Россия на рубеже XIX – XX вв. Россия на рубеже xix - xx вв Биография

Россия на рубеже XIX – XX вв. Россия на рубеже xix - xx вв Биография

Шахтер вытаскивает короб с углем из забоя, 1890 год

Контрольный опрос
1. Каким был политический строй Российской империи к
началу XX в.?
2. Назовите сословия, существовавшие в России.
Охарактеризуйте их положение.
3. Что такое модернизация?
4. Какие обстоятельства повлияли на ее проведение в России?

Россия на рубеже XIX – XX вв.
Учитель
обществознания
истории
Фомин В. А.

МОУ СОШ №31
и

Цель урока
Углубить и систематизировать знания социально­
экономического развития Россия на рубеже XIX – XX вв.,
проанализировать деятельность правительства по решению
наиболее острых проблем развития.

План занятия
1. Территория и население
2. Российская модель экономической модернизации
3. Буржуазия и рабочие

Проблемный вопрос
Каким было экономическое развитие России по
сравнению со странами Западной Европы в
рассматриваемый период?

1. Территория и население
Охарактеризуйте территорию и население России
к концу XIX в.
Территория
Площадь: свыше 20 млн. кв. км (второе место в мире, уступая
Великобритании с колониями)
Географическое положение не самые выгодное: большая
часть в зоне тундры и вечной мерзлоты, сухих степей и
непроходимой тайги, неблагоприятных для хозяйственной
деятельности, особенно земледелия.
Население
Численность на 1897 г.: 125,6 млн человек (к 1914 г. ­ 165,7
млн. человек, (10,2% населения земного шара).
Высокими темпами увеличивалось количество горожан, но
преобладало сельское население.
Россия была многонациональным и поликонфессионалъным
государством.

2. Российская модель экономической
модернизации
Россия вступила на путь индустриального роста позже
ведущих стран Западной Европы и США.

Работа в группах:
Дайте характеристику
1 группа: Россия после промышленного переворота. Стр. 22,
абзац 1 – 2 раздела
2 группа: Концентрация производства и акционирование
предприятий. Монополизация. Стр. 22, абзац 3 – 5 раздела
3 группа: Банковская система. Стр. 23, абзац 2
4 группа: Новый экономический рост. Стр. 23, абзац 3 – 4
5 группа: Роль иностранного капитала. Стр. 23, абзац 1 снизу –
стр. 24, абзац 1
6 группа: Крупномасштабные проекты. Стр. 24, абзац 2 – 3

Россия после промышленного переворота
Промышленный переворот начался в 1830­е и завершился к
1880­м гг., (значительно позже, чем в ведущих странах
Запада). В результате небывалого экономического подъёма
1890­х гг. объём промышленного производства России вырос
к 1900 г. более чем в 1,5 раза.
Особенно динамично развивались металлургия, а также угле­
и нефтедобыча.
По абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке
чугуна и стали, объёму продукции машиностроения вышла на
четвёртое­пятое места в мире), а в нефтедобыче на
рубеже XIX­XX вв. стала даже мировым лидером.
Протяжённость российской железных дорог вторая в мире,
уступая США.

Концентрация производства и акционирование
предприятий. Монополизация.
Происходила концентрация промышленного производства.
Создавались хорошо оборудованные крупные предприятия.
Шёл процесс их акционирования (принадлежало свыше 70%
производственных фондов российской промышленности).
В 1899­1903 гг. Россию затронул мировой экономический
кризис. Закрылись около 3 тыс. предприятий и из­за этого
изменилась организационная структура промышленности.
Кризис дал толчок развитию монополий.
Господствующее положение в чёрной металлургии –
синдикат «Продамет» (1902), в машиностроении - картель
«Продпаровоз» (1901) и синдикат «Продвагон» (1904); добычу
угля – объединение «Продуголь» (1906).
Всего в России перед Первой мировой войной насчитывалось
около 200 монополистических союзов. Ведущую роль играли
30 крупнейших, которые овладели внутренним рынком и
искали пути к выходу на рынок мировой.

Банковская система
Развитая. Основное звено – акционерные коммерческие банки
(50 банков). По объёму контролируемого капитала они
опережали все остальные банковские учреждения, в том числе
Государственный банк. Ведущий банк – Русско­Азиатский.
В результате слияния капитала банков и промышленных
монополий возникли финансово­промышленные группы,
которые контролировали значительную долю экономики
России. Их возглавляли А.И. Путилов, П.П. Рябушинский, Э.Л.
Нобель и др.

Промышленный подъём 1909­1913 гг.
Объём промышленного производства вырос в 1,5 раза. Доля
России в мировом промышленном производстве значительно
возросла.
Менее были заметны сдвиги при расчёте производства
валового национального продукта на душу населения (его
высокий прирост), уступая во много раз передовым
индустриальным державам.
Доля в мировом экспорте в 1913 г.: 4,2% (ниже доли в мировом
промышленном производстве).
Удельный в мировом импорте: 3,5%: в основном хлопок и
машины, чай, селёдка и писчебумажные изделия.
Главные торговые партнёры: Германия, Великобритания,
Голландия и Франция.

Роль иностранного капитала
Индустриальный рост обеспечивался преимущественно
внутренними источниками, но заметную роль сыграли
иностранные инвестиции (в прорывных отраслях). Они
способствовали интеграции отечественной экономики в
мировую систему хозяйства.
Действовало 230 иностранных компаний.
Россия, как и другие страны, вступившие на путь модернизации
с опозданием, использовала поддержку более развитых
соседей.
Значение иностранных инвестиций не было определяющим.
Отечественный капитал сохранял лидирующие позиции в
народном хозяйстве страны.
Изменения в российской экономике (формирование монополий,
складывание финансово­промышленных групп) на рубеже XIX­
XX вв. соответствовали тем тенденциям, которые были
свойственны для передовых стран.

3. Буржуазия и рабочие
Буржуазия была немногочисленна (0,1% населения), но
обладала огромным экономическим потенциалом.
Источники формирования:
­купечество;
­представители 2­3­го поколений разбогатевших крестьян
(Гучковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские и др.);
­мещане.
Возможности отечественной буржуазии влиять на политику
государства были крайне ограниченны.
Экономика оставалась многоукладной. Большую роль в ней
играли мануфактурные и ремесленные предприятия (около
трети выпуска всей продукции), мелкая оптовая и розничная
торговля (около 200 тыс. торговых фирм), кустарное и
мелкотоварное производство.

Фабрично­заводские рабочие
Значительная часть долго сохраняла связь с деревней. К
1913 г. лишь половина окончательно порвали эти связи.
В промышленных городах количество рабочих росло быстро.
В первое десятилетие XX в. на 5% заводов с числом занятых
более 500 человек работало 54% всех наёмных рабочих.
По уровню централизации и концентрации производства и
рабочей силы Россия превзошла все страны мира.
Повышение культурного уровня способствовало росту
политической активности.
Особенно возмущало отсутствие элементарных гражданских
прав.
До революции 1905­1907 гг. были лишены возможности
создавать организации для защиты своих экономических
интересов. Участие в забастовках каралось тюремным
заключением на срок от 2 до 8 месяцев (приравнивалась к
уголовному преступлению).

