Литературно-музыкальная композиция по экологии

Литературно-музыкальная композиция по экологии "Земля –наш общий дом". Литературно-музыкальная композиция "Сохраним мир цветным" (с презентацией) Композиция на тему экология


Литературно-музыкальная композиция по экологии.
*звучит музыка* На сцену выходит путник и вертит карту в руках.Путник: Ой, куда это я попал? Может я не туда свернул? Да нет вроде… всё правильно: планета «Земля», находится по адресу «Млечный путь…*бубнит*», так, так, ага... всё верно! Только вот что стало с этой планетой? Вокруг мусор, грязь…Неужели она всегда была такой?.. И поблизости нет никого, пойду поищу!*уходит со сцены*музыка и танец
Житель1: Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Житель2: Надолго хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?
Житель3: Надолго хватит тех лесов, Где топоры стучат?
Житель4: Спасти поля, луга, леса и чистую гладь рек- Всю землю, можешь только ты, Разумный человек
Выходит путник
Путник: Вы кто? Откуда здесь взялись?
Житель1: Мы все - жители планеты Жили на планете этой.Житель4: Жили мирно, не тужили, Потому что все дружилиЖитель3: И природой дорожили.Путник: Что же стало, расскажите?
Житель2: Мы дадим тебе ответ, Всё испортил человек! Житель1: Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней!
Житель3: Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Житель4: Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Житель2: Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Житель3: Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Житель1: Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Житель4: Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!Аня и Настя поют песню «Аист на крыше»Где это было,
Когда это было,
В детстве а может во сне.
Не было места
Прекрасней и чище,
Чем на земле.Чистые реки,
Цветы и деревья,
Птицы и звери в лесу.
Люди, прошу, не сгубите случайно
Мира красу!
Всюду заводы, отходы и мусор,Небо не видно во мгле.
Люди спасите, люди спасите
Жизнь на земле!*музыка затихает**Выходит девушка с земным шаром в руках*Вращаясь в Космосе, в плену своей орбиты
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала... Грудь моя покрыта
Рубцами ран-живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасли!*уходит**на фоне музыка шумного города*Выходит человек, осматриваясь:Хорошо здесь стало… Машины кругом, асфальт и ни-ка-кой природы! Разве не чудо? Не то что раньше-лес повсюду, не пройти, не проехать. Да кому этот лес, собственно говоря, вообще нужен? Только место зазря занимает. А сейчас то: куда ни глянь, ни травинки, ни кустика, ни деревца какого. Красота! Недавно мы тут завод новый построили. Большой...Даже не большой – ОГРОМНЫЙ! Спросите: а отходы куда? Куда? Куда? Ясное дело – в реку! А что? Этих рек вон их сколько: одной больше, одной меньше…Что станется? А сейчас что главное? Главное сейчас - это промышленность! А о природе можно и потом позаботиться…*Выходит путник и жители*Путник: Неправильно ты думаешь, человек! О природе нужно начать заботиться уже сейчас, потому что твоего "потом" может даже и не настать. Ежегодно в Тихий океан “дети природы” вываливают миллионы тонн мусора, киты выбрасываются на берег, а айсберги почернели от грязи...
Житель3: Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Житель2: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Житель4: Пять миллиардов тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
Житель1: На грани превращения в пустыню двести миллионов квадратных километров, территория в два раза превышающая площадь Канады. Что дальше?
Житель4: Когда-то мы шутили: “В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова”. Теперь уже не до шуток.Путник: Набатным колоколом звучит слово «ЭКОЛОГИЯ» сегодня.
Человечество должно перестать умиляться и восторгаться по поводу бурного развития науки и техники. Человек: Настала пора, спросить себя, а не слишком ли дорогую цену платим мы за эти успехи, превращая мир в огромную свалку?Песня «Расскажите, птицы»
Житель1:Бернард Шоу, известный драматург, писал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди»

«Мы – жители планеты земля!»

Цель: создать условия для формирования экологической культуры учащихся.

Задачи:

1. Формирование у детей экологической культуры.
2. Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы, и общества.
3. Способствовать формированию у детей убеждения о необходимости охраны природы, как в своем крае, так и на всей планете.

Ход мероприятия:

Звучит музыка гр. Земляне «Земля - наш дом». На экране появляются слайды красивой природы.

Ведущий: Природа - это дом, в котором мы живем

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить во веки.

Звучит громкая музыка. Выбегают туристы. Все вслух говорят:

Мы туристы,

Мы туристы, весело живем

Обожаем воздух чистый

И водицу пьем.

