Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования Логопедическое обследование дошкольников с детьми овз

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования Логопедическое обследование дошкольников с детьми овз

Поведение взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющим в их дальнейшей судьбе. Именно от качества своевременного педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии, поведении, трудностей в обучении.

В специальной психологии, логопсихологии убедительно доказано, что становление психики детей происходит под влиянием речевого общения, обучения и воспитания. Специалистам психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) необходимо учитывать при оценке психоречевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) информацию от родителей (законных представителей), учителей, воспитателей об особенностях речевого развития, способах коммуникации, навыках взаимодействия с окружающими и др.

Поэтому при комплексном обследовании ребенка с ОВЗ в ПМПК значительная роль отводится качеству логопедического заключения для объективной интерпретации полученных результатов психолого-медико-педагогического обследования при составлении итогового заключения и рекомендаций к обучению.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов к организации обследования детей в ПМПК, основных параметров анализа результатов при составлении логопедических заключений и условий эффективного коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

В рекомендациях представлены общие требования к структуре и содержанию логопедического обследования, рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики сходных речевых нарушений, даны разъяснения к составлению педагогических характеристик на детей с ОВЗ, предложен список определений, сокращений в рамках профессиональных компетенций учителей-логопедов.

Методические рекомендации адресованы, прежде всего, учителям-логопедам, специалистам территориальных ПМПК, школьных консилиумов (далее – ПМПк), а также могут быть полезны руководителям школьных консилиумов, педагогам-психологам, воспитателям и учителям образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП – детский церебральный паралич;

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра;



ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ВОС – Всероссийское общество слепых;

ВОГ – Всероссийское общество глухих;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР – общее недоразвитие речи;

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

ЛФК – лечебная физкультура;

ЗПР – задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз – расстройство учебных навыков);

ЗУН – знания, умения, навыки;

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам образовательных организаций:

I вид – для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид – для детей слабослышащих;

III вид – для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид – для детей слабовидящих;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – для детей с ЗПР или с расстройствами учебных навыков в соответствии с МКБ-10;

VIII вид – для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Коррекционное обучение – организация специального обучения, направленного на преодоление нарушений в развитии, формирование способов и средств получения знаний, умений, навыков, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения – формирование механизмов компенсации в учебной деятельности.

Коррекционное развитие – преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующего адаптации и обучению, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные программы.



Общее недоразвитие речи (ОНР) – логопедическое заключение на детей с сохранным интеллектом, слухом, зрением. Различают три уровня в зависимости от степени нарушений речи: I уровень (неговорящие дети), II уровень и III уровень. При общем недоразвитии речи нарушены языковые средства фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи.

Системное недоразвитие речи – квалифицируют у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени в зависимости от характера нарушений лексико-грамматических средств языка, мышления и личности в целом.

Общие требования к организации логопедического обследования де­тей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК ро­дителей (законных представителей) является добровольным, а качество доку­ментов, необходимых для работы комиссии зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточно аргументирован­ные основания. Согласно теории педагогической психологии обучение и воспитание определяются как двуединый процесс. С одной сто­роны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность взрослого и ребенка, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому логопедическое обследование детей в ПМПК должно соответствовать определенным этапам организации обследования речи и лингвистическим параметрам оценивания ее развития.

В практике условно выделяют несколько этапов.

Этап подготовительный включает:

1. Подбор диагностического материала в соответствии с возрастными требованиями к уровню развития речи детей, особенностями индивидуального развития, ограниченными возможностями здоровья (необходимы невербальные и вербальные методики, специальный материал для обследования речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, др.).

2. Анализ психолого-педагогической документации (педагогические характеристики, заключения учителей-логопедов, педагогов-психологов образовательных организаций, других специалистов), медицинских заключений о состоянии здоровья ребенка, продукты самостоятельной деятельности (рабочие тетради, контрольные работы, рисунки, др.) в соответствии с основными задачами логопедического обследования.

3. Составление вопросов для беседы с ребенком, его родителями (законными представителями), представителями образовательных организаций в соответствии с компетенциями учителя-логопеда.

4. Постановку проблемы взаимодействия нарушений речи, поведения, обучения, общения, личностного развития ребенка.

5. Выбор методов обследования ребенка в соответствии с его особенностями общения, возможностями восприятия информации (учитывается состояние слуха, зрения, соматического здоровья, др.).

6. Определение линии (маршрута), тактических приемов логопедического обследования в соответствии с комплексным психолого-педагогическим обследованием.

7. Определение гипотезы (предварительного логопедического заключения) на основании проведенных консультаций со специалистами ПМПК, изучения работ ребенка, документации, беседы с родителями (законными представителями).

8. Подготовка бланка протокола обследования речи (в соответствии с компетенциями учителя-логопеда) для осуществления записи о нарушениях речи, типологических особенностях общения и поведения ребенка.

Этап логопедического обследования предусматривает реализацию способов и методов осуществления контакта с ребенком:

· способы сообщения заданий (невербальные, вербальные инструкции, показ, разъяснения, формы совместной деятельности, др.);

· возможность варьирования инструкций, краткость или развернутость фразы, предъявление заданий в полном объеме или по этапам, др.;

· достаточный самоконтроль речевых инструкций учителя-логопеда: четкость звукопроизношения, использование грамотных лексико-грамматических языковых средств, соблюдение правильной интонации (темп, громкость, выразительность, паузы, ударения, ритм, др.);

· осуществление помощи (виды, формы, объем, время);

· анализ результативности помощи;

· организация возможной самостоятельной деятельности ребенка.

Этап анализа результатов логопедического обследования в структуре психолого-педагогической диагностики включает:

1. Соответствие методов логопедического обследования задачам психолого-педагогического изучения деятельности ребенка.

2. Обоснованность возможной смены тактики и формы общения при обследовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом тяжелых нарушений речи.

3. Определение первичности или вторичности нарушений речи и мышления. Формы взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами при обследовании ребенка и составлении итоговых заключений, оформлении протоколов, согласовании спорных и (или) конфликтных ситуаций.

