Сущность государственной семейной политики. Курсовая работа: Государственная семейная политика в России и за рубежом Формы реализации семейной политики

Понятие семейной политики. Необходимость семейной политики диктуется тем, что в конкретных исторических условиях выполнение основных функций семьи может нарушаться. Если же они осуществляются успешно, то никаких особых мер не требуется.

Семейная политика - это деятельность государства, политиче­ских партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утра­ченной на длительном историческом пути развития общества, возвращение семье присущих ей социаль­ных функций, политика направленная, на укрепление семьи как социального института.

Основные принципы семейной политики. Основными принци­пами семейной политики является:

Принцип суверенности - согласно ему, семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собствен­ными целями и интересами.

Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокуль­турных и моральных норм рассматривается как девиантный, откло­няющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых).

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновыва­емое интересами общества или государства (например, регулиро­вание производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно.

Принципом свободы выбора подразумевает наличие в обществе подлинной альтернати­вы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семей­ного поведения.

Принцип общественного договора оз­начает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как со­циального института и государства. Иначе говоря, семья и государст­во заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формулируются все сущест­вующие политические, социальные, экономические и другие отно­шения между ними.

Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовы­ми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продук­та семейного производства" социальная система не может функцио­нировать. В этих условиях семья может потребовать от общества и его представителя - государства - на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые спо­собствуют эффективной реализации функций воспроизводства и со­циализации.

Принцип единства целей федеральной и региональной семей­ной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории - час­ти одного и того же государства.

Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, от­ражающим фундаментальные изменения экономических, соци­альных и демографических условий жизни общества. И потому, хо­тя и существуют территории, где преобладают "традиционные" ти­пы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них не­обходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффектив­ной реализации специфических функций семьи. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели се­мейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспе­чения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной поли­тики.

Принцип социального участия - цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социаль­ной жизни - семьи как малой группы; разного рода со­циальных и территориальных общностей и объединений, формаль­ных и неформальных (соседские общины, этнические и социокуль­турные меньшинства, партии, общественные, политические, религи­озные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д. и т.п.) ; специализированные органы государства.

Цели семейной политики. В семейно политике можно выделить стратегическую, тактическую цели.

Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального ин­ститута семейного образа жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жиз­недеятельности интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Она требует специальной поддержки со стороны общества и государства, поощрения семей с несколькими детьми, состоящих из нескольких поколений.

В качестве основной модели семьи, поощряемой государством выступает полную семью с 3-4 детьми. Это не значит, что другие типы семей дискриминируются или хотя бы отрицательно оценива­ются.

Помимо стратегической, долгосрочной цели семейная политика имеет и краткосрочные, тактические цели, которые, однако, тесно связаны с целью стратегической.

Краткосрочные цели семейной политики можно выразить как социальную поддержку семей, сталкивающихся с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и про­блемы. Причем основное внимание должно уделяться тем семьям, внутренний потенциал которых не позволяет им самим, своими си­лами справиться с конфликтами и стрессами и которые нуждаются в социально-психологической помощи со стороны государственных и негосударственных социальных служб.

К сожалению, актуальная ситуация в России не способствует осознанию и тем более принятию среднедетной семьи как главной цели долгосрочной семейной политики. Над всем превалирует идея о необходимости защиты семей от бедности и нищеты как последствий проводимых в стране социально-экономических преоб­разований.

  • 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
  • 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
  • Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
  • 1. Семейная структура населения Российской Федерации
  • 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
  • 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
  • 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
  • Лекция №6 Культура и быт семьи
  • 1. Роль отца и матери в семье
  • 2. Общение в семье
  • 3. Быт семьи
  • 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
  • Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
  • 1. Сущность и содержание социальной защиты
  • 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
  • 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
  • Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
  • 1. Сущность государственной семейной политики
  • 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
  • Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
  • 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
  • 2. Компенсационные выплаты
  • 3. Виды социальных льгот
  • Лекция №10 Охрана материнства и детства
  • 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • I. Диспансеризация беременных и родильниц.
  • II. Гинекологическая помощь.
  • III. Профилактика абортов, контрацепция.
  • 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
  • 3. Работа по формированию здорового образа жизни
  • Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
  • 1. Социальный портрет современной молодой семьи
  • 2.Проблемы молодой семьи
  • 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
  • Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
  • 1. Типы многодетной семьи
  • 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
  • 3. Социальная защита многодетной семьи
  • 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
  • Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
  • 1.Положение детей-инвалидов в современной России
  • 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
  • 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
  • 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
  • Имеющих детей-инвалидов
  • Лекция №14 Социальная защита неполных семей
  • 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
  • 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
  • 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
  • Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
  • 1.Пожилые люди как социальная общность
  • 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
  • 3. Концепция государственной социальной политики
  • В отношении граждан старшего поколения
  • 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
  • 5. Технология социального обслуживания по­жилых людей
  • Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
  • 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
  • 2. Система социального обслуживания населения:
  • Принципы, функции, виды и формы деятельности
  • 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
  • Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
  • 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
  • 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
  • 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
  • И странах «третьего мира»
    1. Вопросы для самоконтроля