Фабричный инспектор:
«Работа на заводе продолжается 12 часов в день, праздников
не имеют и работают 30 дней в месяц. Почти во всем заводе
температура воздуха страшно высокая. Работают голышом,
только покрывают голову бумажным колпаком да вокруг пояса
носят короткий фартук. В некоторых отделениях, например, в
камерах, куда приходится вкатывать тележки, нагруженные
металлическими формами, наполненными сахаром, температура
доходит до 70 градусов. Этот ад до того изменяет организм, что
в казармах, где рабочим приходится жить, они не выносят
температуры ниже 30 градусов…»

4. Экономическая политика правительства
Государство играло активную роль в экономической жизни
предреволюционной России.
В чем была противоречивость экономической
политики правительства? Стр. 26, абзац 2 – 3 раздела
С одной стороны, влияло на развитие индустриального
производства, содействуя железнодорожному строительству,
созданию тяжёлой индустрии, росту банков, осуществляло
протекционистскую политику.
С другой стороны, последовательно укрепляло систему
государственного управления экономикой, отстаивало
интересы дворянства, ограничивало свободу
предпринимательства, поддерживало архаичные порядки в
деревне.

Политика министра финансов С.Ю. Витте (1892­1903)
Сторонник ускоренной индустриализации, привлечения
иностранного капитала и протекционистской политики.
Считал развитие промышленности России возможно только
за счёт государственного вмешательства в экономику.
1895 ­1897 гг. – денежная реформа вводившая золотое
обращение (способствовало стабилизации курса рубля и
привлечению в Россию иностранных капиталов).
Введение винной монополии. В 1900 г. винная монополия и
железные дороги давали государству больше четверти
доходов бюджета, в 1913 г. - уже половину.
Повышены косвенные налоги - на продажу сахара, табака,
спичек, квартирную плату.

5. Сельское хозяйство: особенности развития
Аграрный сектор оставался основной частью экономики (54­
56% национального дохода).
Первое место в мире по объёму сельхозпродукции.
Экспорт зерна давал более 50% валютных поступлений.
Среди других вывозимых товаров преобладал лес, лен.
Под влиянием рыночного спроса возрастала специализация
сельского хозяйства
­ чернозёмная полоса: зерноводство;
­ северо­запад: льноводство;
­ южные губернии: производство сахарной свёклы;
­ Сибирь: сливочное масло (около 90% экспорта);
­ Средняя Азия: хлопководство;
­ Крым и Черноморском побережье Кавказа - виноделие.


Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода предпринимательства сковывалась ограничениями. Несмотря на увеличение вывоза хлеба, крестьянское хозяйство находилось в тяжелом положении. Рост бюджета опирался на винную монополию и косвенные налоги, пониманию обществом необходимости реформ противостоял консервативно-охранительный курс власти. С лихорадочностью скряги российские императоры держались за самодержавную власть, не обращая внимания на изменившиеся общественно-политические условия. Внешнеполитические амбиции Российской империи, довольно давно не принимавшей участия в крупных военных конфликтах, несколько превосходили возможности армии и флота.

Россия была страной индустриально-аграрной, многонациональной, ее неисчерпаемые людские ресурсы насчитывали в то время порядка 130 млн. человек, 75% из которых жило в сельской местности. Железные дороги по своей протяженности занимали второе место в мире (40% из них было построено в 90-е гг. XIX столетия).

На территории империи проживало около 100 народностей совершенно разных культур и уровней развития, одни из них входили в состав России добровольно, другие насильственно. Идеи автономии бродили по окраинам империи и вызывали ответную реакцию власти, пытавшейся проводить «русификацию» местного населения, например, было запрещено преподавание на польском, украинском, прибалтийских языках, введена «черта оседлости» для евреев, «процентная норма» для инородцев, поступающих в учебные заведения. Но с позиций того времени это было нормально, черта оседлости защищала финансовые интересы русского купечества, неспособного конкурировать с мощными денежными потоками еврейских общин, а евреи, получившие высшее образование, могли свободно перемещаться и жить где угодно, поскольку с точки зрения власти образование говорило о вхождении в имперскую культуру. Возмущенные же запретом преподавать на родном языке, поляки не разрешат преподавать на русском, сразу же, как только отделятся после окончания I мировой войны. Подобные явления мы можем наблюдать и в свободной ныне Прибалтике. «Угнетенные», придя к власти, начинают вести себя точно так же, как их «притеснители».

Господствующее сословие империи - дворянство, 40% из них - помещики, но больше половины – мелкопоместные. А это говорит об очень многом, работа петровской Табели о рангах привела к тому, что в начале XX столетия большинство дворян жило не на доходы от поместий, а на жалование, зачастую незначительное. Это касалось как лиц состоящих на военной и морской, так и на гражданской службе. Кстати, зарплата младшего офицера не сильно отличалась от зарплаты высококвалифицированного рабочего, а тратить он должен был больше, положение обязывало… Разветвленная система образования способствовала большему сближению образованных сословий. В это время уже никого не удивляли браки между аристократами и представителями купечества, причем дело было не столько в материальной заинтересованности и попытке поправить финансовое положение, сколько в схожем воспитании, образовании и духовных интересах. Литературные персонажи глупых помещиков и неотесанных купчих, всякие разные Митрофанушки, Салтычихи и Кабанихи остались в далеком прошлом и казались вымыслом. Купечество (около 600 тыс.) являлось основой российской буржуазии, но возможности для серьезного влияния на политику и экономику державы им никто не предоставил, что обладающих недюжинными организаторскими талантами купцов не очень радовало. Не так сильно, как раньше поддерживало власть и дворянство. Дворянин в революционном кружке не редкость, например и Александр, и Владимир Ульяновы – потомственные дворяне. А вот, например, генерал А.И. Деникин, сражавшийся с большевиками на фронтах гражданской войны, сын простого крепостного крестьянина…

Духовенство (около 600 тыс., в 3 раза меньше, чем дворян) было частью государственного аппарата и управлялось обер-прокурором Синода. Значительная часть священнослужителей находилась во внутренней оппозиции к такому положению вещей, «наивно» полагая, что церковь это нечто большее, чем один из приводных механизмов государственного управления. Пышным цветом расцвела Оптина пустынь, куда стекались недовольные положением церкви старцы, чтобы не фанфаронствовать, а делом заниматься…

Казачество в основном оставалось надежным оплотом власти, в стране 11 казачьих войск, в каждом свои традиции, надел казака в 10 раз больше крестьянского, уровень жизни довольно высок, но платили они за это «по-дворянски», - кровью своих детей. Последний мужчина в роду на войны не ходил, пас свиней, занимался хозяйством и решал демографические вопросы.

Крестьянство насчитывало около 90 млн. человек. С 1861 по 1900гг. их количество выросло с 50 млн. до 86 млн. человек, поэтому средний размер надела сократился почти в 2 раза. Многие зимой подавались в города на заработки, где, экономя деньги, снимали углы в комнатах. Их фотографии в советских учебниках по истории будут подтверждать тяжелое положение рабочих при старом режиме, но в силу того, что квалификации у них никакой не было, использовались они главным образом на низкооплачиваемой работе. Высококвалифицированный рабочий в свободное время ходил в костюме-тройке с тросточкой и снимал отдельную квартиру, сдавая свободные комнаты студентам, которые там же и столовались, принося дополнительный доход не работающей жене. Его дети, как правило, учились в гимназии или реальном училище. Правда, свободного времени у него было немного.

Городские ремесленники и мелкие торговцы назывались мещанами.