4. Составление логопедического заключения, обоснованность предложений к рекомендациям по организации специального (коррекционного) обучения ребенка (формы и содержание логопедической помощи при коррекции нарушений речи).

Этап заключительный предполагает сообщение заключения, итоговую беседу с родителями (законными представителями) по вопросам согласования вида образовательной программы, организации коррекционных занятий с учителем-логопедом.

Этап консультаций предусматривает дополнительные разъяснения по результатам логопедического обследования по обращениям всех заинтересованных лиц.

Наталья Хрулева
Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС

Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс» , 2014год

«Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС ».

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – в программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика» .

Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ , Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию , развитие способности детей самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Реализация программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.

В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все ее компоненты , притом на фоне всей личности обследуемого , с учетом данных его развития - как общего, так и речевого.

Так что же такое логопедическое обследование ?

Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи , ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :

Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

Выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

Оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

Определить степень овладения компонентами языковой системы.

В основе логопедического обследования лежит «речевая карта» .

Логопедическое обследование в соответствии с речевой картой, включает следующие пункты :

1. Имя, фамилия, возраст.

2. Данные раннего развития :

а) общего (кратко) ;

б) речевого (подробно, по периодам) .

4. Зрение.

5. Интеллект.

6. Строение органов артикуляции, их подвижность.

7. Состояние общей моторики.

8. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

9. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью.

10. Заключение.

Первые пункты заполняются со слов матери, сопровождающей ребенка, и на основании медицинской документации.

Этот сбор данных занимает достаточно большой объём времени.

Мы оптимизировали этот процесс и используем анкеты для сбора анамнестических данных.

Анкета не исключает беседы с родителями, но значительно сокращает ее время.

Данные из анкеты логопед переносит в речевую карту, а саму анкету вкладывает в индивидуальную папку ребенка. Такие папки мы завели на каждого ребенка и собираем в нее весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями и т. д. + вкладываем и речевую карту).

Данные о строении органов артикуляции получаем на основании осмотра ротовой полости. Мы от этого никуда уйти не можем. Подвижность артикуляционного аппарата устанавливаем, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба, при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба, а также легкость перехода от одного движения к другому.

Обследование начинается с беседы . Тему для беседы и пособия используем, согласно речевой карте.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, которую мы организуем, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана.

На занятиях по музыкальному, физическому развитию, во время приема пищи выявляем состояние общей и мелкой моторики, и вносит данные в речевую карту.

В процессе специально организованной деятельности наблюдаем за тем, как дети выполняют учебные и игровые задания, направленные на исследование общего развития ребенка.

Н – р : Задание «Четвертый лишний» на индивидуальных листах. Дети должны были обвести лишний, по их мнению, предмет, а остальные предметы, объединенные общим признаком, раскрасить цветными карандашами. Во время наблюдения за детьми, отмечаем, кто затрудняется в правильном выполнении задания, и просим этого ребенка объяснить свой выбор.

Это и другие виды заданий для обследования мы берем из «Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко, серия «Практическая логопедия » . Карточки с выполненным заданием вкладываем в индивидуальную папку ребенка.

Эти задания мы используем для выявления уровня владения детьми обобщающими понятиями.

Используются и настольные игры, например лото «Кому, что нужно для работы?» , или же картинки с вопросом : «Кому чего не хватает?» Игру может провести воспитатель. Логопед в это время наблюдает за действиями детей , слушает их ответы и фиксирует данные в речевой карте. Этот прием мы используем для выявления объема словарного запаса.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка , логопед изучает все стороны речи : импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи , мы ориентируется на то, как понимает ребенок :

а) названия различных обиходных предметов;

б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, транспорт и т. п.) ;

в) фразы обиходного характера;

г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст.

При обследовании экспрессивной стороны речи изучаем :

а) словарь;

б) грамматический строй речи ;

в) звукопроизношение;

г) фонематический слух;

д) слоговую структуру слова ;

Анализируя ответы детей , определяем бедность или богатство словаря (называния предметов и их действий, качества, положения в пространстве (для выявления употребления предлогов ) и т. д.

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные, особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов .

Для обследования звукопроизношения подбираем предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов.

Для обследования мы подбираем необходимый иллюстративный материал,

удобно дифференцированный по разделам и темам :

«Альбом по развитию речи » - автор Виктория Семеновна Володина;

«Логопедические карточки для обследования звукопроизношения , слогового состава слов , лексико – грамматического строя и связной речи » - автор Наталья Николаевна Белавина.

«Альбома индивидуального обследования дошкольника » - автор Татьяна Александровна Ткаченко.

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, побуждают анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы. Мы оптимизировали процесс логопедического обследования :

ввели анкету в процесс беседы с родителями;

для обследования общего развития ребенка используем метод активного наблюдения в процессе специально организованной деятельности и во время занятий;

на каждого ребенка завели папку, куда собираем весь материал по обследованию (рисунки, карточки с выполненными заданиями, анкету родителей, речевую карту).

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи , но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Олонская средняя общеобразовательная школа

по проведению логопедического обследования детей,

имеющих ограниченные возможности здоровья

Составитель: Верхозина С.И.

учитель-логопед,

высшая квалифика-

с. Олонки, 2016г.

Методическая разработка предназначена для практикующих логопедов, учителей начальных классов, родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Основу данной разработки составляет опыт практической работы учителя-логопеда Верхозиной С.И., методические рекомендации пособия Лалаевой Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Просвещение, 1999; рекомендациями Л.О. Бакисовой. Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у школьников с ОВЗ. Волгоград: Учитель, 2014.; Иншаковой О.Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования. Владос, 2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в стране при воздействии множества причин

возникает увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Логопедическая работа в классах для детей, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам, занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с ОВЗ.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи данного контингента детей способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся коррекционной школы.

Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

В настоящее время нет единой утвержденной программы для обследования этих детей и работы с ними. В законе об образовании и рекомендациях ПМПК прописана необходимость медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, одним из направлений которого является логопедическое сопровождение.

В 2016 году вступили в силу ФГОСы ОВЗ, в которых прописаны специальные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для многих детей важнейшим условием является помощь учителя-логопеда.

Ожидаемый результат от использования данных методи­ческих рекомендаций: обеспечение информационно-методическими ресурсами педагогов практиков, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Методические рекомендации по проведению логопедического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, показали свою эффективность в ходе многолетней работы. Подтверждением является сводная таблица по результатам работы с детьми с ОВЗ после данного обследования (данные комплексных программ работы). В основном наблюдается стабильная и положительная динамика. (Приложение 1).

Обследование речи должно охватывать все компоненты речи: произношение, темп, плавность речи, состояние понимания речи, словарь, грамматический строй, лексический запас, фонематическое восприятие, состояние связной речи, а также письменную речь.

Логопедическому обследованию предшествует заявление родителей на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение. На каждого ребенка заводится речевая карта и карта речевого развития, в которой фиксируются не только различные компоненты речевой и психической деятельности, но и динамика развития ребенка в течение учебного года. (Приложение 2).

Данное обследование не ограничивается обследованием речи.

Вначале логопед изучает социальное развитие. По данным классного руководителя и социального педагога выясняется благоприятная или нет у ребенка социальная среда, как устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками. По опросам и личным наблюдениям выясняется состояние эмоциональной сферы.

Следующим критерием является двигательное развитие.

По опросу учителя физической культуры и собственным наблюдениям выявляется развитие общей моторики.

Важной составляющей являются функциональные возможности кистей и пальцев рук. В данном разделе определяются ведущая рука, глаз. Выполняется проба Хэда, чтобы выявить функциональные возможности работы полушарий головного мозга. Проводится динамическая организация движения пальцев. Также определяется состояние артикуляционной моторики. Определяются особенности движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба по следующим параметрам: наличие или отсутствие движений; тонус (вялый, чрезмерно напряженный); активность движений (нормальная активность, заторможенность или расторможенность); объем движений (полный, неполный); точность (точное или неточное выполнение движений); длительность выполнения движений, т.е. способность удерживать органы артикуляционного аппарата в заданном положении в течение определенного времени. Также переключаемость движений (плавный или толчкообразный с лишними движениями переход); темп движений, замены одного - другим, наличие синкинезий, добавочных, лишних содружественных движений.

Необходимо обследовать возможность выполнения изолированных движений и их серий, движений по подражанию и словесной инструкции, спонтанных движений.

Следующим критерием является познавательное развитие. В ходе беседы логопед выясняет запас знаний и представлений об окружающем (различение цветов, простых геометрических форм, временные представления и элементарные социальные представления). Наблюдает за процессами внимания, восприятия, определяет познавательную активность ребенка. Выявляет уровень развития пространственных представлений (различение правой-левой сторон, расположение предметов вверху-внизу, сзади-спереди и др.)

Важнейшим критерием является исследование речевого развития.

Первоначально собирается краткий анамнез речевого развития. Проводится беседа с родителями или анкетирование. На ребенка заводится индивидуальная карточка. (Приложение 3).

Для обследования ребенка с ОВЗ необходимым является исследование понимания обращенной речи. К данному направлению относится: понимание предложно-падежных конструкций (Приложение 4), единственного и множественного числа различных частей речи (Приложение 5), понимание сложных грамматических конструкций (Приложение 6), слов-антонимов (Приложение 7), и др.

Словарный запас обследуется в том же порядке, что и у нормально развивающихся сверстников. Следует отметить соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре различных частей речи, точность употребления слов, наличие слов-обобщений (Приложение 8), подбор синонимов, антонимов (Приложение 7)

При исследовании грамматического строя речи выявляется характер употребляемых предложений; состояние функции словоизменения: преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже; образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе; согласование с числительными (Приложение 5). Состояние функции словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных): образование названий детёнышей животных: образование глаголов с помощью приставок (Приложение 9).

Слоговая структура исследуется путём предъявления слов сложной слоговой структуры. (Приложение 10).

Состояние звукопроизношения выявляется при помощи предметных картинок, содержащих слова на различные звуки, находящиеся в разных позициях слова.

Фонематическое восприятие. Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие, соноры. Детям предлагаются слоги и слова, содержащие дифференцируемые звуки. (Приложение 11 Б).

Исследование языкового анализа и синтеза осуществляется через анализ состава предложения, слогов, слов. Данное обследование проводится по методике Фотековой Т. А. (Приложение 12). Дополнительное исследование фонематического анализа и синтеза слов проводиться по картинкам. (Приложение 11 А).

В ходе исследование связной речи детям предлагается воспроизвести знакомую сказку, рассказ по серии сюжетных картин. (Приложение 13). Следует отметить логическую последовательность в изложении событий: характер аграмматизма, особенности словаря.

Если ребенок уже обучается в школе, то исследуются процессы чтения и письма.

Определяется характер чтения: слогов простых и со стечением согласных; слов - односложных, двусложных, многосложных; предложений и текстов разной сложности. Определяется понимание прочитанных слов, предложений, текста. Указывается способ чтения. Подбираются тексты разного уровня сложности. При отборе текстов учитывается их воспитательная и познавательная ценность. Тексты также пред­ставляют те типы высказываний, о которых дети получают сведения в школе: повествователь­ные, с элементами описания, с элементами рассуждения.

Определяется в каждом виде письменных работ количество и характер ошибок. Данную работу предлагается проводить в три этапа. Первый этап - в начале сентября - имеет целью выявить исходное состояние навыков письма и чтения. Второй этап - декабрь, его цель - проследить динамику. Третий этап проводится в мае с целью: проанализировать результаты обу­чения за год. По письму представлены два основных вида работ: письмо по слуху, списывание. Языковой материал подобран в соответствии с требованиями Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с нарушением интеллекта. (I вариант) (Приложение 14).