      Литература

    2. 1. Сущность государственной семейной политики

    3. Проводимые в 90-е годы в обще­стве реформы оказали на семью не­однозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнеде­ятельности. Произошла резкая диф­ференциация доходов семей, их мас­совое обнищание. Углубляется дезор­ганизация жизни семей, возрастает нестабильность браков, разрушают­ся сложившиеся нравственно-этиче­ские нормы и традиции.

      Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государ­ства по ее укреплению и развитию. Опыт мирового сообщества пока­зывает, что институциональные про­блемы семьи эффективнее решаются с помощью специально-организованной системы государственной семей­ной политики.

      Государственная семейная поли­тика -составная часть социальной политики, направленная на инсти­тут семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством.

      Семейная политика также может быть определена как ком­плекс практических мер, предоставляющих семьям с детьми, определенные социальные гарантии, цель которых улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в инте­ресах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд.

      «Семейная политика,-по мнению А. И. Антонова,-это дея­тельность государства, политических партий, общественных орга­низаций, групп интересов и т. п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном исто­рическом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направ­ленная на укрепление семьи как социального института» 2 .

      Основной объект государственной семейной политики-се­мья, предмет -совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характеризу­ющих все население страны, и связаны с системой здравоох­ранения, образования, культуры, занятости. Семейную поли­тику часто отождествляют с демографической и общей соци­альной политикой.

      Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обе­спечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления госу­дарственной семейной политики; обеспечения защиты соци­ально уязвимых семей.

      Государство признает социальные права семьи и необходи­мость их законодательного закрепления. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации. Семье (а не только индивидууму) пре­доставляется полноценный социальный статус, ее интересы целенаправленно учитываются в процессе социально-экономического и культурного развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ. В законодательство включается комплекс право­вых норм, регулирующих на только отношения между членами семьи, но и отношения семьи и государства.

      Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функциониро­вания семей в обществе; осуществляет целенаправленный учет и способствует реализации институциональных прав и инте­ресов семей в процессе их жизнедеятельности; создает условия для обеспечения суверенитета семей и развития их функций субъекта социальных отношений; обеспечивает защиту соци­ально уязвимых семей.

      Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и системы целенаправлен­ной деятельности, предусматривающая свою стратегию, про­граммы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспече­ние. Социальный институт семьи включается в систему госу­дарственной деятельности в качестве целостного объекта.

      По своему содержанию семейная политика является ком­плексной и отражает отношения государства и семьи в основ­ных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродук­тивной, экономической, жизнеохранительной, воспитатель­ной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи. Государство обеспечивает целенаправленный учет и реали­зацию институциональных прав и интересов семьи в различ­ных областях общественной жизни, в деятельности органов вла­сти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развития страны. Реализация цели и принципов государственной семейной поли­тики контролируется на основе проведения фамилистической экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.

      Государство взаимодействует с семьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности госу­дарственных институтов и семьи, создает необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи.

      Важным условием эффективности семейной политики явля­ется дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стаби­лизации и развития института семьи обуславливают необхо­димость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявления характерных, устойчивых черт жизне­деятельности семьи, закономерностей ее развития, оценки наи­более болезненных процессов.

      Государство обеспечивает единство реализации цели и прин­ципов семейной политики на федеральном, региональном, местном уровнях. Субъекты Федерации, органы местного само­управления дополняют и реализуют меры семейной политики на основе установленных семье государственных гарантий функ­ционирования, обеспечивают координацию действий негосу­дарственных субъектов семейной политики.

      Таким образом, при формировании и проведении семейной политики важно учитывать ее основные принципы. Анализ имеющейся литературы и нормативно-правовых положений по проблеме позволяет выделить следующие принципы.

      Принципы семейной политики определяются историче­скими, этническими, религиозными, культурными традици­ями, материальными возможностями общества, социально-демографической ситуацией.

