число строк может нам подсказать значимость для автора той или иной детали. В песне два говорящих героя – Олег и кудесник. Вещий Олег обращается к волхву, к коню (живому и мертвому), к дружине. Даже мысли князя нам известны благодаря автору: «Что же гаданье? // Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!» В песне много обращений («кудесник, любимец богов», «мой товарищ, мой верный слуга», «отроки-други», «друг одинокий»…), характеризующих отношение главного героя к тому, с кем он говорит.

Произведение небольшое по объему и насыщено событиями, но все же две строчки при описании могилы автор уделил степному пейзажу: «их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль». Эпитеты как всегда раскрашивают текст: лес «темный», село «светлое», море «синее», стремя «позлащенное», кудри «белы», лента змеи «черная». Дважды в тексте песни повторяется сцена пира, вместе с Олегом и уже без него «бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Слово «поминать» имеет два значения: прощаться (справить поминки) и вспоминать.

Помнили о вещем Олега в XIX веке, помнят и сейчас.

По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


Идея

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1 ), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2 ).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле
или поле брани – поле битвы.
  • Броня
  • – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение –
  • творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий
  • – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы
  • – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец
  • служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи
  • – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки
  • – здесь молодые слуги князя.
  • Перун
  • – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона
  • – покрывало для лошади.
  • Праща –
  • древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира
  • – боевой топорик с длинной рукоятью. – сражение.
  • Тризна
  • – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары
  • (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока
  • Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1 , слайд 1 )

    I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4 )

    Ответы на вопросы учителя :

    1. Вспомните, к то такой вещий Олег?
    2. За что его назвали вещим?
    3. Сообщение ученика «Олег и его время»

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    1. Когда появились летописи?
    2. Как называется первая русская летопись?

    II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6 )

    Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

    Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8 )

    Запись в тетрадях учащихся (слайд 8 ):

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9 )

    Летопись Баллада
    Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
    Купайте, кормите отборным зерном…
    И князю другого коня подвели…»
    Характер –нет –

    «И рече ему кудесник один...»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»
    Характер –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    3. Определите стихотворный размер.

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10 )

    Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11 )

    5. В чём заключается идея стихотворения?

    Идея и идейно-эмоциональная оценка Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

    Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

    Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

    Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12 )

    7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13 )

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17 )

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19 )

    Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник Эпитеты
    – грядущие годы таятся во мгле… Метафоры
    – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… Сравнения
    –И волны, и суша покорны тебе; Олицетворение
    с волей небесною Инверсия
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    И холод, и сеча ему ничего.
    Но примешь ты смерть от коня своего
    Градация

    VII. Выводы урока (слайд 20 )

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VIII. Домашнее задание (слайд 21 )

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Литература:

    1. Азарова Н.М
    . Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.
  • Золотарева И.В., Аникина С.М
  • . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М. Вако, 2004.
  • Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. – М., 1993.
  • Карамзин Н.М
  • . История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

    В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, помещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве - городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучшее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» - проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества.

    Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (раскроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.

    Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. Показательно, что он создает свою «Песнь…» в 1822 г. в ссылке па юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник», образ которого имеет особую значительность.

    Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащихся: можно заметить, как нравится им таинственность предсказания, как с удовольствием и грустью слушают они слова прощания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мысленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учитель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега. Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечивает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.

    Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, активизируя воображение и сопереживание ребят, привести их к посильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о вещем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских. обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подготовило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).

    Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько историю, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далекого времени. Учитель формулирует для себя методическую задачу, которая должна быть реализована в процессе анализа: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.

    К литературному наследию 19-го столетия следует отнести творчество А. С. Пушкина, который, существенно опережая свое время, создал стихотворения и поэмы, интересные и по сей день. Нередко затрагивал поэт и историческую тематику, сопоставляя события и явления далекого прошлого с происходящим на его глазах. Рассмотрим жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина, одного из наиболее значительных произведений, в которых оживает история.

    Создание

    Работа над произведением длилась в течение года, а написано оно было в 1822 году. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина имела под собой реальную основу: поэт обратился к древнерусским летописям, в которых подробно был пересказан сюжет, связанный с одним из киевских князей.

    Это время было непростым в жизни поэта:

    • В 1820 году он был направлен в Кишинев, первую из своих ссылок.
    • Ложа «Овидий», в которую он вступил, была распущена императором, а вскоре появился запрет на деятельность масонских лож в целом.

    Пушкин почувствовал, что свобода становится все более и более ограниченной, поэтому и обратился к историческому прошлому страны, желая найти в нем ответ на мучавшие его вопросы.

    Особенности сюжета

    Пушкин использует сюжет летописи, придав ему особое стихотворное звучание. По первоисточнику, князь Олег сумел прославить свое имя победоносным походом на Византию, после которого и заслужил прозвище Вещий, то есть глядящий в будущее, умеющий предугадывать.

    «Повесть временных лет» характеризует его как смелого воина, мудрого правителя, решительного военачальника, принимающего нестандартные решения. В своем произведении великий поэт уделяет мало внимания описанию героических походов князя, он сосредоточен на единственном эпизоде - разговоре Олега с кудесником и гибели.

    Жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - баллада. Чтобы доказать этот тезис, необходимо рассмотреть особенности данного жанра.

    Специфика баллады

    Какие же черты присущи литературным произведениям, которые являются балладами по своей жанровой специфике?

    • Прежде всего это стихотворная форма.
    • В основе сюжета такого текста лежит некое героическое или таинственное событие, взятое из легенд или фольклорных сказаний.
    • Сюжет выстроен по определенному плану: начинается с завязки, далее следует кульминация и, наконец, развязка.
    • Текст содержит как чувства автора, так и переживания его персонажей.