Экономическое развитие в этот период характеризовала высокая доля казенной промышленности, ориентированной на оборонный заказ государства, поэтому рыночные законы на военно-промышленном комплексе не действовали, и наблюдался постоянный рост цен на выпускаемую продукцию. С 1893 по 1900гг. выпуск промышленной продукции увеличился в 2 раза, аналогичные процессы шли и в тяжелой промышленности. По всей видимости, это было связано с тем, что с1892 по 1903гг. у власти находился министр финансов С.Ю. Витте, который попытался решить проблемы индустриализации страны за 10 лет, был введен свободный обмен кредитных билетов на золото, что неизбежно вызвало приток иностранных капиталов. Введение винной монополии позволило государству найти необходимые для индустриализации деньги, этому же способствовал рост косвенных налогов и цен на водку. Для защиты отечественной промышленности устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимое железо, машины и хлопок.

Но идиллия закончилась в 1900 году, когда разразился мировой экономический кризис. За 1900-1903гг. в России было закрыто более 3 тыс. предприятий, последующая депрессия продлится вплоть до 1909г.

В начале ХХ столетия власть дискутировала по поводу пути, по которому следовало идти России. Министр финансов С.Ю. Витте настаивал на свободном выходе крестьян из общин и активному вовлечению свободной рабочей силы в процесс индустриализации, для чего следовало разработать рабочее законодательство. Возражал против развала общины министр внутренних дел В.К. Плеве, настаивавший на самобытности развития России и удобстве сбора налогов с крестьянских общин. Жирную точку в споре поставил в феврале 1903г. царский манифест о неприкосновенности общины.

Недовольство рабочих планировалось остановить с помощью идеи «полицейского социализма». Власть должна была заботиться о рабочих, удовлетворяя их мелкие требования, выбивая таким образом почву из под ног революционеров. Но эта неудачная попытка контроля над рабочим движением разбилась в январе 1905 года.

В начале 1902г. произошла модернизация идей народников, была основана партия социалистов-революционеров (эсэры), делавшая ставку на индивидуальный террор. Естественно, что основные удары власти придутся по этой партии. Эсэры опирались главным образом на многомиллионное крестьянство и вели борьбу за социалистические идеалы от его имени, хотя не гнушались вести пропаганду и в рабочей среде.

Либералы предупреждали царя, что русская монархия будет либо конституционной, либо её не будет вообще. В 1903 году был основан «Союз земцев-конституционалистов». Им возражали правые, «Русское собрание» (1900), которые настаивали на укреплении русского духа и незыблемых принципах существования империи – самодержавии, православии и народности.

В 1898 году состоялся I съезд РСДРП (российской социал-демократической рабочей партии) в Минске. Социал-демократы проповедовали идеи социализма и основной движущей силой революции считали рабочий класс, который, несмотря на свою относительную малочисленность, был сконцентрирован в больших городах. Таким образом, основную опору при построении социалистического общества социал-демократы видели в рабочих, а социалисты-революционеры – в крестьянах. Но марксизм в России не был чем-то единородным, в 90-е гг. он разбился на несколько основных направлений. Были поддерживаемые властью легальные марксисты, которые не принимали идеи о неизбежности революции и диктатуры пролетариата (их работы официально издавались). Экономисты считали, что рабочий класс должен вести борьбу только за повышение уровня жизни, не выдвигая никаких политических требований. А ортодоксальные марксисты, наоборот, выступали за политическую борьбу рабочего класса - свержение самодержавия и диктатуру пролетариата, при этом борьба за экономические требования ими не отвергалась.

В 1903г. на втором съезде РСДРП, произошел раскол социал-демократии на меньшевиков и большевиков. Меньшевики считали, что необходимо остановиться на буржуазно-демократическом этапе революции, влиться в избирательную систему и борьбу партий за власть легальными методами, а через 50 – 100 лет буржуазного развития России будет видно нужна ли диктатура пролетариата и социалистическая революция. Большевики выступали за продолжение буржуазной революции и диктатуру пролетариата. Эта борьба прослеживается даже в политической фразеологии: В.И. Ленин пишет книгу под названием «Что делать?», а Г.В. Плеханов отвечает ему не менее эмоциональным произведением «Чего не делать»…

Вместе с тем, мы четко должны себе представлять, что до 1905 года в России не было массовых политических партий, а все организации гордо именовавшие себя таковыми больше походили на кружки заговорщиков. Практически все политические партии находились под контролем политического сыска, информация обо всем происходившем в революционной среде обрабатывалась и анализировалась, и среди «сыскарей» наблюдалась не очень хорошая для власти тенденция: считалось, что за 25 рублей можно купить любого революционера.

В это время, когда общество будоражили либеральные и социалистические идеи, Плеве высказал мысль: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

В ночь с 26 на 27 января 1904 года японские корабли начали эпоху «внезапных войн XX столетия» и без объявления войны напали на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Попытки нового командующего дальневосточной эскадрой С.О. Макарова перейти к активным военным действиям на море натолкнулись на фатальное невезение: флагман «Петропавловск» налетел на мину и за две минуты затонул… Морское сражение с адмиралом Того не состоялось. Не удались и следующие попытки прорвать морскую блокаду - новый командующий эскадрой Витгефт тоже погиб. Флот рассеялся, эскадры больше не существовало… Высаженный японский десант осадил Порт-Артур с суши. Русская армия отступила, бросив на произвол судьбы блокированную крепость.

Попытка перебросить флот из Балтики тоже не имела успеха. Совершившая кругосветное путешествие эскадра В.А. Рождественского в мае 1905 года была уничтожена у острова Цусима. Попадавшие в японский плен русские матросы с ужасом видели, что борта японских кораблей напоминали решето, только наши, недавно принятые на вооружение снаряды, почти не взрывались или были малоэффективны. Японская-же «шимоза» показала себя несколько лучше.

Несмотря на постоянные поражения, моральный дух русской армии был необычайно высок. Вот как описывает один из эпизодов Цинхеченского боя русско-японской войны А.И.Деникин: «Командир ближайшей роты, капитан Чембарского полка Богомолов, ходит по цепи во весь рост, проверяя прицелы…

Капитан, зачем вы это делаете, нагнитесь!

Нельзя, господин полковник, люди нервничают, плохо целятся.

И зашагал дальше по цепи. Ползут вниз раненые, японские пули медные, старого образца, поэтому раны тяжелые. Уносят убитых… Сколько таких безвестных капитанов Богомоловых приходилось встречать на полях манчжурских! Оттого наш враг был высокого мнения о храбрости русского офицера, оттого их убыль в боях в процентном отношении была много выше, чем солдат. В японских окопах, как правило, все живое врастало в землю».

Вспомним, что значительную часть армейских пехотных офицеров в начале XX века составляют не аристократы, а молодые люди «со стороны», дети приходских священников, интеллигентов, рабочих и крестьян – бывшие юнкера.

А вот действия штаба генерала Реннекампфа, где «голова плохо держится на плечах», но традиции не слишком бережного отношения к своей жизни создает определенное отношение в войсках: «под пулями во дворе фанзы проделывали утренний туалет… пили чай, даже как будто дольше обыкновенного». Как тут не вспомнить генерала Милорадовича, который отобедал под непрекращающимся огнем французов, поскольку незадолго перед этим под огнем русских войск пил кофе Мюрат. Отметим, что с того времени военные технологии несколько изменились, в 80-е годы XIX века был изобретен пулемет, однако офицеры разных исторических эпох ведут себя похоже. Странная, мистическая судьба была предопределена и Милорадовичу и Реннекампфу: оба генерала погибли в «смутные» дни – один во время восстания декабристов был смертельно ранен выстрелом из пистолета, успев хладнокровно отметить, что Милорадовичу было бы стыдно умереть от солдатской пули, - другой был убит во время революции покинувшими фронт солдатами.