      Основным является принцип самостоятельности, суве­ренности семьи. Этот принцип означает ее определенную независимость от государства, возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся семейной жизни. Семья имеет право на любой, кроме криминального, образ жизни. Различные меры государственной семейной политики (эконо­мические, идеологические и др.) призваны не столько регла­ментировать поведение семьи, сколько способствовать ее само­развитию, предоставлять возможность выбора форм поведе­ния. Определенные же ограничения этого принципа могут вводиться и регулироваться лишь законодательно (установ­ление процедуры регистрации брака и развода, определение технологии усыновления и др.).

    4. Другим важнейшим принципом семейной политики явля­ется принцип свободы выбора ролевых функций и типа семьи. Он означает самостоятельное определение членами семьи своих ролевых функций, а также того типа семьи, который им наибо­лее приемлем. Сами члены семьи определяют какая у них будет семья: многодетная, малодетная или даже бездетная. При этом и государство свободно в принятии решений по поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в большей мере соответствуют интересам общества.

      Принцип равноправия в семье предполагает достижение справедливого распределения семейных обязанностей между супругами, а также обеспечение равных возможностей саморе­ализации в трудовой сфере и общественной деятельности. При наличии детей равноправие может достигаться лишь с учетом их приоритетных интересов. Меры государственной семейной политики должны быть направлены на обеспечение выжива­ния и защиту ребенка, его полноценное психологическое, физи­ческое, интеллектуальное и социальное развитие.

      Принцип общественного договора предполагает согласован­ную регламентацию взаимоотношений семьи и государства. Она нацелена на создание нормальных условий для экономи­чески активных членов семьи, позволяющих обеспечить благо­состояние на трудовой основе. А для этого необходимо расши­рять рабочие места с учетом интересов семей с малолетними детьми, поощрять семейный бизнес, расширять практику пере­подготовки, получения новых (более востребованных на рынке труда) профессий для работающих членов семьи. Договорная регламентация между семьей и государством также призвана обеспечить необходимую социальную защиту семей, нужда­ющихся в государственной поддержке. Причем, семьи равны в праве на помощь независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Безусловная защита семьи от нищенства и лишений, связан­ных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями, войнами, вооруженными конфликтами и др. обстоятельствами является важной государственной обязанностью. Но с учетом местной специфики и особенностей конкретной ситуации она также может регламентироваться. На договорной основе с государственными органами возможно усилить общественные стимулы, заинтересовывающие супругов в воспроизводстве и социализации новыx поколений. Такая практика наблюдается сейчас в ряде стран Латинской Америке, где мужчина получает прибавку к заработной плате за то, что его жена дома ухажи­вает и воспитывает ребенка.

      Принцип единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях означает, что ее цели едины для всей страны. Семье, независимо от места ее проживания, гаранти­руется предоставление минимальных социальных гарантий и льгот, установленных на федеральном уровне. Они могут дополняться органами власти субъектов Российской Федерации и местными самоуправленцами. Примером этого служат спе­циальные региональные программы семейной политики. Эти программы позволили реализовать некоторые меры дополни­тельной адресной помощи нуждающимся семьям.

      Принцип социального партнерства в выработке и реализации семейной политики предполагает участие различных проблем семьи. И здесь особую актуальность приобретает необходимость сотрудничества государственных органов с общественными объединениями, творческими союзами, благотворительными и религиозными организациями, предпринимателями и др. возможными субъектами семейной политики.

      Принцип преемственности означает сохранение имеющихся социальных норм, льгот, достигнутых социальных гарантий, а также эффективных традиционных форм семейной политики. Такой подход позволяет обеспечить стабильность мер в этой социальной деятельности.

      Другим важнейшим принципом семейной политики явля­ется принцип базисности, комплексности семьи. Он означает постановку семьи в центр общественной системы, повышение ее статуса, роли как структурного базисного образования, пре­одоление обыденного восприятия этого феномена как нуждаю­щегося только в защите, курировании, помощи. В современных условиях необходимо создание механизмов самореабилитации семьи, превращение ее в движущуюся силу социальных пре­образований. Семейная политика должна стать ядром, опре­деляющим звеном социальной политики в целом. Состояние института семьи, степень ее устойчивости-важнейший инди­катор адекватности социальной политики закономерностям, логике социального развития в целом, показатель эффектив­ности проводимых реформ.

      Не менее важным является принцип приоритета прав и инте­ресов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. Участие государства в обеспечении инте­ресов ребенка в семье не ограничивается предоставлением ему прав. Не менее важно для ребенка иметь гарантию для охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Статья 56 Семейного кодекса РФ предусматривает, что обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также на органы опеки и попечительства, прокурора и суд. Несовершеннолетний, признанный в соответ­ствии с законом полностью дееспособным до достижения совер­шеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

      Принцип соблюдения конфиденциальности со стороны соци­альных работников, при работе с семьей при условии отсут­ствия риска насилия над детьми.

