Средневековый город и феодальное общество. Характерные особенности средневекового города руси и западной европы

Средневековый город и феодальное общество. Характерные особенности средневекового города руси и западной европы

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

  • § 12. Культура и религия Древнего мира
  • Раздел III история средних веков христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема II россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 18. Средневековый город

    Феномен средневекового города .

    В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

    новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

    Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

    Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

    Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры .

    Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

    чиновники.

    Цеховые организации .

    Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера - подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин .

    В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов .

    Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

    Итоговая аттестационная работа по курсу: Всеобщая история: Средние века.Восток-Запад.

    Преподаватель Петрова Майя Станиславовна, д.и.н., проф.

    1 курс, вечернее отделение, ФИИ ВШР, студент Сигаев Ф.В.

    Средневековый город в системе феодального общества(на примере Франции).

    Развитие французского феодального общества в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в эконо­мической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства, попробуем проанализировать, как рождались города и что они изменили в государстве, где возникающее малочисленное«новое сословие» становится ключевым элементом укрепления королевской власти во Франции IX-XVIII вв.

    Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов. Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии следующие этапы: 1) сеньориальная монархия (IX-XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Этот период и будет, по возможности, рассмотрен нами.

    Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

    Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Прежде деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и оружие для войска феодала. Ему хватало работы. Но теперь появляются мастера-оружейники, которые не умеют подковывать лошадей, мастера изготовления доспехов, не умеютщие делать мечи. Теперь узкоспециализированным мастерам не достаточно работы у феодала, они нуждаются в рынке.

    Сперва рынок в условиях феодализма оставался узким и ремесленник не сразу находил необходимое количество покупателей в городе, поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, которые только в последствии станут выноситься изначально за пределы городов.

    Первое время города находились под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы сами «организовывали» города на своей земле, чтобы потом облагать их высокими налогами: ведь город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь и горожане были богаче крестьян. Феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

    « В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части - Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись античные города, с их опытом городской жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

    Но уже XI в. повсюду начинается борьба городов за свою независимость от феодалов, и в этой борьбе чаще побеждали города. Крепостные стены городов не уступали стенам феодальных замков, а вольнолюбивые и сплоченные горожане были ощутимо богаче крестьян, сами изготавливали оружие, в том числе и для феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью, которая стремилась ослабить могущество крупных феодалов.

    Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. В связи с развитием феодализма ремесло становится все более самостоятельной и ведущей отраслью в городах. Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе. Ремесленники, как и крестьянине, были мелкими про­изводителями, владели орудиями производства, самостоя­тельно вели свое хозяйство, основанное на лич­ном труде. В отличие от крестьянина специалист-ремеслен­ник с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство кроме этого он не нуждался в земле как средстве производства. В следствии этого городское ре­месло развивалось и совершенствовалось несравненно быстрее, чем сельское хозяйство и ремесло деревенское.

    С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Т.о., к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными васса­лами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, гра­фам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.)

    Решающей особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы были кор­поративные объединениея лиц определенных специальностей в специализированные союзы- братства, цехи, гильдии. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами Франции с XI - начала XII в., но окончательное оформление цехов (составление и за­пись цеховых уставов, получение специ­альных грамот от королей и других сеньоров) произошло позже. Главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла, а так же установление контроля над произ­водством и продажей изделий собственного производства. Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (чаще в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками.В последствии, в XIV-XV веках, именно подмастерья и ученики составят самую грамотную и организованную часть наёмных работников крупных городов.