    Нередко в подобных произведениях прослеживается мотив мистики, таинственности, рока. Ключевые герои баллад предстают сильными цельными характерами, личностями. Можно отметить, что такие тексты совмещали в себе черты песни и рассказа о героическом событии.

    Жанр произведения

    На основании вышеперечисленных особенностей рассмотрим, действительно ли жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина является балладой.

    • Произведение написано в стихотворной форме, является лиро-эпическим.
    • Ключевым персонажем выступает реальный исторический деятель, князь Олег, история которого описана в достоверном источнике, «Повести временных лет». Есть упоминание о событиях, которые происходили на самом деле (например, поход Олега на Царьград). При этом смерть князя «от коня своего» носит, скорее, вымышленный, чем достоверный характер, но автор летописи верит в то, что описывает. Уже это доказывает факт, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - действительно баллада.
    • Далее, элемент таинственности в произведении также присутствует. Князь беседует с волхвом, предсказателем (кудесником, как именует его поэт), просит его заглянуть в грядущее, предсказать ему причину гибели.
    • Ключевым персонажем текста является князь — фигура, несомненно, героическая, отважный воин и мудрый правитель.

    Эти черты позволяют нам убедиться в том, что жанр произведения «Песнь о вещем Олеге» Пушкина - это действительно баллада. Назвав свое произведение «песнью», поэт подчеркивает его близость к фольклорным источникам, что также присуще текстам данного жанра.

    Виды баллад

    В литературоведении различают несколько видов баллад:

    • Исторические (повествующие о некоем героическом событии или знаменитой исторической личности, чаще - реальной).
    • Семейно-бытовые (рассказывают о каких-то особенных событиях из жизни простых людей).
    • Страшные (сюжет представляет собой описание мистического явления, действия потусторонней силы).
    • Разбойничьи (пример подобного произведения - баллады о Робине Гуде, народном защитнике и заступнике).
    • Трагические (персонажей таких произведений постигают несчастья).

    Исходя из этой классификации, следует отметить, что рассматриваемое стихотворение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» по жанру - историческая баллада.

    Особенности построения

    Еще одно доказательство жанровой принадлежности текста - написание его балладной строфой. Особенности такой строфы в том, что в четных и нечетных стихах используется различное число стоп.

    У Пушкина эта специфика налицо, чередуются строки с 3 и 4 стопами, то есть действительно поэт пользовался балладной строфой.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина - это баллада. Для лиро-эпических текстов (к каковым и относятся баллады) часто использовался размер стиха амфибрахий, характеризующийся ровной интонацией. Именно к этому размеру и обратился поэт.

    Средства выразительности

    Для того чтобы рассказать читателям о князе Олеге, поэт использует целый набор художественных средств:

    • Эпитеты (вещий Олег, неразумные хазары, буйный набег, роковая непогода).
    • Метафоры (щадят победителя годы).
    • Сравнения (змея «как черная лента», кудри белы «как утренний снег»)
    • Олицетворения (лежат благородные кости, дожди моют, ветер волнует).

    Все эти приемы позволяют создать легкий для прочтения и восприятия текст, вместе с тем выразительный и лиричный. Чтобы наилучшим образом помочь читателю погрузиться в мир минувшей эпохи, Пушкин активно использует архаичные слова (тризна, секира, сеча) и устаревшие синтаксические конструкции.

    Подобные средства нередко использовались и другими авторами баллад, например, Жуковским. В произведении «Светлана» можно встретить и образные эпитеты, и олицетворения, и метафоры.

    Тематика

    Проанализируем тему «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой определен как баллада. В произведении явственно звучит тема рока, судьбы, обмануть которую человеку не по силам. Казалось бы, Олег — могущественный князь, умный и дальновидный, щит его «на вратах Царьграда», его судьбе завидует недруг, но и этот герой не смог противостоять воле судьбы. Отказавшись от любимого коня, он, возможно, отсрочил неминуемое, либо поступил именно так, как от него и требовалось.

    В любом случае, даже великий князь не сумел выйти победителем из схватки с судьбой, что уж говорить о простом человеке.

    Другая важнейшая тема, которая задается в «Песни о вещем Олеге» Пушкина (жанр ее определен как баллада), - отношения поэта и власти. Кудесник, который предсказал князю судьбу, отказался от предлагаемых Олегом даров, сказал, что «волхвы не боятся могучих владык», поскольку всегда говорят правду. Старик, с которым беседовал могучий князь, характеризуется Пушкиным как «покорный Перуну одному». Кудесник не склоняется перед человеком, олицетворяющим собой власть. Так и поэт не должен бояться говорить правду, пусть даже она и будет неугодна правителям. Вспомним, что в период написания текста Пушкин находится в изгнании, он обижен, считает себя непонятым, эти размышления и вылились в поэтическом тексте на историческую тему в полный горделивого достоинства ответ кудесника.

    Тот факт, что предсказание волхва оказалось правдивым, доказывает - правда всегда победит.

    Противостояние персонажей

    В «Песни о вещем Олеге» Пушкина, жанр которой - баллада, налицо противопоставление двух героев:

    • Вещий Олег — умный, смелый и отважный воин. Не зря князю присвоен этот эпитет, он действительно настолько мудр, что может предугадывать действия противников. Уверен в себе, наделен властью.
    • Кудесник — волхв, человек, которому даровано умение приоткрыть дверь в грядущее. Этот персонаж не боится глядеть в глаза могучему правителю, говорить ему правду.

    И в итоге именно предсказатель оказывается прав. Симпатию вызывают оба героя, но именно кудесник олицетворяет поэта, наделенного особым даром, который в современное Пушкину время оказывается непонятым и гонимым.

    Мы рассмотрели «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Какой жанр выбрал поэт, чтобы выразить гнетущие его мысли, мы также определили - это жанр баллады.