      В области управления вопросами семейной политики госу­дарство реализует принцип межведомственного подхода к ее проведению, создает систему федеральных и региональных органов власти, координирующих разработку и практическое осуществление государственной семейной политики.

    5. 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации

    6. В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи не учитыва­лись. Государство исходило из своих экономических, производ­ственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в обществен­ное производство, дети-в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами.

      Политика в отношении семьи проявлялась прежде всего в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми. По оценке Национального Совета по подготовке и Проведению Международного года семьи (1994), с которым совпадает и наш подход, с 20-х годов до первой половины 30-х годов. Эта политика была сосредоточена на помощи городским женщинам, сочета­ющим материнские обязанности с трудом в общественном про­изводстве. Со второй половины 30-х годов до 70-х годов особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и мно­годетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 1970-1980 гг. государ­ство концентрирует усилия на преодолении малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке роди­телей в воспитании детей. Оценивая принятые в этот период меры, отметим, что при всей их ограниченности, продиктован­ной идеологическими, иными факторами командно-админи­стративной системы, они сыграли важную роль в обеспечении социальной защиты материнства и детства.

      В условиях социальной трансформации российского обще­ства 1990-х годов семья не стала полноценным объектом госу­дарственной политики. Ее интересы и запросы как социаль­ного института мало учитывались. Хотя некоторые попытки решения проблем российской семьи государственной властью все же предпринимались.

      Кризис состояния института семьи требовал усиления вни­мания к ней со стороны государства по ее укреплению. В этих изменившихся политических и экономических условиях, про­исходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отраже­ние в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, в отраслевом зако­нодательстве. Принимались меры по законодательному закре­плению семейных прав граждан (пособия на детей, налоговые и другие льготы). Были сформированы инфраструктуры, зани­мающиеся проблемами семьи, женщин и детей. На федеральном уровне в структуре Министерства социального развития был образован Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры были сформированы на региональ­ном и муниципальном уровнях. Соответствующие комитеты и комиссии появились при законодательных органах.

      Важным этапом развития официальной парадигмы семей­ной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политики при Совете Министров РСФСР (1991) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритета интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его инсти­тутов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответ­ственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса.

      В 1990-е годы начала реализовываться президентская Программа «Дети России». Она состояла из ряда целевых про­грамм, направленных на укрепление российской семьи.

      В конце 1995 г. был введен в действие новый Семейный кодекс, направленный на более полное правовое обеспечение гарантий и прав в сфере семейных отношений. Во второй поло­вине 1990-х годов в него вносились необходимые поправки.

      И только в 1996 г. семейная политика получила государ­ственное определение в Указе Президента «Об основных направ­лениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712, которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления соци­альной политики.

      В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материн­ства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых про­блем профилактики безнадзорности, правонарушений под­ростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления госу­дарственной социальной политики по улучшению положе­ния детей в Российской Федерации до 2000 г. (националь­ный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России»-федеральные целевые программы «профилак­тика безнадзорности и правонарушений несовершеннолет­них» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления госу­дарственной семейной политики»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 г.» и др.

      Таким образом, решение острейших проблем российских семей требует разработки и реализации федерального и регио­нальных планов действий в поддержку семей, предусматрива­ющих конкретные меры семейной политики с указанием сро­ков, исполнителей и источников финансирования разработан­ных на основе докладов о положении семей во всех регионах России и учитывающих региональную специфику демографи­ческого, социального и экономического развития.

      Именно семья и все виды ее деятельности (домашнее хозяй­ство, воспитание, участие в общественном труде, семейно-производительная деятельность и т. д.) связаны с человеком прямо и опосредованно; вне этой деятельности не могут существовать ни человек, ни общество.

      Основными направлениями семейной политики являются:

      улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

      обеспечение условий для совмещения трудовой, профес­сиональной деятельности с выполнением семейных обя­занностей и личными интересами человека;

      оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

      обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

      защита прав несовершеннолетних, профилактика соци­ального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

      усиленное внимание к неполным, имеющим детей инва­лидов, малообеспеченным семьям с целью создания бла­гоприятных условий для их жизнедеятельности;

      всесторонняя подготовка молодежи к браку и семейной жизни и планированию семьи;

      профилактика семейного неблагополучия и др.

      Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается целый ряд государственных документов:

      Доклад о положении семей в Российской Федерации;

      Национальный план действий в отношении семьи (сред­ несрочная государственная семейная политика);

      Целевая федеральная программа «Семья»;

      Целевые ведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;

      Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;

      Положение о Государственной фамилистической (семейной) экспертизе;

      Региональные концепции и программы семейной поли­тики.

      Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения госу­дарства и семьи в основных сферах жизнедеятельности обще­ства. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы мак­симально смягчить их последствия. В то же время она сосредо­точена на специфических проблемах семьи, связанных с реа­лизацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет чёткая дифференци­ация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

      Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обе­спечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наибо­лее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетво­рением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

      К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

      Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия по пенсии).

      Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

      Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным жен­щинам и др.).

      Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

    1. Вопросы для самоконтроля

      Раскройте сущность государственной социальной поли­тики.

      Назовите основные принципы семейной политики. Какие из них являются наиболее важными?

      Как формировалась семейная политика в СССР?

      В каком документе в 90-е годы семейная политика получила государственное определение?

      Назовите основные нормативно-правовые акты, направ­ленные на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей.

      Перечислите основные направления государственной семейной политики на современном этапе. Какие из них являются приоритетными?

      Какие государственные документы разрабатываются для реализации основных направлений семейной поли­тики?

    1. Литература

      Кламатова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. М., 2004.

      Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15.09.2003. Статья 56.

      Семьеведение: Учеб. пособие для вузов/Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов н/Д, 2002.

      Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Вол­гина. М., 2003.

      Ходостова Е. И. Социальная политика. Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2000.

    Семейная политика в России

    Выполнил:

    Проверил:

    Красноярск 2010


    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3

    1. Суть семейной политики в России и ее основные проблем…………….. 4-6

    2. Государство и семья.… …………………………….………………………7-10

    3. Семейное право……………………………………..……………………..11-12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..….…………………………………….13

    Литература…………………….…………………………………………………14


    Введение

    Семья это один из важнейших общественных институтов, который имеет огромное значение, как для личной жизни человека, так и для развития общества в целом. Это уникальная система государства, которая выполняла всегда две основные функции, такие как воспроизводство населения и социализации новых поколений , без которых, возможно, государство не существовало бы вовсе. Известный прозаик С.Д. Довлатов отмечал, что семья - не ячейка государства, а что семья - это государство и есть. Таким образом, отражая всю важность данного института, также указано огромное воздействие семьи на государство.

    В современном мире семья в Россиииспытывает некоторые проблемные ситуации такие как, к примеру, низкая рождаемость, старение населения, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, что остро ставило вопрос отдельного и профессионального изучения семьи как социальной структуры, отношений семьи и государства. Это и сформировало семейную политику как самостоятельное направление в социальной политике.


    Суть семейной политики в России и ее основные проблемы.

    Для начала необходимо определиться с понятием «семейная политика». Итак, в законодательных документах РФ государственная семейная политика определена как составная часть социальной политики Российской Федерации. Она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Таким образом, семейная политика позволяет семьям преодолевать трудности в их жизни, улучшая ее положение в обществе, причем помощь заключается не только в материальном плане, но и в предоставлении социальных услуг по оказанию, к примеру, психологической помощи. Семейная политика чрезвычайно важна в современном мире, т.к. в данный момент семья испытывает некоторый кризис, который, возможно, не сможет преодолеть самостоятельно.

    В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: во-первых, обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций; во-вторых, обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека; и, наконец, создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. То есть семейная политика должна сделать все возможное, чтобы институт под названием «семья» процветал и в полной мере выполнял предназначенные для него функции, т.к. семейная политика должна обеспечивать необходимые условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

    Проблемы семьи сегодня - одни из первоочередных по значимости, так как, во-первых, семья - важнейший социальный институт как для отдельного человека, так и для всего общества; а во-вторых, учитывая глубокий кризис, который в настоящее время коснулся семьи, ей необходима помощь.

    Повод переживать есть. Ведь этот кризис семьи, который так неожиданно обрушился на Россию, образовался по причине расшатывания "семейных устоев", и повлек за собой разрушение семейных ценностей, что опасно и губительно для современного общества. Кризис состояния социального института семьи требует усиления внимания к ней со стороны государства по ее укреплению и развитию.

    Все многообразие проблем, которые в настоящее время испытывает Россия, Е. И. Холостова разделила на несколько групп: проблемы социально - экономические, социально - бытовые, социально - психологические, проблемы стабильности современной семьи, проблемы семейного воспитания, проблема демографической ситуации (началась естественная убыль населения) и, наконец, проблемы семей группы риска. Все они в совокупности рушат саму систему семьи, проникая в ее отдельные структуры, и в целом тормозят развитие общества, что влечет за собой кризис.