    В связи с ростом ремесленных и купеческих корпораций, в растущих городах, их борьбы с феодалами и внутренних социальных конфликтов, складывается особое сословие горожан –бюргеров (от германского Burg - город, откуда произошло средневековое латинское burgensis и французский термин bourgeoisie, первоначально также обозначавший горожан). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозна­чали всех городских жителей В XIV-XV вв. этим словом обычно обозначались зажиточные слои горожан, из которых впоследствии вырас­ли первые элементы буржуазии. Городское сословие не было единым по своему социальному и имущественному положению, оно включало в себя патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовых тружеников и городское плебейство. Статус бюргера означал наличие собственности у горожанина; внесение строгоопределенных взносов в пользу города; владение землей на территории города и вокруг него; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город постепенно превращался в закрытую общность, полноправность в которой – право гражданства или бюргерства – также имело личный, местный характер, касающийся лишь данного города, не представляя из себя цельную социальную общность, горожане выделились как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа, разобщенность внутри которой усиливалась доминированием корпоративного строя внутри городов, а преобладание в каждом городе местных инте­ресов и торговое соперничеством меж­ду городами, лишь препятствовали совместным действиям средневековых горо­жан как сословия в масштабах страны.

    В границах городов развиваются ярмарки (происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название – messe, fair, faire, feria – праздник, приуроченный к религиозным праздникам). С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции – в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. – в Шалоне, с XIII в. – в Шампани, в XV в. – Лионе.« В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление - ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

    Города добивались независимости, становясь городами-коммунами, городами-государствами, которые управлялись выборным магистратом, заключали договора с другими государствами, вели войны, чеканили свою монету, т. е. действительно выступали как вполне самостоятельные государства. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции. « Многие города Северной Франции, практически не романизированные, такие как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5)Sedmitza.ru (декабрь 2010)Однако большинство городов Франции, страны с сильной центральной властью, хоть и имели выборные органы, платили регулярные и не редко экстроординарные государственные подати.

    Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города… Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний, церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

    Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за со­бой не только рост численности и политической активности город­ского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодаль­ного хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные измене­ния в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представ­ляет собой лично свободных цензитариев , обязанных платить сень­ору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сослов­ного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унас­ледованного еще от предыдущего периода иерархического строе­ния класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих пози­ций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых кон­фликтов.

    В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия . Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов, кроме того в XIV-XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия " (tiers etat), которое-то и пополнялось за счет бы­стро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев(первым сословием считалось духовенство, вторым дворянство). Это сословие было весьма пестрым по своему со­ставу и практически объединило в себе трудовое население и фор­мирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как «неблагородные», не имели каких-либо особых личных или иму­щественных прав. Они не были защищены от произвола со сторо­ны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов. Оно выступало прежде всего как совокуп­ность городских ассоциаций и пока ещё не осознало себя единой общенациональной силой.

    В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у фео­далов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраня­ли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некото­рую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). Победа французской короны над римским папством, посте­пенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровожда­лась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и поли­тического веса королевской власти, и уже к началу XIV в. окончательно оформляется построен­ный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.

    Политическим выражением этого союза, в кото­ром каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты, что и по­ложило начало изменению формы государства во Франции - пре­вращению его в сословно-представительную монархию. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве.

    Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Фран­ции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений, возникших и набирающих силу благодаря возникновению городов. Станов­ление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в про­тиворечие с потребностями капиталистического развития сослов­ный строй. Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие , которое все более становилось неод­нородным. В нем усилилась социальная и имущественная диффе­ренциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступе­нях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, оптимизации системы административного управле­ния. В период абсолютизма завершилось созда­ние централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

    Использованная литература:

    Карев В.В., История Средних веков., т. 2, глава 5. Sedmitza.ru (декабрь 2010).
    Колесницкий Н.Д. «Феодальное государство.» М., 1967.

    Люблинская А.Д. «Французский абсолютизм в первой трети XVII в.» М-Л., 1965.

    3. Феодальный город XI-XV вв.

    Процесс эволюционного развития феодализма выражался в возникновении и развитии городов, которые по мере накопления в них элементов капиталистического способа производства и положили начало ослаблению феодализма.

    Многие города Западной Европы возникли еще в Римскую эпоху, затем пришли в упадок и вновь возродились уже как феодальные. Новые города возникали в местах оживленной торговли.

    Основной экономической причиной образования городов является процесс отделения ремесла от земледелия и развитие торговли. Первоначально образование городов поддерживали и феодалы, ну-

    Ждаясь в рынке сбыта своих земледельческих продуктов. Городское население формировалось преимущественно из оброчных и беглых крестьян. Толчок развитию городов дали крестовые походы (XI-XIII вв.), ослабившие крепостное право и ускорившие развитие торговли.