Мы туристы,

Мы туристы, мы в пути с утра

Не страшна нам непогода

Не страшна жара

1-й: Как тебе нравится эта полянка?

2-й: Подойдет! Приземляйся!

1-й: Красота!

2-й: Хорошо сидим!

1-й: Слышь, ты чё там забыл?

2-й: Память о себе оставить надо!

1-й: Ну?

2-й : Ну вот на том дубочке вырезал: здесь был Петруха. Класс!

Все хором: Класс!

Танцуют, раскидывая мусор.

3-й: Пошли на речку.

4-й: А мусор куда?

1-й: Брось возиться, оставь там, где лежит?

2-й: На славу мы поели,

И чай попить успели

Костер тушить не станем,

Давайте так оставим!

Танец девочки в красном платье, с красными косынками, имитирующими пожар в лесу.

Ведущий: Беда, беда, в лесу беда

Друзья, скорее все сюда

Огонь достал уж до небес,

Погибло все, сгорит наш лес.

Выбегает баба-яга и разгоняет «Огонь», т.е. тушит. Выходит лесовичок.

Лесовичок: Кто шумит в моем лесу

Ничего я не пойму

Всех из леса прогоню

Хорошенько проучу.

Хоть я добрый лесовик

Ворчуном быть не привык,

Все же строгость проявлю,

Я ведь так свой лес люблю.

Баба-Яга: Туристы нынче в лес пришли

И чуть наш лес не подожгли.

Раздаются выстрелы, идет браконьер.

Браконьер: О! Здесь есть чем поживиться,

Какая миленькая птица

С лисички будет воротник

В лесу шутить я не привык

Зайчатинка пойдет на суп

Из мишки будет мне тулуп.

Браконьер уходит, на ходу стреляя.

1 ведущий: Умолкло все. Пришла беда,

Застыли в ужасе леса

Земля вся скорчилась от боли

Лишь тишина, печаль и горе.

Кадры загрязненной природы, звучит музыка песня гр.Земляне «Прости, Земля»

Звучит тревожная музыка на ее фоне слова:

Ведущий: Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век.

Травой душистой на лугу,

И трелью птиц веселой, звонкой

И шумным плеском родника

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав.

Появляются вновь Лесовичок и Баба-яга.

Баба-яга: Браконьеры прибежали

Зверей веревками связали

И птичек всех перестреляли

Спасай скорее лес!

Лесовичок: Кто здесь хозяйничать посмел?

Обидеть кто зверей сумел?

Сейчас злодеев проучу

Бандитов всех я закручу

Делает круговые движения руками и звучит музыка, имитирующая сильный ветер. Туристы и браконьер выбегают и кружатся по сцене. Затем они падают на колени и просят их пощадить.

Баба-яга: Да, есть еще вредители

Природы расхитители

Таких, вам, честно скажем

Как следует, накажем.

Лесовичок :

Во-первых, туристы уберут за собой весь мусор

А браконьер отпустит всех пойманных зверей и птиц.

А я сейчас проведу сеанс перевоспитания.

Лесовичок протягивает руку над головами туристов и браконьера и читает вслух следующие слова.

Я не трону муравья,

Жилье муравейника,

Не спугну я соловья

Певца чародейника.

Посажу я кустик,

Куст белой сирени,

Пусть усталый путник

Отдохнет в тени.

Не сломаю веточки

Из куста калины,

И вы будете деточки

Добрыми такими.

Туристы и браконьер хором произносят:

КЛЯНЕМСЯ БЫТЬ ДОБРЫМИ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!

Туристы: Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

Браконьер : Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защитится

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?

Звучит песня «Ничего на свете лучше нету….»

Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая

Литературно – музыкальная композиция

«Земля – наш общий дом».

Провела воспитатель: Надейкина С П.

ГКООУРМ «Ширингушская санаторная школа – интернат».

Цели:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки;

Формировать культуру поведения в природе;

Обогащать представления об окружающем мире;

Научить детей любить природу, уметь любоваться красотой родного края;

Развивающие:

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

- прививать чуткое и бережное отношение к природе;

Воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее;

Оборудование:

Выставка картонных фигур, изображение растений, экологические знаки, костюмы, подготовленные вместе с детьми к празднику, фонограмма «Звуки леса», музыка «Летний вальс», музыка песни «Не дразните собак».

Действующие лица: Ведущий, Хозяйка леса, Лягушонок, Хулиган, Чтец 1-6.

Ведущий: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке, нуждаются в нашей защите.