    Кроме этих проблем также можно выделить такие проблемы как, проблема ухудшающегося состояние здоровья, демографической ситуации и ухудшение психологического климата в обществе. Последняя напрямую связана с ростом насилия, преступности, распространением алкоголизма и наркомании, проституции и порнографии. К примеру, в сети интернет имеется доступ всех и ко всему, и дети никак не убережены от внешней психологической угрозы, они остаются один на один с «нефильтрованным» потоком информации, который может серьезно нарушить детскую психику.… Это касается и телевидения, которое на сегодняшний день только и говорит, что об убийствах и насилии.… И семья, являясь частью общества, перестает быть психологическим убежищем от общественных катаклизмов. И как следствие число неблагополучных семей увеличивается.

    Это далеко не весь перечень проблем, которые существуют на сегодняшний день. И важно отметить, что большинство из них в Российской Федерации имеют ярко выраженный характер - это является на сегодняшний день важнейшим вопросом в семейной политике, требующим неотлагательно решения.

    Государство и семья.

    Необходимо отметить взаимодействие семьи и государства. Согласно Концепции сбережения населения, государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи, и, по сравнению с социальной политикой, семейная, является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий – семью. Таким образом, семейная политика реализуется, посредством правительственных программ, участвуя тем самым в совершенствовании положения семьи в обществе.

    М.В. Антокольская отмечает, что государство признает социальные права семьи и понимает необходимость их законодательного закрепления. Семье (а не только индивиду) предоставляется полноценный социальный статус, ее интересы учитываются в процессе развития общества, деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональных программ, причем в законах и указах отмечается не только отношения между членами семьи, но и взаимоотношения семьи и государства. Все это говорит о выработанной программе действий в отношении семьи. Регулирование ее взаимодействия с государством через постановления и правительственных актов.

    В настоящее время семейная политика в России серьёзно изменена и носит характер социальной защиты. Семейная политика, по Концепции развития семейного законодательства М.Л.Шелютто, приоритетной задачей на современном этапе в России ставит защиту наиболее уязвимых семей через систему пособий и социального обслуживания. Другими словами оказать помощь нуждающимся семьям и тем, кто не может самостоятельно справится с проблемами. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

    В России социальная работа еще не до конца совершенна, так как возникла недавно. Но уже предпринимаются твердые и уверенные шаги в реализации поставленных вопросов касающихся конкретно семьи.

    А.ГВолков выделяет несколько основных направлений семейной политики, например такие как:

    · развитие законодательной базы государственной семейной политики;

    · демографическая политика в отношении семьи;

    · экономическая политика государства в отношении семьи в условиях рыночных отношений;

    · социокультурная политика в отношении семьи;

    · развитие социального обслуживания семьи;

    · государственная поддержка семей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах;

    · региональная семейная политика;

    · взаимодействие государства и неправительственных организаций субъектов семейной политики. Таким образом, государство через акты и законопроекты оказывает значительное воздействие на статус и положение семьи в обществе, проникая практически во все сферы жизни семьи.

    В настоящее время существует множество законопроектов, указов и актов, которые направлены непосредственно на семью. К примеру, в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, провозглашается: семья, материнство и детство находятся под защитой государства . Это говорит о том, что они, благодаря защите государства, смогут полноценно развиваться и функционировать.

    В настоящее время влияние государства на семью является очень важным, так как без вмешательства и поддержки государства семья будет все больше и больше рушится, тем самым нанося угрозу структуре социальной среды.

    На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами "Об опеке и попечительстве", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности" и другими нормативными документами.

    Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

    Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

    Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

    Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

    Второе - развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

    Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

    В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

    Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

    Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

    Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

    Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

    В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

    Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

    Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семь.

    Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

    В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

    Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (прокуроры и подчиненные им лица, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и социальные работники и др.) в данном случае руководствуются в первую очередь ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    В целом нужно сказать, что правовой основой социальной работы в семье является законодательство и принимаемы в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.

    ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей предусматривает меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

    Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

    • 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
    • 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
    • 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является сертификат.