    Поскольку города находились на землях феодалов, первоначально они управлялись их наместниками. По мере увеличения своего экономического значения города стали выступать против феодального гнета (коммунальные революции XI-XIII вв.). Союзником в этой борьбе выступала королевская власть, заинтересованная в ослаблении феодалов. Освободившиеся от феодальной зависимости города превращались в центры антифеодальной борьбы. Некоторые города (в Северной Италии, Германии) добились независимости даже от короля, т. е. стали своеобразными самостоятельными государствами. Однако большинство городов получило только право самоуправления, а юридически подчинялось королю или своим феодалам.

    Несмотря на относительно быстрое увеличение городского населения, оно составляло повсеместно абсолютное меньшинство страны (в Англии только 5% населения проживало в городах). Численность населения большинства городов была мизерной. Обычно число жителей типичного средневекового города не превышало 5-10 тыс. человек. В XIV веке город с населением в 20 тыс. человек считался большим. Например в Гамбурге в XIV в. насчитывалось 7 тыс. жителей, в Бристоле - 10 тыс. , насчитывающий в XIV в. 40 тыс. жителей, считался колоссальным городом. Огромными городами считались североитальянские республики ( , Милан). Самым крупным городом был Константинополь (около 100 тыс. человек). Общее количество городов увеличивалось очень быстро. В одной Германии в XIII-XIV вв. возникло около 700 новых городов.

    Территория средневекового города была окружена кольцом крепостных стен, рвами, земляными валами. Эта система укреплений препятствовала росту вширь, что являлось причиной невообразимой тесноты, узости улиц и площадей.

    Ремесло не сразу конституировалось и оформилось на новом месте жительства. Поэтому средневековый город долго сохранял полуаграрный характер. Население городов сплошь и рядом имело пахотную землю, огороды, разводило коров, коз, свиней. Вначале ремесленники были и торговцами. Но процесс отделения ремесла от земледелия неизбежно увеличивал часть продукции, производимой для обмена, т. е. способствовал развитию торговли и появлению купечества. Ремесленники все больше работали на рынок.

    Производство все большего количества ремесленных товаров в городах и условия их реализации обусловили возникновение и развитие нового общественного слоя - купцов, которые занимались только обменом товаров.

    По социальному составу наибольший процент городского населения составляли ремесленники, затем шли торговцы, ростовщики и пр. Ремесленники принесли в город основы общинного устройства (общинное землевладение, народную сходку). Города управлялись городскими советами, ведавшими военными силами города, внешней политикой, финансами, ремеслом, торговлей и т. д. После освобождения от феодалов власть в городах захватила богатая верхушка городского населения - купцы, ростовщики, землевладельцы (патрициат). Расслоение городского населения было довольно значительным: 2-7% городского населения, его патрициат, сосредотачивали у себя 60-70% доходов города и были полновластными его хозяевами.

    Роль городов в истории феодального общества трудно переоценить. По своему социально-экономическому строю города с самого начала были носителями капиталистического уклада: торговля, ростовщичество, ремесленное мелкотоварное производство неизбежно должны были привести в определенных условиях к появлению капиталистических производственных отношений. Экономика города с его торговлей и товарным производством находилась в противоречии с натуральным характером производства феодальных поместий. Она нуждалась в расширении рынка сбыта, а феодальный строй сдерживал процесс развития рыночных связей. Именно это и было причиной борьбы городов с феодалами. Заметим, что города с их сосредоточием ростовщического и торгового капитала способствовали разложению феодализма. Кроме того, они были центрами притяжения беглых крестьян. Города способствовали развитию единого национального рынка, экономической, а затем и политической национальной консолидации.

    Мелкотоварное ремесленное производство существовало в средневековых городах в форме цехов, представлявших собой объединения ремесленников по профессиям с целью защиты их интересов. Развитие ремесла именно в цеховой форме объясняется несколькими причинами.

