Характерные черты классицизма в истории. Характеристика классицизма как направления в искусстве

Характерные черты классицизма в истории. Характеристика классицизма как направления в искусстве

нем. Klassizismus лат. classicus - первоклассный, образцовый) - худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII - нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССИЦИЗМ

направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признает существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от нее в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещенным» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчеркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и четко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В ее основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «темной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трех единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия). Согласно этой теории, события должны происходить в одном месте (будь то комната или улица), продолжаться не более суток и развиваться вокруг одного конфликта. Величайшими творениями французского классицизма, кроме поэтической программы Н. Буало, признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера, оды Ф. Малерба. Творчество последнего оказало большое влияние на создание рус. оды – главного жанра рус. классицизма. В 18 в. рус. писатели-классицисты стремились подражать французским образцам (уподобление французскому классику было комплиментом, поэтому М. В. Ломоносов воспевался как «русский Мальгерб», А. П. Сумароков – как «наш Буало» (или «наперсник Боалов») и «северный Расин»). Однако незыблемыми оставались лишь фундаментальные эстетические требования классицистической поэтики (жанровая теория, теория трех единств, теория подражания), в частностях рус. классицисты искали свои пути. Так, создателя программной «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова современники обвиняли в слепом подражании автору «Поэтического искусства» Н. Буало. Поскольку оба автора писали о «вечных» поэтических законах, то этот плагиат кажется оправданным (кстати, самого Буало обвиняли в подражании «Посланию Пизонам» Горация). Вместе с тем некоторые отличия в подходах Буало и Сумарокова хорошо известны: Сумароков образованность поэта ставит выше таланта, Буало – талант выше образованности; Сумароков практически исключает важный для Буало принцип «plaire» (нравиться) (Й. Клейн). Эти «мелкие» отличия объясняются в первую очередь индивидуальными особенностями Сумарокова-поэта. Вместе с тем невозможность приложения к французской поэтической практике «теории трех штилей» М. В. Ломоносова связана с объективными причинами: рус. поэты, в отличие от их французских образцовых предшественников, имели возможность использовать в своих сочинениях слова русского (создающие средний и низкий «штили») и старославянского (создающие высокий и средний «штили») языков. Кроме того, ускоренное развитие рус. литературы в 18 в. привело к сосуществованию различных литературных направлений (так, сентименталистские тенденции можно наблюдать в произведениях рус. поэтов-классицистов в досентименталистский период, а сентименталист М. Н. Муравьев начинал как почитатель таланта Сумарокова и классицист). И наконец, в отличие от французского классицизма 17 в., рус. классицизм 18 в. формировался под влиянием идей Просвещения. Рус. авторы учитывали опыт не только Буало, Корнеля и Расина, но и своего современника Вольтера. Появление «просветительского классицизма» привело, в конечном итоге, к созданию собственных нац. вариантов этого направления: английского, немецкого, рус., а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гете и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В нач. 19 в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением – романтизмом и сошел со сцены.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трех единств" - времени, места и действия - в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.
Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило "... как всеобщий разум..." (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), "... как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок. Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства, лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип "подражание природе", классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания - искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало "высокомерное" по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких- либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам К., оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика К. придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Эстетика К. устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на "высокие" (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. "малый жанр" - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. В пластических искусствах предпосылки К. зарождаются уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно они выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении 17 в. К., развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в 18-начале 19 вв. Архитектуре К. в целом присущи геометризм подчёркнуто статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. Основой архитектурного языка К. становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не "скрывает" общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру К. свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов: широко используя перспективные эффекты в монументально-декоративной живописи, К. принципиально отъединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура. Градостроительство К. генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию "идеального города"; в конце 18 - 1-й трети 19 вв. складываются новые приемы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры К. соответствует строгая разграниченность пространственных планов в скульптуре и живописи. Пластика К., в которой преобладают замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм. В живописи К. преимущественное значение обретают рисунок и светотень (особенно в позднем К., когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой, стилизованной линеарности), локальный колорит строится на сочетании трёх главенствующих цветов (например, коричневый для первого, зелёный для второго, голубой для дальнего плана), свето- воздушная среда разрежается и превращается в нейтральное заполнение промежутков между пластическими объёмами, действие разворачивается, как на сценической площадке. Величайшим художником и теоретиком французского К. 17 в. был Н. Пуссен, картины которого отмечены возвышенностью этического содержания, просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. Пуссен, Клод Лоррен, Г. Дюге) воплощающий мечту о золотом веке. В архитектуре принципы К. складываются в отмеченных ясностью в отмеченных ясностью ордерных членений и композиции постройках Ф. Мансара, в восточном фасаде Лувра, созданном К. Перро (), - наиболее чистом по стилю образце К. 17 в., в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя. Со 2-й половины 17 в. французский К. вбирает в себя всё больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка - А. Ленотр). Закреплению доктрин К. способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре. В 17- начале 18 вв. К. распространяется также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса еще сохраняются отголоски Ренессанса, а в произведениях К. Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант К.