Не ломайте ветки деревьев, не засоряйте речку, не разоряйте муравейники, все нуждается в нашей защите. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.

Природа – это наши корни, начало нашей жизни.

(Появляется Хозяйка леса. Она в зеленом наряде, на голове – убор из листьев.)

Хозяйка леса: Я Хозяйка лесного царства. Я обладаю волшебной силой и могу сегодня перенести вас не надолго в лето.

Всех на праздник мы зовем,

Мы зовем, мы зовем,

Потанцуем и споем,

Песенку споем.

В синеву, в синеву,

Песенка лети!

Веселей, веселей,

Солнышко свети!

Открывается занавес. Зал оформлен красочно. На сцене плакат «Здравствуй лето!» Картина летнего леса.

Чтец 1.

Очень добрым, очень светлым

Золотистым ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем.

Чтец 2 .

Земляникой и цветами

Встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Хозяйка леса: Итак, в путь! В гости к лету!

(Дети встают и идут по залу. Звучит фонограмма «Звуки леса»).

Хозяйка леса: Что такое лето?

Это много света.

Это поле, это лес.

Это тысячи чудес!

Это в небе облака.

Это быстрая река.

Это яркие цвета.

Хозяйка леса: Это в мире сто дорог,

Для ребячьих ног.

Звучит музыка «Летний вальс»

Чтец 3.

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба парящего над полем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М. Дудин.

Ведущий: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

(Появляется Хулиган.)

Хулиган: Бом – бом – бом!

Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Сколько здесь в лесу народу!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор…

(Хозяйка леса увидела лягушонка, который сидел у пенька и грустил.)

Хозяйка леса: Что случилось, лягушонок?

Лягушонок: (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)…

Они…они…обижали…

Хозяйка леса: Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы, наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу. Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу, в поле, на речке…

Представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу озера перед вами огромное количество разбросанного мусора, а ведь в лесу живут животные и птицы, и это наносит им непоправимый вред.

Перед вами экологические знаки. Подумайте, что же означает каждый знак, и дайте им названия.

(Хозяйка леса показывает знаки, дети дают им названия.)

Хозяйка леса (обращается к лягушонку). Вот видишь, эти ребята настоящие друзья природы. И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

Чтец 1 .Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит одна сова спасет в год одну тонну хлеба!

Чтец 2. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она сможет съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Чтец 3 . Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

Чтец 4. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Чтец 5. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Чтец 6. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.

Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж, то она растянется на километр.

(Дети рассказывают, лягушонок внимательно слушает и заметно оживляется.)

Лягушонок: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, муравьев и нас, лягушек.

Ведущий: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка-маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природа сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Хозяйка леса: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: «Земля - наш общий дом», «Берегите братьев наших меньших». Как приятно, когда дети знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц, муравьев.

Чтец 1 . Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее принес.

Грузчик маленького роста,

Муравейник далеко,

А бревно нести непросто,

Очень даже нелегко.

Под большой столетней елью,

Стройка весело идет.

Здесь работает артелью,

Дружный маленький народ.

Вырос дом на новом месте,

Новоселы нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям.

Хозяйка леса: Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку,- не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Не зря их называют санитарами леса.

(Хозяйка леса подходит к выставке картин цветов.)

А вот и самое красивое место в моих владениях – цветочная поляна. Нравится?

Дети: Нравится!

Хозяйка леса: Посмотрите, сколько здесь цветов.

А вы их, ребята, знаете? Угадайте, какой это цветок. Найдите его на поляне.

На лугу и в поле

Мы его встречаем,

Лепесточки белые

Мы на нем считаем,

Сердцевинка желтая

У цветка того,

Будто крошка солнышка

Забралась в него.

(Ромашка.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож.

(Василек.)

Четыре ярко – красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка,

За зернышками этими

Ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет.

(Мак.)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названьем он наделен,

Посмотришь – подходит названье это.

Но никогда нам не слышится звон

Из голубого лесного букета.

(Колокольчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка!

(Одуванчик.)

Хозяйка леса: А сейчас проведем конкурс «Цветик-семицветик»

Чтец 2. У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

Чтец 3 . Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Чтец 4. Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлено.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Хозяйка леса: Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода. Птицам нужен воздух. Животным – лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь!

Чтец 5. Нас много, ребята!

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем!

Чтец 6. Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!

В заключении звучит песня «Не дразните собак».

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробьи

Песенкой разбудят.

А царапать и кусать

Вас никто не будет!/ 2 раза.

Если очень шуметь

Около берлоги,

То придется потом

Уносить вам ноги.