    Во-первых, крайняя узость внутреннего рынка из-за господства натурального производства заставляла в целях недопущения перепроизводства товаров регламентировать количество произведенной продукции. Одновременно цехи следили и за качеством товаров, чтобы потребители не выражали недовольства отсутствием конкуренции. Во-вторых, город защищался от конкуренции деревенских ремесленников цеховыми правилами и запретом продавать на городских рынках свою продукцию ремесленникам, которые не входили в цехи. В-третьих, потребность в общих зданиях для хранения и продажи товаров, необходимость охраны полученного по наследству мастерства, а также непрерывные войны городов с феодалами требовали централизованной и замкнутой организации ремесла.

    Целью цехового производства было не получение прибыли, а приспособление к условиям рынка путем ограждения и запрета всякой конкуренции. Окончательное и наиболее полное организационное оформление цеховой строй получил в уставах XIII-XV вв., где предусматривалась максимальная, вплоть до мелочей, регламентация производства. Нужно заметить, что регламентация производства на ранней стадии развития цехов играла известную положительную роль, поскольку способствовала предельному использованию рынка сбыта и повышению качества продукции. Однако к XV в. цехи превратились в замкнутые организации, которые препятствовали развитию новой техники, частной инициативы и предпринимательства. Тем не менее некоторые цехи в силу тех или иных благоприятных условий иногда эволюционировали в капиталистические предприятия. Кроме этого, отдельные крупные мастера, накопившие значительные суммы денег, нередко стали выступать первыми владельцами и организаторами капиталистических мануфактур.

    Основными отраслями ремесленного производства в средневековой Европе были горная (т. е. горнодобывающая и металлургическая) и текстильная промышленность.

    Металлургия начала развиваться довольно быстро с середины XIV в., когда изобретение огнестрельного оружия резко увеличило спрос на металл. В XV в. был изобретен передельный способ плавки железа. Развитие горной промышленности имело ряд важных преимуществ: она поддерживалась абсолютизмом, развивалась обычно вне границ феодальных поместий и не столь сильно страдала от феодальных поборов. Именно в горных промыслах впервые образовались паевые общества. Здесь сильнее была выражена классовая дифференциация, поскольку не было цеховой регламентации.

    Горнодобывающая промышленность была представлена как возрожденными римскими рудниками (добыча железной руды во Франции, в Испании, Германии, олова - в Англии, серебра, меди, ртути - Испании и т. д.), так и новыми (добыча железной руды в Штирии, Каринтии, Вестфалии, серебра - в Саксонии и Венгрии и т. д.). В этих же районах развивалась и металлургическая промышленность: до XV в. - в форме крестьянских промыслов, а в XV-XVI вв. - в форме капиталистической мануфактуры. Первоначально железо плавилось примитивным способом, и только в XIII в. для его получения начали строить специальные закрытые печи (штукофены). В XV в. появляются первые доменные печи.

    Текстильная промышленность включала в себя шерстяную, шелковую и полотняную. Центрами шерстяной промышленности были Нидерланды, Северная Италия (особенно Флоренция) и север Франции. Шелковая промышленность развивалась в Италии (Болонья, Генуя, Венеция, Лука) и Франции (Леон). Полотняная промышленность в форме домашних промыслов была широко распространена почти во всех странах Центральной и Северной Европы.

    С ростом товарного производства и денежного обращения развивался торговый (или купеческий) и ростовщический капитал, функции которого заключались в обслуживании процесса обращения товаров. В XI-XII вв. купцы уже были связаны с торговлей на внутреннем рынке, с обменом товаров между городом и деревней на базе общественного разделения труда. Процесс формирования купеческой прослойки происходил постепенно в ходе развития городов. Отличительной особенностью средневекового купечества являлась его гильдейская организация. Цель такого объединения заключалась в обеспечении монополии на местном рынке.

    На протяжении XI-XV вв. главной формой торговли была внешняя, а не внутренняя, которая осуществлялась в необычайно сложных условиях феодальных поборов, бездорожья, натурально-хозяйственной политики феодальных властей. В XIII-XV вв. в Европе определились два главных центра торговли:

    Район Средиземного моря (города Северной Италии, Южной Франции, побережья Балкан, Малой Азии и Африки). Купцы здесь вели посредническую торговлю Западной Европы с Востоком;
    район Балтийского моря (города Северной Германии, Скандинавии, Англии, Северной Франции, Новгород).