Логопедическое заключение включает в себя основной диагноз ребенка с ОВЗ (имеющего интеллектуальные нарушения) – системное недоразвитие речи, с указанием степени нарушения: легкая, средняя или тяжелая. Далее возможен клинический диагноз недоразвития устной речи (дизартрия, алалия и др.), а также степень и характер нарушения письменной речи (дисграфия и её вид). Логопедическое заключение может быть следующее: системное недоразвитие речи средней степени. Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. следует помнить, что от правильного речевого обследования и постановки логопедического заключения зависит не только выбор логопедической программы, но и образовательного маршрута в целом.

ЛИТЕРАТУРА

    Аксёнова, А. К. Сборник диктантов для вспомогательной школы / А. К. Аксёнова. - М. : Про­свещение, 1968.

    Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с.

    Иншакова О. Б. Альбом для логопеда: материал для логопедического обследования.- Владос, 2008.-378с.

    Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения / А. А. Пахомова. С. И. Тихонова, И. А. Ильева. - СПб., 1995. - 107 с.

    Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1998. - 224 с.

    Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб. по­собие / Р. И. Лалаева. - СПб. : Ленинздат -.Союз, 2000. - 224 с.

    Максимук, Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 кл. для шк. с рус. яз. обуче­ния: пособие для учителя / Н. Н. Максимук. -Минск: ПКИП «Асар», 1995. - 160 с.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Академия, 2000. -200 с.

    Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение нарушений письма и чтения у детей I Л. Г. Парамонова. - СПб., 1994. - 72 с.

    Рамзаева, Т. Г. Уроки русского языка в 1 классе: пособие для учителей / Т. Г. Рамзаева. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1981. -128 с.

    Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. - М. : Аркти, 2000. - 56 с.

    Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. -М. : Просвещение, 1983. - 64 с.

Приложения

Приложение 1

Сводная таблица результативности коррекционной логопедической работы (по данным карт комплексной программы работы: динамика на конец учебного года)

учебный год

всего детей с ОВЗ

положительная динамика

стабильная динамика

отрицательная

динамика

Приложение 2

Карта речевого развития на ____________________учебный год

ФИО ребенка _________________________

Дата рождения ________________________

Класс_________

НАЧАЛО ГОДА

1 полугодие

2 полугодие

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальная среда

Контакт со взрослыми и сверстниками

Эмоциональная сфера

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Общая моторика

Функциональные возможности кистей и пальцев рук

Артикуляционная моторика

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательная активность

Внимание

Запас знаний об окружающем

Пространственные представления

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Краткий анамнез речевого развития

НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ

Понимание обращенной речи

Словарный запас

Грамматический строй

Слоговая структура

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Языковой анализ и синтез

- анализ состава предложения;

- слоговой анализ и синтез;

- фонематический анализ и синтез.

Связная речь

Письмо

Чтение

Заключение

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Динамика по результатам работы за полугодие_________________________________

за год_______________________________________

Дата обследования: __________________ г. Подпись: ________________Верхозина С.И.

Приложение 3

Индивидуальная карточка ребенка

Ф.И.ребенка________________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________

Речевая среда дома (есть ли дефекты речи у взрослых членов семьи или старших детей)_____________________________________________________

Раннее физическое развитие: а) когда начал сидеть______________________

б) когда начал ходить________________________________________________

Раннее речевое развитие а) когда сказал первое осознанное слово

__________________________________________________________________

б) когда начал говорить фразами______________________________________

Согласны ли выполнять требования логопеда по исправлению дефектов речи у ребенка______________________

Подпись родителя__________________

Приложение 4

.

Понимание и употребление предлогов и падежей

Приложение 5


Скажи один – много (перо – перья…)


Чего не стало? (перья – нет перьев…)



Чего не стало видно, Сколько нужно каждой голове?

когда закрыли шляпой? (один торт, три торта, пять тортов..)

(вишен, ботинок…)

Приложение 6


Покажи, где клеёнка накрыта скатертью? Скатерть накрыта клеёнкой?

Юноша обрызган девушкой. Девушка обрызгана юношей.

Приложение 7


Скажи наоборот

Приложение 8





Назови обобщающее слово

Приложение 9

Назови ласково. (ключ – ключик..)

Помоги сестрице Аленушке и братцу Иванушке назвать животных и их детенышей.

Шьет,вышивает,вяжет Чья морда, чей хвост?

Приложение 10

Назови картинки

Приложение 11

1 лист – назови первый гласный звук в словах;

2 лист - назови последний гласный звук в словах;

3 лист - назови первый согласный звук в словах;

4 лист - назови последний согласный звук в словах.

Назови слова парами (крыша- крыса). Найди…

Приложение 12

Исследование навыков языкового анализа

1. Сколько слов в предложении "Около дома росла береза"?

2. Какое второе слово в этом предложении?

3. Сколько слогов в слове "рак"?

4. Сколько слогов в слове "машина"?

5. Какой третий слог в слове "машина"?

6. Сколько звуков в слове "рак"?

7. Сколько звуков в слове "шапка"?

8. Какой первый звук в слове "шапка"?

9. Какой третий звук в слове "школа"?

10. Какой звук после "ш" в слове "школа"?

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Максимальный балл - 30.

Приложение 13

Составьте рассказ по серии сюжетных картин.

Приложение 14

Контрольно-измерительные материалы

ПИСЬМО 1 класс

Декабрь

Списывание


Н-А Н-А Н-

    Записать буквы: а, д, о, с, з, у, м, к, ы.

    Из ряда слогов записать только те, в которых слышится звук [ы]: ты, ла, су, ны, ка.

    Записать слова с заданной буквой: К - стол, стул, кот, сосны, куст, кит.

    Записать по слуху: Луша мала. Саша мал. Мы малы.

Списывание

Списывание с печатного текста.

    Заменить печатные буквы письменными (* записать в два столбика - гласные, согласные): ж, ш, и, з, д, ы, ч, щ, я, ю, е.