И пчела просто так

Тоже не пристанет.

Ведь ни жалить, ни рычать

Зря никто не станет/ 2 раза.

Ни к чему обижать

Бабочку на ветке

Веселее в лесу

От ее расцветки.

Не пугайте жуков

С длинными усами

И поверьте, что жуки

Вас не тронут сами./ 2 раза.

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее,

Устали не зная!

Непременно тогда

Станем мы друзьями…

А про кошек и собак

Пойте вместе с нами!/ 2 раза.


Цели: способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней; привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру; совершенствовать речь детей; развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

Оборудование: костюмы - «Тропинка», «Ёж», «Бабочка», «Медведь»; цветы «Колокольчик, Клевер, Ромашка, Василек, Гвоздика»; макеты деревьев (ель, берёза, дуб, клён), грибов, ягод; плакаты с правилами поведения в лесу; детские рисунки.

Подготовительная робота: выучить стихи о природе, загадки о животных, цветах; разучить песни на музыку Е.Архиповой «Песенка бабочки», «Летняя песенка», «Песенка колокольчиков», «Песенка ромашек», «Песенка гвоздики»; познакомить с игрой «Ребята и медведь», организовать выставку детских рисунков на тему «Берегите природу!»

Дети приглашаются в зал.

ВЕДУЩАЯ. Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о том, что нас с вами окружает, точнее, о природе. Я хочу вам помочь увидеть, какая она - природа. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! Только не все ребята замечают это. И не задумываются: будет ли природе хуже, если каждый из них, собирая орехи, сломает ветку или сорвет 3 - 4 цветка, поймает одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще - что же станет с природой?..

Давайте мы сейчас с вами отправимся на прогулку в лес, поле, на луг, чтобы вместе подумать, как сохранить и уберечь природу от разрушения.

Под песню "Веселое утро" (Р. Бойко - В. Викторов) дети парами свободно гуляют по залу. Впереди них бежит девочка -"Тропинка".

ВЕДУЩАЯ

Тропинка-тропинка,

Скажи, куда ведешь?

ДЕВОЧКА -"Тропинка".

Веду на луг душистый,

Что на ковер похож.

Веду туда, где речка

По камешкам бежит,

А над водою бойко

Проносятся стрижи.

Дети продолжают идти с песней, а на середину зала выходят и рассаживаются в произвольном порядке дети старшей группы в костюме цветов. Дети подготовительной группы останавливаются.

ВЕДУЩАЯ. Дети, мы, кажется, пришли с вами на луг. Посмотрите, какая красота вокруг нас, сколько цветов! А вы знаете, как называются эти цветы? (Ответ детей.) Сейчас мы проверим.

Дети – цветы загадывают загадки, исполняют песенки.

КОЛОКОЛЬЧИК

Я люблю июльский зной,

Я лиловый, вырезной,

Если б медные края,

Целый день звенел бы я.

"Песенка колокольчиков"

КЛЕВЕР

Цветок я разовый, пушистый

И мед в себе таю душистый.

Любуются все люди мной

И знают, что я... (клевер луговой).

РОМАШКА

На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи!

"Песенка ромашек"

ВАСИЛЕК

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь

Ярко-синий да пушистый,

Только жаль, что не душистый.

ГВОЗДИКА

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикою

Алою... (гвоздикою).

"Песенка гвоздики"

Р А З Н ОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

юбоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

А. Шлыгин

Хоровод "Летняя песенка" (Е. Архипова - Ю. Полухин). В зал вбегает девочка в костюме бабочки, "летает" над цветами.

РЕБЕНОК

Ребята, смотрите, бабочка!

Крапинки на крыльях,

Усики двойные -

Бабочка открыла

Глазки голубые.

Выпорхнув из листьев,

Над поляной вьется,

Радуется жизни

Радуется солнцу!

"Песенка бабочки" (Е. Архипова - Н. Козлова). Бабочка улетает, за ней убегают цветы.

ВЕДУЩАЯ. Дети, давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Поэтому я приказываю вас не рвать дикие цветы, не ломать ветви деревьев и кустарников.

ГЛАЗА РАСПАХНИТЕ!

Глаза распахните!

Смотрите!

Растущая дико

Цветет земляника.

Не рвите!

И любку не рвите -

Ночную фиалку.

Не делайте палку

На случай

Из маленькой елки колючей.

Цветка не сорвите,

А лучше скажите:

Купальница,

Ландыш,

Цветная гвоздика,

Цветите!