    В XII-XIII вв. большую известность приобрели ярмарки в графстве Шампань, городах Брюгге, Кельне, Женеве, Лионе и др. Ярмарки были типичной для феодализма формой оптовой торговли и почти единственной возможностью для тех, кто не входил в цехи, продать свои продукты на рынках чужих городов.

    Для защиты от феодального произвола и насилия купцы объединялись в торговые союзы (ганзы), из которых наиболее известна северонемецкая Ганза (с середины XIV в.), объединившая 70- 100 городов Западной Европы, преимущественно северонемецких. Сферой действий Ганзы были Балтийское и Северное моря. Ганза добилась от многих феодалов и королей привилегированного положения для своих купцов, имела свои войска, снаряжала большие экспедиции с сильной охраной и даже воевала с некоторыми государствами. Центральным городом Ганзы был вольный город Любек. Она имела фактории в ряде городов, из которых наиболее важными были Лондон, Берген, Брюгге и Новогород. Ассортимент товаров, которыми торговала Ганза, состоял главным образом из предметов массового потребления: рыбы, металла, кожи, пеньки, меди. Заметим, что Ганза была союзом городов, а не отдельных купцов и, следовательно, не являлась хозяйственной корпорацией: каждый купец торговал самостоятельно.

    Ганза сыграла прогрессивную роль в экономической истории средневековой Европы, поскольку, осуществляя торговлю главным образом предметами широкого потребления, а не роскоши, как города Северной Италии, ускорила разложение феодального строя с его натуральным производством. Ганза способствовала также экономическому укреплению ряда крупных городов и целых государств Северной Европы.

    В условиях феодального способа производства значительную роль играл ростовщический капитал - первоначальная, старейшая форма капитала, приносящая проценты. Характерные для ростовщического капитала формы - это ссуды феодалам и мелким товаропроизводителям (ремесленникам и крестьянам). Развитие и формы средневекового кредита организационно связаны с отсутствием единой монетной системы в средневековой Европе. Менял называли банкирами (банк по-итальянски означает скамейка - обычное место менялы на улице).

    Особенность средневековой коммерции состояла в совмещении оптовой торговли с банковскими и кредитными делами.

    Размеры ростовщических процентов варьировались в зависимости от времени, страны, политических условий, характера ссуды (коммерческая, ипотечная и т. д.). Нужно заметить, что средневековый кредит (функция ростовщического капитала) разорял не только мелких производителей, но и отдельных должников - феодалов.

    Центром Средиземноморской торговли была Северная Италия. Процесс возвышения городов в Северной Италии проходил значительно раньше и интенсивнее, чем в других районах Западной Европы. Это объяснялось благоприятным географическим положением, значительным сохранением античных традиций, меньшей феодальной зависимостью и особенно влиянием крестовых походов, превративших города Северной Италии в наиболее активных и могущественных посредников в торговле Европы с Востоком.

    Уже в XI в. главную роль в Средиземноморской торговле играли Венеция и Генуя, которая организовывала ряд своих факторий на побережье Черного моря (Феодосия, Балаклава, Судак и др.) и через них торговала с Русью, Ираном, Китаем. В XIV-XV вв. торговой столицей всей Европы стала .

    Ассортимент товаров, которыми торговали Венеция и Генуя, состоял главным образом из восточных пряностей и предметов рос-

    Коши. В Венеции развивались некоторые отрасли промышленного производства, поэтому торговля шла не только чужими, но и своими товарами (стеклянные изделия, шелковые ткани, предметы роскоши, оружие, полотно, восковые свечи, хлопчатобумажные ткани и пр.). В Венеции впервые в истории возникли товарная биржа, бухгалтерия (простой и двойной счет).