    Записать следующие слоги: са, ло, ре, пи, вы, бэ, ну.

    Выписать слова: сок, лу, сы, сук, ку, кон, сом, сын, ны.

    Списать предложения: Солнце печёт, липа цветёт. Кот сыт. Он тихо спит.

    Записать буквы под диктовку: ш, к, л, ы, т, г, с, ц, д, ч.

    Записать слоги под диктовку: за, су, то, ни, да, во, ку, ч ок, от, оп, ох, уф (*уго, зве, сое, ква, стро, бел, тык).

3. Записать и подчеркнуть буквы, которыми отличаются пары слов:

сын-сыр кот-кит коза-коса

осы - усы рак - мак лук - люк

4. Написать по слуху: Вот норка. Там мышка. У норки кошка.
(*У нас флаги. Мы шли и пели. Мы были рады.)

ЧТЕНИЕ Декабрь

М, а, р, х, с, ш, с, о, а, к, у, л.

Ам, му, ко, ус, ха, ку, ра, лы, ма, ун, он.

Са-ша, ра-ла, ус-уш, ор-ол.

Па-па дал Ва-не де-нег. Он ве-лел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е. Ва-ня на-дел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не. (23 слова.)

ПИСЬМО 2 класс

Сентябрь

Списывание

Клён. У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.

Прошли дожди - грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам - и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Кот. У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика был пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзьями.

Диктант Как красив лес в снегу. Изредка поют птицы. В округе кружит метель. Все звери спрятались в свои норы. (18 слов.)

Списывание

Идёт весна.

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На лужайках появилась трава Идёт весна.

Диктант

Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на вербах почки. (16 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Ма-ма и дети уш-ли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла"е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мурка сы-та, а нам ры-бы нет. (28 слов.)

    Где были мама и дети?

    Кто остался дома?

    Что делал Мурка?

Декабрь

Мос-ква - о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-£о-ва, у-ли-ца Ар-бат. Я жи-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. О-на о-чень кра-си-ва-я. (26 слов.)

    О каком городе ты прочитал?

    Какие улицы есть в Москве?

    Каким городом можно назвать Москву?

Утка и утята.

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вы-ле-те-ла утка. Юра и Леша по-до-шли к кусту. Из-под куста вы-бе-жа-ли утята и по-бе-жа-ли к матери. Они еще не умели летать. Утка спус-ти-лась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Они поплыли за уткой. (48 слов.)

    Где гуляли Юра и Яша?

    Кто вылетел из-за куста?

    Как называются детки утки?

    Как утка звала утят?

Письмо

3 класс

Сентябрь

Списывание

Птицы. Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края. Стало холодать. С деревьев опадают листья. Скоро зима.

Диктант Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Всё в тумане. Вся природа ждёт, когда же придёт матушка-зима. (18 слов.)

Декабрь

Списывание

Птицы. Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеб и зёрна.

Диктант Куст шуршит - серый зайка дрожит. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пуши­стых снежинок. (14 слов.)

Списывание

Весна. Наступила весна. Распускаются почки на деревьях. Травка начинает зеленеть. Скоро насту­пит лето. Птицы вернутся и будут петь песни.

Закачались зелёные цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей. На лиственницах показались шишечки. Деревья стали зеленеть. (17 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

Кошка и белка. У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка очень грустила и перестала есть. Хозяину было жалко кошку. Он принес из леса маленькую белочку и положил кошке. Кошка об­нюхала белку, полизала ее и стала кормить. Дружно жили кошка и белка. (41 слово.)

    Кого потеряла кошка?

    Какая была кошка?

    Кого принес хозяин?

Декабрь

К зиме. Выбрал еж себе на зиму норку под елкой. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик за постелью. Лег он на кучу листьев. Пристали листья к колючим иголкам. Потащил еж свою ношу в норку. Вот ежу и постелька. (37 слов.)

    Что выбрал еж себе на зиму?

    Что принес еж?

    Для чего он это принес?

Сияет яркое весеннее солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга вереницей тянут­ся вестники весны. Первыми прилетели грачи и стали вить гнезда. На деревьях распускаются почки. На припеке показалась молоденькая зелененькая травка. На ее зелени блестит яркий л ч солнца. Весенняя ночь коротка. (42 слова.)

    Что плывет по реке?

    Кто прилетел первыми?

    Что распускается на деревьях?

ПИСЬМО

4 класс

Сентябрь

Списывание

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобров-ка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)

Декабрь

Списывание

На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садо­вую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.

Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)

Списывание

Весной в лесу.

Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми бе­лыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.

Диктант

Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на ре­ке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на де­ревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)

ЧТЕНИЕ

Сентябрь

За грибами.

Дети ходили по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали считать грибы. Но вдруг в кустах что-то зашумело. Дети испугались. Бросили грибы и убежали. Они думали, что это волк. А это был серый заяц. (40 слов.)

    Как называется рассказ, который ты прочитал?

    Почему дети испугались?

    Кто оказался в кустах?

Декабрь

Вьюга. Утром первоклассник Толя пошел в школу. На дворе была вьюга. Испугался мальчик.

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша тоже собирался в школу и тоже испугался. Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они вместе пошли в школу. Им уже не было страшно. (44 слова.)

    В каком классе учились мальчики?

    Почему мальчики испугались?

    Отчего мальчикам стало радостно?

Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдохнуть у ручья. Потом мальчики пошли искать сучья для костра. В кустах они нашли ежика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ежика в шапку и унесли к себе домой. (45 слов.)

    Куда пришли дети?

    Что дети делали в лесу?

    Кого они нашли в листьях?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»

УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе

Директор МБОУ научно-методическим советом центра

ППМС-центр «ДАР»

Протокол № _________

Н.И. Балакирева «___»___________2012 г «____» ___________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Составитель:

учитель-логопед Сапегина Е. С.