Положение на сухопутном фронте русско-японской войны было не столь плачевно, к 1905 году туда удалось перебросить значительные силы, солдаты готовы были выполнить свой долг, японцы прекрасно понимали, что несмотря на морское господство, долго им не продержаться, поскольку ресурсы держав несопоставимы…

Но начавшаяся в январе 1905 года первая русская революция вынудила правительство искать выход из внутриполитического кризиса в заключении мира, который был подписан 23 августа 1905 года в Портсмуте. Японии передали Южный Сахалин и права аренды на Порт-Артур, Россия сохранила за собой экономическое влияние на Манчжурию. Возглавлявший делегацию С.Ю. Витте был пожалован титулом графа, оппозиция тут же приклеила к нему обидное прозвище «граф полусахалинский».

В. Розанов в 1912 году с грустью написал об этой войне: «…разве не ликовало все общество и печать, когда нас били при Цусиме, Шахе, Мукдене?». А.И. Деникин высказался проще: «Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург «устал» от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигающейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишали его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира».

Первая российская революция (1905 – 1907 гг.) продолжалась 2,5 года. 9 января 1905 года во время шествия петербургских рабочих к царю было убито и ранено около 5 тысяч человек. Сразу же остановилось более 600 столичных мастерских и фабрик, волнения перекинулись на провинцию, где начались крестьянские волнения поддержанные учащимися и студентами. В мае 1905 года выступили рабочие более 140 промышленных центров, стихийно стали создаваться первые революционные органы управления на местах – советы. В сентябре забастовали рабочие московских типографий, советы стали создаваться по всей стране. 17 октября 1905 года появился высочайший манифест о даровании народу основных гражданских свобод. Именно с этого времени мы и можем говорить о появлении в России массовых политических партий. 12–18 октября 1905 года «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов» сливаются в «Партию народной свободы», более известной под названием конституционные демократы (кадеты). С 1907 года во главе кадетов встанет известный историк П.Н. Милюков. Это была «интеллигентская» партия, куда входили довольно известные врачи, инженеры, профессора, приват-доценты, преподаватели гимназий, литераторы и т.д. Идеалом кадетов была конституционная монархия с народным представительством, на «англицкий манер» и национально-культурное самоопределение народов.

В ноябре 1905 года оформился «Союз 17 октября», который призывал общество сплотиться вокруг провозглашенных в Манифесте начал и оказывать всяческое содействие идущим реформам. «Октябристами» были крупные помещики, промышленники и банкиры, чиновники и состоятельные интеллигенты. Лидеры – банкир А.И. Гучков и помещик М.В. Родзянко. Особое внимание уделялось единой и неделимой России, народам которой не предполагалось предоставить даже культурной автономии. «Октябристы» - сторонники разрушения общины и создания крепких хозяйств фермерского типа, государственное устройство виделось ими как наследственная конституционная монархия.

В декабре начинается вооруженное восстание в Москве, которое было жестоко подавлено. Созванная I Государственная дума, большинство в которой принадлежало кадетам, просуществовала всего 2,5 месяца и была распущена 9 июля 1906 года. Пост премьера занял П.А. Столыпин. 3 июня 1907 года разогнали и II Государственную думу, где кадетского большинства уже не было. С 1907 по 1908 гг. по политическим делам было осуждено более 26 тысяч человек, из них свыше 5 тысяч были приговорены к смертной казни. Один из шутников прозвал виселицу «столыпинским галстуком», за что был вызван П.А. Столыпиным на дуэль, и сразу же принес свои публичные извинения. П.А. Столыпин был убежден в том, что всякие преобразования в условиях безвластия обречены на провал. Суть его реформ сводилось к следующему: убедить государя укрепить вертикаль власти, разрушить ставшую рутинной общину и создать новую опору трона и, соответственно, экономическую основу империи – крупные крестьянские (кулацкие) хозяйства, ввести всеобщее, обязательное четырехлетнее обучение, добиться рывка в развитии промышленности. Но времени ни ему, ни России уже не хватило.

9 ноября 1906 года появился указ, предусматривавший роспуск общины решением простого большинства ее членов, а не двух третей, как было раньше. II Государственная дума отказалась его утвердить и была распущена, избранная новая III Государственная дума удовлетворила желание власти. Но практика показала, что выделялись из общины наиболее богатые и наиболее бедные, которые продавали свою землю и подавались в города. Средняки стояли за общину, напуская красного петуха на кулацкие хутора. Разрушение общины было вызвано и политическим обстоятельством: в годы революции участие в волнениях совершались крестьянами по решениям общинных сходок. Попытки решить земельный вопрос переселением части крестьян в Сибирь не были успешными, часть переселенцев вернулась обратно, но население Сибири увеличилось. Не удалось ввести и обязательное начальное образование, однако было открыто 50 тыс. новых школ.

В сентябре 1911 года жизнь П.А. Столыпина трагически оборвалась в Киеве, в результате последнего в истории его жизни покушения социалистов-революционеров. История же Российского парламентаризма насчитывала всего 12 лет, и вполне естественно, что за столь небольшое время Дума не могла успеть оформиться как традиционная парламентская структура.

В 1913 году Российская империя занимала 5-е место в мире по объему промышленного производства, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции. Но процесс индустриализации был еще далек от завершения. Огромную роль в структуре национального дохода играло сельское хозяйство, на объем экспорта приходилось только 5,6% промышленной продукции, а более 90% составляли продовольствие, полуфабрикаты и сырье.

1 августа 1914 года мир взорвался и началась I Мировая война, втянувшая в свою кровавую историю 36 государств, заплативших чудовищно дорогую цену за участие в этом конфликте (около 10 млн. убитых и 20 млн. раненых). Впрочем, до прихода большевиков к власти, эта война называлась в истории России Отечественной (поэтому и появится впоследствии не вторая отечественная, а великая отечественная война, ведь вторая началась не в 1941, а в 1914 году, и еще было живо поколение, которое об этом помнило).

До войны предполагалось, что русская армия сразу же прейдет к глухой обороне, перейдя в наступление лишь тогда, когда оно будет тщательно подготовлено. Но обрушившийся на Францию немецкий блицкриг вынудил во имя спасения союзников бросить не успевшую полностью развернуться армию в неподготовленный прорыв.

А.А.Брусилов вспоминал, что перед войной никто не предполагал, что миллионные армии «закопаются в землю и перейдут к той системе войны, которая столь осмеивалась в японскую кампанию и в особенности жестко критиковалась немцами, которые в эту великую войну первыми перешли к позиционной войне». Однако было ясно и то, что более слабый противник вынужден будет зарыться в землю.

Граф Эммануил Беннингсен, прошедший вместе с братьями всю первую мировую, вспоминал: «6 августа 1914 года в часы полного солнечного затмения наша гвардейская кавалерия столкнулась у Каушена с немецкой резервной бригадой. Перед началом боя командир конногренадер Лопухин встретил возвращающийся разъезд с убитым офицером. «Кого везете?» - «Корнета Лопухина», был ответ. Лопухин слез с лошади, поцеловал и перекрестил убитого сына и повел полк в бой, чтобы через час самому быть убитым… и кавалергарды, и конногвардейцы понесли…огромные потери в офицерах: в Конной гвардии из 24 бывших утром в строю офицеров 16 были убиты или ранены. Объяснялось это тем, что во многих частях считалось неподходящим для офицеров, особенно гвардии, ложиться, и немцы могли бить их на выбор. В то время, как солдаты делали перебежки, их к этому подготовляли, офицеры шли, ни на мгновение не нагибаясь…».