    Особое место среди городов Северной Италии занимает Флоренция, в основе развития которой были промышленность и банковское дело, а не торговля. Меняльные конторы Флоренции постепенно переросли в крупные банки. Флорентийские банкиры были ростовщиками всей Европы. Эта особенность Флоренции объясняется тем, что флорентийские купцы были оценщиками и сборщиками доходов римского папы в Западной Европе и немалую часть их присваивали себе. Давая ссуды королям, они получали за это право на откуп налогов и взимали высокие проценты (20% и более). В XIV в. во Флоренции насчитывалось более 100 ростовщических компаний, из которых наиболее известны банкиры Медичи и компании Барди.

    Высокий уровень развития торговли, банковского дела и промышленности в Северной Италии вызвал раннее развитие капитализма и ослабление феодального строя. Уже в XIV-XV вв. повсеместно происходило освобождение крестьян от крепостной зависимости. Однако после экономического упадка городов Северной Италии наступила феодальная реакция и возродились феодальные методы эксплуатации.

    Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и начинают быстро расти. В первую очередь оживают города, построенные римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь. Будущий Кельн к началу XI в. представлял собой значительное пространство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. Потом за короткий срок город вырос до размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами.

    Причиной возникновения и быстрого роста городов было разделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но теперь появляются мастера оружейники, которые не будут подковывать лошадей, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим "узким специалистам" уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.

    С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются "узкие специалисты" в ремесле, что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремесленников. Он не желает больше ходить в домотканом полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.

    И теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы совершенствоваться в своем деле и изготовлять те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народа, где он может найти много покупателей и заказчиков на свои изделия, - на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда стекается много паломников. На этом месте и начинает расти город.

    В города бегут крепостные крестьяне. Тогда существовала пословица: "Городской воздух делает свободным": по законам, принятым повсеместно (любопытно, что, несмотря на феодальную раздробленность, законы и обычаи были почти везде одинаковы), крестьянину достаточно было прожить в городе один год и один день - и он становился свободным.

    В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, частью засеян.

    В городах часто свирепствовали эпидемии холеры и чумы. Но города давали свободу, и люди сюда стремились.

    Правда, первое время город находился под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы далее сами старались "организовать" города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами: ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь. Иногда феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

    Но в том же XI в. повсеместно начинается борьба городов за свою независимость от феодалов. В этой борьбе, как правило, побеждали города. Крепостные стены города не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью: короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.

    Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел войны, чеканил свою монету, т. е. действительно наступал как самостоятельное государство. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.

    Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремесло - цеховое. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности (пекарей, башмачников, ткачей). Такие объединения были необходимы для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты его членов от остального мира.

    Как уже говорилось, в средние века человек сам по себе чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог существовать только как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защищать своих членов. Каждый цех о ил в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр.

    Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (обычно в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками.

    Как уже сказано, одной из задач цехового устройства было постижение равенства между мастерами. Чтобы не было конкуренции, чтобы все мастера были обеспечены работой и каждый имел "приличное его положению существование", цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры. Ограничивалось количество учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер. Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья. Если он превышал; норму, лишнее должен был передать товарищам по цеху. Цена продукции также определялась уставом.

    Дело в том, что рынок сбыта был еще узким, и поэтому, если бы один мастер смог произвести и сбыть больше продукции, то другой мог оказаться без покупателей, т. е. без работы. Поэтому цеховые уставы регламентировали и технику производства. Ведь если кто-то изобретет техническое усовершенствование, он получит преимущество перед другими членами: цеха. Поэтому все технические нововведения запрещались, и" цеха стали тормозить технический прогресс. Это был первый; недостаток цехового устройства.

    Был и другой. Мы отметили, что одной из задач цеха была защита своих членов от конкуренции со стороны. Поэтому вся- ; кий человек, который хотел заниматься ремеслом, был обязан вступить в цех. А для этого он должен был сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров, затем еще несколько лет работал за плату подмастерьем. Только после этого его могли Принять в мастера. Но для этого он должен был изготовить шедевр- отличное изделие, т. е. сдать экзамен на звание мастера; устроить пир членам цеха; предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организаций своего дела. Со временем препятствия на пути в мастера увеличивались: удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необходимая для вступления в цех, становилась все больше. Появляются "закрытые" цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его мест0. Появляются "вечные подмастерья", которые уже не имеют надежды стать мастерами. В сущности, это были простые рабочие, работавшие за плату. И даже в своей борьбе за повышение; заработной платы они использовали рабочую форму забастовок. Как мы видим, принцип равенства в цехах отнюдь не распространялся на подмастерьев.