Новокузнецк, 2012

Пояснительная записка

В общеобразовательных школах, где обучаются дети с ОВЗ, в рамках инклюзивного и дистанционного обучения, большинство школьников с различными нарушениями речи. Следовательно, основной задачей учителя-логопеда является коррекция и профилактика дефектов устной и письменной речи у детей с ОВЗ, а также формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ. Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и учтены особенности детей с ОВЗ.

Предлагаемая диагностическая программа составлена на основе методик Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и Н. В. Нищевой и предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ: качественной оценки нарушения речи, анализа структуры дефекта.

Цель программы – определение речевого статуса ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата для выбора коррекционно-развивающего маршрута.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи:

    Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка с ОВЗ.

    Обследовать состояние артикуляционной, общей и мелкой моторики.

    Выявить особенности дыхательной и голосовой функций.

    Определить соответствие развития фонетико-фонематической стороны речи возрастным нормам.

    Выявить соответствие возрасту уровня сформированности операций языкового анализа и синтеза.

    Определить состояние лексико-грамматического строя и связной речи в сравнении с возрастными нормами.

    Исследовать продукты письменной речи младших школьников с ОВЗ для выявления стойких специфических нарушений.

Диагностика речевого развития проводится в первые две недели сентября и является стартовым логопедическим обследованием (поступивших в группу / продолжающих обучение) или при поступлении детей в течение учебного года. В январе, в течение одной-двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с тем, чтобы можно было своевременно выявить как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ, провести их необходимую корректировку. В конце учебного года (последние две недели мая) логопед проводит итоговое обследование детей, делает сопоставительный анализ данных, составляет годовой отчет с указанием направлений деятельности и эффективности работы.

Обследование проводится в индивидуальной форме и рассчитано на два-четыре занятия по 20-30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может меняться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Программа состоит из четырех блоков: сбор анкетных и анамнестических данных, обследование речевого аппарата, обследование устной речи и обследование письменной речи, каждый из которых решает соответствующие задачи.

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных (по ходу обследования)

    Анкетные данные

    Общая характеристика ребенка

    История речевого развития

    Слух и зрение

    Понимание речи

    Состояние общей моторики

II блок. Обследование речевого аппарата (5-10 мин)

III блок. Обследование устной речи (30-35 мин)

    Состояние звукопроизношения (2-3 мин)

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова (2-4 мин)

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза (10-12 мин)

в) Фонематические процессы

4. Состояние лексико-грамматического строя речи (8-12 мин)

а) Словарь

б) Словообразование

в) Словоизменение

5. Связная речь (8-10 мин)

IV блок. Обследование письменной речи (25-30 мин)

    Чтение (5-7 мин)

    Письмо (20-23 мин)

а) Списывание

б) Диктант

Для обследования младших школьников с ОВЗ 1 класса применяются задания 1-3 блоков, для детей 2-4 классов – задания 1-4 блоков. В ходе проведения диагностики учитель-логопед получает данные, позволяющие составить индивидуальные планы развития на каждого ребенка. Качественный подход позволяет определить примерные сроки формирования умений и содержание коррекционной работы. Результаты диагностики фиксируются в специальной речевой карте, где отмечаются данные о речевом развитии ребенка (Приложение №1) .

Данная диагностическая программа разработана для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ в рамках инклюзивного и дистанционного обучения.

Обязательным условием реализации программы является индивидуальная очная форма проведения обследования речи детей с ОВЗ, в связи с их особенностями развития.

Для достижения цели и поставленных задач диагностики используются следующие методы :

    изучение анамнестических данных;

    наблюдение;

    беседа с ребенком, родителями и педагогами;

    анализ письменных работ (не менее 8 – 10 работ).

Диагностический материал

I блок. Сбор анкетных и анамнестических данных

    Анкетные данные

Отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, класс, наименование учреждения

    Общая характеристика ребенка

Отмечаются устойчивость внимания, усидчивость, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы и другие индивидуальные особенности ребенка

    История речевого развития

Отмечается, как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)

    Слух и зрение

Отмечается состояние слуха, зрения

    История обучения чтению и письму

Отмечается время начала обучения грамоте и возникшие при этом трудности

    Понимание речи

Отмечается понимание отдельных слов и фраз, а также умение выполнять инструкции и поручения

    Состояние общей моторики

Отмечается состояние общей моторики

    Сформированность графомоторных навыков

Отмечаются наличие и особенности графомоторных навыков

II блок. Обследование речевого аппарата

    Произносительная сторона речи

Отмечается степень разборчивости речи, ее темп и ритм Отмечаются особенности дыхания и голоса

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отмечаются особенности строения губ, зубов, твердого и мягкого неба, языка, особенности прикуса

    Состояние артикуляционной моторики

Отмечаются объём, амплитуда, темп, точность выполнения, переключение

III блок. Обследование устной речи

1. Состояние звукопроизношения

Свистящие

Шипящие

Сонорные

В слове

Собака, колбаса, автобус

Семь, письмо, гусь

Зубы, звезда, коза

Зебра, обезьяна, земляника

Цапля, пуговица, огурец

Шапка, машина, душ

Жук, ножницы, ножи

Чайник, бабочка, ключ

Щётка, овощи, плащ

Рыба, корова, топор

Ремень, верёвка, фонарь

Лампа, молоток, дятел

Лейка, телефон, метель

Во фразе

Стол накрыт скатертью.

Гусеница сидит на листе.

За забором розовый куст.

В зеленой корзине газеты.

У крыльца курица с цыплятами.

На вешалке шуба, шапка и шарф.

Пожарники едут на пожар.

На столе чашка с горячим чаем.

Щенок в ящике.

На черной крыше красная труба.

Дом на берегу моря.

На балконе стол и стул.

Лимон лежит на блюдце.

    Сформированность звуко-слоговой структуры слова

Односложные слова: дом, мак, сыр

Двусложные слова из открытых слогов: ива, дети, фата

Двухсложные слова со стечением: банка, ветка, губка

Двухсложные слова из закрытых слогов: компот, тюльпан, лыжник

Трехсложные слова из открытых слогов: охота, малина, лебеди

Трехсложные со стечением: таблетка, матрешка, космонавт

Многосложные слова: черепаха, государство, сковорода, велосипедист, чистильщик, экскаваторщик

Словосочетания: слесарь-инструментальщик, космонавт-исследователь, строгий регулировщик

Предложения: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Регулировщик руководит движением на перекрестке.