Не исчезайте,

Растущие дико!

Л. Николаенко

ВЕДУЩАЯ. А сейчас мы с вами пойдем в лес. Быть может, нам посчастливится увидеть каких-нибудь редких животных.

РЕБЕНОК

На тропинке узенькой

День наполнен музыкой.

Музыкой березовой,

Светлой, словно озеро.

Закипела листьями

Синева ветвистая.

Веселится, рядится.

Приходите, радуйтесь!

Игра «Ребята и медведь» (Е.Тиличеевой – Н. Найденовой).

ВЕДУЩАЯ. Дети, а приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни? Не аукаться, не кричать, а просто взять да и посидеть потихоньку под елкой. Если в лесу сидишь тихо-тихо, много интересного можно увидеть. А что, например? Расскажите. (Ответы детей.) Молодцы! А теперь давайте послушаем птиц, этих певцов Земли, ее полей, лесов, лугов. Ведь никто л учше птиц не может рассказать о том, как прекрасна наша Земля. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)

Песня « Слушайте птиц» (Я. Дубровин - Е. Руженцева) (раздается стук

Дятла). Песня "Мастер Дятел" (С. Баневич - Е. Руженцева). В зале

появля­ются дети в шапочках белки и ежа.

ВЕДУЩАЯ. Белка молвила Ежу.

БЕЛКА

Ты бездельник, я гляжу.

Без работы не сиди,

За грибами в лес иди.

Не страшна зима для нас,

Если есть грибов запас.

(Еж идет по лесу, собирает грибы и поет). Песня "У лесной дорожки" (С. Баневич -

Р. Короткова). Песня "Лесные друзья" (Котляровский - Р. Короткова).

БЕРЕЗКА

Я встала рано-рано

И - в рощу налегке.

Там ждут меня березки,

Укрывшись в холодке.

Они растут все вместе,

Их целая семья,

А самая меньшая -

Ровесница моя.

Мне очень скоро будет семь,

И ей седьмой уж год.

Ей только алой ленты

В косе не достает.

Спасибо каждой ветке

За то, что здесь растет!

Спасибо каждой птице,

За то, что здесь поет!

И галке косолапой,

Хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве,

Хоть я ее боюсь...

Они - мои соседи,

Они - моя родня.

И всем им вот такое

Спасибо от меня!

Н. Саконская

ВЕДУЩАЯ. Дети, становитесь в круг, потанцуем вокруг березки.

Хоровод "Вокруг березки" (сл. и муз. Е. Архиповой).

(Педагогическая ситуация с птенцом.)

РЕБЕНОК:

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес!

Е. Агранович

ВЕДУЩАЯ. Дети, а какие вы знаете пословицы о лесе?

Пословицы:

Лес - богатство и краса, береги свои леса.

Л ес люби, люби природу, будешь вечно мил народу.

Враг природы тот, кто леса не бережет.

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

Рощи леса - всему краю краса.

Растение - земли украшение.

В и к т о р и н а

ВЕДУЩАЯ. А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений, В ней будет участвовать команда детей подготовительной группы и команда детей старшей группы. Конечно же, дети подготовительной группы знают больше, но и вопросы для них будут труднее.

Вопросы для старшей группы

1. Какой цветок превращается в шар?

– Роза.

Одуванчик.

– Ромашка.

2. Для чего заяц с приходом зимы меняет шубу?

– Чтобы всех удивить.

– Потому что любит наряжаться.

Хочет быть незаметным для волка и лисы.

3. Кит это: животное, насекомое или птица?

Вопросы для подготовительной группы

1. Зачем зайцу большие уши?

– Чтобы лучше слышать.

Чтобы не перегреться.

– Для торможения на поворотах.

2. Зачем змея язык показывает?

– Дразнится.

– Ищет добычу.

Регулирует температуру своего тела.

3. Зачем страус прячет голову в песок?

– От страха.

– Разыскивает пищу.

(Педагогическая ситуация: рассмотрение плаката)

Дети усваивают определённые правила и делают соответствующие выводы.

ВЕДУЩАЯ. Большое спасибо всем за участие. Очень хорошо, что вы так много знаете, потому, что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто не возможно.