Недостаточно развитая промышленность, не справляющаяся со все возрастающими потребностями войны, вынудила компенсировать недоработки мирного времени огромными человеческими жертвами. «Можно сказать, что если на Западноевропейском фронте противники состязались друг с другом в мужестве и технике, то на Восточном мы, особенно в первые два года противопоставляли убийственной технике немцев – мужество и… кровь» – писал в своих воспоминаниях А.И.Деникин - «Каков народ, такова и армия. И как бы то ни было, старая русская армия, страдая пороками русского народа, вместе с тем в своей преобладающей части обладала его достоинствами и прежде всего необычайным долготерпением в перенесении ужасов войны; дрались безропотно почти три года; часто шли почти с голыми руками против убийственно высокой техники врагов, проявляя высокое мужество и самоотвержение». А.А.Брусилов также говорил о том, что нашу техническую отсталость в орудиях борьбы приходилось возмещать излишней кровью. Такое положение дел вызывало возмущение начальством, якобы не жалевшим солдата. Интересно и то, что два человека, впоследствии очутившиеся по разные стороны баррикад, говорят об одной и той же проблеме в унисон. Обратим внимание и на то, что это было время, когда сохранялись традиции старого боевого рыцарства. Естественно, что при таком подходе лучший строевой элемент в массовом количестве выбывал из рядов армии убитым или искалеченным. Видимо не случайно союзники, Англия и Франция, не без умысла распространяли легенду о русском «паровом катке», который, постоянно пополняясь резервами, в конце концов раздавит технически оснащенную германскую военную машину. На смену погибшим приходило все более озабоченное спасением своей жизни пополнение. В одном из типичных документов солдатской психологии образца 1917 года говорилось: «газеты печатают, чтобы не было нигде наступление по фронту, нас хотят сгубить начальство. Они изменники, наши враги внутренние…нам все равно не прорвать фронт неприятеля…если пойдем, то перебьют, а потом некому будет держать фронт, передавайте, братья и пишите сами это немедленно». Так медленно, но верно недоработки мирного времени, такие, как несоответствие предвоенной концепции обороны реалиям предпринятого во имя спасения Франции неподготовленного наступления, в ходе которого унтер-офицеры шли в бой как рядовые солдаты, недостаток снарядов и орудий, отсталость авиации и т.д. вели к массовым потерям и постепенному снижению героического духа в русской армии, брожению в тылу, революциям и, как следствие, поражению России на фронтах Первой мировой…

Однако процесс снижения боевого духа армии был длительным. Еще силен был дух Святослава, и добровольно уходили на фронт дети сильных мира сего. П.Н.Милюков вспоминал: «около Холма был убит мой младший сын Сергей… вопреки моим наставлениям он пошел добровольцем… имел право выбора между двумя вакансиями: на Южный фронт или на Дальний Восток… Я сказал ему, где была настоящая борьба, со стесненным сердцем проводил его… Генерал Ирманов… новоиспеченных… посылал в опасные места… охраняя свои кадры… В этот день 13 таких же молоденьких офицеров погибли в импровизированной схватке. Но атаки не остановили наступления… Никогда я не мог простить себе, что не посоветовал ему отправиться на Дальний Восток». Трагическая гибель Сергея произошла в 1915 году. Здесь уместно вспомнить слова «старика» Болконского, произнесенные при получении известия о «гибели» князя Андрея под Аустерлицем: «убит в сражении, в котором повели убивать лучших русских людей и русскую славу». Так уходило с исторической сцены зараженное римским духом русское «рыцарство». Именно к ним, героям Отечественных войн 1812 и 1914 годов, до конца выполнившим свой долг более всего подходят слова Конфуция: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде».

Зеркальное отражение такого поведения мы наблюдаем по другую сторону границы. С 1914 года германские преподаватели произносят патриотические речи. Кайзер и генералы предстают перед учениками в образе античных героев. Жить в столь героическую эпоху – удача, но еще большей радостью казалось умереть за фатерлянд. Запершись в своей комнате, рыдает молодой прихрамывающий Геббельс, который признан врачами непригодным к воинской службе. И Европе еще суждено будет содрогнуться от этого плача.

Давайте попытаемся проследить по воспоминаниям очевидцев вехи становления характеров и формирования мироощущения молодых людей в царской России на примерах нескольких эпизодов из жизни 10-ой петербургской гимназии, которая «была обыкновенной, типичной казенной гимназией, какие были рассеяны по всей России». Тех самых молодых людей, которые выполнили свой долг так, как они его понимали.

Большинство из них усваивали прививаемые в гимназии человеческие качества: как правило, мальчики, а потом и юноши были честны, справедливы, не трусливы, хорошие товарищи. Но, как говорится, в семье не без урода. Были среди гимназистов и подхалимы, и фискалы, и вруны. Но вся масса учащихся в относилась к таким типам нетерпимо. Это выражалось нередко и в определенных реакциях. Особенно активно боролись с фискальством. Так, если ученик фискалил, предавал товарища, ему устраивали «темную». Такие меры применялись в младших и средних классах, в старших выдерживался бойкот в отношении таких типов: им не подавали руки, с ними не разговаривали, не принимали в компанию, пока провинившийся не попросит извинения и не покажет своим поведением, что стал настоящим товарищем. Нетерпимо относились и к жадности, зазнайству, нежеланию помочь товарищу в учебе.

Строго отрицательно относились к фискальству и учителя гимназий, а так же других мужских учебных заведений, особенно закрытых. Один лицеист рассказывал, что его товарища не допустили к дальнейшим к вступительным экзаменам, так как он пожаловался на соседа, который якобы толкнул его, из-за чего он опрокинул чернильницу на сочинение.

Когда началась русско-германская война, большинство окончивших 10-ю гимназию были призваны и направлены в школы прапорщиков и военные училища. Многие выпускники сложили свои головы, защищая родину.

В апреле 1915 года немецкие и австрийские войска начали наступление в Галиции. В письме к военному министру один из командиров корпусов с горечью отметил: «Немцы вспахивают поля сражений градом металла и ровняют с землей всякие окопы и сооружения…Они тратят металл, мы – человеческую жизнь». К тому времени потери русской армии уже составляли около 3,5 млн. убитыми и ранеными. С августа 1915 года пост главнокомандующего занял Николай II. Поражения на фронте (1915) дискредитировали власть, которая оказалась неспособной организовать военные действия подобающим образом, в тылу буйно расцвела распутинщина, министерская чехарда, кричащие о том, что к 1916 – 1917 гг. правительство «повисло» в воздухе. В феврале 1914 года один из консервативных лидеров Государственного совета П.Н. Дурново писал Николаю II: «Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны достанется нам…все неудачи будут приписываться правительству…начнутся революционные выступления…Армия, лишившись надежного кадрового состава…окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности…Законодательные учреждения и лишенные авторитета в глазах населения оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать народные волны, ими же поднятые, и Россия будет втянута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

В январе 1917 года подвоз продовольствия в Петроград и Москву составил лишь 25% от планируемого. В условиях всеобщей усталости и недоверия власти даже временные перебои в снабжении мегаполисов могли вызвать революцию. Осложняло ситуацию и то, что большинство населения не понимало во имя чего идет война. Солдаты на фронте объясняли это примерно так: «убили какого-то эрц-герц-перца, потому австрияки обидели сербов, царь же за сербов вступился и начал воевать против немца». В условиях всеобщей безграмотности и необразованности солдатской массы, кто такие сербы не знал никто, кто такие австрияки и германцы было по-прежнему темно, и получалось, что миллионные массы людей гибнут и калечатся вот уже несколько лет в плавильном тигеле войны по слепой царской прихоти.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каков был социальный состав населения Российской империи на рубеже веков?