    Лица, указанные в законе, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Далее вопрос о выдаче сертификата решает Пенсионный фонд РФ. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

    В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президент РФ Б.Ельцин в своем указе № 431 от 1992г. постановил:

    Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

    • а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
    • б) установить для многодетных семей:
      • - скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
      • - бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
      • - бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
      • - прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
      • - бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
      • - бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств (указанные выплаты подпадают под действие п.1 ст.217 НК РФ и не подлежат налогообложению);
      • - один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
    • в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
    • г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
    • д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
    • е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

    При этом Минфин и Минсоцзащиты РФ в своем письме от 29.06.1992г. № 1-2359-18 разъясняют: дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально - государственных и административно территориальных образований, производятся:

    • - за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок;
    • - за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

    Что мешает молодой семье, женщине, принять решение о рождении ребенка? Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.

    Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Президент РФ, не можем с ним не согласиться, считает необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком.

    Другая проблема - это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого Президент предлагает ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание.

    В отношении вопроса с жильем для молодой семьи нужно отметить следующий положительный момент. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденная Правительством РФ) предусматривает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Правительство РФ утвердило правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

    В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

    Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

    По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

    Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

    Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

    В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

    • - это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
    • - многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
    • - молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;
    • - молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;
    • - молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

    В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

    Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

    Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

    Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

    Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.

    Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей.

    Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия.

    В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия.

    На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

    В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

    • - Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.
    • - Для решения поставленных задач в районе создается межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи населению, которая является распорядителем бюджетных средств.

    Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

    • - Орган, уполномоченный исполнять Программу:
      • а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;
      • б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;
      • в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;
      • г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;
      • д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

    Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым.

    В самом общем виде семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом. Значимый этап в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики связан с выходом Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики". Впервые семейная политика получила государственный статус, были определены цели, принципы и механизмы реализации ее основных направлений.

    Целью семейной политики провозглашено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций, а так же улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

    Были выделены четыре главных направления семейной политики:

    1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи не трудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций);

    обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка экономической, репродуктивной и психологической функций);

    кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, психологической и сексуальной функций);

    усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной и психологической функций).

    В целях обеспечения реализации Основных направлений государственной семейной политики предполагалось создать и укрепить в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики; обеспечить государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи; обеспечить своевременную и полную реализацию федеральных и региональных социальных целевых программ; создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики; проводить экспертизу законодательства Российской Федерации, разрабатывать предложения по обеспечению его соответствия принципам государственной семейной политики; осуществлять экспертизу законопроектов в целях оценки влияния принимаемых мер на положение семьи; разработать и реализовать программы правового просвещения семьи; обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей; проводить мониторинг положения российских семей; совершенствовать социальную и демографическую статистику; осуществлять сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения проблем семьи; проводить подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, в том числе социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов.

    Концептуальные, методологические и правовые основы государственной семейной политики в последнее десятилетие получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных официальных документах.

    К базовым законам, закрепляющим права молодой семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс РФ (1995), федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (1995), "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), Трудовой кодекс РФ (2001), федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (2002).

    Большое значение для правового обеспечения государственной семейной политики в отношение молодой семьи имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ (1994), Жилищного кодекса РФ (2004), Уголовного кодекса РФ (1996), Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1997); Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993); "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995), "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (1999), законы "Об образовании" (1992), "Об актах гражданского состояния (1997), "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997) и многие другие.

    В деятельности государства по отношению к семье укрепляются позитивные тенденции. Складывается идеология государственной семейной политики. Конституция Российской Федерации включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства. Принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. Поддерживаются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения. Сформирована концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Действует система семейных пособий, призванная смягчить негативное влияние социально-экономической ситуации в стране на уровень жизни семей с детьми. Определены главные направления государственной семейной политики. Формируются практические механизмы ее реализации, в том числе федеральные, отраслевые и региональные программы, направленные на решение наиболее острых проблем.

    Государственная семейная политика особенно по отношению молодых семей, должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе социального партнерства и сотрудничества с государством, различными организациями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению адресности и целенаправленности социальной поддержки на основе предоставления семьям разнообразных социальных услуг, расширения возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные трудовые усилия, развития семейного предпринимательства, информационного обеспечения семей, изучения и прогнозирования социальных нужд.

    Федеральным законом РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" были установлены следующие виды государственных пособий:

    пособие по беременности и родам;

    единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    ежемесячное пособие на ребенка (до 16 лет, учащимся -- до окончания обучения, но не старше 18 лет).

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), постоянно повышается. Также меняется и размер единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

    Выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в семьях, где средней душевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

    Малоимущие семьи с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь. Государственная социальная помощь может оказываться в виде денежных выплат: социальных пособий (определенная безвозмездно предоставляемая денежная сумма), субсидий (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам социальных услуг), компенсаций (возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством), а также в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

    В дополнение к социальным гарантиям и льготам для семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации принимают меры поддержки семей с детьми по принципу нуждаемости. Разрабатываются и реализуются региональные программы социальной помощи.