    В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Например, во Флоренции в XIV в. членам цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наемных рабочих - "чомпи", которые промывали и чесали шерсть. Очищенная шерсть затем поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин, потом пряжа переходила к ткачам, а готовая ткань - к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков, и в состав цеха, как и "чомпи", не входили. Так, в XIV в. во Флоренции возникли первые в Европе капиталистические мануфактуры. Но это было исключение, потому что были нарушены все цеховые принципы.

    С ростом городов развивалась и торговля. Обычно ремесленники сами продавали свои изделия или работали на заказ. Но со временем начинается географическое разделение труда: по всей Европе расходились шерстяные ткани Флоренции, металлические изделия ремесленников Золингена и Нюрнберга. Но ведь не мог человек, когда ему требовалось сшить новое платье, ехать за сукном во Флоренцию, а когда сломался нож, ехать за новым в Золинген. Доставкой товаров к местам потребления, занимались купцы.

    Но и для купца объезжать города Европы для закупки то наров было задачей непосильной. Поэтому главкой формой средневековой торговли были ярмарки, куда в определенное время собирались со своими товарами торговые люди из разных городов и стран. На ярмарке, таким образом, собирался полный ассортимент товаров с огромной территории. В этом случае купцу уже не надо было ехать за сукном во Флоренцию или и железными изделиями в Золинген.

    Самыми крупными в Европе были Шампанские ярмарки. Ярмарка, как прежде церковь, служила местом убежища: здесь нельзя было даже преследовать человека за действия, совершенные вне ярмарки. В средние века на чужаков было приняло смотреть как на вероятных врагов и относиться к ним с подозрением. Ярмарка, куда собирались люди из разных стран и все здесь были друг другу чужими, приучала к мирному помещению. Не случайно слово "торговать" служило антонимом лову "воевать".

    Но торговля в средние века была опасным занятием. Пираты на море, разбойники на суше были явлением обычным. (существовало "береговое право": если судно разбивалось у берегов, то спасенные товары считались законной добычей хозяев берега.

    Но главным препятствием для торговли была высокая пошлина, которая бралась с товаров при переходе границы каждого маленького государства, так что цена товара (даже за короткий путь) иногда вырастала в несколько раз. Сухопутная перевозка товаров становилась почти невозможной.

    Чтобы защитить свои интересы, купцы объединялись в гильдии. Гильдия строила в городах торговые дворы - фактории, обеспечивала безопасность приехавших в город купцов. Фактория представляла собой огороженный крепкой стеной; участок, где были гостиницы, склады и церкви. Для защиты от разбойников гильдия снаряжала караваны с вооруженной охраной.

    Была и еще одна трудность: в каждом маленьком государстве чеканилась своя монета, и разобраться в этих денежных системах было трудно. Кроме того, даже монеты одного государства не имели постоянной ценности: происходила так называемая порча монеты. Деньги чеканились примитивным способом - молотком, на котором было клеймо. Они не имели формы правильного круга, и часто клеймо полностью на монете не умещалось. По весу одна монета могла сильно отличаться от другой. Вес монет уменьшался: люди отпиливали монеты, проходившие через их руки, оставляя часть серебра себе. И когда наступало время новой чеканки, новая монета приравнивалась по весу к тем отпиленным деньгам, которые уже были в обращении, В результате тысячи монет можно было сдуть с ладони одним дыханием.

    На помощь приходили менялы-банкиры, которые имели отделения в разных городах. Купец мог сдать банкиру деньги в одном городе, получить расписку-вексель, поехать в другой город без денег (чтобы не ограбили в пути) и по векселю получить там свои деньги. Купцы не расплачивались: по векселям в книгах банкиров суммы переписывались со страницы плательщика на страницу получателя.