2. Опишите ход боевых действий во время русско-японской войны.

3. Какова связь русско-японской войны и первой революции в России?

4. Какое значение для Российской империи имел первый опыт парламентаризма?

5. В чем заключалась суть внутренней политики П.А. Столыпина?

6. Какое влияние на судьбу России оказала Первая Мировая война?

1. Экономическое развитие страны. Реформы С.Витте. Иностранный капитал в России. Аграрная политика.

2. Социальная структура российского общества.

3. Политическая система России. Самодержавие и его институты. Николай II.

Характер и уровень развития России на рубеже веков вызывают различные оценки и выводы: от утверждения, что капитализма в России почти не существовало, до полного ее отождествления со странами Западной Европы. Такая полярность взглядов объясняется тем, что данная проблема самым непосредственным образом связана с вопросом о степени материальных предпосылок социалистической революции.

1. В работе Вам предстоит исследовать названную проблему в контексте новейшей концепции, согласно которой мировой капитализм развивался своеобразными эшелонами.К первому эшелону относятся страны с высоким уровнем развития капитализма - Англия, Франция, США. Россию и страны Восточной Европы принято относить ко второму эшелону, к догоняющему типу развития. Третий эшелон - это страны Латинской Америки, Азии и Африки, где переход к капитализму начался с середины XX в. Основным критерием этого условного деления является определение типичных черт, характерных для каждого эшелона стран.

Исследуя особенности и основные тенденции капиталистической эволюции России, прежде всего укажите на сжатые исторические сроки развития промышленного капитализма, его высокие темпы. Как формация капитализм в нашей стране утвердился с 1861 г. В пореформенные годы его развитие шло с такой быстротой, что за несколько десятилетий совершились превращения, занявшие в странах Западной Европы целые века.

Одной из важнейших черт экономического развития России явилось вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Объясните, в чем конкретно оно выражалось и насколько было успешным. Подчеркните, что наиболее активным оно стало в 90-е гг. Как известно, это были годы промышленного подъема, связанного с деятельностью С. Ю. Витте. Расскажите о проведенных им реформах, особо остановитесь на создании государственных условий для привлечения иностранного капитала. Дайте общую оценку реформаторской деятельности Витте, покажите, какие успехи были достигнуты в сфере промышленности, железнодорожного строительства.



Покажите влияние мирового экономического кризиса 1900-1903 гг. на развитие промышленности и банковской системы, проследите процесс монополизации в этих сферах, подчеркните, что на рубеже веков Россия вступила в стадию империализма одновременно с ведущими странами мира, проанализируйте особенности российского империализма. Подробнее остановитесь на таком факторе, как огромное, все более увеличивающееся отставание социально-экономического развития деревни от бурно развивающейся промышленности. Объясните, какие пережитки крепостничества сохранились в аграрном секторе, почему царизм законсервировал сельскую общину. Подчеркните, что дворянское землевладение, ставка на общину являлись препятствием для развития капитализма, незавершенность реформ 1861 г. сделала аграрный вопрос ключевым в последующих буржуазно-демократических революциях. Отметьте многоукладный характер экономики России как фактор, отрицательно влияющий на ее развитие. И в заключение сделайте вывод о месте России в мировой экономической системе конца ХIХ- начала ХХ вв.

2. Особенности экономического развития страны отразились на социальной структуре российского общества. Здесь надо иметь в виду следующее: по-прежнему ее основу составляли сословия, замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству, в то же время формировалась новая социально-классовая структура, включающая в себя классы утверждающейся формации, вместе с тем внутри самих экономических классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находились в промежуточном состоянии между различными классами.

Господствующим сословием оставалось дворянство, составлявшее по переписи населения 1897 г. 1,5% от общего населения страны. Покажите неоднородность его состава - деление на потомственных и личных дворян. Расскажите об изменениях, происходивших в среде помещиков. Объясните, какие обстоятельства позволили дворянству сохранять решающие позиции в политической жизни империи.

Наиболее многочисленным сословием Российской империи являлось крестьянство (около 82% населения России). Охарактеризуйте его положение, отметьте его политическое бесправие, экономическую зависимость от помещиков и общины. Обратите внимание на усиление процесса экономической дифференциации (расслоения) деревни.

К сельским сословиям относились также однодворцы и казаки, к городским - мещане и купцы. Назовите их отличительные признаки.

В социальной структуре российского общества выделялось довольно многочисленная армия чиновников (государственных служащих) различного ранга. Укажите, какие особенности экономического и политического строя России определяли специфику положения бюрократии, в чем она состояла.

Особым сословием являлось духовенство. Раскройте положение церкви и ее роль в государстве.

Новым классом, все более уверенно заявляющим о себе, была буржуазия. Покажите, какие слои выделялись в ее среде, чем они отличались. Объясните, почему в целом российская буржуазия как класс оставалась инертной и консервативной.

Кроме буржуазии, элементом новой структуры являлся класс наемных рабочих. Охарактеризуйте его положение, отметьте социальную неоднородность. Объясните, почему рабочий класс России раньше, чем буржуазия, начал выступать как самостоятельная политическая сила.

Особое место в обществе занимала интеллигенция, рекрутировавшаяся из различных слоев населения. Подчеркните, что ее отличали:

Жертвенность и подвижничество;

Стремление служить своему народу;

Оторванность от народа и от власти;

Социально активная роль - ее представители формировали основные политические партии, разрабатывали идейные доктрины.

В заключение ответьте на вопрос, почему социальные изменения приводили к росту социального недовольства.

3. По форме правления Россия к началу ХХ столетия являлась самодержавной монархией. Назовите особенности российской монархии. Подчеркните, что самодержец являлся единственным легитимным источником законов. Право издавать законы принадлежало только ему. Дайте характеристику Николая II (1894-1917 гг.) как государственного деятеля. Раскройте роль императорской фамилии в структуре монархического правления.

Далее расскажите о деятельности высших органов власти: Государственного совета, Сената, кабинета министров и отраслевых министерств. Подчеркните, что в системе министерств особое место занимали Министерство внутренних дел и Министерство финансов. Первое контролировало деятельность местной организации, цензуры, мест заключения, средств связи, а также ведало вопросами комплектования армии. Министерство внутренних дел располагало штатами полиции и жандармерии, а также многочисленной агентурой - провокаторами и осведомителями. Руководство этого министерства придерживалось жесткой консервативной позиции, особенно характерна в этом отношении деятельность В.К. Плеве. Второе осуществляло контроль за развитием промышленности, торговли, мореплавания, путей сообщения, народного образования, в его руках находились основные инвестиционные рычаги (в том числе коммерческий и аграрный кредиты).

Кроме того, покажите, как были устроены и функционировали такие институты государственной власти, как суд и армия, что собой представляла система местного самоуправления. Подчеркните, что власть на местах была сосредоточена в руках губернаторов, назначавшихся царем.

Важное место в политической системе России занимала церковь. Назовите высший орган церковного управления. Расскажите, как была организована церковная жизнь, кто являлся юридическим главой церкви.

Перечислите общественные организации и политические партии, сформировавшиеся в конце ХIХ - начале ХХ вв.

И в заключение ответьте на вопрос, насколько существовавшая в начале ХХ в. форма правления отвечала развитию страны и потребностям эпохи.