Дети, вы, наверное, поняли, что природа - самый главный помощник человека. Но из-за того, что не все люди об этом знают, что они безжалостно вырубают леса, загрязняют воду и воздух, часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха и мяса, природа очень сильно страдает. Многие растения и животные, которые встречались часто, а сейчас стали исчезать, внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, внесенным в эту книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, и Красная книга берет их под свою защиту. Дети, но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь надо и тех, которых еще много, которые не внесены еще пока в Красную книгу. Это хорошо известные вам белка еж, синица и дятел, и многие другие животные птицы и растения. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Разорять птичьи гнезда, убивать животных и насе­комых, стрелять птиц и разрушать муравейники - недопусти­мо! Но можно ничего этого не делать и все-таки приносить вред. Если ты бегаешь по лесу, шумишь, лазаешь по деревьям, - ты беспокоишь животных, сгоняешь птиц с гнезд, в которые уже отложены яйца. Ты вытаптываешь ценные и редкие растения, которые потом ломаются и засыхают.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Не даром 22 апреля объявлен днем Земли.

ВЕДУЩАЯ. И что люди делают в этот день? (Ответы детей .) А еще люди Земли все заработанные деньги отдают на содержание животных в зоопарках, на строительство и организацию новых питомников, заповедников. Много денег идет на переоборудование фабрик и заводов, чтобы они не загрязняли воздух и воду.

1-й РЕБЕНОК

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь...

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

2-й РЕБЕНОК

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить...

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

3-й РЕБЕНОК

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым...

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

4-й РЕБЕНОК

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

ВСЕ:

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Песня "Кто веселый-превеселый?" (А. Ларин - Ю. Мориц).

ВЕДУЩАЯ. Наша экскурсия подошла к концу. Теперь, ребята нам пора домой.

(Дети под музыку уходят из зала).

«МЫ ВСЕ В ОТВЕТЕ ЗА ЖИЗНЬ НА
ПЛАНЕТЕ…»
/Сценарий экологического урока, посвящённого году экологии в России/
Ведущий: Ребята! Заканчивается 2017 год, который был объявлен годом
экологии в России. Тема экологии актуальна каждый год, каждый месяц,
каждый день!
Что такое экология? Это наука об окружающем нас мире природы:
растениях, животных, птицах и о нас­ людях, ведь мы тоже часть этой
природы, и наше здоровье, и даже наша жизнь зависит от состояния
окружающей нас среды.
Древние люди поклонялись природе, матушкой её величали! Они уже тогда
понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал­ земля кормит, поит и
одевает.
Чувство преданности земле передавалось из поколения в поколение. Сколько
трудов и надежд в каждой борозде, каждом колосочке!
Охране природы уделялось большое внимание с давних пор.
Например, в 16­17 вв. появился ряд царских указов об ограничительных
мерах, касающихся охоты на бобра и соболя.
Царь Иван Грозный приговаривал за это к смертной казни.
Чтец: Царь Пётр 1 в 18 в. / 18.04. 1703г./ издал указ, по которому
запрещалось стрелять водоплавающую дичь в подмосковных угодьях:
« …Ныне ведомо, что на тех Измайловских лугах по рекам, по прудам и по
озёрам ездят всяких чинов люди с птицами ловчими и пищалями, птиц ловят и
из пищалей по ним стреляют. А в связи с этим высочайше повелеваю­
провинившихся за самовольную охоту доставлять в Преображенский приказ, с
богатых людей взыскивать штраф по 100 руб.. Несостоятельные же люди
должны ссылаться на Азов с детьми и жёнами на вечное поселение.»
2. « …В окрестностях больших городов не сметь с псовой и птичьей охотами
ездить, зверей­зайцев, лисиц и прочих, окромя волков да медведей не травить,
ничем не ловить и не стрелять! Нарушителей наказывать, не чиня никаких
послаблений»
Ведущий:Но, постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его
мира