    Таким образом, у банкиров скапливались довольно крупные суммы денег, банкиры пускали их в рост, т. е. давала в долг под проценты. Проценты были огромными, потому что банкир часто рисковал: он мог не получить деньги обратно. Чтобы гарантировать возвращение долга, ссуды давались под залог имущества, А поскольку к ростовщикам обращались и монархи, в закладе оказывались короны, тиары, а император Фридрих II однажды заложил даже трон.

    Крупным ростовщиком была католическая церковь (хотя христианское учение и запрещало заниматься ростовщичеством). Ростовщичеством занимался и сам папа Римский, и монастыри, и церковно-рыцарские ордена. Орден Тамплиеров, который давал кредиты для крестовых походов, скопил к XIV в. такие богатства, что это привело его к гибели: французский король решил эти богатства присвоить.

    Поскольку в средние века сухопутной торговле препятствовали пошлины на многочисленных границах, товары предпочитали перевозить морем. Средневековая торговля - преимущественно морская. Было два морских торговых пути - северный и южный. Северный путь проходил по морям, омывающим Европу с севера. Этим путем везли из Англии шерсть и железо, из Новгорода и Скандинавии - сельдь, пушнину, лен, пеньку, корабельный лес. Часть этих северных товаров затем направлялась по Рейну на юг Европы. Рейн соединил южный и северный морские пути. В обратном направлении но Рейну с юга везли сукна, вина, пряности, и затем северным путем эти товары развозились по странам севера Европы.

    Торговля по северному пути была монополией Ганзы - торгово-политического союза городов Северной Германии. Ганзейцы не допускали к морской торговле купцов, не входивших и их союз.

    Поскольку ганзейцы торговали преимущественно товарами важного хозяйственного значения, а не предметами роскоши, при высоких пошлинах торговать ими было почти невозможно. Поэтому Ганза добивалась снижения, а в некоторых случаях и ликвидации пошлин в портовых городах севера. Если местный монарх отказывался снижать пошлины, ганзейцы начинали против него военные действия и добивались своего силой. Ганза была сильнее мелких государств.

    Южный торговый путь проходил по Средиземному морю и не только обеспечивал связи между странами юга Европы, но и связывал Европу со странами Востока. Из Индии, Китая и других восточных стран по этому пути переправлялись предметы роскоши - шелковые ткани, экзотические плоды, пряности. Значительную роль в торговле играл перец.

    Из Европы на Восток везли полотняные и шерстяные ткани и железные изделия. Европейская торговля с Востоком имена пассивный баланс: ввозили больше, чем вывозили. Разницу и ввоза и вывоза приходилось компенсировать золотом.

    Эта утечка золота усиливалась монопольным характером торговли. Если на севере торговая монополия принадлежала Ганзе, то на юге она сначала была в руках купцов Генуи и Венеции, а потом - только венецианцев. Но венецианские купцы сами в Индию и Китай не ездили. Они покупали восточные товары у арабских купцов, которые доставляли их к берегам Средиземного моря знаменитым "шелковым путем", по которому шли караваны верблюдов. Арабские купцы продавали венецианцам товары в 8-10 раз дороже, чем эти товары стоили на Востоке. Венецианские купцы, пользуясь! своей монополией, при продаже, в свою очередь, повышали! цены в несколько раз.

    В заключение следует сказать о месте средневекового города в системе феодального хозяйства. В сущности, города были явлением, чуждым феодализму. Здесь не было феодального землевладения и феодальной ренты. Если основой феодальных отношений было натуральное хозяйство, то города" были островками товарного производства и торговли. Города не случайно с самого основания противостояли феодалам: из городских бюргеров, из третьего сословия здесь вырастала буржуазия, которой суждено было прийти на смену феодалам.

    Независимые города назывались "коммунами" (отсюда ело- ; во "коммунальный", например, "коммунальное хозяйство"). Здесь зрели идеи правового равенства граждан, находившие отражение в цеховых уставах и выборности правящих органов, те идеи, которые потом составят правовую основу буржуазных революций