    Сформированность операций языкового анализа и синтеза

а) Анализ (определить количество слов в предложении, назвать первое, второе, третье и т.д.) и синтез предложений

Предложение из 3-х слов без предлога:

Стоят теплые деньки.

Предложение из 4-х слов без предлога:

Осенью часто льют дожди.

Предложение из 5-ти слов с предлогом:

Желтые листья падают на землю.

Предложение из 4-ех слов с предлогом:

На, столе, лежит, книга.

Предложение из 5-ти слов с предлогом, предъявленных в нарушенной последовательности:

Катя, с, кувшин, увидела, водой.

Предложение из 5-ти слов с предлогом (слова даны в начальной форме):

Ира, купить, шапка, в, магазин.

б) Слоговой анализ и синтез (определить количество слогов в слове; составить слово из слогов)

Односложные слова с закрытым слогом: сом, мак, мышь

Односложные слова со стечением: стул, взрыв, вброд

Двухсложные слова: муха, ухо, кошка

Двусложные слова со стечением: кровать, поднос, крыша

Трехсложные слова: капуста, картофель, собака

Трехсложные слова со стечением: ласточка, карандаш, осьминог

Двухсложные слова: ка-ша, цве-ток, те-традь

Трехсложные слова: ка-на-ва, а-на-нас, чу-че-ло

Многосложные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный

в) Фонематические процессы:

    Повторение слогов с оппозиционными звуками

Дифференциация парных звонких и глухих фонем: ба-па, са-за, да-та, жа-ша, ва-фа, ка-га, па-ба и т.д.

Дифференциация свистящих – шипящих фонем: са-ца, са-ша, жа-за, ча-тя, ца-са, ша-са, за-жа, тя-ча и т.д.

Дифференциация сонорных фонем: ла-ра, ра-ла

    Повторение слов с оппозиционными звуками

Почка-бочка, класс-глаз, софа-сова, уточка-удочка, трава-дрова

Крыса-крыша, сук-жук, лес-лещ, сайка-чайка

Лейка-рейка, баран-баян, гайка-чайка, ложки-рожки

Мышка-миска, угол-уголь

    Выделение звука на фоне слова

Звук [м] в слове: мышка, дерево, норка, мочка, сон, дом, гном, стол, кошка, комната, шапка, горка

    Выделение первого звука в слове

Гласного звука: астра, удочка, иней

Согласного в словах со стечением: гребешок, кран, свисток

Согласного в открытом слоге: соловей, мухомор, танкист

    Выделение последнего звука в слове

Согласного в закрытых слогах: мак, дом, карандаш

Согласного в слогах со стечением: танкист, аист

Гласного: радуга, кошка, окно

    Определение места звуков в слове (начало, середина, конец) (Приложение №2)

Где прячется звук [а] в словах: аист, лак, пила, мак, рука, арбуз

Где прячется звук [п] в словах: палка, шапка, укроп, пони, стоп, кепка, кнопка, пол

    Определение последовательности звуков в слове

Какой первый, второй, третий и т.д. звук в словах: лапа, почта, малина

    Определение количества звуков в слове

Односложные с закрытым слогом: дым, сок, лук

Двухсложные слова: козы, шапка, каша

Двухсложные со стечением: диктант, крышка

    Определение места звука относительно других звуков

Назови соседей [т] в словах: кактус, пальто, ватка

    Навыки звукового синтеза

Односложные с закрытым слогом: [ч]-[а]-[с], [п]-[ы]-[л "] , [т "] -[м]-[а]

Односложные со стечением согласных: [п]-[а]-[р]-[к], [з]-[в]-[у]-[к]

Двух-трехсложные со стечением согласных: [ф]-[у]-[т]-[б]-[о]-[л], [а]-[л]-[ф]-[а]-[в " ]-[и]-[т]

    Фонематические представления

Назвать три слова, в которых есть звук [м]

Назвать три слова, в которых 4 звука

Показать картинки, в названии которых 5 звуков: зонт, лопата, кукла, свисток, горка, молоток, лимон, шапка (Приложение №3)

4. Состояние лексико-грамматического строя речи

а) Словарь

Название предметов по описанию:

предмет, которым причесывают волосы?

предмет, которым режут хлеб?

предмет, которым рубят дрова?

предмет, которым копают землю?

дети, которые учатся в школе?

домик, сделанный для скворцов?

Подобрать антонимы к словам: добро, друг, грязь, хороший, больной, широкий, давать поднимать, покупать.

Назови предметы, относящиеся к: мебели, инструментам, насекомым, обуви, грибам и т.д.

б) Словообразование

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Приложение №4) :

стол, машина, носок, ведро, нож, рукавица, чашка, окно, одеяло

Образование имен существительных, обозначающих детенышей (Приложение №5) :

У кошки… (у лисы, у слона, у утки, у зайца, у волка, у козы, у белки, у медведя, у бобра, у собаки, у барсука, у коровы)

Образование относительных имен прилагательных (из чего сделано):

дерево, бумага, мех, шерсть

Образование притяжательных имен прилагательных (Приложение №6) :

Хвост зайца чей? … (лисы, волка)

Образование приставочных глаголов (Приложение №7) : по-, под-, об-, за-, вы-, от-, пере-, при-

в) Словоизменение

Употребление имен существительных в форме Им. падежа ед. и мн. числа (Приложение №8) :

лист, стул, воробей, дерево, пень, глаз, рот, река, ухо, кольцо, лев

Употребление имен существительных в форме Р. падежа мн. числа (Приложение №9) :

шары, березы (деревья), ложки, ключи, карандаши, окна, книги, вёдра, листья, вилки

Употребление предложно-падежных конструкций (Приложение №10) :

в, на, под, перед, из-под, из-за, к, за, из

Употребление имен существительных в форме косвенных падежей без предлогов:

У меня есть ручка.