Литература

Бородина О.И.Россия на рубеже двух эпох.М.,1992.

Донгаров А.Г.Иностранный капитал в России и СССР.1856 - 1946.М.,199О.

Жуков В. Власть и оппозиция.Российский политический процесс ХХ столетия.М., 1994.

Корелин А.П., Степанов С. А., С.Ю. Витте - финансист, политик, дипломат. М., 1998.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала ХХ века. М.,1997.

Пушкарёв С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001.

Революционный радикализм в России. Век XIX. М., 1997.

Российские либералы. М., 2001.

Российские самодержцы (18О1 - 1917).М.,1993.

Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999.

Секиринский С., Филиппова Т. Либерализм в России. Очерки истории (середина XVIII – начало XX века). М., 1995.

Твардовская В.А., Итенберг Б.С. Русские и Карл Маркс: выбор или судьба? М., 1999.

Тян В.В. Россия на изломе веков: самодержавный режим на весах системных кризисов: Вторая половина XIХ-начала XX века. М., 2002.

В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии. Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития.

За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности. Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего использование опыта и оказание помощи развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904-1908 гг. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1, 5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи. Незначительным было и участие российских предпринимателей в международных союзах. Россия включилась в передел сфер влияния в мире, но при этом наряду с интересами российской буржуазии значительную роль играли военно-феодальные устремления царизма.

Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией, в экономике России большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства, от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

Сосредоточением пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, латифундиальное помещичье землевладение, крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины). С другой стороны, крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, которые являлись тормозом для модернизацию крестьянского хозяйства. Хотя здесь и произошли определенные сдвиги, выражавшиеся в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, однако в целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление - как наследие феодальной эпохи: дворянство, купечество, крестьянство, мещанство.

К началу XX в. ведущие позиции в экономике страны занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали противоречия.

Класс наемных рабочих, насчитывавший к концу XIX в. около 18,8 млн. человек, также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла еще связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший к этому времени около 3 млн. человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.

Политическим строем России была абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный". Николай II, взошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России. С упорным постоянством он отвергал все попытки ограничить свою власть.

Высшими государственными органами в стране до 1905 г. являлись: Государственный Совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер; Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов.

Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II крайне ревниво относился к любой крупной личности среди своих министров. Так, С.Ю.Витте, приобретший в результате успешных реформ большую власть и влияние в правящих сферах, был в 1903 г. смещен со своего поста и назначен на почетную, но малозначащую должность председателя Комитета министров.

Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

Российская империя являлась многонациональным государством, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Национальный гнет проявлялся по-разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического и культурного развития того или иного региона. При этом важно отметить, что уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) угнетение проявлялось в стремлении к унификации местных условий и их специфики с общероссийскими устройством. В остальных окраинах, где национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял права нерусских народов, но и сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского общества происходил, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку.

Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России. Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства, а затем в США, Канаду, Бразилию и даже Австралию. Стремясь избежать притеснений на национальной почве, немалое число российских подданных эмигрировало. И, наконец, все более заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизни борьбу с самодержавием.

Население мира: численность и особенности расселения. В конце XIX - начале XX в. на земном шаре жило около 1 млрд. 630 млн. человек. Размещение населения мира по континентам отличалось большой неравномерностью. В России, включавшей и европейскую, и азиатскую части евразийского континента, проживало 130 млн. человек. Громадное большинство - около 950 млн. человек - было сосредоточено в зарубежной Азии. В зарубежной Европе проживало менее трети этого числа - 290 млн. человек. В Африке - примерно 110 млн. человек. Северная Америка (США и Канада) насчитывала 81 млн. человек, Латинская Америка - 64 млн. Наконец, Австралия и Океания имели 6,8 млн. жителей.

Территории, удобные для земледелия, составляли немногим более четверти обитаемой суши. На них проживало до 9/10 населения мира, занимаясь главным образом сельскохозяйственной деятельностью. В 1900 г. в городах прожи вало лишь 10% населения мира. Крупных городов было мало. Лишь 360 из них имели свыше 100 тыс. жителей.

Некоторые особенности размещения населения были связаны с межконтинентальными и внутриконтинентальными миграциями (перемещениями) населения. Эпоху мировых миграций начали великие географические открытия. Миграции населения объяснялись различными причинами - экономическими, политическими, национальными, религиозными, а также перемещением населения между городом и деревней.

Наиболее крупные межконтинентальные миграционные потоки населения в XIX и начале XX в. устремились прежде всего в Северную Америку (США и Канаду), в Латинскую Америку, Австралию и Новую Зеландию. С момента открытия европейцами Нового Света в Америку эмигрировало из стран Европы около 55 млн. человек. Из Африки в Америку было ввезено около 10 млн. негров-рабов. Из Азии прибыло около 4 млн. иммигрантов.

Миграции населения происходили и в Азии: китайцы переселялись в страны Юго-Восточной Азии, заняв важное место в местной торговле, а индийцы отправлялись в Южную Африку. В ряде стран Азии и Африки к концу XIX в. не было крупных миграций населения и сохранялся стабильный, традиционный национальный состав населения (Япония, Корея, Вьетнам и др.).

Метрополии, колонии и зависимые страны. К началу XX в. политическая карта мира претерпела большие изменения. Небольшая группа наиболее развитых в экономическом отношении государств завершила к началу XX в. колониальный раздел мира. Колониями владели в это время (в алфавитном порядке): Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, США, Франция, Япония. Эти страны назывались метрополиями, а их владения - колониями. Кроме того, многие формально самостоятельные государства Азии и Латинской Америки оказались в той или иной степени зависимости от капиталистических государств Европы и США.

По данным на 1900 г., площадь колониальных владений составляла 54,9% площади мира. Там проживало свыше 35% населения Земли. Крупнейшей метрополией являлась Великобритания - в ее колониях проживало около 70% всего населения колоний, во французских - 9,5%, германских - 2,3%.

Создание громадных колониальных империй, увенчавших в начале XX в. раздел мира между ведущими капиталистическими державами, создало новую ситуацию в мире. Произошло насильственное создание мирового хозяйства, основанного не на экономических, а на принудительных формах взаимоотношений между государствами-метрополиями и странами-колониями и их народами. Раздел мира между империалистическими государствами происходил в ходе межимпериалистического соперничества и доходил нередко до войн из-за сопротивления народов колоний. В начале XX в. наступил перелом: стала ясна неизбежность как войны за передел колониальных владений, так и освободительных революций и вооруженного сопротивления порабощенных народов.

Цивилизации. Запад и Восток.

Раскол мира на метрополии и колонии сопровождался распространением европоцентристских (т. е. рассматриваемых через призму развития европейских стран) концепций цивилизации.

Цивилизация (от латинского "цивилис" - гражданский, государственный) обозначает исторически сложившуюся совокупность материальной и духовной культуры, общественного строя, образа жизни, системы ценностей и норм поведения того или иного общества или целой эпохи. В этом смысле говорят об античной, средневековой, мусульманской, индийской, китайской, европейской и других цивилизациях. Совокупность цивилизаций и культур определяет общее понятие глобальной, человеческой цивилизации.

В конце XIX - начале XX в. центральное место в европейских концепциях мирового развития занимало сопоставление западной цивилизации, свойственной странам Западной Европы и Северной Америки, и восточной цивилизации, существовавшей в Азии и Африке. Само по себе такое сопоставление вполне правомерно. Для "традиционной" (восточной) и европейской цивилизаций были свойственны своеобразные, специфические черты и различия, которые, однако, не давали оснований для их противопоставления.