    В целях улучшения жилищных условий российских семей в 2002 г. начата реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675. В состав программы "Жилище" входят подпрограммы "Свой дом" и "Обеспечение жильем молодых семей".

    Основным направлением подпрограммы "Свой дом" является использование ипотечного кредитования для приобретения жилья. В настоящее время перспективы ипотечного кредитования на приобретение и строительство жилья молодыми семьями связаны с проблемой общего совершенствования законодательной базы ипотечного жилищного кредитования. Важнейшей задачей является формирование механизмов ипотечного кредитования, позволяющих сделать его доступным для средней российской семьи, особенно молодой, вне зависимости от места проживания.

    Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации. Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в формах предоставления молодым малообеспеченным семьям субсидий на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

    В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) предполагается развивать рыночные механизмы обеспечения жильем молодых семей без привлечения значительных объемов бюджетных средств. Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

    Решению жилищных проблем семей посвящен ряд законодательных актов и программ, принятых в субъектах Российской Федерации,

    Совершенствуются программы детского питания.

    Дети первого-второго года жизни бесплатно обеспечиваются специальными молочными продуктами детского питания. Условия и порядок предоставления детского питания устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей. Однако в ряде территорий молочные кухни просто отсутствуют или в них нет этого детского питания.

    Принимаются меры по улучшению пенсионного обеспечения.

    Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж (ст. 11 указанного закона).

    Содействие работникам, имеющим детей, в сочетании трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей

    Статьей 179В Трудового кодекса РФ (2002) предусмотрено, что при сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе в числе прочих отдается семейным лицам, имеющим двух и более иждивенцев, и лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

    В Трудовом кодексе РФ зафиксировано, что работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

    Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Запрещается направлять беременных женщин в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие и праздничные дни. Расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

    Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности -- 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов -- 86, при рождении двух или более детей -- 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Женщинам или лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцу, бабушке, деду, другим родственникам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения Им возраста 3 лет. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

    Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей).

    Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, по инициативе работодателя не допускается, за исключением ликвидации предприятия, несоответствия занимаемой должности и некоторых других.

    В то же время не преодолена тенденция снижения доступности качественного образования, порождающая рост социального и территориального неравенства юных граждан. Остается острой проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

    Идет активное развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. При этом, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах.

    Здесь перечислено законодательство относящееся к семьям малоимущим (к которым относятся молодые, студенческие и другие семи). В отношении отдельных категорий семей действует ряд дополнительных законодательных актов. Это касается, прежде всего, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей безработных граждан.

    Основные меры поддержки семей в субъектах Российской Федерации представлены, как правило, как региональными законами, так и региональными целевыми программами. Значительная часть предусмотренных мер содержится не в программах, адресованных семье, а в программах социальной защиты населения и адресной социальной помощи. Причиной такого положения является большая по сравнению с законодательным оформлением региональной семейной политики мобильность и гибкость программного метода, что особенно важно в отсутствие надежных и устойчивых источников финансирования. Кроме того, региональные программы являются инструментом реализации мер, предусмотренных соответствующими федеральными программами (особенно когда они сопровождаются финансированием из федерального бюджета).

    Законодательное оформление семейной политики субъектов Российской Федерации находится в стадии активного становления. Целостная система нормативно-правового регулирования, предполагающая определение региональных целей, приоритетов, дополнительных к федеральным мандатам конкретных мер и механизмов реализации семейной политики с учетом остроты проблем семей, специфики социально-экономического и демографического развития региона, его финансовых и иных возможностей, еще далеко не сформирована.

    В значительной степени недостатки правового регулирования региональной семейной политики определяются незавершенностью соответствующей нормативной правовой базы федерального уровня, передачей ряда федеральных мандатов поддержки семей на региональный уровень без соответствующего финансирования, отсутствием опыта законодательной работы на уровне субъектов Российской Федерации, кадровыми проблемами.

    В то время как администрации многих субъектов Российской Федерации признают необходимость проведения семейной политики, в подавляющем большинстве регионов меры в отношении семьи принимаются без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически. Недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи.

    Целесообразно уделить особое внимание разработке в субъектах Российской Федерации целевых комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по решению проблем демографического развития семей, социализации детей, пропаганды здорового образа жизни, профилактики семейного неблагополучия, социальных болезней.