У меня нет … .

Я не вижу … .

Я рисую … .

Согласование имен прилагательных с именами существительными. Назвать признаки предметов (Приложение №11) :

мяч, шапка, ведро, апельсин, бабочка, блюдце, колокольчик, платье, ворона

Согласование имен числительных с именами существительными (сколько предметов – 2, 5) (Приложение №12) :

коты, машины, розы, мячи, окна, пни, воробьи, платки, вёдра

5. Связная речь

а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Приложение №13)

б) Пересказ прослушанного текста

5 – 6 лет Муравей.

Муравей нашёл зерно. Оно было такое тяжёлое, что муравей не мог его поднять. Тогда муравей позвал на помощь своих товарищей, других муравьев. Все вместе муравьи легко дотащили зерно до муравейника.

6 – 7 лет Умная галка.

Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нём на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!

(Адаптированный текст по Л.Н. Толстому)

1 класс Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

2 класс Бабушкины куры.

У бабушки были куры. Надя спросила: «Можно я их покормлю?» «Можно». Надя взяла мисочку с зерном. Стала звать: «Куры, куры, сюда!» А куры не идут. «Бабушка, они не идут!» «А ты им скажи: цып, цып». Тут со всех сторон набежали куры и давай клевать зерно.

3 класс Котёнок.

Вася и Катя пошли гулять. Они взяли с со бой котёнка. Котёнок был серый с белыми лапками. У дороги рос щавель, дети стали рвать его. И забыли про котёнка. Вышел охотник с двумя собаками. Собаки побежали к котёнку. Они хотели его схватить. Котёнок испугался и прижался к земле. Вася бросился к котёнку. Он накрыл его своим телом и спас от собак.

4 класс Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

IV блок. Обследование письменной речи

1. Чтение

2 класс Волчица и заяц (Приложение №14)

Ночью волчица охотилась на зайца. Шустрый заяц перебежал через шоссе. Волчица наблюдала за ним из кустов. Свет фар проезжавшей машины ослепил волчицу. Волчица поджала хвост и скрылась.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Когда охотилась волчица?

    Куда побежал заяц?

    Почему волчица не поймала зайца?

3 класс Соседи (Приложение №15)

В нашем подъезде пять этажей. На первом этаже живёт дед Василий. Он защищал нашу землю на войне. Дед Василий – ветеран. Все соседи его уважают. На третьем этаже живёт Ярослав. Он учится в четвёртом классе. Ярослав помогает дедушке, приносит письма и продукты.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Кем был дед Василий?

    Как помогает Ярослав дедушке?

4 класс Орёл (Приложение №16)

Высоко летает могучий орёл. Часами парит он над землёй. Зорко смотрит он на землю: не мелькнет ли где шустрый заяц или осторожная куропатка. Стрелой падает он на добычу и уносит её в своё далёкое гнездо. Там ждут орла голодные орлята. Издалека слышен их мощный крик. Жадно и быстро поедают они добычу. И снова орёл летит на охоту.

Вопросы:

    О ком этот рассказ?

    Зачем орёл зорко смотрит на землю?

    Куда и кому орёл уносит свою добычу?

2. Письмо

а) Списывание

2 класс (Приложение №17)

На берегу реки стояла дача. В парке растут большие липы и берёзы. Мама надела новый фартук. Распустились набухшие почки дерева. Алёша и Ульяна несут сестре пелёнки. Закачались на выступах гор жёлтые цветы.

3 класс (Приложение №18)

Лиза и Соня спешат на заснеженную поляну. Щедрый медовый запах наполнил вечерний воздух. У Гриши под крыльцом жили ежи. Мальчики сели под ель. Бабушка Поля развесила сушиться бельё. На лиственницах запестрели шишечки. Запахло прелыми листьями.

4 класс (Приложение №19)

Ребята ждут больших перемен в природе. Пушистые снежинки закружились в морозном воздухе. Щенок Тузик хотел лизнуть ежиху и уколол язык. Бабушка хвалит девочек за помощь. В чужой лодке всегда большие рыбки. Зимой дети ходят на озеро кататься на коньках. Ульяна страшно боялась щекотки и мышей.

б) Диктант

2 класс

Начало года Собака.

Люба и Надя играли. Во двор забежала чужая собака. Детям стало страшно. Лёня бросил ком грязи. Собака сразу убежала.

Конец года Весна.

На улице шумят ручейки. Прилетели грачи и кричат в роще. На яблоне набухли почки. А на березе и орешнике уже висят серёжки. Дети целый день пускают кораблики.

3 класс

Начало года Наша дача.

Это наша дача. За рекой чудесная дубовая роща. Туда мы часто ходим гулять. В роще много груздей и рыжиков. Есть и ягоды. Один раз Лариса набрала целый кувшин малины.

Конец года Часы.

На стене в нашей комнате висят большие часы. У часов две стрелки и блестящий маятник. Большая стрелка показывает, сколько минут, а маленькая – который час. Через каждый час часы бьют. Нежный бой часов слышен по всей квартире.

4 класс

Начало года Овца.

Зачем человек держит овцу? От овцы человеку большая польза. Человеку нужна овечья шерсть на чулки и на сукно. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Колхозники разводят овец. Летом их пасут на лугу. Зимой овцы живут в хлеву на скотном дворе.

Конец года Ночной праздник.

Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые ночные цветы. Вскоре закружились в воздухе зелёные огоньки светлячков. Еще гуще засеребрилась трава. Ярче забелели ночные цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник.

Список литературы:

    Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2008. – 112с.

    Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.А. Данилова. – Л., 1977.

    Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 206с.

    Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 32с.

    Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 280с.: ил.

    Косинова, Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту / Е.М. Косинова. – М: ОЛИСС; Эксмо, 2007. – 64с.: ил.

    Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. –85с.: ил.

    Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 48с.

    Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом./ Под ред. М. В. Ипполитовой. – М.,1989.

    Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176с.