/ Показ слайда гео­карты, где красным цветом отмечены места эко­
бедствия/
Взгляните на карту. На Земле скоро не останется живого места:
Скоро вся наша страна станет сплошной зоной экологического бедствия.
Мы всё чаще видим горы мусора, загрязнённые реки и водоёмы, вырубленные
леса, вырубку деревьев в черте города при подготовке площадок под
строительство, а ведь деревья­ это наши лёгкие, они очищают воздух от
вредных примесей, которыми мы дышим ежедневно, едим некачественные
продукты.
Дышать чистым воздухом, пить чистую воду скоро станет практически
невозможно.
Учёные посчитали, что за 1 день сокращается площадь лесов на 15 млн.
гектаров, и, как следствие, на Земле исчезает 100 видов растений и животных,
если нет лесов, то где же жить животным и птицам, превращается в пыль
млрд. тонн почвы.
По данным ООН от болезней, вызванных загрязнением питьевой воды, каждый
год на земле умирает 5 миллионов в возрасте от 5 лет. Ученые доказали, что
каждый год во всем мире в водоемы попадает вредных веществ столько, что
ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате
деятельности в реках нельзя купаться, рыба гибнет ­ исчезает Аральское
море, водоемы мельчают. Даже зеленые водоросли выделяют токсины ­
ядовитые вещества. Возможно, в 2100 году человек лишиться пресной воды,
океан сильно болен. Нефтепродукты ­ вот основные загрязнители воды. На
дне Мирового океана находится восемь подводных лодок и семь самолетов с
ядерными установками, более 50 различных боеприпасов разной мощности,
тысячи контейнеров с радиоактивными отходами.
Ресурсы морей и лесов почти исчерпаны, «легкие Земли» нуждаются в
лечении. Только за последние 5 лет уничтожено 180 млн га леса. А за 20 лет
человек уничтожил столько леса, сколько было вырублено за все его
предыдущие существования. А что теперь происходит с воздухом. Ведь за год
в атмосферу выбрасывается 5 млн тон углекислого газа. Кислорода все
меньше и меньше, а газов выхлопных все больше и больше. Отсюда и
появление озоновых дыр над Арктикой, Москвой. Знаете ли вы что ежегодно
в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 20,5 млн
тон оксидов азота, углерода 190 млн тон, оксидов серы 65млн тон.
Этот список можно продолжать до бесконечности.
«Природа наша терпит, терпит, терпит…
Но сколько может вынести обид,
И вот однажды, вы уж мне поверьте,

Она нам очень сильно отомстит»
Всё это нарушает экологическое равновесие и отражается на здоровье людей­
60% болезней людей из­за плохого состояния окружающей среды.
/ Показ слайдов о глобальных и региональных эко­ проблемах/
/ Проводится мини­викторина/
Ни леса, ни реки не могут сами о себе позаботиться, значит это должны
сделать мы с вами. С чего начать? С самого простого­ не мусорить, донесите
мусор до ближайшей урны, увидели мусор ­уберите.
Мы ­люди поступаем с Землёй жестоко и безнравственно, но самое страшное,
что мы этого не понимаем. Зло стало массовым и мы к нему привыкли,
поэтому со спокойной совестью оправдываемся: «А что тут такого?»
­ Действительно, что тут такого, что в городе вырубили десяток­другой
деревьев?
­Что тут такого, что кто­то сломал ветку и тут же бросил её на землю?
­ Что тут такого, что мы на полную катушку пользуемся всеми благами нашей
природы и одновременно в упор её не замечаем ­ПАРАДОКС?
Мы смотрим едва ль не с восторгом
Откинув и совесть и страх
Как наша любимая река
Страдает у всех на глазах.
Да и что ж это братцы такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою.
А с нами со всеми беда.
/ Чтецы читают стихи на фоне слайдов о загубленной природе/
1 чтец: Земля имеет свою душу
Её, запрятав в глубине,
На море где­то, иль на суше
Хранит как таинство на дне.
А мы вонзаем в неё сваи,
калечим шахтами метро,
но никогда не угасает
её глубинное нутро!
2 чтец: Кромсают твердь её снаряды,
Под сердцем ­ ядерный фугас!
Мы словно душу вынуть рады

За то, что долго терпит нас…
Приложи своё ухо к планете
Ты услышишь как стонет она
Мать Земля ещё только в расцвете,
а изранена вся и больна.
На земле осушенной, в пыли
Островки усохшего бурьяна.
Что страшнее может быть земли
Коль земля сама сплошная рана?
Ведущий:Мы с вами должны беречь природу, заботиться о её сохранении, а
для тех, кто этого не делает существуют специальные знаки,
предупреждающие или запрещающие­это природоохранные знаки. Вам
предстоит отгадать, что означает каждый природоохранный знак, который я
вам покажу и объяснить, почему это запрещено.
/Ребята говорят, что обозначает каждый знак и почему это запрещено/
Ведущий:Ребята, вы правильно определили эти знаки и, я надеюсь, что вы не
будете нарушать эти правила и запреты.
Ребята! Мы можем, если захотим, сохранить для себя и последующих
поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным
миром и леса.
Поэтому будет не лишним ещё раз повторить правила поведения в лесу или
лесные правила вежливости./ Правила…./
Так как же человек может исправить свои ошибки и тем самым помочь
природе?Начинать надо с себя.
Учреждён календарь экологических дат /показ слайда с КЗД и перечисление
дат/.
В дни, посвящённые той или иной дате мы ещё раз обращаем внимание на
каждую отдельную проблему и на практике делаем добрые и полезные дела,
которые нам по силам.
Ведь нам не трудно зимой подкормить птиц и уличных собак и кошек, нам не
составит труда в тёплое время года почистить ближайший к нам водоём,
речушку от бытового мусора, взять метлу и подмести территорию, на которой
мы находимся.
Не зря говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не
мусорят. /Пример­территория учебного корпуса и общежития/
Есть люди, чьи руки превращают этот мусор / пластиковые бутылки,
фантики от конфет, пустые пачки из под сигарет, баночки из под