Классицистический стиль выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Художественный стиль Классицизма представляет собой наивысшее выражение Идеи композиционной целостности, ясности, завершенности, уравновешенности. В архитектуре Классицизма существует определенный набор формальных признаков. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, отсюда обычное трехчастное деление фасада с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. Все формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане особенно популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения. В скульптуре формирование классицистического художественного мышления сопровождалось переходом от натуралистической раскраски статуй и рельефов, наивной попытки их «оживления» в греческой архаике или пестрой декоративности в восточном искусстве, к лаконичной выразительности самого объема, очищения его от всего лишнего, случайного. Функции цвета брала на себя отделившаяся от архитектуры и скульптуры живопись. В классической живописи изображение также всегда строится по «принципу рельефа», т. е. чередованием пространственных планов, параллельных плоскости картины. При восприятии здания, картины, фрески, скульптуры классицистического стиля возникает ощущение душевного покоя, ясности, просветленности. Даже несмотря на знание того, что это вернее всего искусная декорация, по сути стилизация, художественный обман, и несмотря на то, что классицизм проигрывает в декоративности деталей, сложности, другим стилям в искусстве, он более притягателен и всегда желаем.
В целом тенденции классицистического стиля в различные эпохи и в разных видах искусства показывают одно: стремление художника к идеалу за счет отказа от случайного, временного, изменчивого.

Европейское направление классицизма было основано на идеях рационализма и канонах античного искусства. Оно предполагает строгие правила создания художественного произведения, которые придают ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали. Приоритетная цель такого направления - исполнение общественно-воспитательной функции искусства.

Формирование классицизма происходит на каждой объединённой территории, но в разные временные периоды. Необходимость этого направления ощущается в исторический период перехода от феодальной раздробленности к территориальной государственности при абсолютной монархии. В Европе становление классицизма произошло в первую очередь в Италии, но нельзя не отметить значительное влияние зарождающейся французской и английской буржуазии.

Классицизм в живописи

(Джованни Баттиста Тьеполо "Пир Клеопатры" )

В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Это породило волну интереса общественности к искусству. Несмотря на то, что взгляды классицизма подразумевают натуральное изображение всего, что представлено на картине, мастера эпохи Возрождения, как и античные творцы, идеализировали человеческие фигуры. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Эта тенденция, заимствованная у древнегреческих скульпторов, объясняется тем, что в античные времена человек преподносился как идеально творение бога без изъянов и недочётов.

(Клод Лоррен "Полдень. Отдых на пути в Египет" )

Античная мифология также оказала немалое воздействие на становление стиля. На начальных этапах она выражалась буквально, в виде мифических сюжетов. С течением времени проявления стали более завуалированными: мифология представлялась античными зданиями, существами или предметами. Поздний период ознаменовался символистической интерпретацией мифов: через отдельные элементы художники доносили собственные мысли, эмоции и настроения.

(Фёдор Михайлович Матвеев "Вид Рима. Колизей")

Функция классицизма в лоне мировой художественной культуры - это нравственное общественное воспитание, формирование этических норм и правил. Регламентация творческих законов провела строгую иерархию жанров, каждый из которых содержал формальные границы:

  • Низкие (натюрморт, пейзаж, портрет);
  • Высокие (исторические, мифологические, религиозные).

(Никола Пуссен "Аркадские пастухи" )

Основоположником стиля принято считать живописца Никола Пуссена. Его произведения построены на возвышенных философских сюжетах. С технической точки зрения, строй полотен гармоничен и дополнен ритмическим колоритом. Яркие примеры произведений мастера: «Нахождение Моисея», «Ринальдо и Армида», «Смерть Германика» и «Аркадские пастухи».

(Иван Петрович Аргунов "Портрет неизвестной в темно-голубом платье" )

В Российском искусстве классицизма преобладают портретные изображения. Почитателями данного стиля являются А. Агрунов, А. Антропов, Д. Левицкий, О. Кипренский, Ф. Рокотов.

Классицизм в архитектуре

Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:

  • палладианство

Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;

  • ампир

Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;

  • неогрек

«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления - Анри Лабруст и Лео фон Кленце. Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;

  • регентский стиль

В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном. Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь.

(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия )

Основные черты классицизма в архитектуре:

  • Величественная простота;
  • Минимальное количество деталей;
  • Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
  • Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
  • Высокие потолки, декорированные лепниной;
  • В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
  • Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.

(Большой Театр, Москва )

Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.

Заключение

Эпоха классицизма оставила после себя множество великолепных творений художников и архитекторов, которые можно наблюдать по всей Европе и по сей день. Самые масштабные проекты конца XVII и начала XIX века проходили под эгидой классицизма: отстраивались городские парки, курорты и даже новые города. К 20-м годам XIX века строгий стиль был разбавлен элементами роскошного барокко и ренессанса.

Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) - за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.

Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман , написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем - Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.

Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.

Черты классицизма в архитектуре

В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами - элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.

Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Лондонский особняк Остерли - парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства - 1761 г.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова

Классицизм - художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.

Исторические предпосылки

  • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

  • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость - вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

  • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма - "палладианство").

В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций - Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

Классицизм: особенности стиля

Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

  • ясные пространственные решения,
  • строгие формы,
  • лаконичная внешняя отделка,
  • мягкая цветовая гамма.

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

  • Одна из основных черт классицизма в архитектуре - обращение к античной ордерной системе.

В переводе с латинского ordo означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.





Элементы классической архитектуры

  • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
  • Симметричная композиция - обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
  • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
  • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
  • Среди особенностей классической архитектуры - оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя - цоколь, в середине - основное поле, вверху - антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
  • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.





Виды классической архитектуры: национальные особенности

Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

Английский классицизм

Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус ("Дом королевы"), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, - Ковент Гарден.

Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки - компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным - его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

Особенности классицизма в архитектуре Франции

Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

Самые значимые события этой поры - возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.



В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки - она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

Русский классицизм в архитектуре

Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

Примеры отечественной архитектурной классики

Таврический дворец - проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, - яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова - пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

Архитектурные особенности классики позднего периода

Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

  • акцентированную стилизацию под старину
  • монументальность образов
  • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

Выдающиеся проекты этого времени:

  • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
  • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
  • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.





Классика в современной архитектуре

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

Современные проекты классических домов - тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.