Название состояния «общее недоразвитие речи» говорит само за себя – оно означает, что в организме что-то идет не так, и, как следствие, неправильно формируются навыки выражения своих мыслей и эмоций с помощью слов. Общее недоразвитие речи 2 уровня – это уже серьезное расстройство, во время которого нарушено формирование лексической, грамматической и родного для ребенка языка. Эта патология может серьезно навредить уровню жизни и снизить шансы на полноценное социальное развитие, поэтому с ней необходимо бороться – и чем раньше, тем лучше.
В медицинской практике принятая единая классификация нарушений в формировании речевых навыков. , их характеристика поможет определить степень расстройства в каждом индивидуальном случае. К этой патологии относят и совсем неговорящих детей (хотя к их возрасту начальные речевые навыки уже должны быть сформированы), и детей, которые стараются выразить свои мысли, но не могут правильно использовать слова, и тех детей, чья проблема состоит только в правильном произношении.
Характеристика для ОНР 2 уровня имеет следующие особенности:
Для устранения ОНР 2 уровня необходима коррекционная работа – для полноценного дальнейшего развития ребенку необходимо научиться выражать свои мысли и взаимодействовать в социуме. Начинать ее ранее четырех лет (как, впрочем, и ставить сам этот диагноз) – бессмысленно, ведь до этого возраста уровень речевых навыков находится на самой ранней стадии формирования.
Однако грамотно наблюдая за комплексным развитием ребенка, можно сделать прогноз на и принять соответствующие меры, чтобы не дать патологии проявиться в более старшем возрасте.
Для каждого уровня общего недоразвития речи медиками определен ряд характерных признаков, указывающих на принадлежность патологии именно к этой стадии. Кроме того, у ребенка, страдающего любой из форм проявления ОНР, наблюдаются также сопутствующие симптомы:
Отличительные симптомы именно второго уровня патологии включают в себя следующие проявления:
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Важно! Даже если вы видите, что у вашего малыша наблюдаются несколько или все вышеперечисленные симптомы, не ставьте диагноз ему самостоятельно! Только грамотный специалист сможет правильно определить степень нарушения речевого развития и дать соответствующие рекомендации и справки: например, логопедическое заключение – ОНР 2 уровня требует направления на лечение к профильному врачу.
Коррекционная работа над ОНР 2 уровня – это целый комплекс мер, направленный на всесторонне развитие способности малыша к самовыражению через речь. Для того чтобы лечение было эффективным, врачом-логопедом обязательно составляется индивидуальный маршрут ребенка с ОНР 2 уровня: в нем учитываются все особенности личности ребенка, его характера, темперамента и внешней среды, в которой малыш постоянно находится.
Перспективный план работы с ОНР 2 уровня включает в себя:
Важно! Главное правило успеха выполнения корректирующих заданий для ОНР 2 уровня – это их четкая последовательность и распределение по сложности. Логопед, проводящий занятие, должен хорошо понимать, на каком этапе развития находится речь, и исключать слишком трудные, или наоборот – слишком легкие упражнения.
Осложнения при ОНР 2 уровня – это, как правило, развитие патологии на дальнейшую, самую критическую стадию – . Произойти это может только в одном случае: если корректировке речевого расстройства не было уделено достаточного внимания.
То есть родителям всегда необходимо замечать любые отклонения в развитии своего малыша и вовремя принимать меры, не рассчитывая, что опасное состояние пройдет само, без их участия.
Гарантировать отсутствие этой патологии нельзя: она может сформироваться в случае негативного влияния различных внешних факторов. Однако провести профилактическую работу и снизить риски можно, следуя нескольким простым рекомендациям:
Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах. В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.
Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?
1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.
Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:
Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?
Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:
Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?
Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.
Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.
После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?
Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.
Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.
Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:
Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.
Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.
Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.
Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.
Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.
Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.
Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.
Основные симптомы:
Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.
Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.
Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.
Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.
Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.
Привести к подобному расстройству может несколько факторов:
Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.
Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:
Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:
Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.
Существует четыре степени речевой недоразвитости:
Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:
Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.
Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:
У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:
Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:
Параметры ОНР третьего уровня:
Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:
Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.
Определение патологии и её степени тяжести состоит из:
В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.
Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.
Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.
Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:
Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:
Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:
Во избежание развития подобного недуга необходимо:
Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.