энергетиков/ в интересную поделку, которая украсит любую выставку
прикладного творчества.
/ Демонстрация поделок/
А как мы относимся к животным, которые тоже являются частью природы?
Они беззащитны перед человеком и одновременно преданы ему, поэтому,
наверное, лучше некоторых людей. Загрязняя окружающую среду, человек
наносит непоправимый вред животным.
/ Показ фото по загрязнению окруж. среды/
1.Всего лишь маленькое железное кольцо, кем­то выкинутое в море,
превратило это существо в черепаху­инвалида. Человек так захламил планету,
что уже не продохнуть, не проплыть и не пройти. Природа давно перестала
справляться с результатами жизнедеятельности «человека­ разумного». Через
реки и моря, основная часть мусора попадает в океан, где местами мусор
шестикратно превышает концентрацию зоопланктона. Пожалуйста, оставляя
мусор на берегу реки или моря, вспомните эту черепашку! Донесите свой
мусор до ближайшего мусорного контейнера.
*************
/ Показ фото по защите животных/
2.Не секрет, что проблема бездомных животных стоит крайне остро.
Бездомные животные обречены на голод, скитания и болезни. Они ходят по
улицам, заглядывают нам в глаза, обнюхивают сумки в надежде получить
съестной кусочек. В суете мы проходим мимо, спешим по своим делам. А они
остаются на улицах. Наедине со своими незаслуженными горестями.
В свою очередь уличные животные составляют массу проблем для
человеческого общества. Нам приходится с опаской обходить стаи
озлобленных собак. В большинстве случаев это ответная реакция на жестокое
отношение людей к бродячим животным. К тому же бездомные животные
являются распространителями опасных заболеваний, которые могут
передаваться людям различными путями (при укусе ­ бешенство, при
поглаживании ­ гельминтозы, лишаи и др.).
Так обстоят дела у нас. Пуская ситуацию с бродячими животными на самотек
можно потерять контроль над несколькими важными моментами. Во первых
речь идет об эпидемиологической обстановке. Затем морально ­ этическая
сторона. Бездомные (голодные, больные, несчастные) животные на улицах ­
позор города! Кроме того необходимо думать какой пример мы подаем
подрастающему поколению.
По всей видимости зависит это от того как поступим мы в настоящее время.
Где расставим запятые ­ нельзя казнить, или нельзя помиловать? Обречем
домашних по сути животных на существование в неестественных для себя
условиях и на вечный конфликт с людьми, или будем жить в мире? Выбор за
нами./ Показ фото животные­жертвы/

3. Случаи столкновений, в которых от рук людей страдают животные,
происходят регулярно. Их невозможно даже посчитать. А тем более оказать
всем пострадавшим животным помощь.
Несмотря на запрет законом продолжаются нелегальные отстрелы бездомных
собак. Большое количество животных гибнет при нелегальных отстрелах
собачьих стай, обитающих в «неподходящих местах». Невольными
свидетелями такой заботы о братьях наших меньших становятся дети. Что
при этом испытает маленький человек с ранимой психикой? Не иначе, как
душевную травму на всю жизнь. Картина бьющегося в агонии живого существа
даже для взрослого человека будет ужасной.
Нередко несчастные животные попадают в руки к живодерам.
Животные попадают под колёса машин и электропоездов, проваливаются в
канализационные и коммуникационные колодцы, попадают под электрический
ток и т.д.
«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»,­ сказал писатель А.Экзюпери.
Кромсаем лед,
Меняем рек теченья
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы ещё придем просить прощенья
У этих рек,
Барханов
И болот
У самого гигантского восхода
У самого гигантского малька
Пока об этом
Думать не охота
Сейчас нам не до этого пока
Аэропорты, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды…
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды (Р. Рождественский)
Когда­то давно природа решала­ быть или не быть человеку, теперь именно
человек решает­ быть или не быть природе, одним словом всё зависит от нас с
вами.