Для "традиционного" общества были характерны высокая степень зависимости от природы и географической среды, особо тесная связь индивида со своей социальной группой, этносом или сословием.

В обществах индустриальной цивилизации, к которой прежде всего относились западноевропейская и североамериканская, доминировали иные принципы отношений человека и природы, межличностные и общественные отношения. Исходными были - свобода, равенство людей, независимость индивида от его социального происхождения. Основой индустриальной цивилизации стали капиталистические экономические отношения - рынок, частная собственность, конкуренция, наемный труд.

Большинство европейских мыслителей XIX в. принимало технический прогресс, достигнутый в Европе и в США, за определяющую черту цивилизации и потому противопоставляло "передовую" западную цивилизацию "отсталой" цивилизации народов Востока. Разумеется, технический прогресс является важной особенностью уровня и характера цивилизационного развития. Однако при этом нельзя игнорировать такие важные признаки цивилизации, как общее состояние человеческого общества, место в нем человека, его взаимоотношения с природой и коллективом. Деление цивилизаций на "отсталые" и "передовые" не учитывало этих обстоятельств. Оно отражало нежелание европейцев признать равноправие иного образа жизни и иных цивилизаций. Игнорировались при этом и огромные заимствования Запада от восточной культуры, науки и изобретательства. Лишь в начале XX в., когда стали особенно очевидны издержки и уродливые последствия промышленного развития, гонки вооружений и войн, начали пробивать себе путь более глубокие представления о соотношении различных цивилизаций.

В конце XX в. современный подход к проблеме цивилизационного развития признает цельность мира и от теории локальных цивилизаций совершается переход к формированию планетарной цивилизации. Интенсивный процесс международного обмена информацией, техникой, культурными достижениями, общения людей, влияние различных форм экономической, политической и культурной жизни - все это приобретает в конце XX в. всемирный планетарный характер. При этом признается и многообразие, плюралистичность обществ и культур. Таким образом, происходит процесс становления глобальной цивилизации.

Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки. К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей. Это был результат длительного исторического развития.

Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся "жизнь, свобода и стремление к счастью" (Декларация независимости США) и "свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению" (Декларация прав человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.

Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.

Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) принадлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.

Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов - парламенты (Конгресс - в США, Рейхстаг - в Германии, Дума - в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.

В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии - канцлером).

В республиках "президентского типа" (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках "парламентского типа" президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром. Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального "вотума недоверия").

Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть - система центральных и местных судов, а также Верховный суд.

В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.

Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в. избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения - женщин, а часто и военнослужащих, которые не имели право голоса.

Основные идейно-политические течения. Главными идейно-политическими течениями в странах Западной Европы и Северной Америки были консерватизм, либерализм и социализм, которые сложились еще в XVIII-XIX вв. Консерваторы (от латинского "консервацио" - сохранение, сбережение) стремились к сохранению прежних, традиционных порядков и учреждений. Не отрицая в принципе возможности реформ, они все же старались избежать их. Консервативные партии выступали за сохранение и укрепление "устоев общества": семьи, социальной иерархии, порядка. Их поддерживали главным образом буржуазные слои общества, землевладельцы, высшее чиновничество, основная часть крестьянства. Либералы (от латинского "либералис" - свободный) защищали свободу личности и право частной собственности. Они выступали за свободу слова, печати, свободу вероисповедания, свободу политической деятельности, свободу торговли и частного предпринимательства. Одним из главных пунктов либеральной доктрины было осуждение государственного вмешательства в торговлю и промышленную деятельность. По мнению либералов, государство должно было ограничиваться ролью "ночного сторожа": следить за порядком и охранять страну, но не вмешиваться в экономику. Они пользовались большим влиянием в США, Великобритании и некоторых странах Западной Европы. Их поддерживали в первую очередь буржуазные слои населения, торговцы, предприниматели, а также часть интеллигенции, рабочих и служащих. Будучи противниками революции, многие либералы считали, что угрозе революции надо противопоставить политику социальных реформ, позволяющих уменьшить социальную напряженность, улучшить положение трудящихся и, в случае необходимости, преобразовать общество при сохранении власти буржуазии. Такая политика, получившая название буржуазного реформизма, находила отклик не только в правящих кругах, но и в самых широких слоях населения стран Западной Европы и США.

Социалисты (от латинского "социалис" - общественный, товарищеский) хотели заменить капиталистическое общество, основанное на прибыли и частной собственности, новым, более справедливым общественным строем - социализмом, где будет установлена общественная собственность на орудия и средства производства, власть перейдет в руки трудящихся, будет уничтожена эксплуатация человека человеком и осуществится принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду". Социалистические учения находили опору главным образом в рабочем движении, а также среди части интеллигенции, мелкой буржуазии и служащих.

В конце XIX - начале XX в. наиболее распространенным социалистическим учением являлся марксизм . Марксисты руководствовались теорией классовой борьбы, согласно которой борьба классов является главной движущей силой общественного развития, а рабочий класс (пролетариат) призван покончить с капитализмом и построить бесклассовое социалистическое общество.

Марксистское течение не было однородным: оно делилось на левых и правых, на сторонников революции и сторонников реформ. Революционеры (в том числе большевики во главе с В. И. Лениным в России) полагали, что переход общества от капитализма к социализму возможен только в результате насильственной социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Сторонники реформ, которых, в отличие от буржуазных реформистов, называли социал-реформистами , считали возможным переход к социализму мирным путем, при помощи реформ.

Вне марксистского течения стояли английские сторонники постепенного мирного преобразования капитализма в социализм, называвшие себя фабианцами (по имени римского полководца Фабия Максима, который успешно пользовался тактикой выжидания). Считая социализм неизбежным результатом экономического развития буржуазного общества, но желая избежать "социальных катаклизмов", фабианцы возлагали главные надежды на пропаганду социалистических идей, которые должны были постепенно "пропитать" все слои населения. После этого, по мнению фабианцев, общество, убедившееся в преимуществах социализма, при помощи государства и муниципалитетов обобществит часть средств производства и безболезненно перейдет к социализму.

Близким к социализму учением являлся анархизм (от греческого "анархия" - безвластие). Анархисты также исходили из стремления уничтожить капитализм и построить бесклассовое общество, но, в отличие от социалистов, отрицали необходимость государственной власти.

В рабочем движении анархизм часто выступал в форме анархо-синдикализма , приверженцы которого считали важнейшей формой объединения трудящихся не политические партии, а профсоюзы (по-французски - "синдикаты"). Анархо-синдикалисты призывали к революции и классовой борьбе против буржуазии, но главными формами этой борьбы считали не вооруженное восстание, а бойкот, саботаж и стачку, особенно всеобщую.

Анархо-синдикалисты пользовались поддержкой части рабочих и мелкобуржуазных слоев населения. Наибольшее влияние они имели в тех странах, где значительную роль играло мелкое производство: во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, в некоторых странах Латинской Америки и, кроме того, в США.

Вопросы и задания. 1. Расскажите о населении мира. В чем состояли особенности его расселения на стыке XIX и XX вв.? 2. Охарактеризуйте западную и восточную цивилизации к началу XX в. Что такое раздел мира? метрополии? колонии? 3. Что собой представляла доктрина разделения властей? Докажите, что только разделение властей может гарантировать суверенитет народа. 4. Назовите основные идейно-политические течения конца XIX в., дайте характеристику каждому из них.